Однажды в электричке я сидел рядом с ушедшей в себя тихой женщиной в черном. Желая отвлечь ее от неведомых мне грустных дум, попытался разговориться с ней. Оказалось, что она переехала к детям в Сергиев Посад из Новгородской области после того, как злые земляки сожгли ее дом, а ее муж в течение месяца умер: сердце не вынесло столь жестокого надругательства.
Покойный муж — уроженец села Рогозино Новгородской области, близ города Холм. В годы войны Михаил, как и многие другие подростки, оказался малолетним узником нацистского концлагеря. После освобождения из неволи возвратился домой. Получив образование, работал в разных регионах страны, обзавелся семьей. После развала СССР возвратился в родные края. Когда в Германии был создан фонд компенсации жертвам нацизма, Михаил Михайлович получил три тысячи долларов и купил дом в родном селе.
К его удивлению, земляки усмотрели в этом факте грубое нарушение принципов равенства и справедливости. Дело в том, что все село пострадало во время оккупации, однако НИКОМУ из жителей не были отпущены ни американские доллары, ни германские марки на восстановление личных хозяйств. А Михаилу Ларину Германия уплатила за его личные страдания! Где же тут равенство, по мнению земляков, где справедливость?! Если другие жители села не получили от Германии компенсации, то и Ларин не имел морального права на компенсацию! Свои мысли и угрозы односельчане не скрывали.
Руководствуясь такой логикой, движимые чувством «равенства и справедливости», земляки подожгли дом Лариных в марте 1997 года. Сожгли, чтобы они стали «как все».
Женщина со слезами на глазах поведала мне о своем неутешном горе и добавила: «Ну, как же так могло случиться? Ведь мы с мужем оба русские. И те, кто поджег наш дом, тоже русские! А всему миру известно, что русские — самые добрые, самые сострадательные. Вот до чего довела наших людей нынешняя жизнь!» Я не удивился ее словам, потому что уже неоднократно слышал рассказы о подобных умышленных поджогах. И мне была известна подобная идиотская логика «борцов за равенство и справедливость».
Однажды на железнодорожной платформе под Санкт-Петербургом я выслушивал столь же жуткую историю русской женщины, родившейся в рязанской деревне. Она с семьей в течение многих лет жила и работала в Средней Азии, куда они с мужем были распределены как молодые специалисты. После того как Советский Союз приказал долго жить, возвратились в родную деревню на Рязанщину. Местные власти выдали им ссуду на строительство дома. Построили. Односельчане вместо того, чтобы порадоваться новоселью возвратившихся земляков, рассудили иначе: «Мы тут живем всю жизнь, но никто нам никакой ссуды не давал. Сами строили свои дома, на свои кровные! Всю жизнь гнули спину на колхозном поле, резиновыми сапогами непролазную грязь месили. А вы стали не такими, как все! Выучились, уехали в теплые края, жили в хороших квартирах, приличную зарплату получали, о родной деревне, небось, не вспоминали! А теперь, когда вас поперли оттуда, надумали вернуться. И вам начальство тут же деньги дало на постройку хаты. Это нечестно! Не по справедливости! Потому мы спалим вашу хату!»
На угрозы женщина ответила: «Вот у вас православные крестики на груди. Неужели вы такое богопротивное дело совершите? Это же великий грех!» «Спалим хату, — настаивали мужики. — Потому что все люди равны перед Богом, а вы — не такие, как все! Вы ухитрились ссуду получить! Вы - образованные, так, видать, знали, кому взятку дать! Вот вам большие деньги и выделили... Спалим!» Ночью подожгли дом и дворовые постройки. Все сгорело дотла. Хозяева-погорельцы остались, как говорится, в чем мать родила. Родственники прислали денег на дорогу и приютили несчастных. «Как мы будем дальше жить, не знаю!» — закончила женщина свой печальный рассказ.
Как-то в Москве один мужчина рассказал мне, что русские семьи, много лет работавшие в Латвии, решили иер-нуться в Россию. Собственными силами, при содействии властей города Пскова построили многосемейные дома. Заселились. Это вызвало недовольство горожан, «Мы здесь всю жизнь живем в «развалюхах», в «хрущевках», а эти «латыши» умудрились откуда-то достать деньги, построили себе новенькие квартиры! Понаехали гут, так пусть в каких-нибудь времянках и жили бы! Откуда у них, у «латышей», столько денег? И почему городские власти им помогали? Видать, дело не чисто!» И сожгли два дома за три дня!
Я усомнился в правдивости рассказчика и послал письменный запрос. Из города Пскова получил официальный и обстоятельный ответ:
«...1 марта 2003 года был совершен поджог жилого дома по адресу; г. Псков, ул. Трояновского, 64. А 3 марта 2003 года в результате поджога сгорел жилой дом по ул. Трояновского, 47. Оба дома строились своими силами переселенцами
из Латвии. По данным фактам было возбуждено уголовное дело...» Однажды «Российская газета» провела конкурс на лучшее знание психологии русского человека и «русской идеи». Премию (несколько миллионов рублей) получил вологодский депутат, назвавший определяющие принципы русской специфики. По его мнению, русскую нацию характеризует коллективизм, стремление к абсолюту, последовательность в страданиях и аскетизме; русскому человеку не нужны деньги, его желанная награда — благополучие ближнего и Родины!
Слыша о историях, подобных тем, о которых я рассказал, я не хотел им верить! Ведь, как говорится, всему миру известно, что русский человек — самый добрый и самый сострадательный! Когда же в голове «осело» несколько подобных случаев, решил, что нельзя молчать, надо публично осудить подобные деяния, считающиеся «нетипичными», нехарактерными для русской души.
Демаркационная линия между добром и злом не проходит между народами, религиями, поколениями. Она проходит через сердце человека.
Александр МОЗГОВОЙ,
ветеран Великой Отечественной войны,
кандидат технических наук,
испытатель ракетно-космической техники,
г. Москва
Я не знаю почему Вы решили заговорить именно о поджогах, а не о преступности вообще, где лидерство принадлежит вовсе не России.
«По статистике, общее число совершаемых преступлений в России примерно в десять раз меньше, чем в США. Если в Америке ежегодно регистрируется 30-40 млн преступлений, из которых 4,5-5,5 млн относятся к разряду серьезных, то в России регистрируют всего около 3 млн преступлений в год».
http://old.cry.ru/text.shtml?200404/20040414235338.inc
А теперь давайте вспомним т.н. застойные времена. Какова была преступность тогда? Чтобы не залезать в статистику давайте припомним только, что представляли из себя наши входные двери тогда, и что они представляют из себя сейчас. Давайте сравним то хлипкое сооружение их брусков и аргалита, зачастую открывающееся еще к тому же и внутрь, и нынешнюю бронированную махину, плюс домофон в подъезде.В чем же дело? В том, что тогда у нас было государство, а сейчас мы видим жалкие остатки от него. Мы целое десятилетие жили в условиях безвластия, подобно тому, как жили две недели жители Нового Орлеана и лишь ныне Путин, дай Бог ему доброго здоровья, начал хоть как-то выправлять сложившееся положение. И что же мы видим? Как только стали требовать элементарной дисциплины, как тотчас же та же самая интеллигенция, плачущая о сожженных домах, завопила – караул! возрождение сталинизма! Вы не хотите чтобы ваши дома поджигали и при этом не нуждаетесь в сильном государстве? Ну тогда, господа интеллигенты, с головками вашими не все в порядке, и это весьма печально, потому что в силу того, что вы интеллигенция - вы и являетесь головой нации. А все проблемы всегда начинаются именно с головы, которая, если она дурная, ни рукам, ни ногам, ни прочим органам покоя не дает. Но при этом наша замечательная прослойка, никогда ни в чем не виновата! Кто разрушил Российскую Империю? Интеллигенты, подпевающие социалистам. Кто разрушил Советский Союз? Интеллигенты, подпевающие диссидентам. Кто ныне разрушает Церковь? Интеллигенты, подпевающие еретикам. Чего же вы, господа, удивляетесь, что жгут ваши дома? Не вы ли уже в течении почти двух столетий усердно разводите костер под государством Российским? Вот скажу я сейчас, что у России есть свое историческое назначение, отказавшись от которого мы превратимся в прах, попираемый народами, меня с потрохами сожрут. Но я все же скажу : Москва – Третий Рим, четвертому не бывать! Так что выбирайте, господа, либо быть гражданами Третьего Рима, либо прахом земным. Но только запомните – Бог поругаем не бывает! И жечь ваши дома будут уже не потерявшие смысл жизни русские мужики, а тупоголовые пожиратели пиццы, которым вы ныне зглядываете в рот. Куда тогда писать будете?
Ну это Вы тему в сторону уводите, а зря. Тема о чертах характера, а не о преступлениях...
ЦитироватьРуслан :
Ну это Вы тему в сторону уводите, а зря. Тема о чертах характера, а не о преступлениях...
Что Вы говорите! Везде в мире поджог - преступление, в России же, по -вашему получается, это черта национального характера, так что ли? И много домов Вы сами лично подожгли? И не стыдно Вам грязью-то в свой народ кидаться?
Леонтий, я согласен с вами, в отношении вашего предыдущего ответа.
ЦитироватьЛеонтий :
Что Вы говорите! Везде в мире поджог - преступление, в России же, по -вашему получается, это черта национального характера, так что ли?
Как по моему, я еще не писал вовсе. :)
ЦитироватьЛеонтий :
И не стыдно Вам грязью-то в свой народ кидаться?
Я кидаюсь грязью? Под статьей есть подпись.
Лично мое мнение полностью совпадает с последними строками статьи.
"линия между добром и злом не проходит между народами, религиями, поколениями. Она проходит через сердце человека."
В каждом народе можно найти разных людей. Проблема добра и зла - проблема личности.
ЦитироватьРуслан :
Лично мое мнение полностью совпадает с последними строками статьи.
"линия между добром и злом не проходит между народами, религиями, поколениями. Она проходит через сердце человека."
То, что линия между добром и злом проходит в сердце человека, не мешает ей проходить через народы, религии и поколения, поскольку просто человека, абстрактного человека, не существует вовсе, а существует конкретная личность, у которой имеется возраст, национальность и религиозная принадлежность.
ЦитироватьЛеонтий :
а существует конкретная личность, у которой имеется возраст, национальность и религиозная принадлежность.
О! И это очень хорошо, что это сказали Вы, а не я. Теперь поставим и вопроы. Какая национальность и какая религиозная принадлежность у поджигателей, борцов за справедливость?
ЦитироватьРуслан :
О! И это очень хорошо, что это сказали Вы, а не я. Теперь поставим и вопроы. Какая национальность и какая религиозная принадлежность у поджигателей, борцов за справедливость?
У поджигателей и борцов за справедливость может быть ЛЮБАЯ религиозная и национальная принадлежность. Или Вы думаете, что поджигают дома только в Росси и только русские и крещеные?
ЦитироватьЛеонтий :
У поджигателей и борцов за справедливость может быть ЛЮБАЯ религиозная и национальная принадлежность.
Безусловно. Но в данном случае противопоставлено официально заявленное коллективное качество характера (русскую нацию характеризует коллективизм, стремление к абсолюту, последовательность в страданиях и аскетизме; русскому человеку не нужны деньги, его желанная награда — благополучие ближнего и Родины!) и реальное их воплощение, причем с точным указанием мотивов пождигателей.
ЦитироватьРуслан :
Безусловно. Но в данном случае противопоставлено официально заявленное коллективное качество характера (русскую нацию характеризует коллективизм, стремление к абсолюту, последовательность в страданиях и аскетизме; русскому человеку не нужны деньги, его желанная награда — благополучие ближнего и Родины!) и реальное их воплощение, причем с точным указанием мотивов пождигателей.
Но ведь из того, что русскомуу человеку действительно присуще стремление к абсолюту, коллективизм и аскетизм, вовсе не следует, что среди русских не может не быть преступников. Как можно, опираясь на столь ограниченный материал, делать вывод о том, что зависть - национальная черта русского народа?
ЦитироватьЛеонтий :
То, что линия между добром и злом проходит в сердце человека, не мешает ей проходить через народы, религии и поколения, поскольку просто человека, абстрактного человека, не существует вовсе, а существует конкретная личность, у которой имеется возраст, национальность и религиозная принадлежность.
Абсолютно точно. И никакой религии, и никакому народу здесь нельзя отдать приоритета: и негодяи, и герои были и есть в каждом народе и в каждой (почти)религии.
Пример - "приверженность к аскетизму", о чем говорит? Да ни о чем - истинным аскетом был великий инквизитор Торквемада... Хороший был мужик? Как сказать...
ЦитироватьКатилевский Леонид Валерьевич :
Абсолютно точно. И никакой религии, и никакому народу здесь нельзя отдать приоритета: и негодяи, и герои были и есть в каждом народе и в каждой (почти)религии.
Христианства - единственная из религий, которая из негодяев делает праведников, а разбойников вводит в Царство Небесное; хранителем же религии является народ. Таким образом, получается, что быть русским и православным во всех отнощениях выгоднее, чем не русским и не православным, даже если в первом случае Вы бандит, а во втором - президент США. Впрочем, чем призедент США отличается от бандита?
ЦитироватьЛеонтий :
Христианства - единственная из религий, которая из негодяев делает праведников, а разбойников вводит в Царство Небесное; хранителем же религии является народ. Таким образом, получается, что быть русским и православным во всех отнощениях выгоднее, чем не русским и не православным, даже если в первом случае Вы бандит, а во втором - президент США. Впрочем, чем призедент США отличается от бандита?
Ну, христианство вовсе не единственная из религий, что из бандитов делает праведников... А чем президент США отличается от бандита? да тем же, чем от бандита отличается Николай II или Иван Грозный. Найдите десять отличий...
ЦитироватьКатилевский Леонид Валерьевич :
Ну, христианство вовсе не единственная из религий, что из бандитов делает праведников... А чем президент США отличается от бандита? да тем же, чем от бандита отличается Николай II или Иван Грозный. Найдите десять отличий...
Я думаю для начала и одного достаточно: страстотерпец царь Николай и царь Иоанн Грозный- оба Помазанники Божии, а Помазанник Божий бандитом быть не может, хотя и может согрешать.
ЦитироватьЛеонтий :
Я думаю для начала и одного достаточно: страстотерпец царь Николай и царь Иоанн Грозный- оба Помазанники Божии, а Помазанник Божий бандитом быть не может, хотя и может согрешать.
Да, это очень интересный православный взгляд - если "помазаннник Божий", то можно и убивать, и расстреливать, но бандитом не считаться. Благодарю Вас. Этого отличия уже достаточно и более чем.
ЦитироватьКатилевский Леонид Валерьевич :
Да, это очень интересный православный взгляд - если "помазаннник Божий", то можно и убивать, и расстреливать, но бандитом не считаться.
:)
ЦитироватьКатилевский Леонид Валерьевич :
Да, это очень интересный православный взгляд - если "помазаннник Божий", то можно и убивать, и расстреливать, но бандитом не считаться. Благодарю Вас. Этого отличия уже достаточно и более чем.
Неужели Вы никогда не слышали о том, что у лицам, действующим от имени государства, дается власть убивать и расстреливать, и при этом они бандитами не считаются, если действуют согласно закона? Убийцей же и бандитом государственный деятель считается не тогда, когда реализует свое право на насилие во имя блага государства и народа, а тогда, когда применяет насилие ради достижения своекорысных целей. В чьих интересах действует Буш? В интересах народа США? Но неужели народ США заинтересован в том, чтобы развязать ядерную войну? Нет конечно. Очень небольшая кучка людей, интересы которых Буш и представляет, действуют, прикрываясь американским государством, для достижения своих, весьма специфических целей, не останавливаясь ни перед чем. Не остановятся они, г-н Катилевский, и перед тем, чтобы сбросить ядерную бомбу и на Вашу умную голову, если будут уверены, что сами от возмездия уйдут. И вот поэтому Буш и является самым настоящим бандитом. Вы же ныне благоденствуете только лишь потому, что царем Иоанном был заложен фундамент Российского государства не только необычайно прочный, но и совершенно уникальный. Уникальность же его в том, что он способен воспроизводить все здание, даже если оно разрушено до самого основания. Этот момент наблюдательный Русский народ изобразил пословицей: были бы кости целы, а мясо нарастет.
ЦитироватьЛеонтий :
Неужели Вы никогда не слышали о том, что у лицам, действующим от имени государства, дается власть убивать и расстреливать, и при этом они бандитами не считаются, если действуют согласно закона? Убийцей же и бандитом государственный деятель считается не тогда, когда реализует свое право на насилие во имя блага государства и народа, а тогда, когда применяет насилие ради достижения своекорысных целей. В чьих интересах действует Буш? В интересах народа США? Но неужели народ США заинтересован в том, чтобы развязать ядерную войну? Нет конечно. Очень небольшая кучка людей, интересы которых Буш и представляет, действуют, прикрываясь американским государством, для достижения своих, весьма специфических целей, не останавливаясь ни перед чем. Не остановятся они, г-н Катилевский, и перед тем, чтобы сбросить ядерную бомбу и на Вашу умную голову, если будут уверены, что сами от возмездия уйдут. И вот поэтому Буш и является самым настоящим бандитом. Вы же ныне благоденствуете только лишь потому, что царем Иоанном был заложен фундамент Российского государства не только необычайно прочный, но и совершенно уникальный. Уникальность же его в том, что он способен воспроизводить все здание, даже если оно разрушено до самого основания. Этот момент наблюдательный Русский народ изобразил пословицей: были бы кости целы, а мясо нарастет.
Неплохо было бы, православный христианин, немного Вам снизить тон... А впрочем, если Вам норавится общаться в таком стиле, нет проблем. А в чьих интересах действовали, господин Леонтий, царские войска, расстреливавшие народ на Кровавое воскресенье? В чьих интересах и с какиго закона действовали русские войска в завоевательной русско-китайской войне, при интервенции в Венгию и вторжениях в Дунайские княжества? Вы об этом не знали? В чьих интересах действовали доблестные опричники уважаемого Вами кровавого тирана Ивана Грозного, когда топили в Волхове новгородских детей? "Америка ведет агрессивную политику!" - да сие же всё уже было. Только вместо "Америки" стояло для многих народов "Россия". К сожалению. Но там же "помазанники" правили! Стало быть, расстреливали людей правильно, безоружных китайцев убивали правильно, венгров гоняли на их территории правильно...
Да, отчасти потому в России так плохо сейчас, что пролитая невинная кровь сповобна спустя годя и века возвращаться - и кровью же, и бедствиями, и разрухой. И всё это освящается такими православными, как Вы.
****"Русский народ изобразил пословицей: были бы кости целы, а мясо нарастет".***
И поэтому доблестные православные цари уверенно доводили свой народ до состояния "костей". Правда, почему-то в 1917-м народу перестало это нравится. Например, гибнуть миллионами на полях мировой бойни... И не нужно говорить, что Россия не виновата в той войне. Виновата, и не намного менее Германии.
В принципе, дальше и нет смысла общаться. Удачи. Только помните, что Христос и Иван Грозный несовместимы. Впрочем, Православие с успехом совмещает кровавые преступления, прикрывая это именем Бога... Хорошо, что далеко не все православные думают так, как Вы.
Леонид Валерьевич, все не так просто, как Вы предполагаете. В частности, Николай 2-й никакого отношения к Кровавому воскресенью не имел. Его даже в столице в тот день не было. Заварил эту кашу питерский генерал-губернатор (объявления о запрете на сходки были вывешены поздно и в малодоступных местах), ему хотелось показать, кто в городе хозяин. А войска стали стрелять только после того, как из толпы в них начали стрелять эсеры, то есть имела место обычнейшая провокация. "Интернациональная помощь" была оказана Николаем Павловичем Австро-Венгерской империи в соответствии с договоренностями времен Венского конгресса, подписанными его братом Александром, то есть в данном случае все было сделано, так сказать, в рамках международного права. Другое дело, что русскому государству это послужило только во вред, но это уже другой вопрос.
ЦитироватьИ поэтому доблестные православные цари уверенно доводили свой народ до состояния "костей". Правда, почему-то в 1917-м народу перестало это нравится. Например, гибнуть миллионами на полях мировой бойни... И не нужно говорить, что Россия не виновата в той войне. Виновата, и не намного менее Германии.
"Уверенно доводили" - это уже из области, простите, социалистических учебников по "истории". Лучших времен в социальном, экономическом и многих других отношениях, нежели в конце 19 - начале 20-го веков, Российская империя не достигала. И в 17-м году революция была сделана не "народом" вообще, а конкретной его частью: люмпенами и дезертирами. Согласитесь, не самая представительная часть. Да и про "гибнущие миллионы" - тоже сказочки. На февраль 17 года русская императорская армия потеряла на трех фронтах около 600000 убитыми. Немцы на двух - более миллиона. Французы на одном - 800000. А что касается вины... Скажите, в чем она, по-Вашему, заключается? В том, что поддержали Сербию?
Диметриус, Вы уверены, что Николай Александрович не имел отношения к Кровавому Воскресенью? Согласен, он не приказывал стрелять. А к награждению войск, расстрелявших народ, он тоже не имел отношения? А за действия назначенного им губернатора он тоже не отвечал? Кстати, как был наказан губернатор, чью вину Вы признаете? Далее, про выстрелы из толпы странным образом не пишут не биографы Николая II, такие, скажем, как монархист Ольденбург, ни он сам в своем дневнике, совершенно честно указывая причину расстрела: «Ввиду настойчивого желания толпы дойти до дворца солдаты вынуждены были стрелять». Ольденбург этот взгляд царя даже оправдывает. Вы читали эти книги?
Далее, о потерях нашего народа. Я полагаю, цифра в 600000 за последний год боев для Вас не очень значительна?(не хочу проверять, если интересно, можете посмотреть мою тему на //www.kuraev.ru про черносотенцев, ну по поиску там легко найти, называлась «Фашизм в России. Угроза справа», там я привожу проверенные сведения о потерях наших войск в Первой мировой – так вот , наши потери значительно выше потерь других участников, несмотря на то, что мы выбыли из войны раньше). Кстати, неплохо вспомнить и цифру в 200000 в последней русско-турецкой, не принесшей России никакой пользы.
***"Уверенно доводили" - это уже из области, простите, социалистических учебников по "истории".***
Ну да, если считать социалистическими историками Карамзина, Соловьева, Татищева, а так же: генералов Брусилова, Деникина, Скобелева и Куропаткина (последнего «Русская армия» читали ли?), министров Сазонова и Витте; Милюкова... Это в частности. Ещё можно считать такими историками Куприна и Чехова, Толстого (читали «Неужели это так нужно?»), Короленко, Гаршина, Вересаева, Пушкина... Если, конечно, Вы учите историю по Шмелеву...
Рубеж прошлый веков был лучшим временем для России, говорите Вы? Естественно, принимая во внимание, что предыдущие периоды были ещё хуже, а небольшое улучшение (совсем небольшое) – в 1912-м сильный голод в Центральной России, его от Думы расследует Милюков – сменилось многомиллионной бойней и гибелью режима. Доброе было время.
Кто делал революцию... люмпены и дезертиры... Ой ли только? Значит, это люмпены и дезертиры принимали у Николая II отречение? Не нужно относиться к истории так поверхностно, Вы впадаете в крайность, противоположную советской – да, часто поверхностной и тенденциозной – историографии. Кстати, революцию – любую – всегда делает только часть народа при молчаливом согласии его остальной массы.
Вина России в Первой мировой? Как и её противников и союзников-мировых держав вина эта в том, что именно совокупность политик этих стран и привела к мировой бойне. Более детально рекомендую читать море книг по истории периода с первой половины XIX века до начала войны, от мемуаров Сазонова до Вильгельма и работ историков – их список могу дать (кстати, Вильгельма принципиально не читал и сам пока, его взгляд понятен), а коротко причины войны выразил православный националист Брусилов, цитирую по памяти: «Если учитывать совершенно оправданное стремление мировых держав к расширению сфер своего влияния, то объективно говоря, в мировой войне никто не виноват». Вот так вот.