Кельты - кто это такие и куда они делись?
Если есть материал - бросайте сюда.
Для начала один старый анекдот.
В одной пещере засела толпа англосаксонских экстремистов и римские войска никак не могли их оттуда выкурить.
Но тут одит Претор говорит:
- Есть у меня один знакомый кельт - он нам поможет.
Через какое-то время прибывает Фингл и говорит:
- Где тут ваши англы.
- В пещере они. Возьми что хочешь - баллисту, двуручный меч, лук, топор, большой щит, пращу и т.д.
- Ничего не надо - у меня есть кинжал. Приходите завтра утром.
Приходят римляне утром, смотрят - 150 англосаксонских жмуриков лежит, а Фингл сидит рядом и точит кинжал.
Его спрашивают:
- Слушай, где ты так воевать научился, у вас на островах же людей почти нет...
- И здесь тоже НЕ БУДЕТ
Для начала еще один старый анекдот.
Приехали древние кельты в Питер своего земляка БГ послушать. Послу-
шали, пошушукались и решили: этот наш! и подарили ему единорога. Да не простого, а какой-то гигантской древнекельтской породы(на нем в пору Кухулину раз\'езжать). Призадумался Боб куда его девать?(тем паче, что у него один уже есть), чем кормить? Решил в зоопарк определить, да Майк неберет - ему и женщин по горло хватает. Проклял тогда Боб всех древних кельтов и их чертовы древнекельтские подарки и к раннемиу пигмейству обратился. Там хоть все маленькое...
Теперь - без шуток.
Кельты - обобщающие название для нескольких древних племен.
Древнейшим из них среди оставшихся в Европе по сей день считаются ирландцы. В конце 5 века часть ирландцев из перенаселённых северных земель ирландской Дал Риады перебралась на север Британии, где они основали королевство, известное сейчас как шотландская Дал Риада. Смешавшись с местным населением - пиктами, они за следующие сто лет утратили контакт с метрополией и в дальнейшем стали называться шотландцами. На юге Британии также живут кельтские народы - валлийцы в Уэльсе и корнуольцы в Корнуолле. Под давлением саксов часть валлийцев некогда переселилась из Уэльса на север Франции в область Бретань. Так возникла ещё одна крупная кельтская нация - бретонцы. Все эти народы говорят на родственных кельтских языках.
Немного о кельтской магии.
Владение словом и умение сочинять музыку точно так же, как и владение музыкальными инструментами в Ирландии издревле приравнивалось к одному из видов магии. Древнеирландские поэты и певцы - филиды (совр. Ирл. File - поэт) ещё до введения в 5 веке христианства обучались в особых закрытых школах по 12 лет, причём все изучаемые тексты были обязаны знать на память. Обучение не проходило даром. Филиды были низшей ступенью в жреческой иерархии друидов. Друиды же наложением сакральных обязательств - гейсов контролировали практически все решения светской королевской власти. Так что спорить с филидом было опасно. Он мог наложить непосильный гейс или исполнить песню-проклятие. Во многих сагах описывается легендарная песнь "Гламдиккин", исполнение которой вело к появлению на лице у несчастного слушателя трёх разноцветных волдырей - позора, стыда и поношения. Это могло закончиться тяжелейшей психической травмой или даже смертью.
А как Вы, Fuerte, прокомментируете общеизвестные места из шестой книги "Галльских войн" Цезаря? Говорят, врал почтеннейший потомок Венеры как генерал, пишущий мемуары. :D И как оцениваете книгу Ф. Леру о друидах?
Хотелось бы побольше узнать о кельтской мифологии!
Меня всегда мучал вопрос : " почему эпос о короле Артуре тоже является кельтским?"
И откуда взялся этот Мерлин?
А ещё было бы любопытно узнать кто из историков античности кроме Цезаря(особенно древнегреческие писатели) упоминал о кельтских племенах!?
Да...второй анекдот Вы сами придумали? Здорово, правда. Оч. готично.
Хотя, чтобы такое запомнить и написать , так же надо обладать рядом замечательних качеств:cool:
А что педставляют собой кельтские памятники, дошедшие до нас?
И на чем все-таки основывалась их религия ?
КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Гэльско-гойдельские и галльские диалекты
В языке кельтов можно различить две главные ветви:
Qu-кельтскую и P-кельтскую.
Первую группу составляют гэльские языки (ирландцы и шотландцы),
в которых индоевропейской k перешло в qu (к,с); их называют также гойдельскими языками, они древнее и, как полагают, на них говорили те кельты, которые рано проникли на Ибеийский полуостров.
Другую ветвь составляют галльские языки, к которым, кроме континентальных диалектов, до настоящего времени относится язык жителей Уэльса и Бретани. В этой группе k перешло в р (Р-кельты); но когда это произошло, точно установить нельзя.
Все приведенные языки имеют определенное сходство в запасе слов и в отдельных моментов склонения и спряжения; первоначально это были диалекты родственные.
Названия Гэль, Гэлия являются англизированной формой названия, которым в течение долгого времени называли себя на собственном языке жители Ирландии.
Название Гойдель, по-видимому, появилось только в конце 7 века и возникло, вероятно, от слова Gwyddel, уэльского названия ирландского языка. Слово Gwynedd встречается в северном Уэльсе и происходит от названия ирландских поселенцев, которые в собственной стране до появления христианства были известны под названием фениев.
Галльским языком мы называем совокупность кельтских диалектов, на которых говорили в Галлии, в части Британии и в среднеевропейских областях в эпоху кельтской экспансии. Но и в Галлии (в широком понимании) не было полного единства. Цезарь указывает, что Галлия делилась на три части, из которых одну населяли белги, другую аквитаны, а третью галлы, и что все эти три группы племен отличались друг от друга языком и нравами.
Определенные круги среди этих говоривших по-галльски племен, в частности жрецы и крупные торговцы, несомненно, владели хотя бы частично греческим языком, так как данные на таблицах, найденных в лагере гельветов во времена Цезаря, о численности бойев и других кельтских племен, были написаны греческим письмом. Равно и на клинке латенского меча, найденного в Порте в Швейцарии, выбита надпись "Корисиос" греческими буквами.
Жреческое сословие друидов, весьма важный фактор в галльской среде, избегало записей и не оставило никаких письменных памятников. Наряду с греческой азбукой в кельтскую среду проникало и знание этрусской азбуки. В последнем столетии в собственно Галлии, а в меньшей мере и в некоторых кельтских среднеевропейских областях распространилось знание латинского языка.
После побед Цезаря в Галлии латинский язык быстро распространился в высших кругах, но простой народ, особенно в сельских местностях, еще долго говорил на галльском языке.
В Средней Европе также удержались остатки кельтских племен и при изменившихся условиях. Пребывание их в Паннонии, например, засвидетельствовано письменными источниками и эпиграфическими памятниками.
При усилившейся романизации современной Франции и части Швейцарии галльские языки как целое исчезли, а в романских языках сохранились лишь их отдельные элементы.
Современное знание галльского языка. Толкование географических названий
Итак, сплошных текстов на галльских диалектах не сохранилось. Современные знания галльского языка основываются главным образом на надписях, относящихся к 4—1 векам, сделанных греческими, этрусскими и латинскими буквами. Эти надписи содержат по преимуществу некоторые личные имена и географические названия.
К ним следует добавить и некоторые слова из произведений греческих и латинских авторов, заимствованные из кельтской среды, затем некоторые надписи на кельтских монетах, а также и галльские имена с надгробий и надписей римского времени как в Паннонии, так и на западе в французско-рейнских областях; там металлические и глиняные изделия снабжались именами галльских ремесленников.
Толкование личных имен и географических названий весьма затруднительно и не единообразно даже среди специалистов. Не всегда также можно с уверенностью сказать, не являются ли некоторые географические названия, сохранившиеся до нашего времени и считавшиеся первоначально кельтскими, более древнего, докельтского происхождения.
Даже в самой Франции географические названия кельтского происхождения не так уж многочисленны. Они сосредоточены главным образом на территории между Рейном и Дунаем и по соседству с ней, что полностью отвечает и результатам археологических исследований. Кельтскими там считаются и названия некоторых рек — Рейна, Дуная, Неккара, Майна и Рур-Раура; поэтому считают, что раураки, о которых Цезарь говорит в связи с базельской областью, происходят из Рурской области.
Что касается древнего периода, то весьма древними считают названия с концовкой "брига" {-briga). Они означают укрепленное место и, согласно Г. Риксу, появились в то время, когда кельты в Галлии еще не дошли на западе до атлантического побережья, но когда они уже проникали в Испанию.
Позже якобы распространились названия с концовками "дунум" и "дунон" (-dunum, -dunon) подобного же значения, а именно в эпоху исторической кельтской экспансии, примерно в 4 и 3 веках.
В то же время для незащищенных поселений привились названия с концовкой "магус" (-magus, -magos). В качестве примеров можно привести в рейнской области названия Будобрига (Боппард) или Тародунум (Цартен).
Конечно, картографическое изображение местонахождения этих названий не всегда вносит ясность. Названия с концовкой "брига", поскольку мы обращаемся только к тем, существование которых доказано уже в древности (а ни в коем случае не в средние века), наиболее распространены в северо-западной части Иберийского полуострова и в общем лишь спорадически встречаются в северо-восточной Франции и рейнских областях.
Наоборот, названия, оканчивающиеся на "дунум", встречаются в значительной части Франции (кроме Аквитании) и в прирейнских областях, а местами и в верхнем Подунавье (в направлении на восток их количество убывает), в Британии и лишь спорадически на Иберийском полуострове. Бош-Гимпера использовал названия, оканчивающиеся на "дунум", для подкрепления своей кельтской теории, которая связывает каталанские поля погребальных урн с кельтами.
Совершенно иное положение создалось на британских островах и особенно в Ирландии. Римская оккупация в Британии распространялась только на часть территории и началась примерно на сто лет позже, чем в Галлии. Сама Ирландия никогда не была покорена Римом, так что древний кельтский язык, предшественник современного гэльского языка, сохранялся без влияний извне, а позже возникла и самостоятельная литература.
В римское время это были по преимуществу народные легенды, в которых отразились картины прошлых времен и которые позже были записаны. Эти сказания хорошо знали монаху ирландских монастырей и с течением времени делали их литературную запись на местном наречии; эти записи являются старейшим литературным памятником в "варварской" части Европы, следуя тотчас же за литературой греческой и римской.
Древнейшие памятники ирландской письменности
Древнейшими памятниками ирландского языка считаются огамические надписи 5—6 веков. Их алфавит состоит из точек и черточек (линий) и предполагает хотя бы частичное знание латинского языка.
Это письмо применялось главным образов в надписях на надгробных и подобных памятниках (приблизительно так же, как в северной Европе руны) чаще всего в южной Ирландии и на противолежащем английском побережье.
В 5 и 6 веках в Ирландии уже распространилось христианство, и ирландские монастыри в известном отношении взяли на себя задачу старых друидских "школ". Монахи, хорошо знакомые со старыми обычаями, сохранили древние сказания для будущего.
Древнейшие образцы ирландского языка сохранились в церковных книгах 8 и 9 веков, в которых латинский текст сопровождается примечаниями (глоссами) на родном языке монахов того времени. Эти церковные книги легко датировать, поэтому они становятся важным хронологическим критерием для оценки более поздних рукописей, относящихся даже к 15 и 16 векам.
Содержание эпических поэм и героической мифологии этого более позднего времени иногда настолько насыщено фантазией, что лишь с большим трудом можно отделить действительность от выдумки; тема смерти и посмертного бытия часто является фоном всего повествования.
Основные памятники ирландской письменности можно разбить на 3 цикла.
Первый из них, "книга вторжений" (Lebhar na Gabala), часто считается схоластической компиляцией, относящейся ко времени между 8 и 11 веками. В ней говорится о волнах пришельцев, пятой из которых были гойделы; они заставили якобы побежденного врага искать спасения в больших мегалитических сооружениях (построенных на рубеже позднекаменного и бронзового веков).
Некоторые исследователи, однако, считают это произведение генеалогической фикцией, которая пытается объяснить происхождение всех свободных ирландцев.
Второй цикл рассказывает о переменных успехах в борьбе Ульстера против Ирландии, третий — о судьбе Финна и его сына Ойсина и дает некоторые сведения о культе и древней общественной структуре.
В кельтскую литературу входит также рассказ об Артуре, кельтском короле Британии, который со своей дружиной боролся против проникновения германских англов и саксов. Ко всему этому присоединяются истории различных мелких королевств.
Шли века, в придворных стихах и произведениях сельских поэтов возрождались старые традиции, однако появлялись и новые влияния, а структура общества постепенно изменялась.
В позднем облачении, таким образом, очень трудно найти первоначальное историческое ядро. Опорой исчезающего языка, нравов и обычаев был говорящий по-кельтски народ, в жизни которого сохранилось до более поздних времен много пережитков прошлого.
МЕРЛИН (Merlin),
бард и прорицатель в легендарной кельтской истории, в Артуровском цикле – маг и ясновидец, покровитель и советчик молодого короля Артура.
Имя Мерлин, или Мерлинус (Merlinus), впервые встречается в британской легенде, изложенной в сочинении Джефри (Гальфрида) Монмутского История королей Британии (Historia regum Britanniae, не позже 1138) и представляет собой латинскую форму валлийского Merddin, или Myrddin.
Мерлин у Джефри – чудо-ребенок, рожденный монахиней в Кармартене (юго-западный Уэльс) от нечистого духа, овладевшего ею во сне. Мерлин пересиливает магов короля Вортигерна и открывает тайну исчезновения крепости, которая строилась для короля Северного Уэльса. Затем он произносит длинную серию пророчеств, известных как Пророчества Мерлина (Prophetiae Merlin), которые пользовались повсеместной популярностью на исходе Средних веков.
Ранняя форма легенды о Мерлине содержится в валлийских стихах 12–14 вв. В них Мерлин изображается воином, который потерял рассудок в битве, обрел провидческий дар, бежал и поселился в диком Каледонском лесу. В позднейших версиях Артуровских легенд Мерлин, как правило, фигурирует в образе престарелого волшебника. Ему приписывается много чудесных свершений
Кстати, а откуда в артуровском цикле взялась Моргана? И откуда столь навязчивая идея кровосмесительного союза Морганы с Артуром, плодом которого явился небезызвестный Мордред?
Моргана, насколько я помню, это ведь какое-то древнее кельтское божество.
Кстати, кто читал переложение мерлино-артуровской легенды в исполнении Мэри Стюарт? Я имею в виду трилогию "Полые холмы", "Последнее волшебство" и что-то там еще.
Еще анекдот: Фингл зажарил ястреба и съел его на празднестве, посвященном деревьям. :D :D :D
Друиды
Жреческое сословие друидов первоначально было построено на иерархических началах и представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию, которая ведала не только делами религии, но и пользовалась большим политическим влиянием, гораздо большим, чем слой всадников.
Этот институт был общекельтским, известным на британских островах и в Галлии, и, очевидно, имел в течение определенного периода влияние и в Средней Европе; только в Испании и в северной Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни археологических данных.
Мнение Цезаря, что этот институт возник первоначально на британских островах, является лишь его предположением. Древние источники (Цезарь, Плиний) приписывают друидам очень обширную сферу деятельности, но в настоящее время трудно проверить, насколько это соответствовало действительности.
Какова была сущность их учения, философских и религиозных представлений, нам известно лишь отчасти. Они верили в бессмертие души, смерть, по их представлениям, означала не конец, а лишь середину долгой жизни. Под их покровительством находились священные дубовые рощи и само название их возникло якобы от слова "дуб" ("дрис").
Жертвы (например, белые быки) не приносились без ветви этого дерева, так как все, растущее на дереве, они считали даром небес, а производимые в связи с этим действия — указаниями богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы, так как галлы исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные жертвы ночью при свете луны.
Кроме совершения жертвоприношений, иногда якобы и человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более подходит для решения важных вопросов. Друидам также поручалось воспитание аристократической молодежи. Однако письмом они не пользовались и не оставили письменных памятников: все обучение велось устно.
Сословие друидов и "ватес" по существу пополнялось из рядов аристократов - всадников. Описывается особый случай транса друида во время выборов короля Тары. Друид съел мясо принесенного в жертву быка, впал в сон и только после этого обрел способность установить правомерность акта и предсказать грядущее (так наз. бычий сон).
В более поздний период друиды уже не были ни столь замкнутой кастой, ни чисто жреческой корпорацией. В начале римской оккупации друидизм был еще в полном расцвете, позже настал его упадок. Друиды боролись с романизацией, участвовали в восстаниях и потому римская власть была особо заинтересована в ликвидации этого института. Особенно долго этот институт удержался в Ирландии. Преемниками друидов там были "filed", основатели постоянных средневековых школ.
Королева Моргана"
Образ Феи Морганы, сестры короля Артура имеет глубокие корни в кельтской мифопоэтической традиции. Она происходит от богини войны и смерти Морриган. В рыцарском романе Моргана является королевой Гоора, враждебной своему брату Артуру. Один эпизод повествует, как Фея Моргана похитила у короля Британии волшебный меч Экскалибур и передала рыцарю Акколону, дабы он сразился с ее братом и победил его.
Королева Моргана владела колдовскими чарами. Множество зрачков – черта сверхьестественного существа (подобно Балору и самому Кухулину).
МОРРИГАН
Перевод сделан по материалам Knud Mariboe «Encyclopedia of the Celts»
МОРРИГАН (MORRIGAN)
(MOR-rig-ahn) Экстраординарная богиня, воплощающая все, что является извращенным и ужасным среди сверхествественных сил.
- Великая Королева.
Она была архетип формы Богини в Ирландии, особенно связанная с войной (когда она появилась в тройном облике как Macha, Nemainn и Badb). Ее также связывают с кровожадной войной - разжигательница, жажда к людям - точно так же как Sumerian Inanna, на кого она много походит.
Она боролась на стороне Tuatha Danaan против Firbolgs в первом Сражении Маг Туиред, после второго сражения, она предсказала конец мира, когда моральные достоинства игнорировались и когда земля стала заброшена.
Она предложила свою любовь CuChulain и после того, как он отклонил ее, боролась с ним в форме угря и волчихи. Ее нормальное появление (внешний вид) было в виде ворона сражения. Она соединилась с Dagda при захвате реки. Ее имя - действительно титул и иногда используется как коллективное существительное для ее трех аспектов Морриган.
Имеются очевидные сходства и с Modron и Морганой.
- Духовная Королева Смерти, Сексуальности и Конфликта. Морриган известна в Ирландских легендах и мифологии как рыжеволосая богиня сражения и возрождения, часто появляющаяся в тройном облике. Она oбъединила энергии жизни и смерти, сексуальности и конфликта в одной ужасающей богине. Часть причины гибели CuChulain была в том, что он не признал ее когда она появилась.
- Morrigan (moreeghan), или Morrigu. Одна из форм, древней Ирландской богини войны Бадб. В эпопее CuChulain, TAIN BO CUAILNGE, в которой отмечается большая война между Fomorians и Tuatha Danann , присутствуют три богини войны в виде ворон - Neman, Macha и Morrigu, из которых Morrigu является самой значимой.
Как Evans Wentz анализирует эту легенду, они - триединая форма богини \'Badb\'. Neman путает армии врага, так, чтобы союзники, ошибаются и воюют против друг друга, Macha упивалась неразборчивой резней, но это была Morrigu, кто вселяла сверхествественную силу и храбрость в CuChulain, так, чтобы он выиграл войну для Tuatha Danann. Сила богини и света и побежденный темный Fomorians, также, как Олимпийские боги побеждали Титанов.
- Она была возможно наследницей Ban Sidhe
Спасибо! А с Мордредом-то что? И про союз с Артуром?
На корабле плывут кубинец, русский, француз и бретонец. Кубинец достает дорогущую (баксов 50$) сигару, закуривает ее и, сделав несколько затяжек, ломает в пепельнице. Все в шоке. На недоуменные вопросы кубинец невозмутимо отвечает: "Dans mon pays il y en a beaucoup!" (типа, \'в моей стране этого добра навалом\').
Затем русский, достает из сумки здоровенную банку черной икры, ополовинивает ее, орудуя столовой ложкой, после чего оставшуюся часть выбрасывает за борт. Все в шоке. Русский невозмутимо отвечает: "Dans mon pays il y en a beaucoup!" ( \'в моей стране этого добра навалом\').
Тут бретонец хватает француза и швыряет его за борт. Все в шоке. Бретонец невозмутимо: "Dans mon pays il y en a beaucoup..."