Уважемые форумчане! В целях научного исследования был бы очень благодарен, если бы Вы согласились высказать в этой теме практику Вашего поста (не только гастрономическую сторону, но посещение служб, воздержание от ТВ и т.д.), подготовки к Причастию (в т.ч. частоту), и, может быть, другие дисциплинарные особенности, на которые Вас благословил духовник.
О себе: В Великий пост ем пищу с маслом, рыбу вкушаю по уставу. Если по причине беготни приходится съесть что-то скоромное, стараюсь в этот день не ужинать. ТВ не смотрю даже не в пост. Бывать на службах, причащаться стараюсь чаще.
В "скоромное" время перед Причащением пощусь 1 день. Правило - 3 канона + последование. Приступать к Чаше стараюсь раз в неделю - две.
Ещё о себе: не женат, большими семейными проблемами не обременён, домашние моей церковностью не тяготятся.
Дополнительно: строгость поста,частоту Причащения, хождение на службы духовник оставил на моё усмотрение.
С уважнием,
ЦитироватьСтудент2 :
С уважнием,
от Му жа
так получилось, что Я живу без духовника. есть несколько батюшек к мнению которых прислушиваюсь, но не более того. в подготовке к причастию стараюсь придерживаться следующих правил: обязательно вычитываю три канона (жену недавно отругал за попытку прочитать трехканнонник) и полностью в ночь перед причастие - правило. причем стараюсь читать наиболее полное правило. в монашеском правильнике есть пара молитв почемуто не вошедших в стандартный молитвослов. за нехваткой времени разбиваю чтение правила на два дня. т.е. ятницу и субботу, стараюсь поститься четверг, пятницу и субботу, но на практике получается пятница и суббота.
имею привычку поутрам принимать душ и для меня воскресное утро перед причастием дается тяжело, т.к. стараюсь сделать не допустить чтобы в рот хотябы капля воды попала. а тут недавно узнал, что один знакомый отец по утрам, перед причастием, зубы чистит, что совсем не укладывается в мою систему. с тех пор хожу и удивляюсь. можно ли так делать. т.к. у меня на памяти был пример одного отца, которого духовник благословлял за послушание не чистить зубы три дня после пичастия. а служил о довольно часто
А я причащаюсь редко. Так сложилось, что совершенно невозможно поститься и вычитывать так, как положено. Мне «духовник» однажды сказал: «придешь домой после службы, вот и постись», иными словами – не есть вечером. Но как это сделать, если днем я и так не ем, так как нет времени? (к счастью не всегда)
Сейчас я стал проще.
Причащаемся мы натощак из дисциплинарных соображений. Но так было не всегда! Вспомним хотя бы слова апостола Павла. «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение.»
В посте перед причастием нет сакрального смысла. Вспомнить можно еще правило Святых Апостол №64 «Аще кто ... постящимся в День Господень, или субботу ... да будет извержен. Аще мирянин, да будет отлучен.» Это относится и ко времени Великого Поста.
Современное постное предание сформировалось, как мне кажется, под влиянием слишком редкого причащения, когда было необходимо, чтобы человек хоть раз в год попостился.
Из всего сказанного хочу сделать вывод, что утренний туалет, чистка зубов, умывание и прочие необходимые вещи не являются никаким грехом, даже напротив. Теперь я стараюсь не смотреть и на стрелки часов, приближающиеся к 24 часам. Если нет времени поесть, ем тогда, когда это возможно. Ранее пытался выполнять все правило, но после – меня несите на руках. Все воскресенье приходится приходить в себя, а мне нужно еще учиться, писать разные там работы, читать книги, пособия... Теперь еще семья!
Пробовал обращаться к батюшкам, говорил, что не читал, или не постился, просил разрешения на причастие, но... Разрешения не было! Так что, причащаюсь редко!
Студент, Вы меня простите, но Ваше мнение неверно на корню!
"Нет времени" - частая отмазка. Всегда можно найти минутку поесть. Берите с собой тормозок.
Причастие от трапезы стало отделяться уже в апостольские-постапостольские времена. Так как некоторые, в основном, коринфские христиане, неподобающе вели себя, то было решено отделить Причастие (вспомните, какой Апостол чаще всего читается на службе).
Относительно поста в праздник, да, почти верно, НО - перед Причастие пост обязателен!
Редкое Причащение - явление почти чисто русское, когда в первое время распространения христианства на Руси люди просто не могли чаще причащаться по причине большой отдаленности приходов.
Утренний туалет - конечно, не грех. НО после полуночи есть нельзя. Вы слишком ударились в рационализм. На Руси во время больших праздников, если человек не мог быть на службе, он не ел до полудня.
Конечно, при таком отношении разрешения не будет. Почему Вы весь день приходите в себя? Постарайтесь немного поспать после службы, и все! Только не нужно говорить, что времени совсем нет.
P.S. Когда Шварцнеггер был в армии... ну, понятно, армия - штука тяжелая. Когда там качаться? Однако он вставал на час раньше всех и занимался! Можно списать на генетику и стероиды. Но главное здесь - УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ВРЕМЯ И СИЛА ВОЛИ! Вот и все.
Извините, если что.
Студенту... Агапы были отделены от Таинства в 4-м веке и перед причащением уже никто не наедался. Один московский священник пробовал возродить агапы... известно, что из этого получилось – деградация.
Если вы приводите Апостольские правила, то имейте труд приводить и их общепринятое толкование, а уже после свое мнение. Или позиционируйте себя как не церковного человека, для которого не важны церковные установления и правила, чтобы было понятно, что вы хотели сказать.
На счет 64 правила, хотя бы можно посмотреть «Древность и важность Апостольских правил» И.Стратилатова, СПб, репринт, 1996 г. с.67. Оно говорит о том, что христиане наравне с днями воскресными почитали и субботу; и правило направлено против гностиков, которые постились намеренно в день субботний, когда почил Бог от дел своих, чтобы выразить презрение к ВЗ.
Да Великим Постом в субботу и воскресение в богослужебном плане никто и не постится, остается только пост телесный.
Утренний туалет просто необходим, чтобы принять Святыню чистыми устами в прямом смысле этого слова.
Я с вами согласен. Буду стараться! Простите, что так резко высказался в предыдущих текстах. :(
Объясните мне, пожалуйста, чем трёхканонник отличается от трёх канонов?
Иванова пишет:"имею привычку поутрам принимать душ и для меня воскресное утро перед причастием дается тяжело, т.к. стараюсь сделать не допустить чтобы в рот хотябы капля воды попала. а тут недавно узнал, что один знакомый отец по утрам, перед причастием, зубы чистит, что совсем не укладывается в мою систему. с тех пор хожу и удивляюсь. можно ли так делать. т.к. у меня на памяти был пример одного отца, которого духовник благословлял за послушание не чистить зубы три дня после пичастия. а служил о довольно часто"
Сам встречал в трехтомном издании "Правила Святых Апостол, Вселенсих соборов,Поместных соборов" правило, в котором говорилось, что, если человик случайнопроглотил воду (во время умывания), то ему следует причаститься, т.к. иначе его и дальше бес может искушать подобными "поводами" для отказа от Причастия. Так что мойтесь, чистите зубы и не волнуйтесь.
Чистить зубы, конечно, можно; мыться, пожалуй, тоже, но все равно нужно следить, чтобы ничего, никакая капля не попала в рот. Нет, даже не в рот, а дальше; нужно следить, чтобы не проглотить.
Тот священник - это, мне кажется, его личное дело - послушание духовнику. Я, например, чищу зубы на следующий день; в сам день Причащения не выплевываю ничего. Если же вдруг (мало ли) какую-то незамеченную косточку все же нет возможности проглотить, но ее заворачивают в салфетку, а потом сжигают или топят с остальными священными... отходами (простите).
Не знаю, но насчет всегно этого "глотания", "каплей" и прочего, простите, совсем не понятно! Какое это имеет отношение к Церкви Христовой?
Вопрос:
А как вы думаете нужно готовиться к причастию детям в раннем возрасте?
Цитироватьстудент :
Не знаю, но насчет всегно этого "глотания", "каплей" и прочего, простите, совсем не понятно! Какое это имеет отношение к Церкви Христовой?
Вопрос:
А как вы думаете нужно готовиться к причастию детям в раннем возрасте?
Тут все просто: после полуночи не положено есть и пить, чтобы принять Святые Дары в чистоте. Следовательно, нельзя допускать глотания чего-либо вообще.
Насчет детей: ранний возраст - это до семи лет? Правило ко Причащению ради детей должны вычитать родители и/или восприемники, т.е. крестный/крестные. Пост для детей не обязателен, но полезно приучать их, и
можно поститься уже с двух-трех-четырехлетнего возраста. И, конечно, дети также не должны есть и пить до Причащения.
P.S. А соску не нужно давать минуты 3-5 :)
ЦитироватьИ, конечно, дети также не должны есть и пить до Причащения.
А Вы пробовали так со своими?
Цитироватьстудент :
А Вы пробовали так со своими?
Я не женат, но у меня есть младшая сестра, и я хорошо помню, что она не пила перед Причащением.
С самого-самого. Пока мама кормила, то кормила, потом младенец спал, потом причащался. Когда подросла и перестала кормиться от материнской груди, то и не пила. Вот так вот.
А насчет чая - где Вы такое услышали? Не могу такого представить! Разве что, если уже очень болен, дозволяется, может быть, с благословения духовника, выпить лекарство, но чай, простите, это полный бред!
Ника,
по-моему, трёхканонник не короче...
Да ничо страшного, ну потерпит человек часов 10-12 :) . Водичку попить, пожалуй, с разрешения. А чай... почему чай? Обязательная рекомендация врача?
Короче, не будем спорить, бывает много частных случаев, НО! В таких частных случаях нужно согласовывать свои дела со священником.
Скоро Великий Праздник ПАСХИ ХРИСТОВОЙ!!! :)
Как кто причащается на Светлой? В смысле вычитывания канонов и соблюдения поста?
На Светлой нельзя поститься. А причащение можно отложить на неделю.
ЦитироватьGringolet :
На Светлой нельзя поститься. А причащение можно отложить на неделю.
Хм, когда мы были на конкурсе "Пасха красная" в Москве, на Светлой седмице, то исповедовались и причащались, попостившись один вечер.
Как так - отложить Причащение? Раз наметили, откладывать нельзя! Что, священнику одному причащаться всю Седмицу? Христос только для священников воскрес?
А насчет канонов - вычитывать нужно. Только утреннее и вечернее правило заменяется на часы Пасхи, а каноны читаются. Причастие ведь то же. Христос во веки Тот же.
ЦитироватьGringolet :
А причащение можно отложить на неделю.
Зачем литургия, если нет причастников?
Христос воскресе! Поздравляю всех форумчан с этим светлым праздником!
Приведу кое-каие уже имеющиеся у меня наблюдения.
1. Отец-ректор Владимир Воробьёв тем, кто причащается примерно раз в неделю, благословляет не есть мяса накануне и прочитать последование ко Св. Причащению (без трёх канонов), и причём мотивировал это тем, что редкий священник (белый) больше готовится. Слышал это на лекции по ЛитПреду.
2. Прот. Аркадий Шатов поститься благословляет так же. Насчёт канонов и Последования не знаю. Слышал по радои Радонеж.
3. Прот. Дмитрий Смирнов говорил, что хороший духовник пораспрашивает-подумает, почему человек поел. Например, диабетикам необходим завтрак, иначе будет инсулиновый шок.
4. Один священник у меня в городе (закончил МДА) благословляет 3 дня поститься и всё (каноны и Последование) вычитывать. Если с канонами не получается, можно их после прочитать.
5. Один священник в Москве благословляет так же, как в п.4.
6. Известные мне монашествующие священники придерживаются мнения о полной подготовке (3 дня пост и всё читать) и, если не выполнил, не допускают.
Насчёт подготовки на Светлой седмице слышал только следующее: поститься либо вечером без мяса, либо не поститься вообще. /*Златоуст тем, кто постится на Пасху, говорит, что "анафема да будет"*/ Читать ТОЛЬКО молитвы ко Св. Причащению и, может быть, пасхальный канон.
Ещё один вопрос: в состоянии нечистоты (женской/мужской) как кто себя ведёт?
Опять же о себе: не причащаюсь и стараюсь не касаться святыни. Во время пономарства, естественно, не получается.
Знаю мнение Кураева: говорит, что с появлением гигиенических пакетов и др.средств гигиены, да и с изменившимися взглядами современных христиан (не всяких философско-модернистско-секулярно-гуманно-и прочих, а научно-просветительских) эти запреты теряют смысл. Нравственно более скверным человек не станет (женщина уж точно). Я с ним согласен, но следую благословнению духовника.
Такого же мнения придерживается и другой мой знакомый священник. Остальные "респонденты"-священники думают традиционным образом по этому вопросу.
Моё мнение: долгий пост (3 дня) перед Причащением для достаточно воцерковлённых людей является препятствием ко Св.Чаше. Если человек хочет часто причащаться, ему надо ослабить пост и правило. Для тех, кто причащается раз в месяц и реже не по причине продолжительности поста, тем лучше эти три дня соблюдать, причём читать каноны по отдельности в эти три дня, а то до или после Всенощной уже и сил почти нету. Впрочем, в этом вопросе лучше следовать благословению духовника.
Что касается боязни каплю проглотить - по моему ПОЛНЫЙ БРЕД. "Не то что входит в уста, оскверняет человека"! Вместо того, чтобы выяснить, не поругался ли человек с кем-нибудь, не сделал ли что-нибудь дурное, выясняют, простите, какую-то раввинскую ахинею. Мы же имеем дело не с ветхозаветным Законом, а с Живым Богом, Который требует личностного, честного отношения, а не формального к Нему подхода. "Сыне, даждь Ми свое сердце", а не кристально чистый с 12-и ночи пищевод! Меня, если честно, иногда ужас берёт, в какую мелочную казуистику закапываются люди. Да что люди, многие священники считают это чуть ли не главным! А нарушение евангельских заповедей не видят.
Простите, что-то разошёлся.
С уважением,
Pasha XB
можно просто не намечать Причащение на эту неделю.
студент,
нам то ли на паре говорили, то ли священник мой или читала где-то (просто уже не помню) - причащаются дети и больные.
Мои родители, когда пришли в церковь еще застали то время, когда в Великую Субботу вообще народ на причащали (чтобы не было суеты в такой великий день) На Пасху- только в некоторых храмах. А на Светлой только тех, кто правильно постился. А поскольку правило, что постится на Светлой-грех засело крепко, то опять-таки не кого. Но тогда вообще было трудно, если священник своей проповедью привлекал молодежь в храм, его начинали всячески утеснять
Сейчас такие разговоры кажутся мне чудовищными. Когда еще причащатся, как не в эти светлые дни? Проблема поста - ерунда. Главное, чтобы бы был мир и радость в душе, с этим по-моему гораздо труднее.
Я однажды пела на литургии, когда даже не стали выносить чашу, так как не было причастников ( в Ростове Великом) чувствовала себя потом целый день какой-то обкраданной. Представить, что на Светлой нет причащающихся, страшно.
ЦитироватьСтудент2 :
Меня, если честно, иногда ужас берёт, в какую мелочную казуистику закапываются люди.
С уважением,
Студент2, Воистину воскресе!
Верный в малом будет верен и во многом. Сначала под предлогом "не ударяться в фарисейство" люди не будут считать чем-то плохим случайное попадание воды (у меня как-то было на водосвятном молебне перед Литургией. Я пошел причащаться, но оценку "ерунда" не считаю верной), потом вообще не будут обращать не это внимание, потом не будут считать грехом глотнуть глоток... А потом будут нести епитимию лет эдак двадцать :)
ЦитироватьНика :
Да не в воде дело. Лишь бы друг друга не ели и не пили!
Поймите меня правильно. Конечно, главное - это работа над собой, но остальное внешнее - тоже важно! Греки сейчас тоже так считают: "А, мол, это не суть важно", и насчет косынок девушкам говорят "это для нас вчерашний день"!
ЦитироватьPasha_XB :
Верный в малом будет верен и во многом. Сначала под предлогом "не ударяться в фарисейство" люди не будут считать чем-то плохим случайное попадание воды (у меня как-то было на водосвятном молебне перед Литургией. Я пошел причащаться, но оценку "ерунда" не считаю верной), потом вообще не будут обращать не это внимание, потом не будут считать грехом глотнуть глоток... А потом будут нести епитимию лет эдак двадцать :)
Страшно и то, что когда человек "благочестив и богобоязнен", исполняет обширные предписания закона, вполне церковен и внешне "праведен", оказывается, что жизнь его течет все по тем же мирским законам, все так же, как и многие грешники и неверующие, он стремится к удовольствиям, наживе, небрежит постом, исповедуется у "доброго батюшки", называя его своим "духовником" за "всепрощающую любовь"...
Не редко, в стенах института появляются "ревнители ортодоксы", (говорю не о Вас), которым "слово не скажи", но на деле - и блуд, и мясо в пост, и разврат, и "юмор" на Церковные темы... Что с этим-то делать? :mad:
Христос воскресе!
Я лично считаю так! Кто поститься в Светлую! Того отлучать от церкви!
Пост в субботу тоже не хорошо и это мягко сказано. После этого нас Православных обвиняют в том что мы Субботу не соблюдаем.
Перед причастием читаю три каннона ( в день по канону это у меня епетимия) и последование если не пост то пощесь в среду и в пятницу, а то что мы с 12 часов не едим это и есть третий день поста. Между прочим постных дней в году и так больше и налогать на себя дополнительный пост... А если не выдержишь здоровье подорвешь??? Ведь за это отвечать будешь? Или как?
А на светлой мне батюшка сказал епетимию (каноны и поклоны) оставить.
ЦитироватьНика :
По-моему, и сейчас в некоторых храмах не причащают на Пасху - и даже батюшки порой не благославляют причащаться в этот Праздник.
Какой кошмар! А слово Златоуста они читают? А какой праздник без Св. Причастия?! Тем более ТАКОЙ! Впрочем, очень надеюсь, что это пережиток времён СССР.
С уважением,
ЦитироватьPasha_XB :
Верный в малом будет верен и во многом. Сначала под предлогом "не ударяться в фарисейство" люди не будут считать чем-то плохим случайное попадание воды (у меня как-то было на водосвятном молебне перед Литургией. Я пошел причащаться, но оценку "ерунда" не считаю верной), потом вообще не будут обращать не это внимание, потом не будут считать грехом глотнуть глоток... А потом будут нести епитимию лет эдак двадцать :)
Ну это уж завивит от человека. Кому-то положи палец в рот - он руку откусит, а другой - наоборот, боится всего и вся. Я встречал и таких, и таких. Тут уже нужен хороший духовник, чтобы давать чёткие указания. Мне кажется, что именно в этом проблема - очень мало хороших образованных духовников-пастырей, которые бы радели о своих чадах. Какой-нибудь древней бабульке или рабочему завода что-то большее не объяснишь. Человек, который пришёл только за "духовным наслаждением" или чтобы сынок пить бросил, а не за спасением, не за тем, чтобы "взять крест и следовать" за Христом, везде ищет послаблений, тут предложенная Вами тактика правильной и будет. А человек, сознательно и долго ходящий в Церковь, уже должен сам понимать, как себя вести и до какой степени допустима свобода во второстепенном, о которой говорил, если не ошибаюсь, блаж.Августин.
Потом, ещё проблема в том, что со временем у людей меняется осмысление внешних правил благочестия, обрядов. Здесь-то как раз, мне кажется, нету чёткой догматизации, а есть свобода (до определённой степени, естественно), как во времени, так и в пространстве. То, что означаль обряд для человека 100, 200, 500 лет назад, для современного человека означает совсем другое, и просто слепо копировать их с того времени - неправильно, надо как минимум их переосмыслить, а часто и изменить каким-либо образом. А то получится опять "умру за единый Азъ".
Прошу здесь не путать грех, который популярен в современном мире, и изменение мировоззрения, связанное с изменением окружающей христиан обстановки. А то, когда говоришь, что надо что-то приспособить под наше время, некоторые видят "надо приспособить под современные грехи". Прошу не вводить своего испорченного понимания подобных слов.
С уважением,
ЦитироватьНика :
А греки Вам чем не угодили? :)
Тем, что когда у них спрашиваешь, почему они без косынок, в джинсах, и в кофтах, где видно все аппендициты и радикулиты :) , они отвечают: "Это для нас вчерашний день". Причем это говорит не гречанка, гуляющая по улице где-нибудь, а находящаяся в православной поездке.
Как-то я, изучая Историю Русской Церкви, подумал, как ко мне отнесутся люди, если я, например, окажусь в допетровские времена на Руси. При том значении к обрядам, которое господствовало в то время, вряд ли меня по головке погладят. Например, после обеда я не сплю :) (Лжедмитрия укоряли в этом, помимо прочего). И при том келейном правиле... ой-ё-ёй :) .
Изменение обрядов - да, вещь имеющая некоторое место, как писал Студент2. Но очень важно различать, что действительно можно изменить, а что нет. Если хождение крестных ходов "противосолонь" было правильным, то переход Церкви на новый стиль - нет. Это если брать достаточно масштабные явления (имеется в виду с "противосолонью" все остальное). А в отношении поста... Ну да, благословили рыбу учащимся в Великий пост. НО - это благословение Церкви. А когда один говорит, что "я пощусь перед Причастием три дня", а другой - "три часа":) , то это непорядок. Конечно, если благословение духовника - нет вопросов. Но если человек говорит "я так думаю, это устарело, надо приспосабливаться ко времени" (Студент2, не примите на свой счет, я Вас понял) и прочую белиберду, не прислушиваясь ко мнению Церкви и не посоветовавшись с духовником (к сожалению, в больших городах частое явление - у человека нет духовника в полном смысле этого слова), но здесь уже пахнет жареным. Католики вон с 60-х годов взяли курс на модернизацию догматики, культа, организации и политики. Ничего хорошего не выходит: месса - сели-встали-сели-встали: тайносовершительная формула, перед и после 15 минут кто пел, а кто играл в ваньку-встаньку, и пошли по домам. Опять скажу насчет греков (вообще, к грекам я отношусь хорошо и очень уважаю, особенно афонских монахов:) ): ко Причастию приступают не то что непокрытые - без исповеди. Ни в чем не хочу их обвинять и не обвиняю. Но говорю, что если каждый будет гнать свою линию, то Русская Православная Церковь, и без того теснимая снаружи и раздираемая изнутри, может прийти в некое анархическое состояние. Не должно быть, что "каждый мнится пастырь, овца сый. И мнится главою, нога сый. - надо слушать св. отцов и мнение Церкви - не вси бо пророцы и не вси апостоли" (коряво привел, но точно не помню, читал лет двадцать назад . :D ).
Извините за многословие и не приклеивайте марку обрядоверца и консерватора. Я вроде все понятно описал. Потому и написал, чтобы все меня поняли правильно. :pro:
ЦитироватьНика :
А Вы, простите, кто, чтобы судить, правильным был переход или нет? Глоток воды перед Причастием не примем, НО устои и традиции осуждать будем. Класс! :D
Я так говорю в т.ч. потому, что одному старцу было видение Божией Матери именно по поводу нового стиля, где Она сказала следовать заветам Церкви, а не слушать "сих мудрецов".
В свою очередь спрошу: Вы, простите, кто, чтобы осуждать традиции? Чо "класс"? Считаете, здорово написали?
:)
Я чего-то не поняла, вы про какую церковь? Я была уверена, что мы служим по старому стилю.
Pasha_XB ПИШЕТ:"Если хождение крестных ходов "противосолонь" было правильным, то переход Церкви на новый стиль - нет. "
А почему Вы считаете, что введение " хождения "противосолонь" было правильным??? Посолонение в Русской Церкви исторически, национально и церковно было обоснованно!
Мне всегда было интересно, какая разница. Даже у старообядцев из нашего института спрашивала... Не все ли равно в какую сторону обойти храм на крестном ходе, или тут какая-то мистика?
Неужели я так выражаюсь, что меня часто не так понимают?
Отвечаю.
Ника: Вы написали: "устои и традиции осуждать будем". Или мой браузер непривильно отображает? Источник - не бабушка, а книга, только не помню, какая - читал лет пять назад. Мои заявления резки? Хм, буду иметь в виду. Где Вы нашли в моих словах, что я считаю неправильным современную церковную жизнь? Я не старец, не отец, даже не преподаватель пока, просто студент 3 курса ПСТГУ. Начет противосолонь скажу далее. Конечно, МИР!
Анастасис: Да, конечно, мы служим по старому стилю. Просто в 1918 году (вроде так) произошел государственный переход на новый, к чему тащили и Церковь, но она не согласилась.
neclud: Обоснуйте мне, пожалуйста, исторически, национально и церковно посолонение! Сразу скажу, что этот вопрос специально я не изучал, может и есть обоснование, о чем я и спрашиваю.
Ответ всем:
Здесь все просто настолько, что я сам удивлялся, когда узнал. Объясняю: в Символе веры мы читаем: "И седиши одесную Отца". Итак, Христос пребывает на небесах на престоле справа от Отца. Возьмем церковный престол. Как диакон кадит алтарь? Сначала ПРАВУЮ сторону, потом левую. Кадит храм. Сначала солею: с права на лево. Потом храм: опять же, сначала правую сторону. А крестный ход "противосолонь", против часовой стрелки, по той же причине и схеме, как и внутри храма во время полного каждения: сначала обходится храм с права на лево, а потом город наоборот. Вот так вот.
Pasha_XB пишет:"Обоснуйте мне, пожалуйста, исторически, национально и церковно посолонение! Сразу скажу, что этот вопрос специально я не изучал, может и есть обоснование, о чем я и спрашиваю."
Этому посвящена целая работа у о.Иоанна Верховского (одного из самых интересных деятелей питерского единоверия 19 века), много занимавшегося разработкой категории народности в церковном отношении. Работа эта рассказывает об известном столкновении Ивана 3-его с митрополитом по поводу посолонения и осмыслению этих событий. Так вот, кратко изложу суть образования благочестивой традиции посолонения. Происхождение ее Верховский выводит от венчания. Если священник благословляет правой рукой и ведет против солнца (как это было у греков), то он при движении вокруг аналоя находится к кресту и Евангелию спиной...Это смущало наших предков. Другой священник исправлял эту незадачу соеденяя новобрачных левой рукой, но это искажение, ведь благословляют правой...Как быть??? Тогда наши благочестивые предки придумали посолонение, при котором проблем не возникало...у Верховского , конечно, доводов больше (в один постинг все не вместишь), но то , что эта русская особенность была обоснованной, а не взятой с потолка он показывает очень четко! Посолонение стало особенностью национальной Церкви, беспричинное посягательство на которую уже воспринималось, как принебрежение одной из благочестивых традиций Поместной Церкви, Преданием перешедшим от отцов.
ЦитироватьНика :
Паша, объясняю.
Учту и впредь иронию употреблять не буду - теперь мы поняли друг друга?
Да понял я, понял! Но какое заявление Вы считаете рьяным? По поводу нового стиля?
Бр-бр-бр! Нет, я не страрообрядец. Какие заявления вы считаете "столь ответственными"? И закончим на этом.
А, понял. Иногда я тугодум.
Основания такие:
1. Так решила ЦЕРКОВЬ - оставить праздники в старом стиле, ТАК соблюдать посты и ее мнение ИСТИНО.
2. Я студент Богословского университета и как минимум, могу говорить о Церкви. Другое дело, что меня не поняли, хотя я несколько раз вроде понятно высказался. Таких проблем с пониманием, за исключением этого форума, или даже - этого раздела - у меня еще не было!
Я стараюсь причащаться по благословению духовника каждые 2 недели, перед этим обычно пощусь 3 тря, чаще всего лишь телесно - немощный я :(, во время говения бывает ем рыбу, перед причастием молитвенно читаю 3 канона и последование ко Св.Причастию.
Бывает конечно тяжело: каждая вторая неделя - телесный пост - среда-четверг-пятница-суббота, да еще и в воскресенье не льзя есть мясо(хотя я обычно ем) + ко всему бывает, что я по-говею, но вдруг решу не причащаться, и бывает по две-тря подряд недели говения...
ЦитироватьНика :
Если Церковь сейчас "живёт" по новому стилю, то что это значит? Что переход был правильным! :rolleyes:
Ох, или я что-то не понимаю, или я тупой :-) Вообще, отошли от темы, это точно. Я всегда понимал так (в институте это как-то упустил): если бы Церковь жила по новому стилю, то даты праздников старого стиля остались такими же на новом, например: Рождество - 25 декабря и т.д. А иначе зачем писать в календарях н/с и ст/с?
ЦитироватьGrizlik :
Бывает конечно тяжело: каждая вторая неделя - телесный пост - среда-четверг-пятница-суббота, да еще и в воскресенье не льзя есть мясо(хотя я обычно ем) + ко всему бывает, что я по-говею, но вдруг решу не причащаться, и бывает по две-тря подряд недели говения...
Вообще, у Вас получается 4 дня поста. Духовник Вас не благословит, учитывая пост в среду и пятницу, поститься только пятницу-субботу? А почему Вы не едите мясо в воскресенье? Из-за костей, что ли?
Pasha_XB , как раз я обычно не пощусь по восресеньям после причастия, но ваще надо не есть мясо
ЦитироватьGrizlik :
Pasha_XB , как раз я обычно не пощусь по восресеньям после причастия, но ваще надо не есть мясо
Не пойму, почему ваще надо не есть мясо? И каких комментариев ты хочешь? :)
ты про что? если про подпись, то надо ТЫЦКнуть по ссыле, почитать записи, после каждой записи есть надПИСЬ "post comment" жмешь туда, и высказываешь мысли, описываешь эмоции, выражаешь влечения, которые возникли после прочтения записи,:pro:
З.Ы.: кончено если хочешь...:rolleyes:
ЦитироватьPasha_XB :
А когда один говорит, что "я пощусь перед Причастием три дня", а другой - "три часа":) , то это непорядок. Конечно, если благословение духовника - нет вопросов. Но если человек говорит "я так думаю, это устарело, надо приспосабливаться ко времени" (Студент2, не примите на свой счет, я Вас понял) и прочую белиберду, не прислушиваясь ко мнению Церкви и не посоветовавшись с духовником (к сожалению, в больших городах частое явление - у человека нет духовника в полном смысле этого слова), но здесь уже пахнет жареным. Католики вон с 60-х годов взяли курс на модернизацию догматики, культа, организации и политики. Ничего хорошего не выходит: месса - сели-встали-сели-встали: тайносовершительная формула, перед и после 15 минут кто пел, а кто играл в ваньку-встаньку, и пошли по домам. Опять скажу насчет греков (вообще, к грекам я отношусь хорошо и очень уважаю, особенно афонских монахов:) ): ко Причастию приступают не то что непокрытые - без исповеди. Ни в чем не хочу их обвинять и не обвиняю. Но говорю, что если каждый будет гнать свою линию, то Русская Православная Церковь, и без того теснимая снаружи и раздираемая изнутри, может прийти в некое анархическое состояние. Не должно быть, что "каждый мнится пастырь, овца сый. И мнится главою, нога сый. - надо слушать св. отцов и мнение Церкви - не вси бо пророцы и не вси апостоли" (коряво привел, но точно не помню, читал лет двадцать назад . :D ).
Как я Вас, Паша, понимаю! И полностью с Вами согласен. Чрезмерно вольно относиться к Преданию - дело пагубное. Как о. Георгий Кочетков ввёл в богослужение возглас: "о хорошей погоде Господу помолимся". Да и Буш (бывший президент США), когда приезжал к нам в страну, о нём проявлял странно большую заботливость... Но, опять же, мне кажется, что иногда это возникает из-за отсутствия здоровых и своевременных реформ, из-за слишком большого давления консерватизма. Например, Пётр I ведь добра хотел, да только нагляделся на дурь чрезмерных любителей старины, а потом начал дрова ломать. Можно ведь было сделать то же самое, научиться науке, технике у Европы, не насаждая оттуда кафтанов, пьянок и прочей гадости. Но это так, лирика.
А вообще у нас с Вами полемика основана почти ни на чём. В главном мы сходимся: надо слушать духовника. Но в то же время я пытаюсь выработать и своё собственное мнение по этому вопросу, причём исходя из пользы для говеющего и причащающегося. Не знаю, на каком факультете учитесь Вы, а я - на богословском, поэтому для меня вопрос не является праздным: может быть, потом самому придётся давать подобные советы.
С уважением,
ЦитироватьСтудент2 :
Но, опять же, мне кажется, что иногда это возникает из-за отсутствия здоровых и своевременных реформ, из-за слишком большого давления консерватизма.
Не знаю, не знаю... возможно. А какие реформы Вы имеете в виду? И какой консерватизм? Тема о реформах очень... затрагивающая настолько много, что я даже плохо представляю возможность ее осуществления. Разве устарел Новый Завет? Это к слову. Ну, если соберется Вселенский собор, тогда другое дело
:)
P.S. Я учусь на миссионерско-педагогическом. Вообще, сталкиваюсь с тем, что задают вопросы... очень своеобразные, так что свое мнение, конечно, нужно вырабатывать. Но, как по мне, то оно должно очень прочно в данном случае базироваться на Церковь, св. отцов... Фундамент, короче, чтобы дом не развалился.
ЦитироватьА какие реформы Вы имеете в виду?
Правильный вопрос!
Реформирование – дело опасное, но, однако, часто необходимое. Представьте себе двух людей, один жил близ пустыни, где вода – дефицит, а другой - в сыром холодном месте. Для одного – вода это пример радости, для другого, возможно, признак бедствий. Если они меняют место жительства, то им предстоит «реформировать сознание». На жаре влажная прохлада становится «раем», а при наводнении – сухое теплое место.
О чем я? Да собственно о том, что если «реформировать» основы веры, то – горе нам, но если фильтровать исторические наслоения? Если попытаться не называть раем воду при наводнении, или солнечное тепло при засухи?
По моему, «православие» несколько проигрывает в том, что пытается «воцерковить» множество форм жизни мира, которые играют пагубную роль при изменении исторического места, или времени грядущих событий, даже при условии, что первоначально они были приемлемы и полезны.
ЦитироватьНика :
На миссионерском или на педагогическом?
Да я сам не знаю :) Сказали, потом нужно будет выбирать специализацию. Но пока с этим тихо. Я, скорее всего, выберу первое, хотя второе тоже привлекает... Еще подумаю, нужно посмотреть разницу, все взвесить... В общем, понятно.
[Оффтопик]
ЦитироватьPasha_XB :
А какие реформы Вы имеете в виду? И какой консерватизм? Тема о реформах очень... затрагивающая настолько много, что я даже плохо представляю возможность ее осуществления.
Я уже об этом немного сказал. Может быть, зря я употребил термин "реформы", на него у нас в стране уже выработалась справедливая аллергия. Правильнее бы здесь подошло "развитие". А развитие иногда предполагает и изменение существующего. Например, развитие гусеницы - куколка, а куколки - бабочка. Ни на одной из промежуточных степеней оставаться нет смысла. Если, например, человек получил хорошее естественно-начучное образование, то для него, когда вечером после Причастия чистит зубы, выплюнуть несколько молекул, которые были в Причастии, ничуть не более неблагоговейно, чем эти же расщиплённые его пищеварительной системой до углекислого газа и воды углеводы смыть вместе со своими выделениями. Или, когда насморк, перед Причастием проглоить каплю воды, а не свои сопли... Простите, если покоробил такими рассуждениями. Но вот что думать ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?! Пытаться воспринять на уровне науки Василия Великого или даже XVII века вряд ли серьёзно. Именно это я и имел в виду.
Теперь ещё один момент. Епитимьи за смертные грехи сейчас налагаются далеко не по всей строгости канонов, если налагаются вообще. Во священники частенько рукополагают (особенно в глубинке) людей, имеющих к этому канонические препятствия, но совершивших подобные грехи до воцерковления и по-настоящему в этом покаявшихся. Существует ещё куча примеров отступления от канонов. Этот принцип - принцип икономии. Зачастую он приносит благие плоды.
Касательно подготовки к Причащению. Люди, живущие в миру, часто бывают настолько заняты, что приходят домой и видят только фильм "матрас" (перефраз о.Артемия Владимирова), даже толком молитвенное правило исполнить времени нет. И нельзя сказать, что они праздно проводят время. Если семья многодетная, отец с утра до вечера на работе, а, приходя домой, помогает жене. Про мать вообще не говорю: это огромны труд - сидеть с маленькими детьми. Или если студент помимо учёбы вынужден работать (это сейчас не редкость), сил не остаётся ни на что. А если требовать от таких людей непременно исполнять молитвенное правило, строго соблюдать посты, просто не останется сил на прямые обязанности (воспитание детей, нормальное выполнение своей работы). А ведь это тоже грех, и часто даже больший!
А вообще, свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил, что прямо следовать свв. Отцам пагубно, нужно понять дух их писаний. То же самое и с канонами: нужно уловить дух канонов, и по нему уже выстраивать внешнее. Это гораздо сложнее, да и от ошибок при этом никто не застрахован. Но это и гораздо важнее и нужнее, это позволит понять дух христианства. Кончено, можно сразу возразить, что так можно слишком далеко зайти. Действительно, от падений никто не застрахован. Более того, стараясь исполнять все каноны, шанс "скатиться" больше, потому что за внешним исполнением канонов хуже заметно нарушение евангельских заповедей.
[/Оффтопик]
С уважением,
Grizlik пишет:"я обычно не пощусь по восресеньям после причастия, но ваще надо не есть мясо"
А из какого правила Вы делаете такой вывод???
ЦитироватьNeclud :
Grizlik пишет:"я обычно не пощусь по восресеньям после причастия, но ваще надо не есть мясо"
А из какого правила Вы делаете такой вывод???
Откуда я енто взял я сказать не могу, возможно это лишь благочестивый обычай, но у меня в голове это засело глубоко, и часто это является причиной нелишнего самоукорения
Христос воскресе, братья и сёстры!
Моя литургическая практика такова: я стараюсь причаститься на каждой службе на которую прихожу. Если мне позволяют обстоятельства на Светлой седмице стараюсь приобщаться каждый день. Подготовку стараюсь вести постоянным ведением христианской жизни, блюдением себя от греха и взращиванием добродетелей. Ведению такой жизни мне помогает Христос, Он моя единственная надежда и опора, поэтому я стараюсь как можно чаще Ему приобщаться.
Непосредственная подготовка включает для меня обязательно деятельное желание приобщения, созидание в себе душевного мира, а также внешние предписание Церкви, такие как литургический пост, исповедь хотя-бы за несколько дней до причастия, и чтение канона ко причащению, а также молитв ко причащению (в идеале я стараюсь включить эти молитвы в правило уже за 3-4 дня до причастия (с четверга), а с понедельника по среду читаю благодарственные, но поддерживать такой молитвенный настрой сложно). Я стараюсь от всей души прочесть эти прекрасные молитвы с полным сердечным вниманием, особо пытаюсь молитвенно участвовать в литургии, но это не всегда удаётся. Также я стараюсь посетить вечернее богослужение в храме, но если мне это по уважительным причинам не удаётся сделать я читаю 3 канона, в другом случае я сознавая свою немощь обычно их опускаю. Телесный пост в той литургической практике частого причащения которой я следую (я напомню что этой практике следуют священнослужители) не соблюдается никак. Пощусь я только в "узаконенные" РПЦ многодневные и однодневные (среда и пятница) посты.
Зубы чищу, в баню хожу и т.д., как до, так и после причащения. Но в день причащения чищу зубы только после трапезы (конечно если это вообще мне необходимо). Телевизор практически несмотрю вовсе. В принципе, стараюсь основной упор в духовном делании делать на всю свою жизнь, а не на нескольких днях перед причащением. Считаю, что жизнь христианина должна быть ровная - жизнь постоянного стремления ко Христу, чего надеюсь меня Господь когда-нибудь сподобит.
Aleksу
В Москве мне известно 2 общины с подобной литургической практикой: Храма Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке (наст.-иерей Владимир Лапшин) и у о.Георгия Кочеткова не имеющая ныне своего храма, но часто присутствующая в Новодевечьем монастыре. Вы, если не секрет, относитесь к одной из них, или есть еще общины с подобной практикой. Спаси Христос!
А мой духовник сказал: "А как ты ко Христу пойдешь с неизмовенными устами?" - т.е. с нечищенными зубами. Надо и душу омыть и тело перед Причащением. Почему же уста вдруг стали исключением? Так что зубы я чищу смело. И после причащения я и зубы могу чистить и в бассейне плавать. Некоторые говорят, что нельзя в этот день ничего выплевывать. А духовник объяснил, что это ничего не означает вообще - косточки вишневые и рыбные глотать не надо.
ЦитироватьНекоторые говорят, что нельзя в этот день ничего выплевывать
Это я вычитал их книжки, издания какого-то женского монастыря, типа "в помощь кающимся", или иного названия, не помню, но то, что это ложная аскетика - это точно.
С другой стороны, если речь идет о монашествующих, то тут многое может быть иным, чем понятным. :)
Нас в летнем детском лагере один приезжий священник воспитывал: нельзя оказывается после причастия ходить без обуви и не в коем случае нельзя купаться!!!???....
ЦитироватьВы, если не секрет, относитесь к одной из них, или есть еще общины с подобной практикой.
Нет, ни к тем, ни другим, брат! :)
У Вас немножко не соответсвующая действительности информация. Подобная практика широка распространена среди прихожан на почти на всех крупных московских приходах (в храмах оо. Дмитрия Смирнова, Владимира Воробьёва, Аркадия Шатова, Алексия Уминского, Артемия Владимирова - список можно продолжать долго), во многих московских монастырях (Даниловом, Сретенском, Донском и т.д.), также это достаточно широко распространено в провинции (по крайней мере мой опыт показывает, что моя практика подготовки не вызывала какого-то отторжения практически нигде, исключение: храм Христа Спасителя и глухие российские деревни :)).
Разумеется это в вышеупомянутых приходах не повальное явление, но ей следует достаточно большая часть прихожан, особенно молодых. А вообще, это был для меня вопрос несколько удивительный, поскольку это форум ПСТГУ, а его ректор вышеупомянутый прот. Владимир Воробьев своих духовных чад призывает именно к подобной практике... (хотя и с некоторыми незначительными отличаями, по-моему, о. Владимир после субботней всенонощной призывает вкушать трапезу без мясной пищи, но я могу и ошибаться)
Спаси Хрисос за ответ, Aleks!
Aleks пишет:" У Вас немножко не соответсвующая действительности информация. Подобная практика широка распространена среди прихожан на почти на всех крупных московских приходах (в храмах оо. Дмитрия Смирнова, Владимира Воробьёва, Аркадия Шатова, Алексия Уминского, Артемия Владимирова - список можно продолжать долго), во многих московских монастырях (Даниловом, Сретенском, Донском и т.д.), также это достаточно широко распространено в провинции "
Ну, скажем так, там все же несколько иная практика (во свяком случае по тем приходам, где у меня есть знакомые)...Где-то причащаются не за каждой Литургией, где-то мясо за день не едят...где-то еще что-то...Вот по этой причине и привел две вышеприведенные общины, где практика наиболие похожа с описанной Вами.
Цитироватьanastasis :
нельзя оказывается после причастия ходить без обуви и не в коем случае нельзя купаться
А вы не спрашивали, с чего он это взял?
Мы пытались, но безрезультатно, он был непоколебимо уверен в своей правоте
Да дело даже не в том, чтоб разубедить - обычно убедить носителя такого рода мнения в его неправоте - гиблое дело... Просто интересно, как человек мыслит. Ну, с купанием еще как-то понятно: о том, что вода смывает благодать и посему никак с ней несовместима, знает любая бабушка, а вот по поводу хождения босиком - это, по-моему, что-то новое...
Самое-то ужасное, что это говорит священник...да еще упорно отказывается обосновывать свое мнение...:rolleyes:
Цитироватьanastasis :
Нас в летнем детском лагере один приезжий священник воспитывал: нельзя оказывается после причастия ходить без обуви и не в коем случае нельзя купаться!!!???....
Это, видимо, из разряда того, что свечку нельзя брать левой рукой и когда её ставишь, то нельзя подпаливать снизу - это ты как бы Христу ноги жжёшь, извините меня за такое.
М-да... Такого рода суеверий каждый из нас может назвать с десяток, а сколько их всего - наверное, не знает никто...
А мне вот интересно стало, это только у нас, в православии, такое или в любой религии подобных суеверий навалом?
Кто-нибудь знает?
ЦитироватьNeclud :
Самое-то ужасное, что это говорит священник...да еще упорно отказывается обосновывать свое мнение...:rolleyes:
Мы были маленькие дети поэтому нельзя сказать, что он упорно отказывался обосновать свое мнение, редкий взрослый утруждает себя подобными объяснениями... просто он нам попенял...
А всяческих суеверий везде хватает, как только утрачивается горячая вера-возникают разнообразные поверия и обычаи (или достаются уже в готовом варианте в виде непререкаемой истины) - не в коем случае эти слова не относятся к тому священнику-простой сельский батюшка-может и действительно лучше босяком не ходить-грязь все-таки