Был ли Иисус Христос аватарой?

Автор Хранитель, октября 14, 2005, 10:13:48

« назад - далее »

Хранитель

Был ли Иисус Христос аватарой?

  http://apologet.narod.ru/sekto/text/vostok/avatar/avata.htm

Кем был Иисус Христос? Этот вопрос является одним из важнейших в истории религиозной жизни мира. Был ли Он Богочеловеком, как учит христианство, пророком, как считают мусульмане, а быть может, Иисус Христос был аватарой (1), как представляют Его оккультисты и неоиндуисты (2)? От ответа на вопрос кто для нас Иисус Христос, зависит вся духовная жизнь человека. Если Христос - лишь пророк или аватара, значит, Он один из многих, то есть могут быть названы и другие пророки и аватары, равные Ему или даже превосходящие Его. В предлагаемой вниманию читателей статье мы попытаемся поразмыслить о том, можно ли считать состоятельными попытки оккультистов и неоиндуистов (3) убедить человечество в мысли, что Христос был аватарой.

Какой смысл вкладывают в понятие «аватара» оккультисты? Теософия учит: «Аватара (Санскр.) Божественная инкарнация (4). Нисшествие бога или какого-либо другого возвышенного Существа, которое усовершенствовалось за пределы необходимости Перевоплощений, в теле обыкновенного смертного. Кришна был аватаром Вишну. Далай Лама (5) принимается за аватара Авалокитешвары (6), а Таши Лама (7) - за аватара...Амитабхи (8) ...» (9). Оккультисты утверждают, что все «Великие Учителя» - Кришна, Будда и Христос в том числе - были аватарами Вишну (10): «Все Мессии, неизменно, являются Аватарами Вишну...» (11), представляя собой его проявления или исполнителей его воли: «Аватар Вишну, как называют Его на Востоке, проявлялся, проявляется и будет проявляться в разных Аспектах в течение всего Цикла существования нашей планеты. Эта Индивидуальность заложила основы каждого сдвига сознания нашего человечества. Именно этот Высочайший Дух стоит во Главе Иерархии Света и принял на Себя Несменный Дозор» (12). Современный оккультизм проповедует пантеистический монизм, согласно которому природа человека божественна: не существует Бога, обладающего природой, отличной от истинной сущности человека; спасение заключается в постижении своей божественной природы, в слиянии с ней. Аватара - это человек, который достиг высочайшего уровня духовного развития, раскрыл в себе собственную божественную природу, благодаря чему стал богом, но вернулся на землю, чтобы помочь всем живущим на ней людям пройти таким же путем. Как учат оккультисты, «... каждая высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей или Персонификаторов, ближайших ей по лучу (13), а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие Аватара» (14). В целом, из оккультного учения об аватарах можно сделать несколько выводов: Мессия – это одна из аватар, все аватары так или иначе связаны с богом индуизма Вишну. Помимо того, из учения об аватарах следует, что за всеми мировыми религиями стоит одна и та же сила, и человек, к какой бы религии он ни принадлежал, поклоняется опять же одному и тому же Богу. Познакомимся теперь с учением об аватарах и боге Вишну, опираясь уже не на оккультизм, а на традиционный индуизм .

Теория аватар возникла в индуизме достаточно поздно: если мы обратим внимание на один из самых авторитетных религиозных источников индуизма, Веды (15), то убедимся, что «...в ведах нет никаких указаний на собственно теорию Аватар» (16). Более того, « теории аватаров ни древнии, ни среднии Упанишады (17) не знают» (18). Концепция аватар формируется в эпосе Махабхарата (19). Ученые пришли к выводу, что Махабхарата сложилась в период с VI – V вв. до Р.Х по IV – V вв. от Р.Х. (20) Упанишады сформировались в VII - VI вв. до Р.Х. (21) Строго говоря, учение об аватарах не такое уж и древнее. Как известно, в индуизме одним из самых популярных аватар Вишну является Кришна, а самой популярной книгой, в которой излагается учение Кришны, является Бхагавадгита, однако в этой книге Кришна ни разу не называет себя аватарой Вишну (22). Согласно научным исследованиям, концепция аватар окончательно сформировалась в пуранах (23). Пураны сформировались примерно в I веке по Р.Х (24), в силу чего мы не видим оснований считать концепцию аватар древней.

Как в индуизме понимается теория аватар? Мы уже знаем, что аватара в переводе с санскрита буквально означает «нисхождение» (25). Но какова, согласно индуизму, цель «нисхождения» аватар? В Бхагавадгите сказано: «Всякий раз, когда ослабляет дхарма (религиозные законы индуизма. – В.П.) и беззаконие превозмогает, Я (Вишну. – В.П.) создаю себя... . Для спасения праведных, для гибели злодеев, для утвержденья закона из века в век Я рождаюсь» (26). Концепция аватар первоначально была разработана для бога Вишну. Что же это за бог?

Представление о Вишну в индуизме не всегда было одинаковым. Первоначально Вишну почитался отдельными группами населения Индии в образе птицы, он считался тогда богом плодородия и плодовитости (27). В Ведах Вишну никогда не фигурировал в качестве главного бога (28), в них главными богами были Индра (29) и Варуна (30). В Ведах, по числу упоминаний, Вишну являлся божеством четвертой группы (31) и олицетворял собой Солнце (32). Вишну был очень популярен среди простого народа, и его культ постепенно окреп и начал распространяться. Ведийские жрецы не смогли полностью отвергнуть Вишну и восприняли Вишну, но как солнечного бога, а не как бога плодородия (33). Они пытались подавить почитание в народе Вишну в качестве бога плодородия и старались обратить индийское население к поклонению ведическим богам Индре и Варуне, однако сделать это им не удалось, и победивший Вишну был искусственно включен жрецами в ведийскую религию. В послеведийскую эпоху Вишну вышел на первый план и стал высшим божеством (34).

Индуизм учит, что существует десять главных аватар Вишну (35). Первой аватарой Вишну считают рыбу-матсью (36). Легенда гласит, что во время потопа Вишну принял облик рыбы, чтобы спасти Ману, прародителя человечества. Кроме Ману, Вишну спас семерых мудрецов и священные тексты Вед. Но из-за потопа оказалась утеряна амрита, напиток, который давал богам возможность жить вечно, и Вишну, желая помочь богам, принимает вид огромной черепахи-курма. Приняв вид черепахи, Вишну опускается на дно океана, на спину ему боги ставят гору Мандару, обворачивают вокруг этой горы змея Васуку и начинают «пахтать океан» (37). Черепаха поддерживает гору, чтобы та не провалилась сквозь дно океана. Таким образом боги добывают амриту. Черепаха-курма – это вторая аватара Вишну. Третьей аватарой Вишну является вепрь-вараха. Легенда гласит, что один из демонов, а именно Хираньякша, стал магом такой мощи, что его не мог победить ни бог, ни человек, ни зверь. Получив магическую власть, Хираньякша должен был в заклинаниях перечислить всех животных, но забыл упомянуть вепря. В своем самохвальстве демон сталкивает землю в океан, тогда появляется вепрь-вараха, он достает из океана землю и убивает демона. Четвертая аватара Вишну - человеколев Нарасимха, он так же сражался с демоном по имени Хираньякашипу. Этот демон добился от Брахмы (38) обещания, что его не сможет победить ни человек, ни бог, ни зверь, и что его нельзя будет убить ни днем, ни ночью, ни в доме, ни вне дома. Получив такое обещание, демон пользовался неограниченной властью до тех пор, пока однажды ни днем, ни ночью, а на закате, ни в доме и ни на улице, а на пороге дома вышло из колонны невиданное существо - человеколев Нарасимха и разорвал Хираньякашипу. Пятая аватара Вишну пришла на землю в облике карлика Ваманы. Легенды Индии гласят, что некий демон Бали достиг огромной магической силы благодаря суровой аскезе. Он захватил власть над миром и начал всех притеснять. И вот однажды к нему явился карлик и попросил милостыни. Демон предложил ему золото и алмазы, но карлик просил дать ему столько земли, сколько сможет он покрыть тремя своими шагами. Демон согласился, и тогда двумя шагами Вамана покрыл всю землю и небо, а от третьего шага отказался. Бали вынужден оставить землю и небо и удалиться в подземное царство, которое не стал покрывать третьим шагом Вамана. Шестая аватара Вишну - это Парашурама (Рама с топором). Парашурама был сыном брахмана-подвижника Джамадагни и царевны Ренуки. Отличался воинственностью и никогда не расставался с топором. По приказу своего отца он обезглавил родную мать, когда тот заподозрил ее в греховных помыслах. Легенды повествуют о многочисленных битвах и убийствах Парашурамы. Однажды он уничтожил всех мужчин сословия царя Картавирью и наполнил кровью пять озер на священной земле Курукшетре. Седьмая аватара Вишну - Рама, главный герой «Рамаяны», священной эпической поэмы индусов. В этом произведении рассказывается о том, как Рама спас свою жену Ситу, похищенную демоном Раваной. Восьмая и самая почитаемая аватара Вишну - это Кришна. Но с Кришной не все так просто, как, возможно, хотелось бы отдельным его почитателям (39). Махабхарата, которая создала образ Кришны, неоднократно переписывалась (40). Махабхарате чужд образ Кришны (41). Первоначально Кришна был отрицательным героем (42). Слияние образов Вишну и Кришны произошло позже, первоначально же это были совершенно разные боги (43). Некоторая переработка Махабхараты - и вот Кришна стал одной из аватар Вишну, а также одним из главных божеств индуизма. Девятая аватара Вишну - Будда Шакьямуни (44). Но Будду объявили аватарой так поздно, что он уже не вошел в перечень аватар, предложенный Махабхаратой (45). В реальности последним из уже пришедших аватар, который признается в Махабхарате, является Кришна (46). Индуизм также учит о десятой аватаре Вишну по имени Калки (47), пришествие которой лишь ожидается, Калки, как считается, будет одновременно воином и магом и спасет человечество.

В заключение зададимся простым вопросом: какое место занимает Иисус Христос, согласно индуистским представлениям, в этой череде главных аватар? Никакого. Традиционный индуизм ничего не знает о таком аватаре, как Иисус Христос (48). Попытки оккультистов соединить Христа и Вишну, заявив, что все мессии были аватарами, безосновательны. Не говоря уже о том, что сами понятия «аватара» и «мессия» имеют разные значения. Кто такой Мессия? «Мессия (от евр. Машиах – помазанник, вследствие чего в греческом переводе 70 толковников ... это слово переводится словом ... Христос или Помазанный). По первоначальному своему значению, Мессией называется всякий помазанный освященным елеем, например, первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете» (49). Почему Иисуса называют Христом, то есть Мессией, Помазанником? «Спаситель потому называется Помазанником, что, говоря словами митрополита Филарета Московского, Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя» (50). Священное Писание свидетельствует об уникальности Иисуса Христа: «Он (Христос. - В.П.) есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (выделено нами. – В.П.)» (Деян.4:11-12) (51) .

Нам остается добавить лишь краткий вывод: на вопрос являлся ли Иисус Христос аватарой, можно дать лишь отрицательный ответ.

Ссылки:

1. - Аватара (аватар) - букв. «нисхождение» – воплощение божества на земле. Индуистская концепция аватар связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и других богов. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.37.

2. - О неоиндуизме см.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.

3. - О том, что Христос был аватарой, учит, например, Сатья Саи Баба.

4. - Incarnatus – позднелатинское – обретший плоть, от латинского incarneri – обрекаться плотью, воплощаться. См.: Баш Л.М., Боброва А.В., Вечеслова Г.Л., Кимягарова Р.С., Сендровиц Е.М. Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С. 656 (Зд. и ниже в цитатах примечания автора статьи).

5. - Далай-лама - духовный и (до захвата Китаем Тибета) политический лидер Тибета. В наши дни Далай-ламой является Тэнзин Гьяцо. О нем см.: http://www.aryadeva.spb.ru/guru/tenzingyatso/

6. - Авалокитешвара (санскр.) — бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Образ сложился в последние века до Р.Х. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, спасая страдающих. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа Далай-лама. http://www.tibet.ru/encyclopedia/a/index.shtml

7. - Таши Лама – тибетский первоиерарх, считается проявлением Будды Амитабхи, иерархически выше Далай-ламы, но в отличие от последнего Таши Лама никогда не обладал светской властью. См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000. С.160-161.

8. - Амитабха (санскр.) — будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение «неизмеримого света». Культ его возник в Индии в первые века по Р.Х. Амитабха - создатель и владыка рая Сукхавати, в котором могут возрождаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабхи живые существа. Эманация Амитабхи - бодхисаттва Авалокитешвара, земное воплощение — Будда Шакьямуни, а также, по мнению последователей гелугпа, и Таши Лама. http://tibet.ru/encyclopedia/a/index.shtml#26

9. - Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.22.

10. - Вишну – в «Ригведе» второстепенное солярное божество, младший собрат Индры в битвах с демонами. В кришнаизме - бог Абсолют, периодически приходящий на землю в различных обликах, наиболее почитается снисхождение Вишну в облике Кришны. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.132.

11. - Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.162-163.

12. - Письма Елены Рерих. 1929-1938. В 2 т. Минск. ПРАМЕБ. 1992. Т.2. С.221 (Письмо от 17.12.36).

13. - «Луч» – понятие оккультизма, означающее своеобразный канал связи человека с оккультным учителем, через который воля учителя передается его ученику. Считается, что «луч» - это сконцентрированная на ученике мысль оккультного учителя.

14. - Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.19.

15. - Веды – священные книги индуизма, принятые, как верят индусы, древними мудрецами от богов. Авторитет Вед в индуизме сравним с авторитетом христианской Библии. Существуют четыре основные Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», Атхарваведа». См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.118. Так же о Ведах см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.

16. - Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. Восточная литература. РАН. 2002. С.74.

17. - Упанишады – произведения, составляющие завершающий цикл Вед. Слово «упанишад» означает «сокровенное учение», доступное только избранным. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.427. «...Упанишады, иначе именуемые Ведантой («конец, сущность Вед»). Веданта для индуиста имеет такое же значение, как Новый Завет для христианина. Упанишады излагают учение о том, что за многими богами стоит одна Реальность, которая называется Брахман. Брахман – это безликая, монистическая («все едино») сила». См.: Дин Халверзон. Краткий путеводитель по мировым религиям. СПб., Шандал. 2000. С.121.

18. - Легенды о Кришне. Жизнь и Учение. М., Одиссей. 1995. С.565.

19. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.132. Махабхарата – древнеиндийская поэма, в которой рассказывается о борьбе за престол между двумя ветвями царского рода куру – Кауравами и Пандавами. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.472.

20.- См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.472.

21. - Там же. С.427.

22. - См.: Легенды о Кришне. Жизнь и Учение. М., Одиссей. 1995. С.565.

23. - См.: Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., Петербургское Востоковедение. 2000. С.146. «Пураны» в буквальном переводе с санскрита - «древние предания», класс священных текстов индуизма, имеющих мифологическое, космологическое и историко-генеалогическое содержание. В Пуранах значительное место занимают ритуальные предписания. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.340-341.

24. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.340.

25. - Там же. С.37.

26. - Легенды о Кришне. Жизнь и Учение. М., Одиссей. 1995. С.424. Те же стихи Бхагавадгиты в переводе Прабхупады, основателя секты «Международное общество сознания Кришны», звучат так: «Когда на земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам .... Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы Я Сам спускаюсь на землю из века в век». Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.221-223.

27. - См.: Дандекар Р.Н.От вед к индуизму. М., Изд. Восточная литература. РАН. 2002. С.79.

28. - См.: Там же. С.172.

29. - Индра – главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.201

30. - Варуна – один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.113.

31. - См.: Дандекар Р.Н.От вед к индуизму. М., Изд. Восточная литература. РАН. 2002. С.67.

32. - См.: Легенды о Кришне. Жизнь и Учение. М., Одиссей. 1995. С.770.

33.- См.: Дандекар Р.Н.От вед к индуизму. М., Изд. Восточная литература. РАН. 2002. С.79.

34. - См.: Там же. С.79-80.

35. - Подр. см.: Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., Петербургское Востоковедение. 2000. С.147-151.

36. - См.: Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., Петербургское Востоковедение. 2000. С.147.

37. - Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., Петербургское Востоковедение. 2000. С. 147

38. - Брахма – в индуизме бог-творец и отец всех других богов. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.79.

39. - Почитание этой аватары Вишну в нашей стране популяризирует секта кришнаитов. Подр. см.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.

40. - См.: Дандекар Р.Н.От вед к индуизму. М., Изд. Восточная литература. РАН. 2002. С.178.

41. - Там же. С.189.

42. - Там же. С.179.

43. - Там же. С. 212.

44. - См.: Питанов В.Ю. Христианин, практикующий буддизм, - возможно ли это?

45. - См.: Легенды о Кришне. Жизнь и Учение. М., Одиссей. 1995. С.622.

46. - Там же. С.528.

47. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.224-225.

48. - Наши уважаемые оппоненты могут здесь сослаться на неоиндуизм и возразить, сказав, что в неоиндуизме Христос признается аватарой, но связь между неоиндуизмом и традиционным индуизмом невелика. О неоиндуизме см.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.

49. - Лопухин А.П. Ст. «Мессия», см.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1995 Т.2 С.105.

50. - О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С.124.

51. - Конечно, оккультисты могут возразить, сказав, что традиционный индуизм, как и христианство, утеряли «истинное» знание об аватарах и лишь оккультизм обладает этим знанием. Но это уже другая тема. Подробнее о том, можно ли считать эти претензии обоснованными, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Питанов В.Ю. Эзотеризм, как путь к расизму.
Виталий