Очень хотелось бы услышать все "за" и "против" того или иного пути. Но с оговоркой: главный критерий - польза души! Только в этом аспекте...
Под и т.д. понимаю 3-ий путь, указанный, например прп. Варсонофием Оптинским. Грубо говоря, целибат.
С уважением!
Только не целибат.
Есть совершенство в любви в семье, есть среди братии... но сам себе режисер... какое тут совершенство?
Говорят, что у каждого свой путь, и можно спастись и в миру, и в монастыре. Каждому, конечно, свое. Но, я не понимаю, как можно спастись в браке? :confused: Вокруг столько семей, несчастных из-за измен супругов, из-за непослушания детей, из-за финансовых вопросов и т.д., и т.п. Не поймите меня неправильно, может это и не по-православному, но учитывая наше время не проще ли быть одному?
Если ляпнула что-то не то, простите. Но я правда не понимаю :(
Согласитесь, что брак, и то каким он будет зависит от мужа и жены. Спасение в браке в том и состоит, что терпеть, и делать этот брак таким, чтоб в нем не было измен, была любовь, не было эгоизма и была соустремленность к Господу.
Брак это школа жизни не для себя, а для других, а то, о чем сказали вы, это не брак, совместное проживание 2 или более(с детьми) эгоистов. Это непавильно, этого быть не должно. В основном все разводы и измены происходят оттого, что человек живет для себя, не хочет терпеть и жертовать чем либо для другого. при правильном отношении к браку, этот путь для многих спасительнее, чем монашество.
Цитироватьне проще ли быть одному?
"проще" - это не "спастись"
В защиту Angel - думается, что проще в плане как раз жизни души
Что касается "эгоизма", это тоже верно.
Но вот насчет "спасительнее, чем монашество"... Этого что-то ни у кого из свв. отцов встречать не приходилось!???
Наверное, всем известно изречение: если бы мирские знали, как тяжело в монастыре, никто бы не пошел, но если бы они знали какое блаженство уготовано им за это, никого бы в миру не осталось. Это, простите, перефраз, но очень близко к тексту. Смысл второй части - блаженство здесь и там!!!
Есть ли у вас в семье возможность максимально отдалиться от происходящих вокруг вас событий и суеты сует? Если Вы по роду деятельности близки к церковной ограде, можно согласиться, что ваша деятельность при правильном видении себя исключительно полезна. А если это не так?
Angel, продолжите, пожалуйста свою мысль в рамках третьего пути.
От всех остальных тоже с удовольствием получу ответы, спасибо за участие!
Для МНОГИХ, я написала, обратите внимание, а не для всех. Эквивалентом слова многих может стать для некоторых, для части людей. Кому что Господь предназначил, а если все в монашество уйдут, то через сто лет людей уже не будет. Вот ведь как получается.
ЦитироватьLine* :
Этого что-то ни у кого из свв. отцов встречать не приходилось!???
Вот я тоже плохо помню, у кого, - кажется, у св. Афанасия Великого - есть интересное повествование о том, как этот святой подвижник беседовал с Богом. И задал ему вопрос - кто превзошел его в аскетическом делании и высоте духовной жизни? Оказалось, две замужние жительницы Александрии. Вот такие дела.
ЦитироватьЛунёша :
Для МНОГИХ, я написала, обратите внимание, а не для всех. Эквивалентом слова многих может стать для некоторых, для части людей. Кому что Господь предназначил, а если все в монашество уйдут, то через сто лет людей уже не будет. Вот ведь как получается.
Только не обижайтесь: для людей, близко знакомых с монашеской жизнью, Ваше предположение не только невозможно, но и довольно смешно. Честно говоря, мне даже трудно понять, из каких недр рождается это предположение из разряда " а вот если бы все люди умели летать, то все бы, увлекшись красотой неба, улетели ...."
Это как раз то, в чем можно быть твердо уверенным - не произойдет!!!
Вы ведь верно отмечаете: "Кому, что Господь"... только лучше дарует - никаких предназначений нет.
ЦитироватьDemetrius :
Вот я тоже плохо помню, у кого, - кажется, у св. Афанасия Великого - есть интересное повествование о том, как этот святой подвижник беседовал с Богом. И задал ему вопрос - кто превзошел его в аскетическом делании и высоте духовной жизни? Оказалось, две замужние жительницы Александрии. Вот такие дела.
Там речь шла совсем не об аскетическом делании - в этом прп. Антонию не было равных, речь шла о смирении, в котором после посещения этих действительно благочестивых замужних женщин, преподобный еще более поусердствовал. Не стоит смешивать разные вещи! и средства...
ЦитироватьЛунёша :
Согласитесь, что брак, и то каким он будет зависит от мужа и жены. Спасение в браке в том и состоит, что терпеть, и делать этот брак таким, чтоб в нем не было измен, была любовь, не было эгоизма и была соустремленность к Господу.
Брак это школа жизни не для себя, а для других, а то, о чем сказали вы, это не брак, совместное проживание 2 или более(с детьми) эгоистов. Это непавильно, этого быть не должно. В основном все разводы и измены происходят оттого, что человек живет для себя, не хочет терпеть и жертовать чем либо для другого. при правильном отношении к браку, этот путь для многих спасительнее, чем монашество.
Хотел написать по сути тоже самое.
Добавлю, продолжение рода (в браке;) ) тоже Богоугодное дело, ибо рождение детей в идеале должно совершаться для Бога, а не для себя!
И что конкретно смешно в моем предположении для людей близко знакомых с монашеской жизнью?
А вы также близко знакомы с жизнью в браке, как и с монашеством? Можете сравнить?
ЦитироватьLine* :
Там речь шла совсем не об аскетическом делании - в этом прп. Антонию не было равных, речь шла о смирении, в котором после посещения этих действительно благочестивых замужних женщин, преподобный еще более поусердствовал. Не стоит смешивать разные вещи! и средства...
О, тогда не подкините ли ссылочку? А то ведь я плохо помнил это место. А насчет того, насколько смирение автономно от аскезы - об этом можно поспорить. А Вам я в свою очередь укажу одно занятное место: священномученик Феофил Антиохийский, "Пир десяти дев", речь вторая Феофилы. Священномученик отстаивает принцип равенства девства и брака. Но Вы, конечно, правы в том, что последовательно мысль о превосходстве брака над монашеством нигде не проводится. А об их равенстве можно найти довольно много упоминаний.
Думаю лучше достойно жить в браке, чем недостойно в безбрачии.. К тому, же я считаю, можно и в монастырь пойти, как это делали раньше, но после того как выростишь и воспитаешь детей. Ведь в старину таких примеров было уйма..
ЦитироватьPearl-red :
К тому, же я считаю, можно и в монастырь пойти, как это делали раньше, но после того как выростишь и воспитаешь детей
Можно, конечно. Но ведь раньше уходили в монастырь не только те, кто уже вырастил и воспитал детей, но и те, кто с юности почувствовал призвание к монашеской жизни. И совсем разное у них было к этому отношение. Ведь одно дело, когда с ранних лет человек жил в монастыре среди монахов, и иное - когда уже познал все прелести мирской жизни (а сейчас она оставляет гораздо больший след, чем раньше; не могу об этом судить по личному опыту, но подозреваю). Конечно, всё может быть совсем иначе и последний больше преуспеет в духовной жизни, но лучшие предпосылки для этого, мне кажется, всё-таки у первого... Может, оттого и оставляет современное монашество желать лучшего, что идут туда в основном люди, много повидавшие?
Ну, ладно, это о том, какой путь САМ выберешь.
А ведь в православных кругах стало модно к старцам ездить, дабы они открыли волю Божию: брак, или монастырь.
Я сама в Лавре видала трех рыдающих девиц, которых батюшка в монастырь определил. А ведь им, наверное семьи, детей хотелось. Как тут быть? :confused: :confused: :confused:
А по поводу целибата...
Это очень тяжело. Одно дело в монастыре, среди единомышленников, в изолированном пространстве. Но так... Надо ОГРОМНУЮ силу воли. Мне таких людей искренне жалко :(
Или я настолько слаба морально... :(
ЦитироватьА ведь в православных кругах стало модно к старцам ездить, дабы они открыли волю Божию: брак, или монастырь.
Я сама в Лавре видала трех рыдающих девиц, которых батюшка в монастырь определил
Они тоже приехали, потому что "модно"?..:confused:
Не знаю, каковы были их мотивы, но они явно услышали не то, чего им хотелось. Это очень грустно :(
Спаси Бог за участие всех в этой теме.
По результатам точно могу определить единомышленников: Angel & КИВ:) - приятно пообщаться.
Всем остальным желаю большого С-Частья вместе с близким человеком и обязательно с Богом или только с Богом и всем миром (всеми людьми и каждым конкретно, начиная с себя и т.д.).
Demetriusу - благодарение за напоминание о необходимости более точного отношения к ссылкам. И приимите покаянное "прости" за оценку "смешное" и неуверенное "цитирование".
Всем - дара рассуждения и стремления к "единому на потребу" вне зависимости от вида жительства, т.е. всегда помнить о Цели, о содержании этих внешних форм жительства.
И еще, как верно было подмечено, давайте со смирением уважать путь каждого и молиться, чтобы сделать выбор не по собственному произволению, а полезный душе, то есть по воле Божией. (Тогда и старец скажет то, что точно верно, если он, конечно старец, а их сейчас на перечет).
Исправляя собственную ошибку:
(Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовскаго. Январь. Ч.2. - Введенская Оптина Пустынь, 1993.- с.136 .)
Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил:
- «Maкарий, ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе».
Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, Maкарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе oбеих женщин, преподобный сказал им:
- «Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая»
- «Поверь нам, честный отче, - отвечали женщины, - что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями: какие же добродетели ты желаешь найти в нас?»
Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали:
- «Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою – не произносить ни одного мирскогo слова до самой смерти нашей».
Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: - «По истине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись».
Божией милости всем...
Я считаю, все добро зело, и брак и безбрачие. И сторонники одного не должны превозноситься над другими. А вот что выше - не берусь сказать. Очень индивидуальный вопрос.
Главное для брака - должна быть любовь весьма конкретная. У кого нет любви, в брак вступать, наверное, не надо, а ждать, когда Господь дарует тебе полюбить.
Ага, если только эта ТА САМАЯ любовь. Как распознать-то?
ЦитироватьAngel :
Ага, если только эта ТА САМАЯ любовь. Как распознать-то?
Та самая любовь созидается самим человеком, им же и разрушается. Рецепт прост. Берете очередную влюбленность, чуть прижимаете (в своем сердце), что бы глаза не застила, потом (если объект не обещает больших проблем) берете его и вступаете в законный брак, а потом десятилетиями работаете над тем, что бы он стал счастливым. Если повезет, то лет через 7-8 уже будет неплохо, а через 15 Вы поймете, что это та самая любовь. Главное, что бы человек хороший попался и ваши жизненные устремления не были направлены в противоположные стороны. :)
На мой взгляд, безбрачие хорошо, если это подкреплено стремлением ко Господу, а не отвращением от брака. Мне кажется, гнушающийся браком - согрешает против Богом определенного порядка вещей, но имеет благочестие тот, кто не против брака, кто ощущает его Святость, но избирает "одиночество" ради того, чтобы всегда быть с Господом, избирает путь молитвенного делания, аскетики, путь постоянного поста и борьбы со страстьми и помыслами.
Аминь.
ЦитироватьВедь одно дело, когда с ранних лет человек жил в монастыре среди монахов, и иное - когда уже познал все прелести мирской жизни (а сейчас она оставляет гораздо больший след, чем раньше; не могу об этом судить по личному опыту, но подозреваю).
Это точно. Я-то как раз по личному опыту (хоть пока и не очень большому) могу судить. И чем дольше в миру живешь, тем хуже. Как около печки: старайся, не старайся поберечься, а все равно и сажей измажешься и дымом пропахнешь, так и тут: и не хочешь, да наберешься всякого неполезного.
Как думаете, нужны в монастырях образованные люди? Или, вернее, где, в чём именно могут понадобиться их знания? (можно рассмотреть этот вопрос отдельно для мужских и женских монастырей:) )
ЦитироватьРуслан :
Рецепт прост. Берете очередную влюбленность, чуть прижимаете (в своем сердце), что бы глаза не застила, потом (если объект не обещает больших проблем) берете его и вступаете в законный брак, а потом десятилетиями работаете над тем, что бы он стал счастливым.
Это очень интересно, Руслан, но позвольте кое-то у Вас спросить, как человека очень опытного:
-А как это "прижимать влюбленность", смысл понятен, а что тут за техника?
-И второй вопрос: а если влюбленность односторонняя, то как взять человека и в брак? Как вызвать ответную влюбленность, чтоб он согласился в брак-то с тобой?
ИМХО - не знаю, как мужчины, а женщина все-таки "ребро" и для женщины все-равно нужен муж - защитник, советчик и т.п. Мужчине оставаться одному легче, он и сотверен был один, правда заскучал :), а женщина уже была сотворена, чтобы быть помощницей. Ведь монашество возникло только с IV века... Это особый подвиг, для избранных, для сильных, ну как, например, столпничество или юродство. А обычная жизнь - в браке. Целибат - это вообще что-то непонятное - ни то, ни се, наверное легко стать эгоистом. А вот родишь ребенка - ни на службу выбраться, ни последование ко причащению спокойно почитать... Вот и попробуй тут останься "в вере и целомудрии"... Зато сколько поводов с эгоизмом бороться! А если еще и умудряешься молиться, о Боге не забывать - вот и спасаешься! Зато, знаете, какая радость видеть улыбку своего крохи - тут все тяжести и искупаются, вот еще бы воспитать его в вере... Короче, простите, понаписала тут... Но мне кажется, что женщина по природе своей должна быть женой и матерью.
И еще, зачем на старости в монастырь уходить? Если ты уже выбрал свой путь, все жизнь в браке прожил, то зачем в старости вдруг монахом к Богу приходить? По-моему, это исторический перегиб, есть два пути, оба почетные, надо выбрать один и по нему пройти достойно, а то как-то странно получается...
ЦитироватьНо мне кажется, что женщина по природе своей должна быть женой и матерью.
Представь себе, что бы было, если бы все и во все времена думали так же, как ты. Прежде всего, не было бы Боговоплощения...
Кстати, хоть монашество и правда появилось только в четвертом веке, но девы, посвятившие себя Богу, были всегда, с первых лет христианства. Иначе бы ап. Павел в 1 Кор. и не поднимал бы этот вопрос - причин бы не было об этом писать.
Еще очень советую прочитать книгу свт. Амвросия Медиоланского "О девстве и браке". Там на все твои недоумения есть ответы.
Ну почему недоумения, у меня уже есть свое мнение, я его и написала. Я же не говорю, что брак для всех, есть разные пути. Но есть женское естество, от него можно отказаться во имя Христа, но оно есть.
ЦитироватьМилаша :
Это очень интересно, Руслан, но позвольте кое-то у Вас спросить, как человека очень опытного:
-А как это "прижимать влюбленность", смысл понятен, а что тут за техника?
Просто отвлечься на время. В молодости частенько влюбленности застят весь белый свет, вот и нужно чуть отстраниться, занятся чем то еще, учебой например. А уже потом вновь посмотреть на предмет влюбленности более трезвым взглядом.
ЦитироватьМилаша :
-И второй вопрос: а если влюбленность односторонняя, то как взять человека и в брак? Как вызвать ответную влюбленность, чтоб он согласился в брак-то с тобой?
Одностороняя? Не думаю, что девушке нужно себя выпячивать. Одностороняя влюбленность пусть закончится ничем. Можно, конечно, как то изменить себя, постараться понравиться, но ведь это не на один день. Удастся его очаровать... а потом неминуему придет разочарование. Пусть лучше будет тот, кому Вы дороги такой какая есть.:)
ЦитироватьКстати, хоть монашество и правда появилось только в четвертом веке, но девы, посвятившие себя Богу, были всегда, с первых лет христианства.
Если не ошибаюсь, еще в Ветхом Завете были девы, посвятившие себя Богу, но таковых на определенном этапе все же выдавали за муж, т.е. по достижении определенного возраста. Это же было сделано и с Пресвятой Богородицей, не могли же иудейские раввины нарушить закон?
Не этот ли образ использовал апостол?
Что же касается самого апостола Павла, то служение Богу требует совершенного самоотвержения, тем более на апостольском поприще. Более, полнота общения с Господом превосходит все земные радости, но это - кому дано!
Полный абсурд спорить монахам с мирянами, кто лучше, ибо женящийся или выходящая замуж не грешат и поступают хорошо!
Если же кто всем земным радостям предпочитает Господа, общение с Ним, молитву, труды и служение, кто готов отвергнуть себя и идти за Христом вплоть до смерти, несомненно поступает лучше.
"Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. " (1Кор 37.39)
Во всяком случае апостол :"Относительно девства я
не имею повеления Господня..."
ЦитироватьМилаша :
Это очень интересно, Руслан, но позвольте кое-то у Вас спросить, как человека очень опытного:
-А как это "прижимать влюбленность", смысл понятен, а что тут за техника?
-И второй вопрос: а если влюбленность односторонняя, то как взять человека и в брак? Как вызвать ответную влюбленность, чтоб он согласился в брак-то с тобой?
Ага, мне тоже интересно. И еще вопросик: вы хотите сказать что "той самой" любви не существует, но мы сами ее созидаем? И ее развитие полностью зависит от нас, так что-ли?
ЦитироватьAngel :
Ага, мне тоже интересно. И еще вопросик: вы хотите сказать что "той самой" любви не существует, но мы сами ее созидаем? И ее развитие полностью зависит от нас, так что-ли?
Ая уже ответил.:) А по поводу второго вопроса, Вы очень точно резюмировали мой ответ;) . Со временем Вы и сами это поймете. Изнутри исходят наши проблемы, а не снаружи. Удачи.
М-м-м... :ton: Спасибо. Есть добровольцы для эксперимента? :D
Я лично считаю, что есть только два пути: монастырь или семья. Совершенно не понимаю тех людей, которые живут в миру по монашески. Полный бред... Ведь главное для монашеской жизни это послушание...
ЦитироватьЗайка :
Полный бред... Ведь главное для монашеской жизни это послушание...
Тут я не соглашусь... в деталях. Монашество имеет несколько путей. Общежительная обитель - наилучший по мнению многих отцов, но не единственный. Люди разные, нас такими создал Господь. Отсюда и разные пути. Есть и скитское житие, есть и сиромахи на Афоне. Еще у Петра Дамаскина можно найти тезис о том, что послушание старцу удобнейший путь, но есть и более трудный, но не менее благодатный - послушание Богу. Т.е. постоянный поиск воли Божьей о себе и послушание Его благому промыслу. Пройти его без ошибок практически никому не возможно, и великие падали и претыкались на этом пути, но насколько он возвышеннее послушания человеку! И он не привязан к монастырским стенам.;)
Цитироватьв деталях
Здравствуйте Руслан!
Конечно не мне тут спорить и учить, но как мне кажется, эти вот "детали" грозят многими бедами. Как можно стать монахом без послушания духовнику, старцу, церкви??? Разумеется, что послушание старцу, например в обители, есть видимый знак послушания Богу. Человек учится жить духовно, учится распознать, что есть Воля Божия на нём, но как это сделать наоборот?
Мне рассказывали знакомые, как молодые люди уходят в монастырь, или, как это теперь не редко бывает - становятся монахами у себя дома, но проходит время, и начинаются развиваться трагические события... Психические срывы, или вовсе уходят...
По моему, перед постригом необходимо пройти многие испытания, и эти испытания нужны самому будущему иноку. Может быть даже несколько лет!!!
По моему, тут надо быть очень осторожным, ведь "на кон" ставится вся жизнь!!!
Цитироватьстудент :
По моему, перед постригом необходимо пройти многие испытания, и эти испытания нужны самому будущему иноку. Может быть даже несколько лет!!!
По моему, тут надо быть очень осторожным, ведь "на кон" ставится вся жизнь!!!
Угу... А я разве не сказал, что и великие падали? Но, "грядущего ко мне не изжену вон". И это правда, как и все в Евангелии. Только проблема в том, к кому или чему пошел человек выбирая эту стезю. Чаще всего карьера и превозношение, при ином раскладе, т.е. при искреннем стремлении к Богу, сам Господь будет водить этого человека.
PS: А отрицательные примеры "старчества" и "послушания" (особенно в современных монастырях) прошли мимо Вашего внимания?
Простите, если я чего не так понял...
ЦитироватьЧаще всего карьера и превозношение,
Именно поэтому мне и видится необходимым - послушание. Психологически должно быть не верно, если человек послушается ради кирьеры... Ну если только в миру, а при условии реального церковного быта, когда послушания могут быть совершенно непонятны или абсурдны это должно быть исключено. Разумется "непонятны и абсурдны", не значит не нужны или порочны!!!
ЦитироватьА отрицательные примеры "старчества" и "послушания" (особенно в современных монастырях) прошли мимо Вашего внимания?
Меня? Да!:D
А если серьезно, то это тема более внутрицерковная. Одно дело "старец" где то в деревне, "не понятно какого сана", "какой веры"... Другое дело, если это официальный, простите за термин, монастырь. Тут, "отрицательные примеры", это уже не просто дело одного "старца", а всей церкви.
Еще раз простите...
p.s. Знаю про одну "семью", так их "духовник" как "свел", так и "развел" после рождения ребенка!!! Вот Вам и "мимо внимания"...:(
ЦитироватьРуслан :
PS: А отрицательные примеры "старчества" и "послушания" ?
Хм, что вы имеете в виду?
Цитироватьстудент :
Психологически должно быть не верно, если человек послушается ради кирьеры...
Не верно, не значит невозможно. Большая часть падений, если не все, от превозношения и желания достичь чего-то в этом миру, хотя бы и прозорливости знакомого старца, а смысл монашеского жития в покаянии...
Хорошо быть исихастом, когда есть рядом исихаст. Он подскажет и поможет... Но где вы исихасты? А без этого даже и "официальный" старец всего лишь старик. Даже живя рядом с ним и смиряя свою гордость, руководителем придется иметь Священное Писание и труды отцов. Полностью положиться на него практически не возможно. И это действительно проблема Церкви на современном нам этапе.
ЦитироватьAngel :
Хм, что вы имеете в виду?
Это уже отдельная тема, да и не так проста она...
Цитироватьа смысл монашеского жития в покаянии...
:boo:
Хотя и не только монашеского! Ну да - Бог им судья...
Простите...
ЦитироватьAngel :
Хм, что вы имеете в виду?
Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Говорят, когда о. Кирилла спросили, знает ли он современных старцев. Он ответил: "Старых монахов много, а старцев я не знаю"...
ЦитироватьРуслан :
Монашество имеет несколько путей.
Согласна, что несколько. Это МОЛИТВА и ПОСЛУШАНИЕ.
опт.старец Анатолий (Зерцалов) писал, что есть 3 путя - монашество, брак и
девство. Так что живите спокойно :)
ЦитироватьDariaS :
3 путя - монашество, брак и
девство. Так что живите спокойно :)
Девство, в смысле целибат?
Вот-вот...:) Целибат - это явление появилось на западе у католиков!
ЦитироватьAngel :
Девство, в смысле целибат?
Цитирую дальше: "Каждый путь может привести в царство небесное. В замужестве - исполняя во имя Христово обязанности матери и жены, в девстве - посвящая себя Богу, в монашестве - отрекаясь от всего царствия Божия ради. Я не зову вас в монастырь; при настоящем упадке монашеской жизни иногда легче спастись в миру. У всякого своя дорога, только бы человек искренно искал Бога, стремился к Нему. Конечно, путь монашеский есть путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, тот сподобится великой награды."
Цитироватьстудент :
Вот-вот...:) Целибат - это явление появилось на западе у католиков!
Простите, но в Византии это явление тоже существовало. Точно не помню, но IV Вселенский собор имеет несколько положений о целибате.
ЦитироватьOriental :
Простите, но в Византии это явление тоже существовало. Точно не помню, но IV Вселенский собор имеет несколько положений о целибате.
Дайте ссылочку на источник.:)
Ок. Акты IV Вселенского собора. На прошлой лекции по Каноническому праву Максимович освещал эти пункты.
Смотрю книгу правил...
Нашел правило 16, 4 вселенского собора: "Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно как и монашествующим, не позволяется вступать в брак..."
Это место? Эсли это, то всеравно требуется разъяснение! Тут о "целибате" ни слова!
14. В тех епархиях, где допускается брак чтецов и певцов - запрет жениться на иноверных женщинах....следовательно были епархии, где брак чтецов и певцов не допускался, отсюда предположение о целибате...
ЦитироватьOriental :
апрет жениться на иноверных женщинах....следовательно были епархии, где брак чтецов и певцов не допускался, отсюда предположение о целибате...
Весьма натянутое предположение... Во всяком случае это не "целибат" как таковой, следуя современной терминологии. Запрет жениться на иноверных, ни в коем случае не означает запрета на брак вообще! Целибат же безусловно предполагает такой запрет. Например вдовый священник - не целибат, а вдовый священник! На мой взгляд это серьёзная разница!
Действительно, в древности чтецов рукополагали, следовательно, если чтец не был женат до рукоположения, он уже не мог жениться после рукоположения (как видно из текста - в некоторых епархиях), но это опять же не целибат.
Прошу прощения, если ошибаюсь...:) В этом случае буду раз разъяснению!
Это не моя идея, т.к. в Каноническом праве я не силен, тем более в трактовке актов. Вероятно я не верно понял преподавателя на лекции, когда он говорил об этом.
Вы не на том выражении акцент сделали:" допускается жениться", а не "запрет на иноверных..."
Не сочтите, что я что-то хочу "доказать", в данном случае я и сам пытаюсь понять сказанное. :)
Цитировать" допускается жениться",
Похоже на то, что в некоторых епархиях разрешалось жениться уже будучи чтецом...
Ребята, не смешно.
При чем тут ссылки и каноны? Не придет ни один человек к духовнику и не скажет, мол, хочу быть целибатным. Никто не может быть уверен в том, что потянет такой крест.
Вот поэтому и ссылок и прочей бюрократии вовсе быть не может. О чем, вообще, вы толкуете? Это личное дело каждого человека. Может, он хочет вступить в брак. Но пока еще не встретил ту самую. И что? Бросаться на всех подряд, дабы доказать что "я не целибат"? Это его личное дело! :pro:
только вопрос в том и состоит! Так или иначе, но «такой крест» - целибата, тянут лишь католики! Дело в том, что быть здоровым и не женатым довольно не просто, даже апостол писал : «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.», это первое, а второе: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» Далее – ветхий завет узаконивает многоженство, но, Новый Завет говорит об одной жене, и это налагает многие обязанности как на мужей так и на жен! « Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.» Это совершенно не пустые слова! Мне жена толкует, что дескать женщинам легче воздерживаться... Так то оно так, но проблемы тут иная. Дело в том, что некоторые ориентируются только на себя, на свои убеждения и, простите, страсти, а по слову апостола, следует ориентироваться на «согласие»!
Далее естественно «стороны» начинают соизмерят свои действия с «каноничностью». Ну понимаете, мне важно, где я, в православной Церкви, или уклонился в ересь... Более того, целибат, как институт, насколько я знаю, вообще не принимается в П.Ц. Тут следует Ваше пояснение моей, возможно, ошибки!
Вообще, это «будьте вместе», может ли обозначать 1 раз в год? Тогда за чем это вообще писать? Тут присутствует некая недоговоренность. Одна жена, и все «законническое установление» Ветхого Завета - не согласуется одно с другим! Иными словами – жена зачала, и «привет» жди 12 месяцев...
Вопрос целибата обманчив и лукав в том, что «воздержание» - сродни посту, постоянному посту! Аскеза и правило, только это дает возможность сего, по другому - смотрите на опыт католиков... Весьма печальные факты... (ссылок нет) Я против целибата! Против потому, что этот институт духовно лжив, а поэтому он выпадает из ограды церковной.
У одного из Св. Отцев читал, что Богу больше всего угодны дети, слушающиеся родителей и супруги живущие мирно.:pro:
Прекрасные слова...:)
а я очень хочу выйти замуж за православного. я хочу много детей
Сашенька, пишите ещё!:D :)
У меня много знакомых священников, и вот например:
у одного шестеро деток, у другого двое, третий целибат, четвёртый - иеромонах... И не могу сказать, что кто-то из них лучше, кто-то хуже, кто-то менее счастлив, чем другой - нет, они все замечательные люди, и каждый просто выбрал то, что ему ближе :)
Вот именно, главное правильно выбрать свое место и свою роль.
КИВ:
ЦитироватьКак думаете, нужны в монастырях образованные люди?
а они вообще нужны?
ЦитироватьАлёна :
а они вообще нужны?
Там дальше маленькое уточнение вопроса было.
С БПФ понятно, ФЦХ и ФЦП, вроде, тоже. Даже вот с математикой, информатикой и физикой понимаю :) А, например, историки, филологи?.. Хотя этот вопрос в других темах уже не раз обсуждался, о пользе истории и филологии вообще :rolleyes:
ЦитироватьХотя этот вопрос в других темах уже не раз обсуждался, о пользе истории и филологии вообще
и я про тоже
никому мы бедненькие не нужны:(
ЦитироватьАлёна :
никому мы бедненькие не нужны:(
если б никому - вообще бы о нас не вспоминали. А так изредка хоть строчечку о нас увидишь...правда, написанную рукою филолога же))
Вот в дремучем средневековье филологи и монастыри друг друга очень уважали. Особенно, если филологи по-гречески разумели. А теперь упадок нравов. Последние времена.
ЦитироватьКИВ:) :
У меня много знакомых священников, и вот например:
у одного шестеро деток, у другого двое, третий целибат, четвёртый - иеромонах... И не могу сказать, что кто-то из них лучше, кто-то хуже, кто-то менее счастлив, чем другой - нет, они все замечательные люди, и каждый просто выбрал то, что ему ближе :)
Интересно все-таки, а как они додумались до того ЧТО им выбрать? Ведь со временем замечаешь какие-то недостатки в принятом решении, стечение обсоятельст, влияние общества, и т.д. :rolleyes:
ЦитироватьAngel :
Интересно все-таки, а как они додумались до того ЧТО им выбрать? Ведь со временем замечаешь какие-то недостатки в принятом решении, стечение обсоятельст, влияние общества, и т.д. :rolleyes:
А Вы всегда можете объяснить, почему приняли то или иное решение (важное)? Ведь чаще всего так и бывает, что есть и положительные, и отрицательные стороны в каждом из вариантов - но ведь выбираем же...
Не знаю, сложно всё это
ЦитироватьКИВ:) :
А Вы всегда можете объяснить, почему приняли то или иное решение (важное)?
Стараюсь прислушиваться к себе. Но выбираю тот вариант, где есть место для отступления. :ton:
В последнее время все чаще слышу о "целибате вынужденном". Это от безъисходности, или как? :confused:
ЦитироватьAngel :
от безъисходности, или как? :confused:
А мне кажется, это от того, что ныне рукополагают слишком рано! Человек еще не утвердился в жизни, еще и не знает как к девушке подойти, а его - давай, рукополагайся! :( Ну он и соглашается, как ему кажется, ради аскетики и подвижничества, но все это приводит к бельшим бедам!
Другое дело если жена умерла после рукоположения, но, насколько я правильно слышал, таких на руси иногда даже запрещали в служении.
Недавно слышала историю, как один диакон бросил сан, развелся с женой, вернулся к матери и ведет беспорядочный образ жизни. Это наверное предательство Бога.:(
ЦитироватьAngel :
Это наверное предательство Бога.:(
Это страсти. Обычные страсти... К великому сожалению, это случается достаточно часто. Только в одной, известной теперь обители, за первые 5 лет становления и ускоренных постригов в мир ушло 37 иеромонахов(!). Обычно все они очень серьезно переживают свои слабости и падения... Вот если бы атеистами становились, то были бы предателями.
Всякий шаг в жизни нужно совершать осмотрительно, взвесив все за и против, тем более рукоположение или постриг! Возможно, некоторым кажется, что Господь все будет делать за них, но это ведь ошибка. Человек подвизаясь берет на себя многие обязательства, обеты, и их нарушение - не малый грех! Так что будьте осмотрительнее! :) Не следует брать ношу свыше сил!
Если из монахов уходят в мир, то что тогда о браке говорить. Так и развод можно оправдать (я имею в виду разводы не по главной причине - прелюбодеянии, а по другим). :rolleyes: И разведенные тоже переживают свое падение... Как же так? :confused:
ЦитироватьAngel :
Если из монахов уходят в мир, то что тогда о браке говорить. Так и развод можно оправдать (я имею в виду разводы не по главной причине - прелюбодеянии, а по другим). :rolleyes: И разведенные тоже переживают свое падение... Как же так? :confused:
Не-а! Не так! Монашество основано на
вере в Бога , а брак - не на вере, но на реальности, которую можно пощупать, почувствовать, увидеть, услышать... Из монахов могут уходить в мир, и это куда проще, чем из брака в блуд!!!:mad:
У монаха правило, аскеза, труды, а у брака что??? Жизнь, с её радостями и горестями! :) Единство в браке - крайнее единство! Если к этому единству шли осознано, не на эйфории чувственности, не на блике чувственной вдохновленности, а на готовности к самоотдаче, самоотречению, ради радости
любимого бытия, то ничего не сможет разрушитиь этот союз, уж поверьте! Падение разведенных - а что это такое? Как можно отрубить собственную руку и бросить её в помойку? Только так, как если бы это была не своя, но "отрубленная у умершвленного" чужая рука, пришитая не на свое место. Прорстите за аллегории, но она (рука) загниет, и будет отсечена неизбежно!...
Грустно... :( Ведь разводы иногда вынужденные. И что тогда разведенным оставаться одним как сказал апостол? А если дети от первого брака? Им же отцы нужны... бедненькие :(
Поэтому Св.Церковь и допускает (не как норму, но из снисхождения к людям) вторые и третьи браки. А в отношении разведенных, сами знаете, что все зависит от того КТО РАЗРУШИЛ, поэтому, если развод для кого-то вынужденный, ему может быть разрешено вступление в повторный брак. Надо знать индивидуальную ситуацию и каноны, только тогда можно делать индивидуальный вывод. Все очень мудро!
Цитироватьстудент :
Монашество основано на вере в Бога , а брак - не на вере, но на реальности, которую можно пощупать, почувствовать, увидеть, услышать...
Не согласна! Тогда наш христианский брак ничем от мирского не отличается! В миру тоже есть крепкие браки в которых супруги имеют сострадание, милосердие, терпение, все возрастающую любовь друг ко другу.
А христианский брак как раз и основывается на вере обоих супругов, только они стараются друг друга поддерживать, помогать на пути духовного роста. И вот эта цель брака - помощь друг другу во спасении - и есть самая главная!
Цитироватьстудент :
У монаха правило, аскеза, труды, а у брака что??? Жизнь, с её радостями и горестями! :)
И в браке есть правило, молитва и труды, а уж аскеза!!! Если жить в браке соблюдая все наши правила, то от супругов аскеза еще большая чем от монахов требуется! У них воздержание естественное (такое же как и вынужденное), а у супругов рядом все время твой любимый, и как тут воздерживаться?
Так что, если кому-то хочется особой аскетики - то пожалуйте в брак и воздерживайтесь все посты, периоды беременности и кормления по обоюдному согласию. ;)
Цитироватьстудент :
Я против целибата! Против потому, что этот институт духовно лжив, а поэтому он выпадает из ограды церковной.
Приснопамятный Владыка митрополит Никодим одному своему иподиакону, который никак не мог решить, то ли ему в монахи постричься, то ли целибатом рукополагаться напрямую сказал: "Знаешь, целибат - это "ни рыба, ни мясо". Мне кажется, очень точная характеристика.
зато целибатных священников ( или овдовевших) видно сразу, что ни говори.
не скажу, что они благодатней, у всех благодать одна и таже, но они порой светятся что ли... :)
ЦитироватьАлександра :
зато целибатных священников ( или овдовевших) видно сразу, что ни говори.
не скажу, что они благодатней, у всех благодать одна и таже, но они порой светятся что ли... :)
Ага, особенно пасторы католические :)
А что, Александра, Вы много целибатных священников видели? Я уже почти 15 лет в церкви, так только одного встречала - тот действительно светится:) , но может он просто человек такой? Вдовых тоже, кажется, только одного, но тот овдовел недавно и особо от других не отличался... может и были другие вдовые, не знаю. Зато видела разведенных священников! Так очень разные бывают!:ton:
я видела несколько священников и дьяконов в таком положении. женатый заботится о ком? ну вот, а неженатый... случилось общаться со священником, который живет с матушкой как брат с сестрой... ( о. Артемий Владимиров)
конечно, может и не все такие.. кому на пользу, а кому и во вред..
ЦитироватьАлександра :
женатый заботится о ком? ну вот, а неженатый...
Ну мне кажется нельзя так строго ко всем женатым. Знаю и женатых священников-бессеребренников. Никогда ни за какую требу ничего не попросит, так что разные бывают тоже.
А про целибат - Вам повезло! Мне казалась- это большая редкость у нас.
Но ведь и женатый священник при рукоположении снимает обручальное кольцо, тут главное такую матушку заранее выбрать, чтобы она это приняла.;) Думаю, что наличие семьи само по себе не мешает священнику заботиться о прихожанах, только нужно сначала выстроить свою семью, научиться в ней быть главой и пастырем, а потом уже рукополагаться.
ЦитироватьАнютик :
1.) Не согласна! Тогда наш христианский брак ничем от мирского не отличается! ...
2.) ...Если жить в браке соблюдая все наши правила, то от супругов аскеза еще большая чем от монахов требуется! ...
3.) Так что, если кому-то хочется особой аскетики - то пожалуйте в брак и воздерживайтесь все посты, периоды беременности и кормления по обоюдному согласию. ;)
1.) Да, не отличается! Не отличается по сути!
2.) Все правила? А какие? "Муж не властен над сволим телом, но жена...", это евангельские слова, так же и наоборот. Если это соблюдать, то?... :) В этом и есть коренное отличие брака от монашеского жития. В монашестве вера определяет житие, а в браке - воля "второй половинки", хотя конечно это не совсем верное высказывание. В монашестве Бог и "Ты", а в браке "Я", "Ты" и Бог благословляющий. Бог благословляет этот святой союз!
3.) Вот вот, по согласию. :) А если не согласен? Да и в чем суть воздержания? :(
Тут есть некая недоговоренность. Если стороны обоюдно согласны, верующие, это одно, но брак допускает и не только такое единство. Брак может быть и там, где верует Христу только одна сторона. (см. Новый Завет) Это так же христианский брак, так как он освящен словом апостола и запечатлен в тексте С.П.
Аскетика должна иметь смысл! Сама по себе аскетика не приближает к Богу, не дает спасения! Тем более "особая". :) Но, поймите правильно, я вас не критикую...:)
Кто-то из вас тут говорит, что целибатов сейчас мало - вот у меня духовник целибат. Кураев тоже. На самом деле их много. И есть такое мнение, что эта дорога самая тяжелая - ведь и в браке и в монастыре ты никогда не останешься один - рядом с тобой или твой супруг или братия. А в целибате ты один. И может быть, именно в таком положении острее чувствуешь, что Единственный твой помощник в этой жизни - не жена или сподвижники - а только Бог. И насчет того, что целибаты светятся - это я тоже заметил.
Хотя в Католической Церкви все целибаты - и что-то света не чувствуется. Но это только потому, что что их Церковь - ущербная. Или вообще не Церковь. Хотя где-то, по-своему они правы - в идеале священник должен быть безбрачным. Но реальность этой жизни другая. Жаль.
А по моему, чем дальше в лес, тем больше дров! ;)
Но...
Интересно было бы послушать\\почитать мнение собственно ЦЕЛИБАТА! Как он сам обосновывает такое свое житие? Какими правилами\\догмами руководствуется, от кого получил благословение? :)
ЦитироватьСлава :
Хотя где-то, по-своему они правы - в идеале священник должен быть безбрачным.
:D Вы хотите быть православнее ап. Павла?
Руслан!
Духовенству разрешается иметь семью не потому что это нормально, а из снисхождения к человеческой немощи. Как писал ап. Павел - "Что же касается того, о чем вы мне написали, то хорошо человеку не прикасаться к женщине.
Но, во избежание блуда, каждый пусть имеет свою жену, и каждая пусть имеет своего мужа." (1-е Коринфянам 7:1-2) Бывают ситуации, когда из двух зол нужно выбрать меньшую. Не зря же епископы, кому принадлежит высшая власть в Церкви, выбираются из монахов. О. Андрей Кураев пишет, что кроме мучеников, в Церкви не было ни одного святого - женатого многодетного священника, тем более - женатого святого отца. По пальцам у нас святые праведные. Иоанн Кронштадтский - не в счет - он жил белым браком. Значит брак - это что-то не то. Св. Петр и Феврония - Кураев пишет, что тоже были белой семьей. Хотя это его гипотеза.
Это первое. Второе. Когда существует институт брачного духовенства, в любом случае будет неравенство и расслоение верующих людей на сословия - попов сын и не попов сын. Вот я нет. Я не могу сказать, что страдаю от этого, но вижу, что детям священников в ПСТГУ больше привелегий, чем нам - простым смертным. А вспомните, что было до революции - УЖАС!!! Из-за этого расслоения народа, как говорят нам в институте, и произошла революция. Хотим еще одну получить? Тогда вперед, больше женатых священников!!! Я это не со зла говорю, просто так оно и есть.
Так что католики правы. Но так как их Церковь ущербная, то у них вечно происходят перекосы - гомосексуализм духовенства, например. Хотя новый Папа ярый противник голубых священников, и он их очень сильно ущемляет и гоняет. Не будет им халявы!!! Но и отмены целибата тоже не будет. Папа сказал.
ЦитироватьСлава :
Руслан!
Духовенству разрешается иметь семью не потому что это нормально, а из снисхождения к человеческой немощи.
:D Чудак человек, а апостолу Петру тоже из-за человеческой немощи? А слова ап. Павла, что от Господа повеления не имам?
Постарайтесь избежать выбора цитать для того чтобы утвердить только свою точку зрения. Будьте объективны, на сколько это возможно человеческой немоши...
PS: А я вообще не знаю что говорит папа.;)
Я ни в коем случае не говорю, что брак - это плохо. В конце концов, брак был утвержден уже в раю. Но безбоачие лучше. Разве не так? А ап. Петр был один из 12-ти, а все остальные апостолы были неженаты. Ну еще Филипп из 70-ти. Но все-таки большинство - НЕТ!
Насчет Папы - при Иоанне Павле 2-м были обширные дискуссии на эту тему, дошло чуть ли не до отмены. Диаконам там разрешается быть женатыми еще с 1962 года (решение 2-го Ватиканского Собора). Но Ратцингер - жесткий противник отмены.
ЦитироватьДуховенству разрешается иметь семью не потому что это нормально
Не-а!
"Но епископ должен быть непорочен,
одной жены муж , трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией ?"
Да и что Вы так, Слава, на семейных то? :(
А на самом деле, тут проблемы не в браке, как таковом, а в его понимании! Но, Бог не благословляет недостойное! Брак Свят, а вот "наши" попытки его толкования - суетны и поспешны. Коль уж нравственность не редко может ниспасть на уровень скотины, что говорить? Если святые видели себя хуже скота, так куда нам... Но, Брак Благословлен Церковью!
Лучше ли безбрачие? По моему, это как сапог 45 размера на ногу ребенка! Если душа скорбит и плачет по земному, если ожесточение, печаль и уныние отягощают сердуе, к чему безбрачие? 45 размер - мужу совершенному, тому, у кого ступня возросла и требует соответствия! (простите за аллегорию)
К тому же, если не ошибаюсь, тот, кто отвращается брака гнушаясь браком, отлучается от церкви!
Только вроде как через лес-то посложнее будет..:rolleyes:
ЦитироватьDariaS :
Только вроде как через лес-то посложнее будет..:rolleyes:
Хотя немного прохладнее, да и ягодки встречаются на опушках...:)
Цитироватьстудент :
Хотя немного прохладнее, да и ягодки встречаются на опушках...:)
И комаров много :cool:
ЦитироватьDariaS :
И комаров много :cool:
Много! Но это превые три дня, пока привыкаешь, а дальше - это не помеха. :) Т.е. если преодолеть это испытание...;)
Славе: Если бы брак был хуже, то Господь не освятил бы брак в Кане Галилейской своим присутствием.
Просто вы не знаете женатых святых священников, а Господь наверняка знает.
DariaS , - В поле змеи...:D
А у муравья голубые глаза, а у комара сорок зубов... а вообще густой аромат трав, хвои, сосновой смолы, грибов и ягод заставляет дышать глубже, хотя, конечно, если бояться мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек, то никакой путь не подойдет.. Впрочем, «как хочешь живи, спасайся, а своему разуму не доверяйся» :rolleyes:
ЦитироватьНика :
Это 2 пути абсолютно равные и по аскетизму (если можно так выразиться) и по жертвенности
И все-таки монастырское служение – самый тяжелый и тернистый путь. Пройти дорогой, которой прошел Господь, не каждому по силам. Иноческая жизнь – это не каша с маслом. Если в семье много искушений, то в монастыре – во сто крат больше. Есть молитвенная радость и радость поста, но есть и послушание, которое если хоть немного не так исполнишь – Бога обманешь.. По-моему, легче жить в мире и согласии с домашними, чутко относится к родителям, с радостью выполнять их просьбы.. Искать прежде Царствия Божия и в дому устроять духовный мир, в любви и радости. Это и будет твоим монастырем и легкой дорожкой к Богу.
DariaS, вы наверное, в монастырь собираетесь? Обычно так говорят люди, которые выбрали для себя определенный путь и потому считают его самым трудным и спасительным...
Монахиней, конечно, я не была, но и семейная жизнь- огромный крест... Особенно в семьях священников. А сравнить может только тот, кто пробовал и то и другое, да и эта оценка будет субъективной, в силу различных обстоятельств
:pro:
ЦитироватьЛунёша :
DariaS, вы наверное, в монастырь собираетесь? Обычно так говорят люди, которые выбрали для себя определенный путь и потому считают его самым трудным и спасительным..
куда уж мне-то :cool: хотя определенный путь - путь служения Отечеству, "военная стезя" - мною выбран, правда, я его не считаю самым трудным и спасительным :rolleyes:
В смысле Военная стезя? Вы служите в армии??? Или что-то иное?
начну летать после того, как закончу свое мгу..
А пока что сижу и вымучиваю диплом.. :mad:
ЦитироватьПо-моему, легче жить в мире и согласии с домашними, чутко относится к родителям, с радостью выполнять их просьбы..
Эх, мне бы так... :(
А вообще, именно это, мне кажется, самое сложное в семейной жизни. ;)
Ага.. Просто трудно избавляться от мешающих тебе жить проблем (читай: грехов), а не пытаться скрыться от них (что невозможно). Старцы говорят: "Где родился, там и пригодился"..