Опрос
Вопрос:
Поразмыслив немного, я пришел (пришла) к выводу, что...
Вариант 1: огласен с предложенными характеристиками (см. первое сообщение темы).
голосов: 3
Вариант 2: ыть может, они еще не окончательно потеряны для общества...
голосов: 8
Вариант 3: сторики - соль земли!
голосов: 8
Вариант 4: атрудняюсь с ответом
голосов: 5
Уважаемые собеседники!
Мне давно уже в голову приходила страшная мысль: чем же я занимаюсь? Препарирую исторические памятники и даю к ним филологические комментарии. Но ведь я попутно совершаю страшную, братоубийственную вещь: десакрализую священные предметы, до основания разрушаю важнейшие для окружающих не-историков принципы и модели миросозерцания...
Отсюда моя максима: историки и филологи мизантропы все до единого, народ вредный, жестокий и подлежащий искоренению.
ИМХО. Соль.
Без знания истории человечество способно повторять свои ошибки, что оно постоянно и демонстрирует в реале.:D
Demetri,
вот ужас-то! И меня такие же крамольные мысли посещают... Неужели мы действительно всего лишь патологоанатомы, копающиеся в останках прошлого и бесстрастно констатирующие налиие вредных привычек у покойного? Ведь изменить ничего нельзя. А знание истории, увы, не спасает человечество от повторения ошибок прошлого...
Всех может быть и не спасает от ошибок знание истории, но тем кто задумывается чуть-чуть помогает... Соломки подстелить...
В каком смысле - "соломки подстелить"?
Тех, кто задумывается, в высшие сферы не допускают, а, как мне кажется, вопросы "общечеловеческого масштаба" сегодня решаются только там. Вот и возникает вопрос - а зачем мы, филологи и историки, нужны? Если Вы видели репортажи с общего собрания РАН, то, наверное, заметили, что там говорилось только о "фундаментальных науках - математике, биологии, физике, химии,...". Ни слова об истории или филологии!
Никакие мы не патологоанатомы, хотя среди нас такие встречаются!:)! Мы скорее Луч света современной науки в Темном царстве древности! Хотя может мы принимаем за Мрак и Тьму, нестерпимый ослепляющий нас свет Непознаного и Неизведанного!
Ну что же, луч света - уже неплохо!!!:)
Дело все, как мне думается, заключается в том, что человеческое мышление (как и человеческий язык) оперирует категориями, общими понятиями. Единичность и уникальность для человеческого мышления неудобна, ибо непознаваема. Между всем тем, историки и филологи, работающие с "человеческим материалом", необходимо оперируют именно фактами, единичными явлениями. Без изучения и классификации фактов наука не является наукой. Итак, историк и филолог в некотором смысле перестают быть людьми, отстраняясь от важнейшего принципа, являющегося основой самосознания человека: принципа мышления категориями, тем более, что эти категории, как правило, являются сакральными.
С другой стороны, только историки и только филологи выполняют важнейшую функцию: обеспечение твердой связи между бесчисленными поколениями рода человеческого, и в этом отношении они, безусловно, являются орудиями Промысла Божия.
Вот такая грустная дилемма.
Non amo te, Sabidi, nec possum dicere, quare;
nec tecum possum vivere, nec sine te.
История - эта та наука, которая переплетается почти со всеми остальными предметными знаниями. История - это часть культуры народа, без которой он не может существовать. История - это Промысел Божий.
Да в том-то и дело, что переплетается, а самостоятельно действующих историков можно по пальцам перечесть (также, как, впрочем и филологов). Ну и что толку с того, что история - часть культуры народа. А как живут народы, в которых нет историков и филологов? На самом деле, эти две науки созданы исключительно для удовлетворения нашего тщеславного любопытства. Правда-правда! Пользы от нас никакой.
ЦитироватьАннаР :На самом деле, эти две науки созданы исключительно для удовлетворения нашего тщеславного любопытства. Правда-правда! Пользы от нас никакой.
Все в жизни суета сует и томление Духа! Но мы знаем, что это не относится ни к истории, ни к филологии!Филология и история - это настоящее волшебство. Филологи управляют словом, а историки мыслью! Так, что никакой банальщиной здесь не пахнет! Нам все завидуют, а мы думаем, что наши науки бесполезны!
Полностью соглашаюсь с уважаемой АннойР: пользы от историков и филологов, действительно, никакой. Дармоеды они и бездельники. Ну какую пользу можно извлечь из филолога? И развитие современного здорового общества, наконец-то постигнувшего истинные цели человеческого бытия, очевидно эту мысль подтверждает: Виламовицы-Мёллендорфы и Моммзены, подобно динозаврам, ушли в заслуженное небытие, homo insapiens edens с триумфом наследует светлое будущее...
Однако, уважаемая АннаР, позволю себе несколько поспорить с Вашим утверждением, что эти науки изобретены исключительно тщеславным любопытством. Во-первых, у серъезно относящегося к своему предмету историка и филолога наступает время, когда он он уже теряет понимание логического противопоставления прошлого и настоящего и отождествляет себя с представителями изучаемого общества. Тут уже мало тщеславия, зато много особого историко-филологического шовинизма. Во-вторых, некоторыми движет не только тщеславное любопытство, но и гордая самовлюбленность. Не правда ли?
Demetrius, это ты про кого? Гордая самовлюбленость! А может любовь к тому, что ты делаешь, чем живешь!
Ну, конечно же, милейший Ястреб! Правильно ты меня исправил! Разумеется, в-третьих, любовь!;) ;) ;)
Но ведь нужно еще научиться любить науку? Слишком часто получается, что ученый любит не науку, а себя в науке. И вот, спрашиваю тебя и взываю к тебе, о филоложе, как человек влюбляется в музу Клио? Какой культ совершает он ей в ее святилищах, в частности, святилищах Клио Иностранки, Клио Исторички, Клио Верной Ленинки?.. :) ;)
ЦитироватьЯстреб :
Все в жизни суета сует и томление Духа! Но мы знаем, что это не относится ни к истории, ни к филологии!Филология и история - это настоящее волшебство. Филологи управляют словом, а историки мыслью! Так, что никакой банальщиной здесь не пахнет! Нам все завидуют, а мы думаем, что наши науки бесполезны!
Я не знаю, кто вам завидует... правда. Никого. Если это Ваши медитации, то просто мой совет - подстелите солому! Я не со зла...
Да! ДА! И релаксации тоже!
Demetrius, нашу общечеловеческую любовь к историко - филологическим наукам
обьяснить очень легко - именно они изучают Жизнь людей напротяжении всего существования человечества. Просто, Мы очень любим копаться в самих себе!
Голубчики!
подеритесь-ка, кто из вас более ненормальный!
вот он постмодернизм.
никому-то мы бедные не нужны, а сироту всякий норовит обидеть. :cool:
Ух-ты!! Вот и форумчане проснулись... Стоит на выходные от монитора оторваться, так сразу же такая резня. А я все, как всегда пропустил... Но, попробую таки подлить масла в огонь.
Во-первых, ИМХО никто нам не завидует.
Во-вторых, от филологов пользы точно никакой. Они же не строители высоток и не машинисты электропоездов :D
В-третьих, не все филологи дармоеды и бездельниики. Хотя я вхожу в их число :rolleyes:
В-четвертых, более ненормальный из всех я, т.к. сейчас у меня идет зачет по Апостолу, а я дома сижу...
Ну ты классик, наверное пишешь курсовую в данный момент, так, что твой прогул зачета не считается сумасшествием, а правильным выбором между нужным и необходимым.
Увы, нам действительно никто не завидует... Да и чему завидовать? Для
того, чтобы стать объектом зависти, надо хоть что-то собой
представлять. А много ли среди нас Болотовых или Марров?
А что касается тщеславного любопытства, так это я утверждаю, основываясь
на многолетнем наблюдении за собой и другими представителями нашей
породы. Да, мне очень любопытно сидеть над рукописью и думать, что же
тут могло быть и что автор (переписчик) вообще хотел сказать. Да, я
ощущаю прилив тщеславия, когда я допру (прошу прощения, но это слово
здесь наиболее уместно), что же там было и что хотели сказать. А
дальше-то что? Ну, предположим, я опубликую свои гениальные догадки и
блистательные построения - их прочитает пара старичков-болландистов со
вставной челюстью, пара вредных теток в пенсне, да еще три-четыре
научных человека, из которых двое будут моими начруками... Ну и?
Польза есть от этого? Хоть кому-нибудь? Только здоровье теряется, а
все из-за тщеславия!
Слушайте, ребята! Вы, что мазохисты!? Какая польза от нас? Ответить сложно, но безусловно она есть! Необходимо популяризировать нашу науку, а не закрываться в собственном Эзотерическом учении!
Sorry?
Я что-то пропустила? Что это за собственное Эзотерическое учение?
И зачем ее популяризовать?
Да нет, ничего вы не пропустили! Просто так выходит, что мы никому не нужны из - за того что мы отстраняемся от мира. Видя красоту и мощь познаваемого нами в процеесе изучения этих наук, мы часто не решаемся поделится с другими.Не решаемся!? ИЛИ не хотим? Вот почему науки наши глубоко эзотеричны!
Лунеша, А "соломки подстелить" это новое ругательство?!?
Ястреб прав.
будьте проще, господа болящие научники.
:rolleyes:
Что значит "не решаемся поделиться"? Ястреб, милый, я честно не понимаю... Зачем делиться и вовлекать в эту орбиту других людей - просто, чтобы не чувствовать себя одиноким? А что потом будут делать эти вовлеченные, а? Мне иногда страшно становится, когда из моих учеников кто-то выбирает для себя филологию...
Уважаемые собеседники!
Зачем же сразу заменять общие рассуждения выяснениями личных отношений? Это грустно и недостойно. Ведь все вы правы!)))
Согласно новейшим данным изучения патристики, тщеславие, зависть и ощущение никому-не-нужности суть явления личностные, не являющиеся признаками (существенными или привходящими) внешних по отношению к личности явлений. В этой связи мне хотелось бы защитить невиновность науки в происхождении наших пороков. Надеюсь, что нормой в науке являются все-таки Виламовицы и Мёллендорфы.
Насчет историко-филологической катехизации пока не знаю, что сказать... Она, кончно, нужна, но переоценивать ее возможности не стоит. Любовь к филологии и истории это дар, равно как является даром способность к работе токарем или таксистом.
Отсюда все вообще сложности филологии и филологов: к филологии способна шестая часть населения земного шара, из них шестая часть приходит в филологию, из них шестая часть оказывается людьми честными и добросовестными...
Возвращаясь к теме: если филолог и историк не-полезен с практической точки зрения, в чем же его raison d\'etre? Ведь этот вопрос рожден не бесплодной саморефлексией, а попыткой осознать свое место в системе.
Уважаемый Demetrius,
в какой системе?
столько народу занимается столь бесполезными делами и даже вредными, что филологи отдыхают. o curas hominum с одной стороны, с другой, карточки и чипы. и вообще скоро будет конец всему, так что будем есть, пить и заниматься филологией. не позволяйте своему самосознанию испортить удовольствие.
Уважаемая Аннар! На 1 стр. Вы высказались по поводу того, что история и филология - это "две науки созданы исключительно для удовлетворения нашего тщеславного любопытства". Вы спрашиваете как же живут народы, в которых нет историков и филологов?
Это про какие такие народы идёт речь? Про племя Мумба-Юмба? Да, там нет ни историков, ни филологов, впрочем как и физиков, математиков и др. (о пользе которых говорилось как о некой аксиоме). Простите, но ведь даже в этих народностях есть свои исторические предания, сказания, песни и т.д. Это тоже своеобразная часть их культуры, при чём та часть, которая является основной и базовой. Не знай они о жизни своих предков и т.д. разве стали бы они продолжать жить отдельной народностью? Нет, они давно бы уже ассимилировались.
Что уж говорить про евпропейские страны и тем более про наше Отечество. Сегодня день славянской письменности и культуры! Историки и филологи - это Ваш день! Поздравляю Вас! Вы нужны русскому народу! Хотя бы для того, чтобы не омусульманиться и не обамериканизироваться!
Ну, предположим, действительно, историки и филологи не нужны и не интересны большинству в наш упадочный век. Но ведь это не навсегда... А потом, как мне кажется, изучение истории, как и языков, приносит самому исследователю необыкновенное наслаждение. Со мной всегда так. Так что я буду этим заниматься, даже если это СЕЙЧАС никому не нужно. Ведь и духовные ценности сейчас мало кому нужны... Немножко путано, но, надеюсь, вы меня поймете.
А как же история математики? Это вроде отдельная наука, и ее тоже можно отнести в раздел исторических. Без этой науки математика в ее нынешнем виде не может быть понята и осмыслена.
Дорогая Лунёша!
Вы действительно «немного путанно» выражаетесь. Что же Вам приносит необыкновенное наслаждение в изучении этих гуманитарных наук?
Мне кажется, что человек, который уже направил свои стопы по исторической или филологической дорожке, заранее определил для себя зачем это ему нужно и каким образом в этой сфере можно быть полезным для общества?
Разве не так?
На мой взгляд, в каждом человеке заложена потребность реализации своих творческих сил и способностей. А уверенность в этом мы получаем только тогда, когда видим и понимаем, что наше дело кому-то нужно. Как же Вы тогда думаете, что Ваше дело ни кому сейчас не нужно?
Да в том-то и беда, что очень часто бывает так - человек делает какое-то дело, уверен в том, что это - дело его жизни, а оно никому не нужно. Просто совсем. Знаете, бывают такие люди, "графоманы" называются. Вот они пишут, пишут, уверены, что приносят пользу человечеству, а никто их не читает, просто потому, что это никому не интересно. И очень большое мужество нужно для того, чтобы признаться самому себе - "да, это никому не нужно и не интересно". А потом начинаешь думать - а что теперь делать? Гораздо легче спрятать голову под крыло и уверять себя, что "дело твоей жизни" - на самом деле очень важное для всего человечества.
Ведь в большинстве случаев люди, когда избирают для себя какую-то специальность, слишком молоды...
любая наука (особенно историко-филологическая) в идеальном смысле это своего рода игра, и потому совершенно не мотивирована с внешней стороны. а имеет ценность в самой себе.
Уважаемая АннаР!
Не могу не согласиться с Вами по поводу "графоманов", но мне, кажется, что они всё же в меньшенстве. А проблема выбора профессии в молодости может действительно стоит перед многими, но ведь если мы молоды, всё в наших руках!
Не можем найти поприще на этом пути, есть время, силы и возможности, надеюсь, поробовать себя на другом пути. А то что Вы получили изучая историческую науку, никуда от Вас не уйдёт, и, думается мне, Вы никогда об этом не пожалеете!
Обучение истории и филологии, на мой взгляд, совсем не предполагает того, чтобы каждый выпускник пошёл заниматься научной деятельностью. Таких единицы. Зато, Вас по окончании ВУЗа, никак уже не назовёшь ограниченным человеком.
Ну, во-первых, уважаемая АннаР, графоманами называются те люди, которые любят сам процесс письма, они отнюдь не думают о пользе общества. Те же, о ком пишите вы, скорее страдают манией величия.
ЦитироватьМне кажется, что человек, который уже направил свои стопы по исторической или филологической дорожке, заранее определил для себя зачем это ему нужно и каким образом в этой сфере можно быть полезным для общества?
Разве не так?
Не так. Мне ИНТЕРЕСНО изучать историю. Мне НРАВЯТСЯ люди, письма и дневники которых я читаю. Я УЧУСЬ у них многому. Мне ИНТЕРЕСНО, как жили мои предки, о чем думали. И, в конце концов, мне просто ИНТЕРЕСНА жизнь разных людей, в разных временах. А потом не стоит забывать о том, что история, это еще и подтверждение бытия Бога, его Промысла...
МНЕ НРАВИТСЯ ИСТОРИЯ. ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИНОСИТ МНЕ ИСТИННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ. А больше, пожалуй, от выбора профессии нечего желать. А если углубляться, то и остальные науки, кроме богословия, не очень то нужны, ведь мы все равно все умрем. ;)
Вы знаете, Лунеша, истинные графоманы (поверьте, я знаю очень многих - такая уж работа!) искренне верят в то, что они приносят пользу обществу. Но это к делу не относится. Я это сказала к тому, что нельзя, как мне кажется, все мерить собственной персоной.
Я же не говорю, что мне НЕ НРАВИТСЯ или НЕ ИНТЕРЕСНО изучать историю или заниматься филологией! В том-то и весь ужас, что нравится... Но иногда мелькает мыслишка: "А зачем, собственно? Ведь весь итог нашей историко-филологической деятельности сводится к уможению количества печатной продукции, которой потом воспользуется кто-то еще, чтобы еще умножить количество печатной продукции, и так далее... " Вот здесь и проявляется то, что наш Demetrius назвал бы мизантропичной сущностной основой.
Лунёша, Ваше частое употребление слово "интересно" убедило меня, что Вам действительно интересно учиться. Но речь всё-таки не об этом. Да, выбранная профессия предполагает изначально быть интересной. Но "получать наслаждение от изучения истории" можно любому образованному человеку, при чём неважно какой профессией он владеет. Более того, интерес к жизни своих предков - это естественное желание любого человека.
Выбор определённого факультета всё-таки предполагает, или должен предполагать, какие-то ваши мысли по вободу применимости полученных знаний!
На счёт богословия Вы очень мило и наивно выразились, поэтому не буду писать здесь различные доводы того, что другие науки также важны. На мой взгляд, наука вообще может быть одна. История, филология, богословие, физика, математика и многое др. - это лиши одни из её граней.
Уважаемая АннаР! Вы уж почти было убедили меня в тщете исторического познания и бесплодии научной смоковницы (как сказал бы наш милейший Ястреб:cool: :D ;) ), но, читая Ваш пассаж о графомании, мне пришла в голову вот какая омерзительная мысль: а свв. отцы-то! отцы-то как? ведь они тоже изводили тоннами папирусные кодексы и целые стада ни в чем не повинных барашков и овечек пускали на пергамент, только для того, чтобы один или двое из читавших их труды сами приступили к умножению литературы на беду барашкам и радость византинистам и патрологам. Уж не это ли историческая преемственность научных поколений? Грустно... Да и вообще, печатная продукция sub specie aeternitatis ничем не лучше продовольственной.
Уважаемая Лунёша! То, что Вы говорите о Вашем интересе, имеет свой глубокий смысл. Надо только выявить, что именно является для Вас основой наслаждения. Я полагаю, что историку, филологу, да и вообще любому человеку такое наслаждение приносит amor fati, сознание исполненного предназначения, не правда ли? Если Вы рождены историком, такое наслаждение будет у Вас только от истории.
Уважаемая Алёна! О homo ludens! Конечно, паззл для взрослых "Реконструируй текст Эсхила" как игра немотивирована! Но скажите, скажите же, в чем заключается эта ценность-в-себе в отношении истории и филологии?
Carissime Demetri,
а при чем тут свв. отцы? У нас речь, кажется, шла об историках и филологах, не так ли? Именно эта зловредная порода людей и занимается препарированием всего сакрального - в том числе, и творений свв. отцов. Если бы мы их просто читали и получали духовную пользу, тогда другое дело, но увы: филолог начнет искать инфинитивные конструкции или восхищаться многообразием причастных значений (никогда не забуду, как я однажды принимала экзамен в компании Славятинской - дите сдавало текст свт. Иоанна Златоуста, а Славятинская восклицала: "Ах, как он изумительно употребил здесь participium conjunctum! Вот ведь мастер был!"), а историк начнет рассуждать о политической подоплеке того или иного высказывания. Ну и зеленые легкие планеты станет кромсать для того, чтобы поделиться своими догадками с остальными...
Уважаемая АннаР! Ваш частный случай и подобные ему примеры всё равно не убедят в том, что историки и филологи не нужны. Не будь тех людей, которые блюдут все особенности нашего языка, через какое-то время пропадёт наш язык, я имею в виду сильно упроститься, появится много сленговых выражений, синонимы будут сливаться в одно простенькое американское словечко, например.
Не будь наших вьедливых историков, скоро наши дети будут читать историю Великой Отечественной Войны в интерпретации американцев или др., где написано, что мы проиграли эту войну. У меня дом есть такой экземпляр учебника.
Цитироватьв чем заключается эта ценность-в-себе в отношении истории и филологии?
Наука история-филология (как и любая наука, как и искусства, речь, игра и многое другое) идеально - свойство любого человека и заниматься ими значит развиваться и меняться, становиться больше человеком в этом отношении. Разве это не ценно само по себе? Результат здесь не так важен, главное - процесс. Ничто так не бесполезно, как результаты, результаты. Помните, all art is quite useless. В том числе и искусство медленного чтения. Друзья форумчане, наука слишком серьезная вещь, чтобы говорить о ней серьезно.
Другое дело, что люди живут в обществе, являются его частью, а оно их, и наука тоже увы(?) часть общества. В нашем, например, обществе роль филологии и истории невелика.
ЦитироватьЛунеша: Так что я буду этим заниматься, даже если это СЕЙЧАС никому не нужно
а я именно поэтому и буду:D :rolleyes:
Да, Алена, Вы совершенно правы - наука действительно слишком серьезная вещь, чтобы о ней в таком легком тоне высказываться. Приношу свои извинения. Но все же - мы обсуждали, как мне помнится, не науку, а историков и филологов. Не так ли? Demetrius предложил свою максиму и мы ее обсуждаем. Я с этой максимой согласна. А Вы?
А про что мы вообще говорим? Что обсуждаем то? Может лучше поговорим о пользе филологии и истории, а не об её бесполезности? Давйте каждый филолог в этой теме ответит на вопрос: почему он стал именно филологом, а историк: почему стал историком? Представители других областей науки пусть скажут ,почему они не стали филологами и историками? Я думаю тогда все встанет на свои места! А то, честное слово, думаешь, что тема про ИНН становится более интереснее, чем эта!
ЦитироватьА Вы?
Да, я проголосовала, что согласна.
Потому что наука слишком серьезная вещь, чтобы о ней не пошутить.
Филологи и историки в самом деле враги всякого здравомыслящго человека.
Ястреб,
ИМХО, польза такое относительное понятие...
А я с высказываниями Demetriusа не согласен. Не хочу его обижать, но это, на мой взгля, банальное словоблудие.
Demetrius, ты случайно не состоишь в секте зелёных? А то у меня слезу прошибло, читая про барашиков.
Алена, а может все наоборот! Это мы - историки и филолологи нормальные, а весь МИР уже давно сошел с ума!? Разве нормален мир, где ложь - это норма. Где люди уничтожают самих себя, думая, что делают какие - то вещи себе во благо и для своего удовольствия? Разве нормален мир, где Секс и Разврат - поставлены выше жизни ещё не появившегося на свет ребенка. Разве нормален мир, когда бомбят невинных сербов,обвиняя их в геноциде, ради ублюдочных террористов - албанцев. И весь мир зная об этой несправедливости, продолжает лгать про демократию и права человека! Нет у сегодняшего человека прав, кроме как ходить в Макдональдс, смотреть телек, бродить по магазинам. Все остальное вымысел. Есть ли ты с этим не согласен - Ты террорист, и против тебя, как против противника демократии, устроят Крестовый поход. Не нужно никаких штрихкодов и печатей на лбу, все давно контролируется самой толпой. Есть ли Ты не с НЕй, Ты Изгой -Непрощенный.
Так,что НЕ Мы сошли с ума, а Окружающий нас Мир!
Ястреб, все грозно, сильно, но как-то несвязно. В одной куче оказались сербы, филологи, секс и разврат. Неужели только филологи и историки несогласны с терроризмом, МакДаком, развратом и прочим?
Высказывание твое - это явно крик души. Ничего плохого, впрочем, в этом нет...
А про весь мир не знаю. Но я с этой наукой точно с катушек сорвусь, если буду только ей одной по жизни заниматься...
Это не в кучу свалено? Просто не хватит времени перечислять все безумства нашего мира! А слетишь ты с катушек или нет - это зависит не от науки, а от человека самого? Будешь учиться для удовлетворение собственной гордости - тогда сначала поймешь, что все твои знания бесполезны и безсмыслены, а Ты НИКОМу не нужен. а потом, в лучшем случае отправишься в палату №6, в худшем отправишь себя на ТОТ свет.
Если же твои познания следуют Твоей любви к науке и искусству, найдешь МИР в своей душе и подаришь Его многим людям.
Уважаемые собеседники!
С одной стороны, мне очень приятно, что тема вызвала определенный интерес, но зачем же давать волю раздражительности?:)
Уважаемый Андрей! Ну что ты, обидеть филолога - вещь довольно сложная. Что касается обвинения в словоблудии, самоапологию излагаю ниже, в ответе Ястребу. Вообще же, неужели я не могу позволить себе немного иронии, тем более - самоиронии?;) И про мое возможное членство в секте зеленых не беспокойся: сегодня я позавтракал говяжьими котлетками, а пообедал куриным бульончиком. Ну какой же из меня зеленый?:) Как говорится, не поймите меня правильно.:) ;)
Уважаемая АннаР! Свв. отцы пришли мне на память, когда Вы говорили о суете историко-филологических изданий. Аналогия простая: Вы говорили о методе передачи знания, опыта, и я вспомнил тоже о методе передачи несколько иных знания и опыта. Я ведь с самого начала предполагал не простое обсуждение носителей знания и опыта, а то, каким образом историко-филологические знание и опыт проявляются в поведении и мироощущении историков и филологов. Для чего, конечно же, необходимо отчетливо представлять себе, что же такое упомянутые знание и опыт.
Таким образом, дорогой Ястреб, я и хочу выяснить то же самое, что интересно и тебе: что понимают уважаемые собеседники под историко-филологическим знанием и опытом, и почему этот опыт стал для них "своим". А о мизантропии я говорил опять-таки... но, впрочем, отчего же я должен все без исключения объяснять?:D ;) Вы же все люди проницательные, вот и подумайте, что я имел в виду.:ton:
Проницательнейшая Алёна, истинный мой единочаятель (понимаю теперь, что это такое), но ведь результат науки как процесса - умножение процесса (катехизация Ястреба и мрачные инициации АнныР), не правда ли?:)
Итак, уважаемые собеседники, что же по-вашему стоит за историко-филологическими знанием и опытом, как это влияет на носителей знания и опыта, каково место этого опыта и этого знания в ряду прочих?
Да, кстати, Ястреб, то, что ты говорил о современных безумствах, напоминает нам о несправедливо забытой теме, открытой Алёной: "Современная мифология". Я полагаю, в ней со всем блеском можно продемонстрировать все твои положения о пользе историко-филологической науки.
Какой ты зануда Demetrius! "Я хотел выяснить... трата - та, трата - та..."
Какой может быть серьезный разговор на форуме в Час ночи. Тем более, когда позади сдача и защита курсовых работ, а впереди Сессия... Всё ты испортил. Только Я хотел про Ирак завести разговор и Тут Твое сообщение...
А зеленый сектант - это смешно... Видишь, Demetrius,и тебяя к еретикам причислили!:)
Ну разумеется!
Я вообще жду не дождусь, когда же мне кто-нибудь пожизненную анафему без права переписки провозгласит...
И кстати, Ястреб, неужели ты не знаешь, что такое двойная агентура?;)
Маранафа!
Дорогой Demetrius!
А как ты относишься к утверждению "краткость - сестра таланта"?
У меня к тебе предложение. Перед тем кам отправлять сообщение на форум пиши сначала черновик, а потом конспектируй свои речи. Например, от каждого абзаца можно оставить по не большому предложению... Тогда может в твоём изложении появиться структура и логика...
;)
История... филология...
Историки... филологи...
Э-э-х!..
Впрочем, зачем?
Друзья! Давайте жить дружно!
Ого! Андрей, я считала Вас более мягким собеседником. Ну зачем же так уничижать нашего Геродота? Кто будет являть собой образец истинного филолога, если и он умолкнет?
А моего любимого Ястреба попрошу, несмотря на свое к нему пристрастие, воздерживаться от употребления слов, о происхождении и истинном значении которых он, возможно, не знает. Я имею в виду слово "блин". Здесь есть девушки...
"что понимают уважаемые собеседники под историко-филологическим знанием и опытом, и почему этот опыт стал для них "своим". А о мизантропии я говорил опять-таки..."
Demetri, простите, я не поняла вопроса. Если можно, попроще.
Да что же тут непонятного?:)
Занятие историей и филологией подразумевает приобретение соответствующего этому занятию опыта. Не правда ли? Кроме того, этот опыт не просто количественно увеличивает знания, но и меняет мировоззрение историка и филолога соответственно. Логично? Вот об этом я и говорил в первом своем сообщении. Историк и филолог учатся ПОНИМАТЬ, значит, логически РАЗЛАГАТЬ исследуемые явления. И такое понимание, на мой взгляд, делает человека либо Гераклитом, либо Демокритом, заставляет его либо плакать, либо смеятся.
"И такое понимание, на мой взгляд, делает человека либо ...."
либо Деметриусом... :(
А предыдущее сообщение Demetriusа убедило меня в том, что он хочет поговорить о филологии и истории, а также о филологах и историках...
Очень содержательный ответ!
ЦитироватьDemetrius :
Истинно великий человек должен испытывать в мире великую грусть...
Да Demetrius, смиренномудрия тебе ни занимать!
Ты бы лучше ни грусть испытывал, а радость - птички поют, все вокруг цветет и пахнет. Живем Дима! Радуемся жизни! Зачем нужна такая наука, которая не приносит радости.
Ну вот... Развернутые ответы неструктурированы, краткие бессодержательны... О, где же ты, золотая середина?:)
Вообще же интересно: Demetrius как особый неантропологический вид сущего. Продолжай, Андрей, я заинтригован. Но лучше все же вернуться к теме. И если что-то непонятно, спрашивать.:pro:
Ястреб, мое смиренномудрие здесь совершенно ни при чем. А вот мой любимый Достоевский очень даже при чем. "Читайте, деревья, стихи Гезиода", или как там geschrieben steht. А начет радости можно и поспорить.
Demetrius, а ты сам историк или филолог?
Прости за любопытство, ещё вопрос, а чем ты собираешься заниматься после окончания нашего ВУЗа? Или может уже занимаешься?:confused:
ЦитироватьDemetrius :
Ястреб, мое смиренномудрие здесь совершенно ни при чем. А вот мой любимый Достоевский очень даже при чем. "Читайте, деревья, стихи Гезиода", или как там geschrieben steht. А начет радости можно и поспорить.
Demetrius, вы, что нас считаете невежами. Вашего любимого Достоевского мы читали! А про смиренномудрие, я вспомнил в той связи в которой вы её применили. Интересно кто это- тот великий, но очень грустный человек. Не вы ли?
Андрей, да что Вы так ополчились на велеречивого Геродота? Стиль у человека такой, надо смиряться...
Почему занятия филологией или историей должны менять мировоззрение человека? Это очень спорное утверждение, на мой взгляд. Я не стала ни Гераклитом, ни Демокритом, скорее приблизилась к анакреонтическому мировоззрению (в той его части, где старый Анакреонт отвечал девушкам на их упреки в старости и лысости...) . Но мизантропичность все-таки овладевает потихоньку и мною... Когда бесконечно изучаешь наследие живших до тебя, становится как-то не по себе: либо сокрушаешься по поводу собственной бездарности в сравнении с великими умами прошлого, либо с легким презрением отмечаешь банальности и у древних. У Вас такого не бывает?
Уважаемае АннаР!
Отвечаю на Ваш вопрос: нет не бывает! Ни лёгкого презрения к банальности древних, ни сокрушения по поводу собственной бездарности! Наверное, я просто не ставлю себя с ними на одну ступень. Я читаю их труды, и мне приходятся они либо по сердцу, либо нет.
А на Деметриуса я не ополчился, мне правда интересно, каким он видит своё будущее. Так что мой вопрос остаётся в силе.
Уважаемый Ястреб! Великий и очень грустный - это хороший филолог. Я пока еще не являюсь хорошим филологом.
Уважаемый Андрей! Я и в самом деле филолог, филолог-классик. Однако в то же самое время и специалист в области античной истории. Ведь советское разделение дореволюционных историко-филологических факультетов было совершенно безумным. А будущее у меня, надеюсь, прозрачное: июньская защита диплома, аспирантура, научная работа, смерть в кругу верных учеников.
Вот такая у меня программа.
Уважаемая АннаР! Если я серъезно занимаюсь каким-либо делом, которое не оказывает влияния на мое мировоззрение, значит, либо дело совершенно пустое, либо я неправильно им занимаюсь. "Филология дело пустое?" Допустим. Между тем именно филология и филологи создали средневековую греческую и западную, а также и современную европейскую культуру. Следовательно, занимаясь филологией, мы занимаемся самопознанием... и это, по-Вашему, никак не может повлиять на мировоззрение? Анакреонтичность же Ваша весьма похвальна. Я даже Вам отчасти завидую.
A propos: изучение истории и филологии помогло мне увериться в истинности Православия. Более того, я, с вашего, уважаемые собеседники, позволения предложу вам еще одну максиму: всякий истинный филолог и истинный историк православен. Впрочем, он может об этом и не знать.;) :) :confused:
Поздравляю всех уважаемых собеседников с праздником Пятидесятницы!
И особенно приятно мне вас поздравить с этим чудным праздником по той причине, что он очень филологичен по своему настроению. Наши форумчане несколько раз пытались установить дату Дня Филолога, но я глубоко уверен в том, что никакого особого Дня нет, а есть праздник Св. Троицы. "Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа".
Чем не богословское обоснование филологии?
По-моему, это богословское обоснование всего вообще...
Ну конечно же! И филология входит в объем понятия "все вообще" как видовое понятие.
Братья и сестры! Историки и филологи!
Хочу поделиться настоящим перлом. На экзамене по греческому языку в 9 классе один неординарный мальчик переводил басню Эзопа о золотой гусыне Гермеса. В его переводе первая фрааз прозвучала так (о, насладитесь этой чеканностью и точностью!): "Почитая Гермеса чрезмерно кто-нибудь может родить гуся". А вы говорите...
Братья и сестры! Не увлекайтесь почитанием Гермеса! А то, не дай Бог, родите гуся!
кое-что на нашу тему из Фаддея Францевича
::античная гуманность отвергает утилитаризм, видя в основном свойстве человеческой природы достаточно основания для его стремления к науке::
::посмотрим на чью доля пришлось больше ползеных открытий - тех ли, которые занимались наукой ради науки, или тех, которые занимались ею с целью извлекать из нее пользу. Баланс будет очень красноречив: все крупные открытия придутся на долю первых. Наука горда и самолюбива и не отдается тому, кто любит ее не ради ее самой, а ради ее приданого::
::"Стремление к истине - одна из первых потребностей человека. Вот почему мы, будучи свободными от насущных дел и забот, жаждем увидеть, услышать что-нибудь, увеличить запас наших знаний и считаем необходимым условием для счастливой жизни изучение скрытых от поверхностного взора или возбуждающих наше удивление предметов".::
Очень правильные слова!:)
Молодец Фаддей Францевич! Наш человек!:D
Ну, если честно, то очень грустно, что в нашей стране достаточно мало энтузиастов - филологов и историков, зато много шарлатанов.
К счастью наше отделение выгодно отличается от других подобных, что делает из человека даже случайно оказавшегося среди его членов, настоящего подвижника науки и знаний.
А во всём виновата харизма нашего завкафа, ещё бы поорганизованее и дружнее, и всё бы было прекрасно и идеально!!!:ton:
И очень грустно, что иногда Basileus преувеличивает подвизаемость и/или подвижность личного состава... А вот магистр и впрямь харизматичен.
На одной из странице заходила речь о бесполезности исторической науки ,и пониженном интересе к ней ( не могу сказать такого о филологии). В последние годы очень мало выпускаются книги которые могли бы привлечь внимание читателей.В этом виноваты и сами историки,так как их труды во многом ограничиваются научными работами, которые предназначены в большей степени для специалистов.
Cheery, а что Вы понимаете под "привлечением внимания"?
... но ведь можно же делать книги, которые приятно брать в руки, рассматривать красивые картинки и неспеша "поглощать" занимательное чтиво.
Можно подогнать науку об античности под современного обывателя? Можно, существуют способы. А под прикрытием популярного веяния продвигать потихоньку классическую культуру в массы.
:):):)
ЦитироватьDemetrius :
Cheery, а что Вы понимаете под "привлечением внимания"?
Под этим я имела ввиду,книги которые бы заинтересовали своим содержанием,способом подачи материала,фактами и прочим людей по своей профессии не связаных с историей.
Может это я не встречала таких работ,но мне кажется сейчас историкам надо писать именно такие книги.
Я читала достаточно работ написанные преподователями,которые преподают в моем ВУЗе...но они написаны только для историков и интересны в большей степени только им.
Цитироватьпродвигать потихоньку классическую культуру в массы.
зачем?))
Одни люди продвигают по жизни что-либо, а другие принимают это и текут с этим по своей жизни.
И если это что-то по-настоящему стоящее, то почему бы это не продвигать?
Или классическая культура - это "вещь в себе", которая не заслуживает таких забот о себе?
Если уж "продвигать", то начать следует с промывки мозгов(или что там у них есть) правительства, думы и т. д. В обшем прочистить образовательные структуры будущих педагогов и т. д. Короче, нужна РЕВОЛЮЦИЯ снизу и сверху.
В стране, где не существует нормальной академической среды, "продвигать" пиарами что-либо действительно стоящее не получится. Мочить надо "в сортирах" и прочих местах всех, кто "думает" и решает в правящих кругах..
надо, надо...
Как вы собираетесь это делать? вы бы стали этим заниматься - промывкой мозгов власть имущим???
и почему у вас слово мочить почти в каждом предложении? Что вы такой агрессивный?
Я ничего не собираюсь делать сверх того, что должен. А должен поступать по совести. Для меня это значит заниматься классическими древностями назло всему тому, что этому препятствует. Будет в любом случае только хуже, а кто этого еще не видит "главою болен безнадежно".
ЦитироватьPalamedes :
Я ничего не собираюсь делать сверх того, что должен. А должен поступать по совести.
А кому вы должны? Своей совести? Вы ей только руководствуетесь?
ЦитироватьДля меня это значит заниматься классическими древностями назло всему тому, что этому препятствует.
А почему так обозленно? Разве нельзя спокойно заниматься своим делом?
ЦитироватьAntitheos Potamios :
А кому вы должны? Своей совести? Вы ей только руководствуетесь?
А почему так обозленно? Разве нельзя спокойно заниматься своим делом?
Вы, простите, не на завалинке ли отдыхаете?
Я должен, ввиду долга перед Богом, если уж Вам любопытно. Совестью я, разумеется, опять же
должен руководствоваться, ибо она не обманывает и опять же от Бога. Естественно, я не только совестью руководствуюсь, как, вероятно, и вы, поскольку одно дело мир долженствования и мир бытия. Но факты моих преступлений против совестью (а с ней именно так, или с ней или против нее!) Вас, полагаю, интересовать не должны (:) ).
Спокойно делать то, что должен, думаю, возможно. Но во время войны приходится и отстреливаться, а делать это с веселой злостью отрадно.
ЦитироватьPalamedes :
Вы, простите, не на завалинке ли отдыхаете?
Ну как в воду смотрите!
Да, я и вправду бываю на завалинке, отдыхаю там.
Есть такой форум http://zavalinka.syzran.ru
Можете тоже туда наведаться!
А раз вы на войне сейчас, то желаю вам всяческих успехов. Берегите себя, и главное - не потряйте голову:pro:
Воин...
ЦитироватьНо во время войны приходится и отстреливаться, а делать это с веселой злостью отрадно.
с кем воюем? :cool:
ЦитироватьCHEERY :
Под этим я имела ввиду,книги которые бы заинтересовали своим содержанием,способом подачи материала,фактами и прочим людей по своей профессии не связаных с историей.
Может это я не встречала таких работ,но мне кажется сейчас историкам надо писать именно такие книги.
Я читала достаточно работ написанные преподователями,которые преподают в моем ВУЗе...но они написаны только для историков и интересны в большей степени только им.
Видите ли... В таком случае мы неизбежно приходим к вопросу: "А что может заинтересовать современного человека"? Какие жанры для него будут интересными? Да и кто сказал, что научная книга не омжет быть написана живо и интересно: например, исследования Ернштедта об Аристофане чрезвычайно захватывающи!
По грехам нашим лишены мы взыскуемаго. Воспоим согласными усты: Прииди, Лаврентие, иже во пенсне обличенный.
Хорошая книга - скучная книга. А кому надо повеселиться - пусть читает Радзинского, Жванецкого и других юмористов. А то дочитались до того, что Ильфа с Петровым не понимают. Конструктив - увлекательная книга по истории - "Всемирная история,обработанная Сатириконом".
ЦитироватьDemetrius :
Видите ли... В таком случае мы неизбежно приходим к вопросу: "А что может заинтересовать современного человека"? Какие жанры для него будут интересными? Да и кто сказал, что научная книга не омжет быть написана живо и интересно: например, исследования Ернштедта об Аристофане чрезвычайно захватывающи!
Я говорю исключительно о последних годах....
Видите ли, я смотрю время от времени по "Культуре" научно-популярные программы BBC, которые вроде как и призваны вызвать интерес современного телезрителя, однако увиденное скорее удручает...
удручает?Почему?
Прежде всего - опрощенчеством. Авторы передач в большинстве случаев исходят из крайне сомнительного положения, будто принципиальных различий в психологии современного человека и каких-нибудь египтян Древнего Царства не существует. Они будто бы такие же, как и мы. Только с небольшими заскоками по части социального устройства (например, приходилась слышать, что гибель Римской Империи была обусловлена недостатком толерантности и непониманием основ рыночной экономики). Это все понятно и объяснимо: человек хочет найти себе подобного хоть на Марсе, хоть в Древнем Египте, но, как лично мне кажется, весь смысл изучения древних обществ в изучении того, в чем мы с ними расходимся. Вот эта модернизация и удручает...
и наступил кризис традиционных культур. Если столь любимая Cheery Голландия была славна молоком, холстами, сыром, селедкою и ересями, то теперь осталась одна "простетуция" и богатый опыт по части легализации наркотиков. "Ничего не осталося, лишь тоска да печаль".
Нет! В бескрайних пампасах правнуки Талькава еще будут на скаку читать Эврипида и под пончо бедного пеона на склонах Кордильер найдется место для томика Горация. А потом какой-нибудь потомок конкистадоров в стиле синьора дона Фиделя Кастро будет ловить в развалинах Парижа заросших дикой шерстью аборигенов с хот-догами из человечины в зубах и привозить в клетке ко двору бразильского императора синьора дона Педру Шестого. а то еще подо льдами Антарктиды таится еще в Винете-1 последняя немецкая гуманистическая гимназия и ее выпускники, сурово сжимая рычаги летающих тарелочек, ждут своего часа. Оптимистично?
Horapollo, вы - фантаст.
Случаем книжек не пишете?
Нэт. Товарищ Horapollo книжек нэ пишет, он их читает. Чего и Вам настоятельно советует.
ах отчего же нэт! было бы так интересно почитать...:)
Моих много книг. Вот "Юрий Милославский", "Барон Брамбеус" это тоже я.