Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством?

Автор Хранитель, марта 14, 2006, 01:44:58

« назад - далее »

Хранитель

Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством?
 
Рассматриваемое в данной статье учение – антропософия Рудольфа Штайнера имеет все основания быть включенным в число тех «басен», новозаветное пророчество о которых мы использовали сегодня в качестве эпиграфа. Читая работы Штайнера, не может не броситься в глаза его упорное желание поведать человечеству «истину» о Христе и христианстве. Например, Штайнер пишет: «... духовная наука (т.е. антропософия. – В.П.) хочет не основать религию, а более религиозно настроить душевную жизнь, ... она как раз ведёт ко Христу как Сущности, стоящей в центре религиозной жизни» (1); «Духовная наука не хочет заменить христианство, она хочет быть инструментом для постижения христианства.  ... Духовная наука не хочет заменить христианство чем-либо другим, а хочет только помочь понять христианство глубже и сердечнее» (2).  Желание глубже понять христианство, несомненно, можно только приветствовать. Во прос в ином: какое отношение к христианству антропософия имеет по своему содержанию? Можно ли, придерживаясь антропософского учения, достичь провозглашаемой Рудольфом Штайнером цели или нет? Попытаемся в этом вопросе разобраться. Надо ли вообще это делать? Рудольф Штайнер пишет: «Странную ошибку совершают те, кто борется с духовной наукой с точки зрения христианства. Пусть однажды спросят у духовной науки, борется ли она с тем, что можно найти внутри христианства? Она подтверждает всё, на чём зиждется христианство. Но к этому она добавляет и нечто другое. Запрещать это другое не значит настаивать на христианстве, но это значит настаивать на ограниченности христианства» (3). Как видим, по мнению Штайнера, несогласие христианина с «духовной наукой» является ошибкой, однако основанием для этого несогласия служит критерий истинности учения, предложенный в Священном Писании (заметим здесь, что Штайнер очень любил цитировать Библию в своих работах): «... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Можно ли принимать «благовестие» Штайнера, если оно противоречит Священному Писанию? Является ли стремление основывать свою духовную жизнь на истине, а не на домыслах Штайнера признаком ограниченности христиан? Как видим из вышеприведенной цитаты, апостол Павел призывает следовать истине, отвергая ложь, при этом ложью он явно считает то, что противоречит апостольскому благовестию. Задумаемся, есть ли основания доверять учению Штайнера и строить свое познание христианства на антропософии? Но сначала скажем несколько слов об основоположнике этого учения.

Продолжение
http://apologet.narod.ru/sekto/text/zapad/antroposof/antr.htm
Виталий