Многие из нас пытаются деток научить классическим языкам. Поделитесь коллеги опытом!
Частным образом или лекционным:confused:
И частным, и лекционным.
Как я для себя понял, нужно делать обучение для тех, кто хочет и может учиться, завлекательным с помощью анекдотов, прибауток и пр., а балбесов вгонять в коматозное состояние занудством и двойками. Чтобы способным учиться не мешали. Вот только у меня это пока еще плохо получается... :D
Завлекать детей шутками и прибаутками это как-то нечестно. Но можно попробовать игру сделать основой обучения.
А давай-те ка, козлятушки-ребятушки, поиграем в интересную игру: исключения из правил о роде третьего латинского склонения и Numeralia Distributiva... Ванечка, Наташенька, не плачьте, они добрые, эти Distributiva... :D :D :D
Впрочем, может быть, существуют какие-нибудь игровые PR-технологии и для мертвых языков. Ставили же "Красную Шапочку" на латыни. Capella rossa.
Это внешнее - козлятушки-ребятушки, это - не игра. Есть по этому поводу разработки психологов.
Вот, судите сами, насколько серьезно то , о чем я говорю.
Игра как вид деятельности сопутствует человеку всю жизнь, но для детей игра - ведущий вид деятельности, т.е. такой, от которого зависят изменение, развитие личности человека. Через игру ребенок начинает ориентироваться на окружающих людей, учится оценивать свои действия с общественной точки зрения, контролировать себя.
В школе потребность в игре не ослабевает, и эту потребность нужно использовать и в учебных целях. Например, для формирования мотивов к учению. Чтобы у ребенка "заработали" на учебу интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому, познавательность - сначала необходима игра.
Потому что игра почти единственный вид деятельности, мотив которой заложен в ней самой, в ее процессе. Детям прсто нравится играть.
Если ученик не хочет учиться - это проблемы не его, а воспитателей. Если естественной потребности учиться у человека пока, к сожалению, нет, нужно эту потребность создать, включив процесс обучения в игровую деятельность.
То есть игра в обучении - это не развлечение, а основной способ решения всех учебных задач.
всё это в полной мере относится в основном к дошкольникам и первому, max второму классу - но на школьниках тоже применимо, просто более умеренно.
Что такое игра?
В игре должно быть
1) наличие воображаемой ситуации, в которой будут действовать дети, воображаемые обстоятельства.
2) обязательное осознание детьми игрового рещультата ( что именно будет достигнуто в результате игры, что будет в конце: отгадка загадки, получение картинки...)
3)осознание детьми правил, соблюдая которые, можно достичь результата.
4) возможность выбора конкретного действия.
Если дети просто выполняют по очереди некоторые действия по правилу, но не делают выбора, а поступают механически - это не игра.
О нет, я нисколько не сомневаюсь в серъезности игрового подхода. Но в полной растерянности останавливаюсь перед задачей освоить игровым методам помянутые к ночи исключения из третьего склонения. Прадеды сочиняли на этот случай стишки. Что делать мне? Должно быть, мне просто надо под страхом сожжения библиотеки запретить нападать на несчастных.
Какой должна быть игра для обучения?
1) Учителю необходимо точно знать, какой именно навык и умение формируется в данной игре ( что ребеноу не умел делать до и чему научился в результате игры). механическое повторение не формирует навыков. если в игре он учится изменять слова, подбирать нужное по смылсу слово, строить самостоятельную фразу, текст - тогда да, навыки приобретаются.
2) игра должна ставить ребенка перед необходимостью мыслительного усилия ( хотя бы крошечного).
3) правила игры даются не в строгих формулировках, а напр., в виде образца речи педагога. Но это образец - для творческого подражания, для решения коммуникативной задачи.
4) в игре нет оценок. чтобы дети могли оценить правильность своих действий, нужно так продумать правила игры, чтобы ошибка в действиях не приводила бы к результату.
Да, конечно, вся эта разработка ориентирована на живые иностранные языки. Но что мешает нам преобразовать ее, взяв сами принципы, для исключений третьего склонения. Просто немного творческого усилия, педагогического таланта и смелости. :)
Мне пока мало приходилось кого-то чему-то учить целенаправленно, меня учили много, в основновном плохо:)
В любом обучении, мне кажется, основную роль играет личность Учителя, умного, глубокого и харизматичного . Преподавание, это исскуство, где нужен талант. Он может проявиться не сразу;) . Надо построит свой собственный мост, от себя к детям, укрепить его и вперёд.
А еще всем нравится, когда ими интересуются, надо прявить искренний интерес к ученикам, как к личностям, но не забывать о некоторой дистанции. Все люди по-своему интересны.
А иногда достаточно просто харизмы...
И вообще, на деле, наверное, всё по-другому.
Продолжаю пока отвлеченно, без примеров и в основном про новый языки, т.к. что делать с мертвыми плохо представляю пока...
Детям нужна общая положительная оценка, потому что они (да и взрослые тоже) не отделяют оценку своей деятельности от себя лично. "Ты плохо это сделал" ребенок воспринимает как "Я плохой и учитель меня не любит". Но в то же время, дети не относят к себе лично замечания педагога и его просьбы, если они обращены ко всем детям. Ребенок реагирует, только если педагог обращается к нему лично.
Есть такой прием - проблемная история. Учитель ее рассказывает, а дети на примерах из родного языка осознают форму и функцию каждого грамматического явления. Это когда ты показываешь ребенку, как смешно будет выглядеть грамматическая ошибка на русском. Девочка едешь, я разговаривали о моей доме - примерно такие примеры.
Проблемная история.
окончание третьего лица ед.ч. s в английском языке.
Том расскажет нам, что любит Алиса.
Том: Я люблю суп. Алиса люблю суп. Алиса люблю зоопарк. Поправьте Тома, чтобы было правильно. Вот именно, в английском языке тоже так.
Том: (предположим, такую форму дети уже знают - I like soup). Alice likes soup. Alice likes Zoo.
Это довольно примитивный, недоработанный пример, рассчитанный целиком на разговорную речь.
Продолжение следует...
Из своего опыта я знаю, что самое главное - это наличие желания у обучаемых. Если желание есть - тогда работать одно удовольствие, если нет, тогда неплохая в принципе работа превращается в головную боль и появляется необходимость внушать это желание воспринять предмет (все равно какой, хотя я преподавал именно язык) . И тут уже в ход идут любые средства, начиная от игровых форм и заканчивая суггестией и НЛП-программированием (слишком жестко на мой взгляд).
Хотя если обучаемый является более-менее взрослым человеком, то надо просто объяснить - зачем это ему понадобится в жизни.
Смотрю на вас с высоты прожитых лет и умиляюсь... Дерзайте, коллеги! Совет один - будьте настойчивыми в том, чтобы добиться выполнения ваших требований. Без этого необходимого для любого педагога качества детки (играючи) сядут вам на шею... Примеров тому - масса! Посмотрите хоть на нынешний 11 класс, который сейчас, за два месяца до выпускного экзамена все-таки должен осваивать латинскую грамматику "с потерями и кровью". А все потому, что их педагог в течение пяти лет не проявлял настойчивости...
Точно! Это я о последнем. Действительно, игровая ситуация в школьном обучении это, по-видимому, вчерашний день. Люди, дети МЕНЯЮТСЯ коренным образом. К примеру, когда я учился в школе хамами были мальчики, а теперь девочки! Сужу, конечно, по опыту преподавания в нашей любимой гимназии и в гимназии Домодедово. Кстати не позволяйте разводить себя на разговоры, например, о смысле изучения древних языков.
Очень верное замечание! Потому что смысла-то никакого нет... Одна головная боль.
Еще один совет от ветерана - почаще пишите в дневнике обучаемых. Причем не забывайте, что и хорошие оценки тоже надо ставить в дневник. Дети тогда осознают, что оценка в дневнике появляется не только, когда вы злы или рассержены, но и когда вы довольны.
Еще надо активно использовать доску - и чтобы все при этом были заняты (я, например, всем даю разные фразы, а потом проверяем, что получилось). И конспекты надо проверять хотя бы раз в четверти, в особенности на начальных этапах изучения языка - там такое можно встретить...
да-да-да - кнутом и пряником...:D
Но они же не щенки в питомнике!
Их нельзя дрессировать, за их счет нельзя самоутверждаться, дети не недочеловеки, они личности, их ненужно ломать, им ведь правда может быть интересно! Не стоит заменять способности педагога способностями тюремного смотрителя!:confused:
Интересно будет послушать Морелли года через два. Когда ему случится попреподавать у семиклассников. :(
Никто из нормальных преподавателей (а таких у нас на кафедре и в гимназии большинство) не ставит перед собой цель сломать личность ученика. Любой вид обучения - это упражнение в самоограничении со стороны ученика и терпении со стороны преподавателя. Без подчинения нет школы. Поэтому необходимую меру подчинения приходится обеспечивать достаточно жесткими мерами - в том числе и предоставлении наиболее строптивым возможности саморазвития своей личности вне стен учебного заведения.
Не подвергаю сомнению ни чей авторитет, но позволю себе не согласиться, а через год-два посмотрим, возможно, получится более аргументированний разговор (с моей стороны).:cool:
Как бы то ни было, одно дело индивидуальные занятия, где мохно позволить себе и ученику тратить много времени и сил, совсем другое - работа в классе. Там volens nolens придется быть занудным формалистом и относиться к детям несколько технологично. Суровая действительность, знаете ли.
Насчет занудного формалиста не уверена, но установить нормальные рабочие отношения и рабочую обстановку мне кажется необходимым. Я в свое время потратила очень много времени и сил, пытаясь воплотить в жизнь какие-то свои идеальные построения, но уже года через три поняла, насколько эти построения не соответствуют действительности. Теперь я полагаю, что самое главное - четко определить свои требования, чтоы ребенок понимал, что вы "не требуете более определенного себе", как заповедал мытарям св. Иоанн Креститель.
Морелли! согласна с тобой - посмотрим и, может быть, не станем занудными формалистами.
Уважаемые АннаР, Demetrius и другие! Скажате с высоты прожитых лет: по-настоящему заинтересовать детей в предмете, по-вашему, невозможно? А неумение ребенка ограничивать себя и нежелание учить латынь и др.греческий- это проблемы не учителя, а учеников и их родителей?
Учителей сравнивать с мытарями...:(:confused:
смотря каких учителей, конечно:D :(
немного отвлекаясь от дискуссии...
не кажется ли Вам, что вызвать интерес к классическим языкам легче именно у детей, пока они не выросли? И это важнее, может быть, чем добиться стопроцентной успеваемости по латинской грамматике путем записей в дневник, проверки конспектов и т.п. Хотя это тоже нужно и важно, но с другой стороны, выпустится очередной 11 класс из гимназии с приличными оценками по древним языкам и что? Если не заниматься дальше, все забудется быстро, а многие ли будут заниматься? А вот добрые воспоминания об уроках и подсознательное ощущение того, что латынь - это вообще-то здорово, просто так здорово, нужно и мне всегда нравилось - это уже что-то - прежде всего, для нас, потому что выпускники эти отправляются в общество, которое часто и не слышало ничего о латыни.
А как создать эту внутреннюю мотивацию - это другой вопрос. Иногда, действительно, авторитет и настойчивость этому помогают - вызывают уважение к учителю.
А с кем же их еще сравнивать?
"по-настоящему заинтересовать детей в предмете, по-вашему, невозможно?"
Возможно - иначе с вами не учились бы такие прекрасные люди как Катя Капусткина, Аня Пояркова, Никита Мещеряков и даже, horribile dictu, сам Александр Сергеевич! Но это - редчайший случай. И заслуга родителей, по большей части.
А вообще, дерзайте, коллеги! Ваш "неформалистский" подход, возможно, поможет поднять престиж древних языков среди учеников и их родителей.
Возможно, но не стоит переоценивать возможности человеческой натуры. Некоторые дети способны к языкам, но не желают их учить. В таких, конечно же, надо пробуждать интерес всеми доступными способами. Есть такие, которые не могут и не хотят их учить, не потому, что они "ущербные", а потому, что к другому предназначены. С такими нужно работать, то есть вступать в достаточно формализованные деловые отношения: я не буду навязывать тебе свою латынь сверх твоих способностей, но и ты изволь честно прикладывать усилия и делать домашние задания. И уж тем более - не мешать успевающим!
Если бы латынь преподавалась обязательно во всех школах, я бы полностью с этим согласилась. Но классические гимназии - сейчас редкость, и зачем они тем, кто "не может и не хочет" ? Если они предназначены к другому, зачем вообще им терять время и силы на латынь, которую они при таких формализованных отношениях с учителем все равно забудут через два месяца после окончания школы? Это какая-то странная ситуация. Хотя, наверное, частая...
Я за деловые отношения со всеми учениками, но еще и во-первых я за интерес и удовольствие от процесса обучения.
Увы, почему-то огромное количество народа (родителей) воспринимает нашу гимназию как некую богадельню - "вы, главное, за ребеночком приглядите, а больше-то и не надо, языки-то все от лукавого - растлевают, понимаешь ли, гентически". И приводят детей, не способных ни к первому типу деятельности, указанному Деметрием, ни даже к механической работе. И - скажу Вам страшную правду - таких в гимназии ровно половина....
Мне, по всей видимости, предстоит "фтейрейн трагус" в эту среду, так что и я подключаюсь к беседе :)
Я пока не знаю, чем мне придется заниматься с детьми, которые, мне кажется с большим трудом воспримут меня как настоящего учителя (а может, я просто льщу себе). Но думаю, что что я буду стараться ответить на все их вопросы - самое главное, чтоб они были... ИМХО вопросы учеников - это признак их интереса. А вообще сложно "оказаться по ту сторону барьера" ((С) Глебова Е.А.), как-то необычно. сразу вспоминаются все "неудобства", которые пару лет назад нам, школьникам, доставляли преподы. А теперь всё наоборот. И как хочется быть ещё лучше тех, кто нас учил и кому мы за это благодарны.
2 АннаР: За что Вы позабыли про Машу Луферчик ;) Она тоже "прекрасный Человек" :)
Маша - еще существо юное и прекрасное. Что с нею станет к 3 курсу, никто не знает.
А вообще - соглашусь с классиком насчет вопросов учнеиков. Правда, иногда вопросы, задаваемые учениками, напралены на отвлечение внимания учителя. У нас в Институте это называлось"развести бабушку на разговоры". Смотрите, как бы не оказаться на месте бабушки...
Кстати, вспомните, мои дорогие мастера "повышать интерес учеников к классическим языкам", что зачастую главными врагами вышеуказанных языков являются родители этих вышеуказанных учеников. Сколько лет гимназии, столько же времени идет война с родителями, которые, отдав своих пушистеньких в классическую гимназию, ратуют за отмену "жреческих" языков! Они внушают эти свои смелые мысли соим чадам, а чадо только радо. И не надо учить даже Praesens ind. act.....
Да! Повышать интерес детям,
которым вообще ничего не интересно, абсолютно бессмысленно.
Это материал, которые приобретает человекоподобные формы лишь к старшим классам. А так православная закомплексованность этих детишек приводит к обратным результатам. Дома их заставляют читать акафист по сто раз за вечер, а в гимназии и на улице это настоящие бесята.
Кстати, все- таки давайте поделимся опытом!
Как кто сумел приручить этих
Τραγους?
Вовсе дети не трагой ИМХО!!!
И опять же ИМХО, трагой - это те кто детей мучают вместо того, чтобы учить.
И еще одна свежая мысль. Почему никто не написал, что детей любить надо? Или это подразумевается?
А кто же их не любит? Такие вкусные, жирные, сочные восьмиклассники... Ням-ням.
Если серъезно, то мало что можно сопоставить с радостью от плодотворной преподавательской деятельности. И детям нужно все-таки прежде всего показывать что их - уважают. А не phtheirousin.
Вот еще против чего я выступаю категорически - против употребления в данном контексте глагола phtheirein. Семантика у него неподходящая. Напоминает скорее об армейских неуставных отношениях.
Да, Деметрий прав, как-то зверски звучит. Давайте переименуем тему, если это возможно.
А Классику скажу, что, если бы мы детей не любили, то точно не работали бы за зарплату в три тысячи рублей при полной невозможности где-либо подработать. Просто дети - это наркотик. Каждый год себе говорю: "Все, хватит, пора зарабатывать деньги!" и каждый год беру новые классы, новые программы и работаю, работаю, работаю...
Предлагаю новое название: plagas da!!!
Plagas da - это сочетание дорийского диалекта и латыни?:D Может быть, plegas didou?
А я, простите, вообще не въезжаю...
Вообще-то, это-обычное латинское выражение, диалектолог ты мой...
Чей "мой"?
Я имела в виду, что не въезжаю, при чем тут plagas da.
Да уж...