Дорогие братья и сестры! Ездил на выходные в паломничество в Курскую-Коренную пустынь и по дороге наслышался таких потрясающих вещей... Например, что после причастия аура у человека светлеет, что если не погрузиться в святую воду в купальне с головой, то все бесы в голове остануться, что кто плавал в бассейне москва, должен покаяться, потому что (внимание!) плавал в крови Господней, т.к. там раньше совершалась Литургия. А вот еще из "литургических" - в день причастия, если ешь фрукты или чего нибудь там, то косточки надо складывать в пакетик, потому что (внимание!) на них может остаться частичка Св.Даров и поэтому эти косточки потом надо выбросить в речку или закопать в чистом месте (т.е. закопать Св.Дары можно?! Бр-р-р). Я хотел спросить, - а пописать можно сходить? - но удержался. :)
Но самое печальное, что оказывается все это вокруг нас в огромных количествах, вы не представляете, насколько это массово! Друзья, у меня просто открылись глаза. Я попытался остановить эту ахинею, т.к. половина автобуса слушала открыв рот. Но после моей просьбы прекратить "неправославное учение", мне привели в авторитет старцев, иеромонахов и т.д. и даже (а это просто возмутительно!) о. Анатолия Берестова. И далее "проповедь" была продолжена. Правда стоит отметить, что после нашей перепалки небольшая часть людей перестала это слушать.
Вопрос классический: Кто виноват и что делать? :) А делать надо что-то срочно! Я просто в унынии.:(
Увы, такие пережитки языческого сознания встречаются повсеместно! :(
Такая тяга к магизму в среде православных возникает скорее у недовоцерковившихся людей, до прихода в Церковь занимавшихся или увлекавшихся разными оккультными штуками. А люди в массе любят слушать страшилки любого толка, нервишки пощекотать.
Только когда это за счет православия - бр-р-р...
Чего делать в таких случаях - не знаю; такие вещи обычно распространяют люди старше меня, а с ними я не умею спорить;)
Нда, это одна из СЕРЬЕЗНЕЙШИХ проблем.:( Сделать надо очень много... Иначе сами не заметим, как язычество станет доменировать над православием. Об этом я могу много говорить, т.к. это выстраданное. Пока лишь некоторые штрихи. Для начала надо, наконец, взрослых крестить только после оглашения (оглашенных бы желательно заставлять прочитать кн. диакона Андрея КУРАЕВА "Оккультизм в Православии")! Если мы говорим о людях, которые уже прешли в Церковь, то здесь, конечно, многое зависит от окармляющих их пастырей. (Увы, как не прескорбно, и среди них есть такие, которые разделяют и проповедают указанную ахинею...но их пока оставим.) У меня есть знакомый батюшка (подчеркиваю, не радикал), который налагает епитимьи только за суеверия, т.к. хорошо осознает всю их тлетворнось. Достойны пахвалы те пастыри, которые в своих проповедях не стесняются постоянно затрагивать эту тему, присекают любые проявления подобных тенденций... А то в Питере был случай, когда после службы миряне принесли в храм "Воскрешающую Русь" и народ пошел прикладываться, а интеллегентный батюшка сказал:"Не знаю, что за образ... Я же драться не полезу!" Необходимо, наконец, начать исполнять постановления Соборов и Синода: тогда и младостарцам несладко будет, и душеновские "православные руси" в печь отправятся!!! Кстати, о старцах (сейчас на меня многие ополчатся!!!)...Сколько их в Церкви??? Если почитать всю ту мукулатуру, которую можно найти в церковных лавках, то вся Церковь- одни старцы... :( А, между тем, это редчайший дар! Истинных старцев единицы!!! В лучшем случае есть опытные духовники, а часто за старцев выдают просто мнихов находящихся в прелести! :mad: :boo:
Ну, да ладно...Покритиковали и хватит! Теперь о том, как нам самим (мирянам) помочь решению этой проблемы. Начинать надо с себя. Во-первых, самим не "покупаться" на эти правокации, стараться хранить учение истинное и нести его "массам"! Во-вторых, надо всячески стараться распространять постановления Соборов, Св.Синода, обращения Патриарха осуждающие суеверия, ереси (царебожничество и т.д.) и прочие непотребства в Церкви. В-третьих, надо стараться донести до "масс", что никакие горедуховники и младостарцы (как бы они популчрны не были) не имеют права требовать "отсечения воли" у мирян! В четвертых, не стесняться обличать неправды (Олег совершенно прав, что не постеснялся выступить против "бабьих сплетен")...
Это лишь некоторые моменты, может позже еще что-нибудь напечатаю!
ЦитироватьНика :
А ещё после Причастия нельзя никого и ничего целовать и есть яблоки (ибо после них огрызки остаются), потому же, почему и косточки хранить надо.
А ещё Бог любит Троицу, поэтому надо съесть, например, 3 просфоры и ни в коем случае не 2 и не 4!
Да ладно Вам, это ж самые обычные суеверия - ничего с ними не поделаешь.
Иногда смеюсь от души, а иногда, конечно, раздражает. А что делать, что делать ... :)
Дорогая Ника, как "да ладно"? На счет Храма Христа и бесов в голове говорил не кто иной, как руководитель нашей группы, уважаемая всеми, в т.ч. и в монастыре, женщина - духовная дочь наместника Коренной пустыни и т.д. Все очень серьезно. Тут один шаг осталось сделать до "православной" магии.
Видел также в Коренной пустыни в иконной лавке продается икона Богородицы "Всевидящее Око". Кто не видел, - это в центре большого круга - в малом круге изображен Эммануил, от него расходятся четыре луча, которые дробят на сегменты большой круг. В каждом сегменте элементы большого красного лика: в трех верхних по глазу, в нижнем уста. Вверху большого круга изображение Богоматери. Зрелище шокирующее, а на обратной стороне вместо молитвы толкование этой иконографии - какой-то бред. Вот так вот. :(
Ндя, если у наместника такие духовные дети и неканонические иконы в монастыре... то, боюсь, это уже та степень, когда необходимо вмешательство церковных властей...Но, увы, у нас редко запрещают, извергают и даже епитимствуют...А порой надо! Вот в РПСЦ, например, недавно очередной раз еп.Силуяна запретили (правда за другое)...
Вот действительно таких идей у нас очень много. То там бабушки говорят, что свечку можно только правой рукой передавать, то нельзя её подпаливать над огнём, прежде чем поставить на подсвечник..
Ещё меня просто убило, когда одна бабуля моей подружке (у ней там были какие-то проблемы с молодым человеком) советовала: ты за него свечку за упокой ставь, он без тебя жить не сможет! А когда подружка от удивления рот открыла, она стала её успокаивать, что греха в этом никакого нет, потому что в церкви.
Ужос!
Да, да, за упокой, это когда ты ее ставишь другим концом....
ЦитироватьОлег Б. :
А что можно с этим поделать?...
Сам заню, как
страстно рассказывают о кладбищах, могилках, местах захоронения - церковных людей, флакончиках, щепочках, кусочках, свечках, но на вопрос - читали ли (рассказчики) Евангелие, как правило ответ - нет, или - ну там, читал(а), немного... Складывается впечатление, что некоторые приходят в Церковь за чем-то другим, но не ко Господу. Невольно задумываешься, а почему в Риме времен Христа, христиан почитали за не верующих, безбожников?!!
Олег, уж не с "Ковчегом" ли ездили? :cool:
ЦитироватьNeclud :
Нда, это одна из СЕРЬЕЗНЕЙШИХ проблем.:( Сделать надо очень много... Начинать надо с себя. Во-первых, самим не "покупаться" на эти правокации, стараться хранить учение истинное и нести его "массам"! Во-вторых, надо всячески стараться распространять постановления Соборов, Св.Синода, обращения Патриарха осуждающие суеверия, ереси (царебожничество и т.д.) и прочие непотребства в Церкви. В-третьих, надо стараться донести до "масс", что никакие горедуховники и младостарцы (как бы они популчрны не были) не имеют права требовать "отсечения воли" у мирян! В четвертых, не стесняться обличать неправды
Согласна с вами, но мне лично очень часто не хватает конкретной аргументации, чтобы смочь убедить оппонентов в неправильности этих суеверий. Подскажите, что нужно прочитать , чтобы хорошо ориентироваться в этом вопросе? Я имею в виду самые авторитетные книги, т.н. первоисточники, но, хорошо бы не в количестве 20 томов:)
Если брать источники (постановления Соборов, Св.Синода, обращения Патриарха), то они (по мере издания) появляются в интернете и в "Церковном вестнике". С книгами сложнее. Я уже упоминал книгу о.Андрея Кураева "Оккультизм в Православии" (к сожалению, в отличии от многих других его книг, она выдержала всего одно издание). В этом году у диакона Андрея Издательский Совет РПЦ выпустил еще одну книжку "по теме" "Искушение, которое приходит справа" (я, правда, не согласен с изложенным в ней подходом к соборности, но по интересующим нас вопросам материал там интересный). Полезно посмотреть материалы журналистской секции Рождественских чтений (если не ошибаюсь, трехлетней давности), посвещенные бурно обсуждавшейся тогда в околоправославных кругах идее канонизации Грозного и Распутина. Интересное, помнится, заседание было:ton: Там выступали прот.Владислав Цыпин,свящ. Борис Михайлов, д.Андрей Кураев, А.Л.Дворкин и многие другие. Говорили не только о "канонизации", но и "Воскрешающей Руси", Ж.Бичевской, осудили (в итоговом документе это хорошо отражено) псевдоправославные СМИ ("Жизнь вечную", Православную Русь" и проч.). Кстати, была идея включить в "черный" список и "Радонеж"!;) Только аргументы о.Андрея его "спасли". Он сказал, что материалы "Радонежа" очень не ровные и он сам иногда там публикуется...решили тогда их пока не трогать.(Но показательно, что кроме К.Фролова, который больше махал руками, чем приводил рациональные аргументы, "Радонеж" никто не защищал). Материалы этой секии публиковались сначала в "ЦВ", а затем отдельной брошюрой (вып.Изд.Советом РПЦ). Кроме того они вошли еще в одну брошюру, посвященную проблеме "канонизации" грозновараспутина. Кстати, не случайно, я рекомендую литературу, связанную с "канонизатарами", "царебожниками" и т.д. -это главные центры "псевдоправославного язычества", впитывающие в себя все "бабьи сплетни". Да, еще у А.Л.Дворкина были некоторые стать о "внутриправославных" сектах...тоже, если встретите, стоит посмотреть!
Все это ужасно :(
Но менять надо в первую очередь клир, самих священников. Мой духовник однажды сказал: "Если еще услышишь такую ересь от "наших" бабулек, сразу мне говори. Я им..."
И он прав! Именно от натоятелей зависит порядок в храме. И его автритет тут может только помочь :pro:
Со стариками, конечно, сложно. Потому как они справедливо считают, что за их плечами опыт, а значит, правда. И никакой диплом с богословским образованием тут не поможет. И так уже говорят, что в нашем вузе жиды и католики учатся
:mad:
Я, по своей трусости и слабости, стараюсь отходить от таких "умников" подальше :( Может, и зря...:rolleyes:
Angel пишет:"Именно от натоятелей зависит порядок в храме. "
Золотые слова!;)
ЦитироватьNeclud :
Angel пишет:"Именно от натоятелей зависит порядок в храме. "
Золотые слова!;)
Просто она заблуждается. Настоятель, как и любой другой священнослужитель может влиять только на ту часть людей, которая является прихожанами, а подобные вещи распростроняются по большей части среди "захожан", но они даже проповеди не слушают, а уж о том, что бы исповедываться и речи нет. Как же настоятель узнает, что у них в головах засело? А никак. Придет очередной чтимый праздник и храм наполнят очень далекие от христианства люди, будут делиться друг с другом страшилками, учить постоянных прихожан где им стоять и как правильно передавать свечи... но настоятель в это время будет служить, он не услышит этих речей, не одернит никого, не сделает замечание. К моменту выхода на проповедь вся эта компания раствориться, а слушать его будут только те, кому говорить об этом нет необходимости.;)
ЦитироватьРуслан :
Просто она заблуждается. Настоятель, как и любой другой священнослужитель может влиять только на ту часть людей, которая является прихожанами, а подобные вещи распростроняются по большей части среди "захожан", но они даже проповеди не слушают, а уж о том, что бы исповедываться и речи нет. Как же настоятель узнает, что у них в головах засело? А никак.
Но, Руслан, ведь речь идет о "чадах", о "прихожанах" таких-то священников.
Категорию "занесенных ветром" я вообще не рассматриваю. Клинический случай.
ЦитироватьAngel :
ведь речь идет о "чадах", о "прихожанах" таких-то священников.
А... если в этом смысле... То наши чадотворцы по большей части происходят из этой же массы. Когда нужно было заполнить вакуум рукопологали всех верующих без оглядки на то, что у них в голове... Вот и множат они то, что бабушки по углам носили, то, что было смыслом их веры. :) Это пройдет. По мере естественной убыли...
Кстати, за духовных чад себя нередко выдают люди очень далекие от ярких отцов. Даже просто по факту нахождения рядом во время крестного хода. Помниться один поп рассказывал, как общался с о.Иоанном Крестьянкиным мысленно, ибо подойти было невозможно из-за обилия людей. Он получил таким образом благословение оставить жену и трех малюток, что бы принять монашество. Правда ни один архиерей его не постриг, а сам о.Иоанн подарил ему набор книжек по воспитанию детей. Но эти книги сей поп раздарил своим друзьям, "вам они нужнее, вам детей воспитывать". Жену таки бросил...
Дивен право Божий свет и каких чудес в нем нет...:)
Сегодня мне рассказали о православном священнике (где-то в регионе), который повенчал гомосексуалистов...
Бр-р-р... Вот ...негодяй :mad: Рада, что его лишили сана!
Что еще учудят люди "вакуума"?!?
Олег, скажи, пожалуйста, а от какой паломнической службы ты ездил? Хочется знать не для того, чтобы осуждать, а чтобы не попасться.
ЦитироватьВероника :
Олег, скажи, пожалуйста, а от какой паломнической службы ты ездил? Хочется знать не для того, чтобы осуждать, а чтобы не попасться.
Насколько я понял, эту поездку организовывал приход строящегося храма и новая воскресная школа, где я буду вести иконоведение :) . Так что есть небольшая надежда исправить эту печальную ситуацию, если раньше меня оттуда не попросят :) :)
Дорогая Вероника, эти люди, о которых я рассказывал, сами по себе очень благочестивые, добрые и отзывчивые. Они не похожи на сектантов или фанатиков, во всяком случае с первого взгляда, и их очень жалко. Но как у них дело доходит до проповеди - туши свет. А проповедь фактически непрерывная. И благодаря всем этим качествам, исходящая от них информация воспринимается неискушенными с большим доверием, и вот тогда хочеца их придушить. Вот это самое ужасное!
ЦитироватьОлег Б. :
Насколько я понял, эту поездку организовывал приход строящегося храма и новая воскресная школа, где я буду вести иконоведение :) . Так что есть небольшая надежда исправить эту печальную ситуацию, если раньше меня оттуда не попросят :) :)
А настоятель такой же?
Недавно :(
ЦитироватьAngel :
А настоятель такой же?
Настоятель вроде хороший, молодой, тока его с нами не было :( :) Посадил нас в автобус и благословил :)
ЦитироватьРуслан :
Это пройдет. По мере естественной убыли...
Однако долго ждать придется. Есть много молодых "чадотворцев". Да и более старшие чад воспитывают, готовят к рукоположению, так что естественная убыль восполняется естественным же воспроизводством.
ЦитироватьAngel :
Все это ужасно :( ...
..."Если еще услышишь такую ересь от "наших" бабулек, сразу мне говори. Я им..."
... И так уже говорят, что в нашем вузе жиды и католики учатся ...
... Я, по своей трусости и слабости, стараюсь отходить от таких "умников" подальше :( Может, и зря...:rolleyes:
1. да действительно ужасно.
еще ужасней, когда с "водами младенца выплескивают", т.е когда с легкой руки дъякона Кураева оставляют лиш догмат, убивая церковное придание и благочестивые традиции.
вот например многие староверы/старообрядцы, под сомнение ставят святость Преподобного Серафима Саровского, а многие стали сомневаться в правильности расшифровки текстов Мотовилова, не без помощи которого был прославлен Пеподобный Серафим Саровский. так скоро начнут ставить под сомнение святость Иоанна Кронштадтского Блаженной Ксении и Блаженной Матроны (кстати Кураев уже писал об этом в "Окультизме в Православии")
понятно, что порой сложно отделить благочестивую традицию от современного мифотворчества, но всетаки наверное надо стораться??? без этих традиций останется сухая обрядовость.
2. бабульки безусловно вносят много нового и оригинального в приходскую жизнь. без них станет скучно;). вспомните незабвенного ардова
3. не только учатся, но и учат :cool:
4. а Вы не отходите, а записывайте за ними, преумножая свой опыт:D
ЦитироватьОлег Б. :
Но как у них дело доходит до проповеди - туши свет. А проповедь фактически непрерывная. И благодаря всем этим качествам, исходящая от них информация воспринимается неискушенными с большим доверием, и вот тогда хочеца их придушить. Вот это самое ужасное!
Олег
вспомните "собачье сердце", когда ходоки пришли к Преображенскому "посмотреть на собашку говоряшшу"
и не воспринимайте это все так серьезно. каждый спасается как может. ктото Иоанна златоуста по третьему кругу читает, а ктото зубы три дня не чистит после причастия и причащается раз в неделю.
каждому по сила, и по разумению
Нетрезвый муж Ивановой ПИШЕТ:"вот например многие староверы/старообрядцы, под сомнение ставят святость Преподобного Серафима Саровского"
А с чего старообрядцы-неединоверцы будут почитать прп.Серафима??? Вы давно сщмч.Аввакуму имч.Феодоре (Морозовой) молились??? ;) А о причинах отрицательного отношения к прп.Серафиму у некоторых староверов я подробно писал в ветке про единоверцев...все объяснимо, причем виноваты, прежде всего, горемиссионеры!!!
Нетрезвый муж Ивановой ПИШЕТ:"вот например многие староверы/старообрядцы... стали сомневаться в правильности расшифровки текстов Мотовилова, "
Сомнивались, сомниваемся и будем сомниваться!!!;) И это еще очень мягко сказано!!!
ЦитироватьNeclud :
Если брать источники (постановления Соборов, Св.Синода, обращения Патриарха), то они (по мере издания) появляются в интернете
Спасибо за полную информацию, а в инете приблизительно где?
Нетрезвый муж Ивановой пишет:"так скоро начнут ставить под сомнение святость Иоанна Кронштадтского Блаженной Ксении и Блаженной Матроны "
И это будет логично, если вовремя не убрать всю ту шелуху, которой облипили их жизниописания...Тот психоз, которым сопровождено, например, почитание Матроны не может не вызывать отвращения у здорового человека! Это язычество неприкрытое! Постепенно мифы вытесняют истинные факты жизни и в результате жития, мягко говоря, утрачивают назидательность...В старообрядчестве, кстати, Вы не встретите истерии в почитании каких-либо святых, староверы понимают, что - это уже не Православие! В колокола пора бить! Надо четко разделять Предание, Христианскую традицию и дурь, которую выдают за традицию!
DJ SUN пишет:"Спасибо за полную информацию, а в инете приблизительно где?"
Ну, например на сайте "Церковного вестника":http://www.tserkov.info/
Хотя прежде всего, пожалуй, на сайте ОВЦС!
ЦитироватьNeclud :
Большое спасибо! :)
ЦитироватьNeclud :
вот видите реакция Necludа подтвердила правильность моих слов
рубя с плеча придания и традиции мы дааалеко пойдем
Нетрезвый муж Ивановой пишет:"рубя с плеча придания и традиции мы дааалеко пойдем"
А вчем Вы увидели "придания и традиции"??? Уж поясните, пожалуйста!
ЦитироватьNeclud :
И это будет логично, если вовремя не убрать всю ту шелуху, которой облипили их жизниописания...Постепенно мифы вытесняют истинные факты жизни и в результате жития, мягко говоря, утрачивают назидательность...
Что-то вы странные вещи говорите.
Почитайте древнерусские жития святых - они же по одной схеме написаны, С ОДНОГО ОБРАЗЦА СПИСАНЫ и действительно там редко встретишь "истинные факты жизни" УНИКАЛЬНЫЕ!
Многих отцов первых веков мы прославляем как святых, хотя нет ни одного факта их канонизации, в их учениях можно встретить даже ошибки. но мы молимся им, службы совершаем, потому что народ их всегда почитал, с тех же первых веков.
ладно, с негативом все понятно. Как быть с позитивом. ответьте кто может.
1. какое место должно занимать в жизни православного христианина использование святой воды и св. масла (освященного на мощах или у иконы), что оно несет,что означает, зачем нужно?
2. как нужно, по вашему, относиться к сухарикам и камушкам пр. Серафима и сущеным розам с могилы св. Матроны.
3. сколько икон нужно иметь в домашнем иконостасе. Достаточно ли одной?
это так, для начала.:(
ЦитироватьNeclud :
Тот психоз, которым сопровождено, например, почитание Матроны не может не вызывать отвращения у здорового человека! Это язычество неприкрытое!
примеры, пожалуйста. Интересно сравнить впечатления
1) Масло от соборования или от святых мощей используем во время болезни, с молитвой, конечно.
2) сухарики от преп. Серафима просто едим, как сухарики. Розы с мощей Матрониушки - никогда не понимала, что с ними делать.
3) Насчет икон есть золотое правило, от о. Максима Козлова слышала - икон должно быть ровно столько, скольким святым ты молишься. Спаситель и Божия Матерь само собой, Им же все молимся. Но я лично это правило нарушаю, иконы святых, которых я люблю, стоят, а я молюсь им в последнее время крайне редко. Но все равно не убираю, это как это напоминание о них, и вообще приятно видеть образы любимых святых.
ЦитироватьИванова :
1. какое место должно занимать в жизни православного христианина использование святой воды и св. масла (освященного на мощах или у иконы), что оно несет,что означает, зачем нужно?
2. как нужно, по вашему, относиться к сухарикам и камушкам пр. Серафима и сущеным розам с могилы св. Матроны.
3. сколько икон нужно иметь в домашнем иконостасе. Достаточно ли одной?
№1 полностью согласна с Никой
№2 я думаю здесь главное не переборщить и не впадать в крайности. везти огромные мешки земельки от прп. Серафима не стоит.
У меня дома есть много вещей привезенных из паломничеств. Со Святой Земли особенно!
№3 а в чем проблема? у меня дома много икон, во всех комнатах. Как из поездки не привезти иконку! и подаренных много. И семейных, старинных.
Злата пишет:"Что-то вы странные вещи говорите.
Почитайте древнерусские жития святых - они же по одной схеме написаны, С ОДНОГО ОБРАЗЦА СПИСАНЫ и действительно там редко встретишь "истинные факты жизни" УНИКАЛЬНЫЕ!"
Мы с Вами видимо говорим о разных вещах. То, что древнерусские жития-очень специфический исторический источник- это еще В.О.Ключевский показал...Речь не о т.н. "житийном каноне", а о наслоении на житие языческих представлений, тех самых "бабьих сплетен" с которых и началась эта тема. Этот бред, как правило, не входит в жития, благословленные Церковью, но издается всякими "грамотеями" (примеры такой писанины можно найти в том же "Оккультизме в Православии").
Иванова пишет:"примеры, пожалуйста. Интересно сравнить впечатления"
Желание раскопать магилу, чтобы "потрогать пяточку Матронушки"- это Вас устроит???;) В менее экзальтированной форме это выглядит так. Несколько лет назад на Крутицкое подворье впервые привезли чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, украсили цветами и перед Владыкой пустили бабок...цветы съели за несколько минут...(приход там хороший, но к святыне приехали "внешние")...:rolleyes:
Свехнутость на всяких "земельках"...Когда выставка "По завету князя Даниила" проходила еще на "Ленинском проспекте", туда пускали "Жизнь вечную", надо было видеть как к ним ломились за "чудотворным" маслом...Выставки это вообще песня...правда на последней попытались установить контроль, хоть за откровенными "духоносниками-самозванцами". Отец Максим Козлов не так давно хорошую стать о них написал! Как Вам отцы постоянно ходящие в пасхальных епитрахилях??? Всюдопамазание??? А МНОГИЕ это любят... Даже в храм ходят так :"Успеть бы к помазанию" или уходят после помазания! И т.д., и т.п.У нас подобное просто не мыслимо! ;)
Ну, "православные страшилки" это не научный термин...;) Уходят некоторые просто по незнанию, наверное (свет погасили, священник в алтаре)... Но, часто помазание наделяться особой "магической силой" и это уже явное язычество...Тогда это,увы, можно отнести к "страшилкам".
Кстати, для справки, у старообрядцев помазания бывают гораздо реже (мажут 2 перстами).
ЦитироватьNeclud :
Надо четко разделять Предание, Христианскую традицию и дурь, которую выдают за традицию!
вот об этом то я и говорил
надо четко разделять
какой нибудь полуграмотной бабульке дай послушать витийствующего о. Артемия, или заумного философа Андрея Кураева, она ничего не поймет.
НО при этом , не смотря на полуязыческое понимание, она может оказаться чище нас в своей детской вере
Через это состояние многие проходят, но и многие в нем остаются. так что надо дифференцировать свой подход к этим байкам. для когото они могут оказаться полезными
проведу аналогии: я в свое время очень много слушал песни о. Романа. Но по мере возрастания этого рода песни мне стали становится неинтересными. но в свое время, если бы не эти песни, неизвестно где бы я сейчас был. чи в дацане, чи в ашраме, а может в мечете или в синагоге
Можно по разному относиться к творчеству о.Романа, но оно православно, а страшилки- язычество. Разумеется, когда я говорю об отлучениях-запрещениях, я имею ввиду не бабулек, а б.-м. сознательных людей. А в отношении бабушек, я разделяю натуральное язычество (о котором мы здесь говорим) и мягко говоря, не имеещие под собой реальных исторических оснований идеи народного благочестия (они есть и у староверов: например, объяснение, почему на службах в большинстве согласий платок закалывают, а не завязывают: Иуда же удавился!). Первое должно истребляться в любом случае, второе (разумеется, я от него порой не в восторге) может бытовать на уровне "народного богословия" (пастыри же должны стараться контролировать, чтобы оно не переросло в язычество).
Неклюд, того, что вы пишете в примерах, лично я не встречала. Может пложо жизнь знаю. (ну кроме помазаний на выставках)
а про придти к помазанию, это плохо когда помазание становиться самоцелью, наделяясь магическими свойствами. Я, к примеру, прихожу на вечернюю службу к помазанию и ухожу сразу после, если не исповедуюсь , когда с ребенком. Потому, что ребенок дольше 5 минут не выдержит, а помазание - самая деятельная и зрелищная часть службы. Ребенку впечатлений больше.
ЦитироватьНика :
По вере вашей да будет вам - если верить в цилительную силу, то она действительно будет исцелять!
так вот по вере и земельку пользуют, и воду святую только неразбавленную из конкретного источника пьют. И мажутся каждые 7 минут и то место где болит, если, конечно не геморрой, маслицем. Все по вере. Мне интересно, какие правила и мнения есть у Святых и какие этому обоснования кроме.
Помните как тень апостола исцеляла верующих людей, и если мне не изменяет память - одежда. Почему бы маслу от мощей или иконы не иметь той же силы?
Насколько я знаю, масло от мощей - это глубокая древность, и вообще такая традиция имеет самое что ни на есть церковное основание.
Плохо становиться лишь тогда, когда это заменяет у человека веру в Бога и любовь к ближним... Когда, чтобы набрать святой воды, освятить куличи - выбивают глаз соседу...
ЦитироватьКогда, чтобы набрать святой воды, освятить куличи...
Обычно, перед каким либо "освящением" служится водосвятный молебен. Почему? Почему бы не "освятить" скажем тонну-две воды, или вовсе целый источник, и раз и навсегда решить эту задачу?
Поправьте, если я не прав, но в православной традиции вода имеет силу непосредственно после "водосвятного молебна".
Читается текст, как ангел сходил в купель, и кто первым входил в воду, тот выздоравливал. Только проблема тут в том - кто первый!
Кто знает, поясните, когда "святая вода" стала сохранить свои свойства по долгому стечению времени, откуда взяла начало эта традиция?
Ей, почему у вас все в кавычках?
ЦитироватьНика :
По вере вашей да будет вам - если верить в цилительную силу, то она действительно будет исцелять!
А вера-то у нас всех - разная оказывается! Даже здесь, у "продвинутых студентов-богословов", имеющих доступ в интернет разное отношение к "святынькам"!
В теме про различие католичества и Православия я поняла, что мы от них отличаемся только неискаженными догматами. И все! Все остальное, про что я когда-то читала - ну типа экзальтация, чувственность, духовная прелесть и у нас и у них одинаково допускаются! Главное, чтобы человек Символ Веры правильно наизусть читал.
Естественно, поскольку мы уже все потихоньку заражаемся "никонианскй духовностью" и никому до этого особо нет дела (все считают, что это - проявление личного благочестия и свои духовные переживания), у нас будут расцветать "православные страшилки"!
Поддерживаю Necludа! К православному язычеству наши пастыри должны относиться жестко. Ну хотя бы на проповедях, если нет возможности с каждым лично побеседовать, надо обьяснять - что откровенное язычество, что можно (с натягом) отнести к личному благочестию, но почему это не нужно делать, чем это может быть вредно.
Цитироватьстудент :
Обычно, перед каким либо "освящением" служится водосвятный молебен. Почему? Почему бы не "освятить" скажем тонну-две воды, или вовсе целый источник, и раз и навсегда решить эту задачу?
Потому что вода в храме заканчивается, разносят её быстро по домам. И что они с ней делают? Полы что ли моют? :rolleyes: Одну бутылку можно больше года разводить.
А почему Вы думаете, что пару тонн воды не освящают?:D Мы на каждое Крещение море освящали! И вода морская крещенская потом целый год в бутылке стоит и не портится. А если неосвященную только полчаса в закрытой подержать, то завоняется. А "портится" море говорят потому что кто-то плохой что-то плохо сделал в море. Хотя, честно говоря, тогда бы сразу же и испортилась, в первую минуту по освящении. :) А наши пономари потом еще в течение часа бегали черпали её ведрами, чтобы банки освящать.
Цитироватьстудент :
Поправьте, если я не прав, но в православной традиции вода имеет силу непосредственно после "водосвятного молебна".
Не, дома она тоже не портится. ;)
Это Господь дает нам по нашей вере, что вода святая, вот она и остается святой. А были случаи, когда люди вели откровенно неблагочестивую жизнь и вода испортилась.
Цитироватьanastasis :
Ей, почему у вас все в кавычках?
Я хотел сказать, что рассуждаю не касаясь Таинственного!
Просто хотел спросить, как "святость" воды мыслится во времени? Естественно, что Святость Божественная или Ангельская к этой теме отношения не имеет. Во всяком случае, если сможете, расскажите, как Вы думаете...
Спасибо. :)
ЦитироватьАнютик :
Не, дома она тоже не портится. ;)
А с какого момента христианской истории возникла эта традиция?
ЦитироватьВероника :
Розы с мощей Матрониушки - никогда не понимала, что с ними делать.
:D
Для справки - также как любые цветочки и веточки (с Креста например) растирают в порошок и в чай кладут или можно зашить в подушечку и нюхать или к больным местам прикладывать. Но лучше, чтобы не мучиться, отдать тем, кто уже заражен "никонианской духовностью" ;) Людям так нравится! Приятно радостные лица видеть.
Цитироватьстудент :
А с какого момента христианской истории возникла эта традиция?
А Вы на первом курсе по Литургике Таинства не проходили? Надо, наверное, разыскать преподавателя и "помучить".
ЦитироватьАнютик :
А Вы на первом курсе по Литургике Таинства не проходили? Надо, наверное, разыскать преподавателя и "помучить".
Ну... В 7 таинств "водосвятный молебен" уже не входит, хотя конечно в жизни Церкви все Свято и Таинственно!
За совет спасибо. :)
Результат консультации с мужем:
Это византийская традиция, сформировавшаяся окончательно в послеиконоборческий период. Чин сформировался в 11-12 вв. Происхождением обязан празднику Происхождения Древ Креста 1 августа и чину Влахернского омовения.
Вальсамон в 12 веке пишет о традиции освящать воду каждый 1-й день месяца, кроме 1 сентября и 1 января. Евхологии 11 в. упоминают о водоосвящении, совершавшемся по воскресным и праздничным дням. Впоследствии его стали совершать, когда угодно.
Кстати, в наших русских Чиновниках 17 в. подробно указывается, когда принято освящать воду. (ключевое слово для поиска - "Голубцов А.П." и "Чиновники").
См. статьи "Вода" и "Водоосвящение" в Православной Энциклопедии, там много чего написано. Том. 9.
ЦитироватьАнютик :
5+, мужу! :) :) :)
И все-таки, что там со "временем"? :confused:
Цитироватьстудент :
И все-таки, что там со "временем"? :confused:
Ну, если в неё наплевать сразу после освящения, то наверняка она свои свойства сразу же потеряет. А при достойном обращении со святой водой может храниться сколько угодно. Но ведь люди же её используют и она заканчивается. Воду освящают не для того, чтобы её хранить, а для того, чтобы её употреблять (ср. с Евхаристией - не освящают же тонну Даров). По мере надобности (как емкость в храме опустевала) её и освящали. В разное время были разные традиции и определенные дни, когда было принято её освящать, выше уже написано.
Да, это так! Но при освящении например квартиры, дома, иконы и др., служится водосвятный молебен, не смотря на то, что "святой воды" может на данный момент хватать!
Да и текст про ангела, входящего в воду, говорит о некоем временном явлении...
Простите конечно... Я ни как не хочу спорить с благоговейным отношением к святыне!!! Однако формализованное, типа там "не портится" и поэтому "свята", как-то режет слух... Все как бы сводится к внешным факторам, безотносительно ко Христу Богу, покаянию, а от сюда и скепсис!
Еще раз простите!
Уже пора собирать коллекцию о "народной религиозности". Под последним термином я понимаю этакие вольные интерпретации чужого мистического опыта. Но дело не в этом. Все таки все хотелось бы видеть в динамике развития. Это предполагает терпение и методичную работу. Может лет десять придется говорить на каком нибудь приходе о том, что на день памяти св. Косьмы и Дамиана не обязательно перекосит, если поработаешь в огороде. Но кто то из тех, кто эти десять лет боялся такого перекоса, хоть перед смертью поймет, - то была "бабья басня". Но есть более страшный аспект. Недавно один (немолодой уже) священник, очень искренний и ревностный. С образованием. Пугал меня в разговоре знаниями. Например, преподпватель, если свободно цитирует Св. Писание на греческом и на проч. - почти фарисей. Далее: католики - еретики, протестанты - вообще... (это вопросы, конечно для канонистов), соответственно книгами ихними пользоваться - грех. Ну и вообще знание годится только чтобы надмевать. Вобщем грустно. Народная религиозность в деревне иногда диковата, но она имеет чисто детскую тенденцию перерастать самую себя, обращаясь в сознательное глубокое евхаристическое благочестие, при условии, конечно, если настоятельи клирики этому способствуют. Настоящая опасность нашей церкви в другом, кажется: какая то (кажется значительная часть) клириков склонны к монтанизму (хотя иногда и на короткий период). Отцы, если таковы здесь бывают, скажите, что делать, если душа и совесть, (равно как и некоторая доля, пусть несовершенной, интуиции) смущается. Ведь следующий шаг - развитие подозрительности, она же в свою очередь тащит нас как раз надмеваться.
Цитироватьaudendus :
что делать, если душа и совесть, (равно как и некоторая доля, пусть несовершенной, интуиции) смущается.
То же, что и всегда. Стремитесь исполнить волю Божью. В спасении души главную роль играет, то что делает сам человек, а не то, что делют люди вокруг.
Ответ естественный. Благодарю. Если бы мне задали вопрос, ответил бы на него так же. Этот ответ прямо проистекает из способа христианского бытия. Но суть моих вопияний не в этом. Я пытаюсь проблему рационализировать. Ваш ответ предполагает стереотипное поведение: кроткие глаза и правила монашеского поведения. Несомнено, если кому то в его поползновениях к образованию препятствует какой то священник, то принять это за волю Божию - путь к святости несомненный. Но тогда речь идет об личном духовном, мистическом опыте. Вы считаете можно исчерпать описаную ситуацию применением этого (непередаваемого и неописуемого) опыта? Или катехизатор должен как то реагировать?
Из последнего услышанного. Около памятника царю-мученику Николаю около храма в селе Тайнинском служатся (кем, не знаю, но очевидно священниками все же) "покаянные молебны". Якобы каким-то старцам открылось, что надо отслужить 70 000 молебнов, тогда Господь помилует Россию. И народ ездит. Один знакомый поведал, что был 5 раз, а кто-то еще уже 7.
Цитироватьaudendus :
Ответ естественный. Благодарю. Если бы мне задали вопрос, ответил бы на него так же. Этот ответ прямо проистекает из способа христианского бытия. Но суть моих вопияний не в этом. Я пытаюсь проблему рационализировать. Ваш ответ предполагает стереотипное поведение: кроткие глаза и правила монашеского поведения. Несомнено, если кому то в его поползновениях к образованию препятствует какой то священник, то принять это за волю Божию - путь к святости несомненный. Но тогда речь идет об личном духовном, мистическом опыте. Вы считаете можно исчерпать описаную ситуацию применением этого (непередаваемого и неописуемого) опыта? Или катехизатор должен как то реагировать?
Как раз наверно по этой причине многие в РПЦ к выпускникам ПСТГУ относятся критически . Умные слишком :) :) :) .
audendus , привет, а можно выражаться чуть попроще. Приходится перечитывать пост по три раза. :D Мне кажется надо реагировать, когда видишь явное нарушение догматов, а это встречается наверно очень редко :)
ЦитироватьОлег Б. :
Как раз наверно по этой причине многие в РПЦ к выпускникам ПСТГУ относятся критически . Умные слишком :) :) :) .
audendus , привет, а можно выражаться чуть попроще. Приходится перечитывать пост по три раза. :D Мне кажется надо реагировать, когда видишь явное нарушение догматов, а это встречается наверно очень редко :)
Если не перевираю, то овеществление догматов происходит в канонике, то есть догмат - словесная икона истины веры. А икона может быть и не совсем иконой, хотя так называться. Иначе говоря, например, спасение в церкви можно понимать как принадлежность к организации. Вот в Иваново, в монастыре, тут рассказали, не принимают записки на проскомидию за тех кто регулярно не причащается. Кроме того, такой вопрос, учиться или не учиться догматизировать сложно. Можно надергать фраз из Священного Писания и за и против.
Кстати, часто всякие "штуки" в жизни церковного народа, проблема не их самих, но чтецов, например. Вот на одном приходе (история реальная, но реквизитов ее не знаю) бабушки на "Херувимской" начинали раздавать молящимся в храме специально заготовленное печение: "Всякому житейскому оставим по печенью..." Ну а про "И я, кракодила пред Тобою" - уже хрестоматия. Кстати очень умилительная, максимальное выражение уничиженного покаянного чувства. Выражаться проще попытаюсь.
audendus пишет:"Вот в Иваново, в монастыре, тут рассказали, не принимают записки на проскомидию за тех кто регулярно не причащается. "
Маразм полный!!! Это у Юрасова что ли? Впрочем там в епархии мно-о-го таких "оригиналов"!:mad: :mad: :mad: Только сегодня рассказали...Группа экскурсантов приехала в Николо-Шартомский монастырь...Знаете почему их не пустили (ПРИ ТОМ, ЧТО ДОГОВОРЕННОСТЬ О ВИЗИТЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ БЫЛИ ЗАРАНЕЕ ОГОВОРЕНЫ)? На юбках у женщин разрезы были и им сказали, что манахи будут смотреть на разрезы :D Показывали мне такую юбку: она до пола и разреза почти не видно! Впрочем, о Ивановской епархии я уже писал (приходилось по ней ездить несколько раз), там без психиатра сложно!!!:pro:
Вы как то резко.
А по другому и нельзя! Я в Ивановской епархии такого насмотрелся, что иначе как позором и раной Русской Церкви назвать ее не могу! Здесь я уже писал о ситуации: http://student.ocenka.name/index.php?topic=762&perpage=20&pagenumber=1
"Опять Ивановская епархия...Я там несколько раз был (сначала, еще в школьные годы, в краеведческих экспедициях, потом путешествовал), чего только не видел: и младостарчество, и богословская безграмотность отцов и монахов, и хула на староверие...Знаю отцов (добрых пастырей), которые перевелись в другие епархии, т.к. там уж очень многое запущено... Там много святых мест и есть ряд очень хороших батюшек, НО ОБЩЕЕПАРХИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ..."
У любого нормального неофита от общения со многими из местных "знаминитых" духовников должно автоматически вырабатываться полное неприятие Православия...Сколько душ загубили "ревнители". Чего один игумен Агафон из Тихонова Лухского монастыря стоит (это о котором Кураев пишет, он учит о переселении человеческих душ в бычков:cry2: )...секта у него 100%-ая!!! Кстати, он утверждает, что православная молодежь должна общаться ТОЛЬКО с православными (причем делает это на ушко), но к внешним православным относя с большим недоверием...
Да уж. Но могу сказать, что эти вещи хотя бы очевидны. Можно заранее поопасаться. Я вот сетую на то, что не слишком много существует на русском языке информации и книг о психологии сектантского сознания. Спасибо Александру Лвовичу, но его Сектологии просто не хватает. Потому как самый замечательный приход может превратиться в бархатную секту. Все там хорошо и вроде душеспасительно, и настоятель не младостарец, а душно. А в Иваново действительно тяжело. Но и люди там по большей части стойкие, кажется. Там и на приходах можно кое что неожиданное встретить. По рассказам конечно, от воочевидности Бог миловал. Но надо сказать, что такая ситуация нездоровая характерна вообще для многих монастырей. В Киевской лавре мою знакомую, заслуженного педагога, церковного человека посещение монастыря и исповедь повергли в длительное депрессивное состояние. В Почаевской Лавре мои близкие друзья должны были проявить чудеса изворотливости, чтобы суметь причаститься. Задонский монастырь - основной распространитель апокалиптической пугательной литературы в черноземье. И т. д. Это рана и кровоточащая, согласен. Значит с нас спрос больше, и в молитвенном плане и в миссионерском.
Немножко смешного по теме. Мне рассказали про очередную книжку про грехи на все случаи жизни, кстати рассказали ивановские люди: "Согрешал(ла) ли телепортацией?"
Как молодая девица-платочковица к старцу ездила.
В одном московском приходе жила была Молодая Девица-платочковица красоты неописуемой и при том трудолюбивая, умная, гордая и певчая. Все в приходе ее любили, только замуж не брал ни кто. И в какой то момент пришла ей на ум мудрая мысль: «А не выйти ли замуж, а то возраст поджимать стал. Но так как ни кто не предлагает – надо бы к старцу съездить, вдруг поможет». А тут как раз из деревни приехала Старая Недевица-платочковица. И рассказала она о том, что уехала она из Москвы и живет себе в глухой деревни, т.к. квартиру в Москве она продала, а дом в этой деревни купила. И окормляется она у прозорливого старца. А дома в этой деревни такие дорогие неспроста, ибо существует пророчество (неизвестно кем изреченное) что этот старец доживет до Второго Пришествия Христова. И такой старец молитвенник, что открыта этому старцу Воля Божья. И знает он даже то, что ведомо только Богу-Отцу, и не ведомо ни ангелам ни Сыну Божьему – дата кончины мира. С точностью до нескольких лет. И плененная услышанным, Девица-платочковица решила отправиться к старцу.
А дорога была трудной. Пришлось несколько раз пересаживаться с электрички на электричку, ибо на поезд Старая Недевица-платочковица сесть не могла по причине отсутствия у нее паспорта. А паспорт иметь она не могла по религиозным причинам, ибо верила (так сказал старец), что если кто то возьмет этот паспорт то тот и Печать Антихриста возьмет. А кто Печать Антихриста возьмет – тот не сможет пройти по тоненькой доске над бездной и будет сброшен в ад. И даже температура в аду известна старцу. Билет старая недевица-платочковица не брала, т.к. пенсию получать не могла, потому что не хотела брать ИНН и другие документы для этого нужные. Как и все духовные чада старца деньги брала взаймы у тех, кто имел новые паспорта, ИНН и другие документы – кто жил как все нормальные люди. Зачем им деньги, когда скоро конец света?
И прибыли платочковицы в деревню. А там автобусов и машин много-много. И народу в храме полным-полно. Все к старцу приехали, чтобы слово его услыхать. И исповедовал старец всех тщательно-тщательно. Если обычные священники просто накроют епитрахилью и слушают краткий отчет о грехах на пол-минуты типа: «многословие, гнев, леность, нарушение поста, уныние и злюсь на бабку за свечным ящиком потому что она из церковной кружки ворует» то этот с каждым по пол-часа беседовал. И вопросы задавал о грехах такие, что ни кто больше не задаст: «не брал ли ИНН», «не брал ли новый паспорт», «не зажигал ли спичкой лампаду», «каялся ли в убийстве императора», «не брал ли причастие из рук священников принявших ИНН» и другие. И дивились все прозорливости, мудрости и молитвенности старца. Некоторые, правда, старца не любили. Говорили что он то ли в прелести, то ли в ереси. Но это только сектанты, которые наслушались кураевщины и осиповщины или богословское образование получили, тем самым грешным разумом свою живую веру, от сердца исходящую, закрыли.
И узнала на исповеди Молодая Девица-платочковица много-много смертных грехов на себе: ношение нижнего белья, слишком длинные ногти, слишком короткие волосы, пользование транспортной картой в метро, соучастие в убийстве царя, членство в сатанинской секте «пионерская организация» (оказалось, что сей грех несмываем даже в таинстве Святого крещения). И много других грехов узнала Молодая Девица-платочковица и поняла, что спасение возможно только в деревне. Нет спасения в Москве ибо этот город за грехи духовенства провалится под землю, так как плещется под ним целое море соленной воды.
После исповеди стал старец литургию служить. Тяжко ему сей труд дается. Старость не радость. Это не температуру ада помнить: там 6000 градусов и все, а в Святом Евангелие – зачала разные. И каждое – в свое время читается. То не тот глас скажет, то не тот фрагмент из Евангелия прочитает. Старость не радость. Хорошо хоть алтарники подсказали. Так что служба длилась долше, чем в монастыре – вот какой старец - молитвенник. И, наконец, вышел старец проповедь читать. И пугал он людей страшными картинами ада. И страшные катастрофы и близость конца света предсказывал. И говорил о том, что нельзя ни к врачам ходить, ни детей рожать. Потому что в больницах и родильных домах людям незаметно вводят в лоб такой чип, который есть печать антихриста. И нельзя этот чип потом извлечь. И даже увидеть нельзя его. Какой то бабке дантист чип в зуб вставил. Так ей потом плохо было. В храм ходить не могла. А зуб вырвала – все в порядке стало. И велел старец всем в деревню ехать и побольше земли покупать. И возмутилось сердце Девицы Платочковицы. И спросила она старца: «А что же я буду в деревне делать на этой земле без мужа и детей? Земля ведь пахаря требует...». И не мог старец ей ни чего возразить, ибо всю жизнь прожил в деревне и знал, что без мужиков деревня пропадет. Не мог он против своего жизненного опыта возразить. И против «священного предания» возразить не мог, т.к. про паспорта, ИНН и печати антихриста старец знал из самиздатовской литературы которую ему прихожане приносили и свято верил ей (ведь она же православная - святая), так как другой литературы не читал. Юность его пришлась на годы гонений – не до того было. Вот и сказал он первое, что на ум пришло: «Молись Божьей Матери, чтобы послала тебе верного трудолюбивого и непьющего жениха». Но кроме Молодой Девицы-платочковицы этой фразы ни кто не услышал, потому что она ответ ждала, а все остальные прихожане и паломники высказывали возмущенное мнение о глупости молодой наглой девки.
Эту историю мне рассказал скормный платочек Молодой Девицы-платочковицы, который был на голове у последний и все слышал.
Все события в рассказе – чистый вымысел, любые совпадения – случайность, так как ни чего такого не было, потому что этого не может быть ни когда. Или вы где-то видели говорящий платок?
2006г. Май.
Со слов платочка записал Морозов Николай
Моя..эээ... как бы определить степень родства... сестра моей бабушки :D (наверно, моя двоюродная бабушка?). Так вот она услышала в телевизоре, как какой-то священник сказал, что в этот пост (а может и во все, не знаю) нельзя есть ничего красного цвета - помидоры, перец красный, яблоки.. И всё такое. Потому что это цвет крови.
круто!!! )) Наверно, благочестивей всего есть все черное или серое, чтоб никаких ассоциаций... черную икру с серым хлебом, например ))
Настоящая современная православная страшилка:
Священник-атеист живет в России: "Мне нравится, когда строится большое количество мечетей. Я не очень понимаю, когда православные христиане иногда говорят: «Зачем столько мечетей, зачем вообще мусульманам место для молитвы?» Я не считаю, что это правильно", – сказал священник [Всеволод Чаплин]» (Интерфакс Религии. 08.02.2007).
Однако любопытно. По сути, воздвижение храма любого бога кроме Истинного, есть нарушение Его заповеди. А тут "служитель Господа" заявляет: а мне нравится, когда нарушаются заповеди Господни.
Более того, ему вторит патриарх Алексей 2-й Ридигер: "Обязательно нужна новая, просторная мечеть!" (Strana.ru 19.05.06) И чувствует себя вполне комфортно, зная, что эта новая просторная мечеть будет выше Храма Христа Спасителя.
Уж патриарх-атеист - вообще круто.
Таким образом: 1. РПЦ - не Русская, не Православная и даже не церковь. В последнем плане она проигрывает даже мормонам - те хоть ВЕРЯТ. А по сравнению с исламом она выглядит откровенно позорно.
2. Связь РПЦ с дореволюционной Церковью абсолютно декларативная, не имеющая ни исторических, ни моральных, ни теологических оснований.
3. Должна существовать истинная Русская Православная Церковь, которая объявит Православие единственным истинным учением и краеугольным камнем Русского государства, и будет отстаивать это положение любыми доступными средствами. Только такая церковь может иметь связь с дореволюционной церковью
:D :D