"Отцы" с БПФ, этот вопрос был вынесен мною на обсуждение не случайно. Потому как, учась на пастырском факультете, меня терзают сомнения быть или не быть священником. Что значит быть (священником): это значит, что клир РПЦ пополнится еще одним тунеядцем, балбесом и т.д. вроде меня. Этого как-то не хочется. А хочет ли этого Бог (твоего рукоположения)! Как узнать волю Божию?! :mad:
Для меня идеал священства - это Иоанн Златоуст, Василий Великий. Потому что они жили для других, своих ближних и не ближних. Пастырь должен служить овцам, а не наоборот (как у нас сейчас избалованные дармовыми работниками священники обижаются если отказываешься им помочь). Смогу ли это осуществить я. :confused: Я не уверен. :mad: ТАК КАК ЖЕ БЫТЬ?!:confused: :eek: :( :( :mad: :confused:
Лично для меня идеал священства – это св. праведный Алексей Мечёв. Из современников – покойный Митр. Антоний Сурожский. Иоанн Златоуст и Василий Великий, несомненно, величайшие примеры для подражания, но я не могу похвастаться тем, что хорошо представляю себе их служение, их личности.
Предлагаю вам ознакомиться с книгой арх. Киприана Керна «Православное Пастырское Служение». Там все эти вопросы разбираются очень подробно. (В том числе и вопрос о том, что такое пастырское призвание). Кроме того, очень советую рассуждения Митр. Антония на эту тему. (Например, в последнем номере «Фомы»)
Что касается личных недостатков то А) Естественно, каждый христианин, не только священнослужитель обязан с ними бороться. Б) Священник не должен забывать слова молитвы рукоположения: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи , проручествует (т.е. рукополагает) благоговейнейшаго диакона (имя) во пресвитера: помолимся о нем, да придет на него благодать Всесвятаго Духа». Священник не должен быть самоуверенным. Он должен ощущать свою немощь, которую восполняет Божественная Благодать.
P.S. Один батюшка спрашивал меня, почему я хочу быть священником. Я отвечал разные вещи в рамках того утверждения, что хочу служить людям. Он не удовлетворялся этими ответами. На моё недоумение он ответил, что тот, кто стремится к рукоположению, должен в первую очередь жаждать возможности литургисать.
Главное в священнике - это, чтобы он был верующим :cool:
В книге старца Паисия Святогорца "С болью и любовью о современном человеке" написано:
Вопрос:
- Геронда, что хочет от священника Бог, и чего хотят от него люди?
Ответ:
- То, что хочет Бог, весьма велико, ты лучше этого не касайся. А насчет того, чего хотят люди... В старое время священники подвизались, были добродетельны, святы и люди перед ними благоговели. А сегодня люди хотят от священника двух вещей: чтобы он был несребролюбив и имел любовь. Если люди находят в священнике эти две вещи, то они считают его святым и со всех ног бегут в церковь. А раз они бегут в Церковь, то спасаются. Потом Бог, по Своему снисхождению, спасает и этого священника. Но как бы там ни было, священник должен иметь великую чистоту.
ЦитироватьДуняша :
?
- То, что хочет Бог, весьма велико, ты лучше этого не касайся. А насчет того, чего хотят люди... В старое время священники подвизались, были добродетельны, святы и люди перед ними благоговели. А сегодня люди хотят от священника двух вещей: чтобы он был несребролюбив и имел любовь. Если люди находят в священнике эти две вещи, то они считают его святым и со всех ног бегут в церковь. А раз они бегут в Церковь, то спасаются. Потом Бог, по Своему снисхождению, спасает и этого священника. Но как бы там ни было, священник должен иметь великую чистоту.
Лучше не скажешь...
ЦитироватьЛучше не скажешь...
Да, я тоже так думаю:)
Но вопрос: иметь машину священнику - это стяжательство или необходимость. Мож пускай на велосипеде катается по требам?!
Детишкам покупать игрушки я должен или пусть пряниками " с канона" играют?!
Матушку должен одевать?
Вся трудность как найти ту грань, которая была бы показательна для прихожан, а не искушала бы их.:confused:
ЦитироватьВся трудность как найти ту грань, которая была бы показательна для прихожан, а не искушала бы их.
Ответ в самом вопросе, т.е. не противопоставляйте себя общине!
"...Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона -- как чуждый закона, -- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, -- чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его...."
Цитировать. А хочет ли этого Бог (твоего рукоположения)! Как узнать волю Божию?!
Старцы, собравшись, согласились между собою представить патриарху
авву
Исаака для рукоположения его во пресвитера. Авва, услышав об этом, бежал в Египет и скрылся на поле, в траве. Отцы поспешно отправились в погоню за ним. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Исаак. Было уже поздно, наступила ночь, и старцы расположились тут для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел, ходя по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва, и стал над ним. И старцы, начав утром искать осла, вместе с ним нашли к удивлению своему и авву. Они хотели связать его; но он не допустил их до этого, сказав: я уже не убегу. На это есть воля Божия. Не уйти мне от нее, куда бы ни убежал.
Сейчас рано об этом думать и сравнивать себя со знакомыми священниками. Господь сподобит священства, даст благодать пастырства и тогда вы все сами будете ощущать: что лишнее, а что необходимое.
А грань, кроме совести, окружающие подскажут :)
На мой взгляд, если есть возможность, то иметь машину - необходимость. Особенно в сельской местности. И для прихожан, и для семьи священника это жизненно необходимо.
Еще советую почитать "Лекции по пастырскому богословию и аскетики" епископа Вениамина (Милова), прошу прощения, если не точно привел название.
Там есть мнения о пастырском призвании, отличные от митр. Антония.
Боюсь, что я не согласен с gregman. О священстве думать никогда не рано. Потому что "обязанности" и задачи священника тесно связаны с нашим путем спасением. Священник служит Богу, славословя его - этого ждет от нас Бог. Священник делает дела милосердия, дела любви, заботясь о ближних - этого тоже ждет от нас Бог. И в результате праведной жизни и мирянин, и священник получают Благодать Духа Святаго. Пусть Вас не смущает слово "особый" Дар, который дается священнику. Дары различны, а Дух один. Различие в проявлении Духа (см. 1Кор. 12). В 1Пет. 2 главе апостол называет священником каждого верующего в том смысле, что все могут приступать к Богу и служить Ему лично (см. Женевская Библия). В Израиле все первенцы должны были быть отданы на служение Богу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3, 11-13/ Евр. 12) Поэтому я считаю, что служение Жертвеннику (Алтарю) Господа должно быть нашей целью, т.к. оно тождественно с путем спасения. Только вот не всегда хватает мужества на это служение. Оно не имеет возраста, т.к. не имеет возраста начало пути к Богу.
P.S. Явный пример служения - алтарничество во "славу Божию", а не за зарплату.
ЦитироватьСтефан Бажков :
Я могу сделать следующий вывод, что если меня не уговаривают, то в моем рукоположении нет промысла Божия. Так ли это?
Мне думается, что проблема не в "хочет Бог рукоположения или не хочет"а в том что человек не уверен сможет ли он достойно пронести его, и это понятно- ему ведь жить с этим, и не только ему, матушке и детям. В сей боязни кроется своеобразная смесь человеческого двуличия и если есть такой стрём, то я бы не советовал рукополагаться, а лучше вдуматься в Отче наш...избави нас от лукавого..., в самом себе разумеется. Зрелость христианская определяется не желаниями и знаниями а поступками.(извините за тон)
ЦитироватьЗильберштейн :
Мне думается, что проблема не в "хочет Бог рукоположения или не хочет"а в том что человек не уверен сможет ли он достойно пронести его
С этим можно согласиться.
ЦитироватьЗильберштейн :
Зрелость христианская определяется не желаниями и знаниями а поступками
Мне кажется, что зрелость христианская состоит не сколько в поступках, сколько в отвращении от зла. Хотя дела веры тоже необходимы. Ведь по сути человек может творить добрые дела не будучи в полной мере христианином. Я думаю, что именно желание как таковое играет большую и важную роль.
Согласен с Зайкой, но практика показывает, что человек непостоянен в желаниях и отвечать за их нравственное содержание не может т.к. не властен над ними полностью, поэтому поступок это результат длительного, осторожного взвешивания в чем зрелость и проявляется.
ЦитироватьПоэтому я считаю, что служение Жертвеннику (Алтарю) Господа должно быть нашей целью, т.к. оно тождественно с путем спасения.
Мое мнение на этот счет таково, что сюда придется отнести и народ Божий - христиан! Тех христиан, которые которые стоят у станков, сидят за баранкой, служат, работают, и т.д.
...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. ... ...Но вы -- род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; ... Мое мнение возможно несколько отдает "протестантизмом", но как то трудно жить в церкви, где "народ и клир по разную сторону баррикады", а баррикада - это традиции, которые уж совсем не всегда согласуются с принципами христианской морали.
Не могу рассуждать, каким должен быть священник, об этом достаточно сказано у Тит 1глава, или 1Тим 3глава.
Отличие священника от народа только в том, что с него больше спросится, и в этом случае мне как то страшно "играть с огнем на пороховой бочке".
Само рукоположение мыслится по аналогии с венчанием, ответственность, служение, сложность и всё тоже самое, только в профиль. На этот счет есть старый свадебный тост:
Александр Македонский когда пришел в индию, приказал найти трёх самых мудрых и спросил их: жениться мне или нет? Через три дня они дали ответ- в любом случае ты пожалеешь.Так выпьем же за то , что бы никогда не жалеть о наших поступках. Смысл в том, что если ты не взял иго Христово на себя и не убедился , что оно легко, если оборачиваешься назад, если хочешь служить двум господам, то поверь, в любом случае ты пожалеешь.
ЦитироватьТончик :
ЦитироватьСтефан Бажков :
Я могу сделать следующий вывод, что если меня не уговаривают, то в моем рукоположении нет промысла Божия. Так ли это?
Я считаю, что правильно рассуждающий человек никогда не может признать себя достойным пастырского служения. Логичным мне кажется, что нельзя лезти такими горными тропами как пастырские, где соскользнуть и убиться куда проще, чем мирянам, не будучи уверенным, что такова Воля Божия.
ЦитироватьТончик :
Потому как, учась на пастырском факультете, меня терзают сомнения быть или не быть священником. Что значит быть (священником): это значит, что клир РПЦ пополнится еще одним тунеядцем, балбесом и т.д. вроде меня.
Чтобы знать кем пополняется клир РПЦ надо быть патриархом или архиереем, т.к. они рукополагают. Если поймут, что вы балбес - ни кто не рукоположит. Им виднее.
Главное качество для священнослужителя - правильно вести богослужения и совершать таинство. Т.е. в первую очередь служить Богу.
Все остальные качества - получает священник от Бога. В советское время благодаря власти специально всячески старались чтобы рукополагались пьяницы и туниядцы. Но за годы служения действием благодати они становились достойными священниками.
Так что нашим семинаристам говорят, что самое главное при рукоположении - знать богослужебный устав. Это значительно важнее знаний догматики или практических навыков ведения хозяйства.
PS А от многих батюшек я тоже слышал, что есть недовольство студентами ПСТбИ. Так что поступайте в Перервинскую духовную семинарию. :-) Там из вас быстро сделают не балбеса, а хорошего кандидата в священники.
ЦитироватьА от многих батюшек я тоже слышал, что есть недовольство студентами ПСТбИ. Так что поступайте в Перервинскую духовную семинарию. :-) Там из вас быстро сделают не балбеса, а хорошего кандидата в священники.
Да, и вправду замечательная семинария!:)
- А по поводу рукоположения (я свидетель) могу сказать, что человек, став священником, по-настоящему меняется. Господь воистинну ведет и помогает.Главное - молитва и стремление."Просите и дастся вам..."
Цитироватьклир РПЦ пополнится еще одним тунеядцем
Как это может быть?...
Нагрузка на священника огромная! Вряд-ли будет оставаться время на семью, занятия детьми... Служба в храме, да, но пожалуй это еще не самое "тяжелое", что ложится на плечи батюшки, далее - требы, заботы о храме, звонки от "духовных чад", и так далее, и тому подобное... Даже самый "балбес" скоро поймет, что не все просто! Мне лишь не понятно, почему ныне вообще становится актуальным такая постановка вопроса? Может быть проблема снова и снова в окаянном сребролюбии? Иначе как, если не стремлением к наживе, объяснить это?
Одно пожелание - не спешите с выбором - жинь и длинная, и короткая. Ваше мировоззрение, ощущение Бога, полезности деятельности, целей жизни и, главное, путей их достижения будут сильно меняться. Есть сомнения - не спешите, узнайте другую, внеалтарную часть жизни. возможно не стоит торопиться, лет этак до 28-30. Тогда и жизненный опыт проявляется, а главное узнаете свои немощи без Бога=смиритесь, м.б. научитесь любить и жалеть таких же, как Вы, ищущих, падающих и встающих (или лежащих).
А в целом - молитесь, готовьтесь пройти "моление о Чаше". Благодать сил придаст, но бороться, терпеть, страдать будете именно Вы сами (с Богом, конечно, но, возможно, в состоянии "богооставленности"!), а этому еще надо научиться.
"Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют "церковными услугами". Приведу несколько негативных примеров. В некоторых храмах существует негласная такса за запивку после Причастия, за освящение автомобиля. Это касается и освящения магазинов, банков, коттеджей, квартир. Ограничивается число имен в поминальных записках (от 5 до 10 имен в одной записке). Чтобы помянуть всех родственников прихожанам приходиться писать две-три и более записок и за каждую платить отдельно. Что это, как не скрытое вымогательство. В течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием Таинства Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей. Корыстолюбие, сребролюбие - страшный грех, неизбежно приводящий к безбожию. Корыстолюбец всегда поворачивается к Богу спиной, а лицом к деньгам. Для зараженного этой страстью деньги становятся реальным божком, идолом, которому подчиняются все мысли, чувства и действия. Во многих храмах действует определенный "прейскурант цен", и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается "духовный товар", то есть, не побоюсь сказать прямо, - благодать Божия. При этом ссылаются на тексты Священного Писания о том, что труждающийся достоин пропитания, что священники питаются от алтаря и т. п. Но при этом совершается бессовестная подмена, так как в Священном Писании говорится о том пропитании, которое составляется из добровольных пожертвований верующего народа, и никогда и нигде не говорится о "духовной торговле". " [1] (http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=81&did=20120)
Священник должен быть умным. Это главное качество. Священник не должен быть человеком массы, но уметь мыслить самостоятельно.
И еще очень хорошо, когда он имеет первое светское образование кроме семинарии и вообще как-то самоопределился и состоялся.
Павел ведь говорит, что священник должен семью собственную хорошую иметь, а не просто лишь бы иметь. Еще он себя в пример приводит, что кормиться надо уметь самому, а не рассматривать свое служение как возможность подзаработать на отпеваниях, да освящениях колесниц.
Образование светское нужно, чтоб избежать церковного снобизма и для умения общаться с самыми разными людьми, а также для уважения со стороны мирян и внешних.
Да вопрос действительно не простой...ответственность пред Богом великая...и обратного пути нет...
Задам более приземленный вопрос студентам БФ: с точки зрения "практических навыков" на ваш взгляд выпускники факультета готовы к принятию сана? А выпускники МФ?
Ответ индивидуален в каждом конкретном случае.
Я имею ввиду именно набор знаний, который дается.
Думаю, что "набор знаний" не есть критерий, по которому должны отбираться кандидаты, однако каков бы ни был этот набор, это во всяком случае лучше, чем вовсе без него!
Если учащийся имеет ревность, то знания он получит!
Ответить на ваш вопрос утвердительно, без оговорок, я не могу...
Да и вообще, по каким критериям судить о достаточности или готовности?
Студент пишет:"Думаю, что "набор знаний" не есть критерий, по которому должны отбираться кандидаты"
С этим полностью согласен!!!