Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

Автор Хранитель, июля 22, 2005, 07:17:16

« назад - далее »

Хранитель

Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

http://apologet.front.ru/sekto/text/vostok/hatha-yoga/hatha.htm
 
Многие россияне активно увлечены поиском быстрых и, как им кажется, надежных методов оздоровления. Среди таких методик прочную позицию заняла хатха-йога. Увлекающиеся хатха-йогой считают ее своеобразным аналогом гимнастики, с помощью которой можно значительно улучшить состояние своего здоровья. При этом лишь немногие всерьез задумываются об истоках и изначальных целях занятий хатха-йогой, а также о том, что результаты этих занятий могут оказаться самыми неожиданными. В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы: что такое хатха-йога, где и когда она была создана, так ли уж безвредно заниматься ею, а также совместима ли хатха-йога с христианством. Прежде всего, определимся с самим понятием «йога».

Термин «йога» родился в Индии и имеет около 20 словарных значений (1), среди них такие как: «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять» и т.д. (2). В общем смысле йога – это «техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри» (3). Йога – это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению «Абсолюта», однако они могут иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: «Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей душой Бога (4)» (5). Также можно сказать, что «йога – это «связь» с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние...» (6). Йог Чинамайананда утверждал, что занимаясь йогой человек из червя станет «Богом Богов» (7). В индуизме йогой называют практическую методику преодоления всего преходящего и воспринимают ее как путь к вечности (8).

Йога в том или ином виде является обязательным компонентом всех духовных традиций Индии (9). Подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: «...в древности все высшие достижения человека в познании, искусстве и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям» (10). Нет ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует. Огромную роль в йоге играет гуру: «гуру – это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы (11) ... гуру – это тот, кто рассеивает тьму (невежество, иллюзии)» (12). Связь ученика с гуру имеет очень большое значение, фактически, не имея гуру, йогой заниматься нельзя, более того, «если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он совершает тем самым самый страшный грех (обычно учителя йоги говорят, что ученик таким поступком портит себе карму. – В.П.) и будет вынужден расплачиваться за этот поступок в течение длительного времени (например, в следующих жизнях. – В.П.)» (13). При этом гуру может стать далеко не любой человек, а только тот, кто достиг полной духовной реализации и был посвящен, в свою очередь, своим гуру. Вот некоторые признаки, которые позволяют, с точки зрения тантристов, отличить ложного гуру от настоящего: «К этим признакам относятся серьезные заболевания, такие как заражение крови, проказа, болезни глаз, бесплодие; врожденные аномалии – такие как лишнии конечности или их недостаток, карликовое телосложение... а также – даже такой признак, как плохие ногти или зубы» (14). Это, конечно, далеко не все признаки, но и они позволяют сделать вывод, что учителем нельзя стать лишь потому, что человек этого хочет и изучил ту или иную духовную литературу, необходима принадлежность к духовной традиции той школы, учителем которой человек себя объявляет, а также наличие определенных физических и психических свойств, определенной квалификации, подтвержденной учителями избранной традиции. Йог обязательно должен быть вегетарианцем (15), однако есть исключения, например, система тантрической йоги позволяет есть мясо (16) . Высшее духовное состояние, которого может достичь йог, называется самадхи, описать самадхи невозможно, по сути это некое мистическое переживание, которое испытывает человек в результате занятия йогой: «Самадхи – это неописуемое состояние. Оно находится вне компетенции ума и речи. В Самадхи, или состоянии Сверхсознания, медитирующий теряет свою индивидуальность и становится единым с Высшим «Я», воплощением Блаженства, Мира и Абсолютного Знания. Вот и все что можно сказать об этом состоянии» (17). Последователи йоги считают, что понять самадхи можно только пережив это состояние. Свами Вивекананда писал о самадхи: «Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, оно называется самадхи» (18); «Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно (выделено нами. – В.П.). Во многих случаях является опасность повредить мозг» (19). Кроме того, впадающие в состояние самадхи «подвержены галлюцинациям» (20). При занятиях йогой, как верят практикующие йоги, развиваются следующие способности или, как их называют сами йоги, сиддхи: 1) анима – способность принимать форму меньше меньшего; 2) махима – способность принимать форму огромных размеров; 3) лагхима – способность становиться легче пылинки; 4) гарима – способность становиться необыкновенно тяжелым; 5) прапти – способность получать все, что угодно; 6) пракамья – непоколебимая воля; 7) ишитва – превосходство над другими; 8) вашитва – способность удерживать окружающих под своим контролем (21). Свами Вивекананда утверждал: «...свобода души (в неоиндуистстком понимании (22). – В.П.) есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к этому результату» (23). Рассмотрим кратко виды классической йоги.

Существует четыре вида классической йоги: джнана-йога, карма-йога, бхакти-йога и раджа-йога. Джнана-йога (джняна-марга) - это путь развития сверхрациональной интуиции, цель которой – постижение йогом единства личной души (Атмана) с Божеством (24) через развитие у себя «...высших интеллектуальных способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад (25): «Все сие Атман (26)», «Я есть Брахман (27)» и др. Ритуалы отвергаются за ненужностью, путь асоциален, предполагает монашество...» (28). Джнана-йога считается путем для личностей, имеющих высокое интеллектуальное развитие. Данный вид йоги не предполагает специальной работы с телом, это, скорее, путь высокого интеллектуального созерцания. Заметим, что в настоящее время в России в рамках неоиндуизма ни одно направление йоги не практикуется в классической форме. Карма-йога (карма-марга) - это путь ритуально чистых деяний, который заключается в том, что йог следует в своей жизни тем религиозным предписаниям, которые приняты в той духовной традиции, к которой он принадлежит (29). Свами Вивекананда писал: «Что же говорит карма-йога? «Трудитесь неустанно, но отрешитесь от всякой привязанности к труду. Не отождествляй себя ни с чем вне вас. Держите ваш ум свободным...» (30). Карма-йог - это человек, который не привязывается к плодам своего труда, считая, что все, что он делает, есть исполнение его религиозного долга, предполагается работа без внутренней психологической вовлеченности, без привязанности к результатам труда (31). Карма-йог считает, что плоды, как и сам процесс труда, принадлежат божеству. В Бхагавадгите об этом сказано так: «Все, что ты делаешь, что вкушаешь, что подаешь, что приносишь в жертву; какой ни совершил бы ты подвиг – все совершай как приношение мне (Кришне. – В.П.)» (32). Отрекшись от своего «я» через отказ от присвоения плодов труда, йог как бы позволяет тем самым раскрыться божеству в себе и становится «богом». При этом, по словам Свами Вивекананды, «карма-йог может не верить ни в какую доктрину. Он может не верить даже в Бога, может не вопрошать, что такое душа, и не думать ни о каких умозаключениях. Он имеет своей специальной целью осуществление бескорыстия, и ему приходится самому вырабатывать пути, ведущие к этой цели» (33). На практике обычно карма-йогу соединяют с бхакти-йогой и отдельно не практикуют. Бхакти-йога – это путь преданного служения избранному божеству (34) . Бхакти-йог, или бхакта, как говорит Бхагавадгита - это тот, кто не имеет «ненависти к существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый, удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решениях, вручивший Мне сердце и разум, кто предан Мне (Кришне. – В.П.)» (35). Бхакта – это тот, кто ежеминутно думает об избранном божестве, его привязанность к божеству должна быть всепоглощающа (36). Любые свои деяния бхакта посвящает избранному божеству. Адепт бхакти-йоги стремится к экстатическим, эмоциональным переживаниям, к мистическим озарениям. Цель - вызвать в себе непреодолимую любовь к божеству, граничащую с одержанием божеством (37). Среди групп, практикующих бхакти-йогу, нередки случаи сексуальных извращений, например интимные отношения с гуру или обмен партнерами между членами секты (38). На сегодняшний день бхакти-йога является одной из самых популярных направлений йоги в мире. Рассмотрению раджа-йоги мы уделим особое внимание, так как хатха-йога является ее частью и без понимания раджа-йоги мы не сможем ответить на сформулированные в статье вопросы.

Продолжение...

http://apologet.front.ru/sekto/text/vostok/hatha-yoga/hatha.htm
Виталий