Давайте поговорим о том, какой должна быть проповедь современного священнослужителя. Не по форме, а по содержанию.
В частности, моего коллегу по работе интересует, почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.
Цитироватьmoderator :
В частности, моего коллегу по работе интересует, почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.
:D Ну просто очень смешно смотреть, как батюшки обличают присутствующих за отсутствующих.
Хорошо, хоть за коррупцию еще не обличают. ;)
Почему Вы думаете, что присутствующие на проповеди не участвуют в коррупции?
А взятки кто дает? Не обыватели ли (т.е. мы с вами)?
А кто берет? Не ГАИ-шники ли? А они тоже в храме бывают.
Очень большой процент служащих МВД - верующие православные христиане.
(МВД я привел для примера.)
ЦитироватьРуслан :
:D Ну просто очень смешно смотреть, как батюшки обличают присутствующих за отсутствующих.
Хорошо, хоть за коррупцию еще не обличают. ;)
Согласна. Скажу, какие проповеди воспринимаются лучше (для меня).
Не политизированные. Если священник и касается злободневных проблем, то только в приложении к духовной жизни прихожан.
Не слащавые. Если батюшка говорит как вития многовещанный, то на слух это быстро утомляет. Лучше когда он не вещает с амвона, а говорит. Просто, по-человечески. А книжки с высокопарным стилем мы и сами почитаем :)
Не слишком длинные. Дольше 15 минут слушать тяжело. Начинаешь думать - ну, когда это закончится?
Конечно, лучше, когда батюшка знает своих прихожан, и знает, что их в данный момент волнует.
Хорошо, когда батюшка не боится пошутить.
Да, еще батюшка должен говорить достаточно громко, потому что посторонний шум (дети, шуршащие пакеты, перемещения по храму и т.п.) мешают следить за мыслью.
Согласен. Священник должен знать своих прихожан и говорить проповедь для них, учитывая их нужды.
Но согласитесь, что безучастность РПЦ в целом (и каждого конкретного священника в частности) к такой проблеме как коррупция в нашем государстве, не может привести к чему-либо хорошему.
Ведь не существует отдельных приходов для гос.служащих. Кто же их научит не брать взяток?
А мне кажется, Руслан правильно сказал - странно, когда обличают присутствующих за отсутствующих. Как на лекции - вы, говорит лектор, прогуливаете! Это к тем, кто сидит перед ним.
А вот если священники будут воспитывать нравственность прихожан, говорить о том, чтО порядочно, я чтО - нет, то и совестливые чиновники могут о многом задуматься (если они слушают проповедь)
Задача же Церкви - на социальное переустройство общества, а борьба за спасение человеческих душ. Поэтому лично я не люблю проповеди о политике.
Помню, наш о. ректор на лекции по литпреду говорил, что проповедь в строгом смысле слова - это толкование того зачала, которое читалось на Литургии. И раньше проповеди были именно такими, и сейчас в некоторых храмах это кстати соблюдается. Какая же может быть тогда проповедь о корупции? :) разве что в рамках конкретного евангельского отрывка, например обращение Иоанна Крестителя к воинам и мытарям, или притча о неправедном судье и т.д.
Зло, как мне кажется должно обличаться, но вот то, что проповедь не должна быть похожа на митинг, ругань, политический диспут, это однозначно. Мудрость и тактичность это то что можно считать достоинством не только проповеди, но и самого священника. Но я лично к ошибкам священников отношусь спокойно ведь каждый человек, в принципе, имеет право на ошибку. А коррупция не самое большое зло в мире. Не мы ее создали, а решать проблемы как то надо. Из двух зол надо выбирать меньшее. Мы ведь звезд с неба не хватаем. Знай себя - так по моему Ангел ответил прп.Антонию.
Цитироватьmoderator :
почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.
Ну кто же будет рубить сук, на котором сидит? :D :eek: :rolleyes:
Кстати, обличать можно не только словом, но и делом!
По себе знаю, что значит подписывая тот или иной акт, попытаться проверить, а действительно ли там все так, как написано... Становишся первым врагом!!!
А врагом становиться как-то не хочется! :)
Есть, на мой взгляд, и еще проблема, это то, что полем для таких проповедей должна быть вполне сплоченная община, где например тот же гаишник, который из идейных соображений (по вере) отказавшийся от взяток, а как следствие, не смогший принести должный откат в свой отдел и уволеный с работы, сможет найти помощь и поддержку! Много ли таких? Много ли таких, где примут и помогут брату во Христе?
Если же проповедник будет лишь сотрясать воздух и сам не будет следовать своим же словам, то толку не будет. Станет только хуже!
И как батюшке проповедовать "нестяжание", когда скоро нужно выдать на "архиерейский стол" да в епархию несколько "тышщ"... Он может быть готов был бы себя обделить, своих детишек и жену, но как обделить начальство? Если же посмеет, немедленно поедет в отдаленный монастырь, где треб нет вообще, а зарплата не выше местных пенсий...
И еще... Коррупция возникает не там, где преобладают права, а где преобладают (мягко говоря) обязанности. Так что коэффициэнт коррумпированности - первый признак "правового государства" :D :D :D !!!
ЦитироватьОлег Б. :
Помню, наш о. ректор на лекции по литпреду говорил, что проповедь в строгом смысле слова - это толкование того зачала, которое читалось на Литургии.
Верно, но некоторые предпочитают за это короткое время донести до людей что-то важное, то, что не всегда они могут узнать или понять.
Еще из опыта личного восприятия проповеди. Да, проповедь должна разъяснять прежде всего Евангельское чтение этого дня, но интересно слушать, когда толкование Евангелия как бы привязывается к нашим сегодняшним проблемам. Т.е. не просто пересказ из толкований Святых Отцов, а именно приложение сегодняшнего Евангельского отрывка к нашей, моей лично сегодняшней жизни. Должно быть некое разъяснение - что значит - жить по Евангелию, в свете прочитанного сегодня зачала. Такая проповедь лучше запоминается, заставляет боьлше думать.
ЦитироватьИринаМ :
Аминь :har:
Проповедь должна быть короткая (10 мин. максимум, идеально 5-7 мин.) и от сердца. Можно и про коррупцию, но так чтобы она была обращена к каждому слушателю, ведь не чиновники берут, а в первую очередь мы даем. А просто обличать чиновников это абстрактно и не интересно, это уже не проповедь, а политпросвещение, а потом и призывы долой рабство русского народа и т.д. Но этому ли нас учит Христос и апостолы, конечно нет.
А взятки, ведь эта система у нас культурных отношений такая, если мы изменимся то и система другая будет.
Модератор, а что вы так напали на взятки? Вот если бы вам или тому сотруднику по работе предложили решать такую проблему: вот у вас семья, муж, жена, четверо маленьких детей - старшей 7 лет, и живете вы - вшестером - в однокомнатной квартире. И на очередь вас не ставят. И квартиру вам не дают. А вам и так - и представьте как тяжело. И еще дети будут. А чтобы квартиру получить и встать на очередь - надо дать взятку. Это реальная ситуация, я знаю людей, про которых говорю. И что - это грех в такой ситуации дать взятку???
Мне кажется, это грех того священника (который сам, наверное, не так стеснен в квартирных условиях), если он скажет, что это грех.
А проповеди должны быть простые, о самом главном, о том, как прожить по=христиански сегодняшний день. Что касается взяток - нельзя говорить "о взятках вообще", надо говорить о каждой конкретной ситуации, о том, как сам бы этот священник поступил, будучи поставлен в подобные условия. Вообще, когда священник говорит о том, что он сам пережил, свой личный опыт, это всегда помогает.
ЦитироватьВероника :
И что - это грех в такой ситуации дать взятку???
А Вы не узнавали, что написано в соответствующей статье закона, по которой "они" претендуют на постановку на очередь?
Им не могут отказать чисто из произвола! Отказ наверняка мотивируется какими-то статьями или поправками. Если чисто произвол, то следовало бы обратиться в соответствующие инстанции! Если есть подзаконный акт, так вот вам и "правовое государство" :cry2: , "проздравляю"!!!
Христиане по отношению к христианам такого бы не сделали! В этом случае Модератор прав, надо бороться!:hit:
Всё узнавали. Всё положено. В том-то весь ужас ситуации в нашей стране, что нам не дается именно то, что положено. Именно за то, что положено по праву, чиновники вымогают взятки. Это почти официально.
Но к проповеди это не относится.
ЦитироватьВероника :
нам не дается именно то, что положено. Именно за то, что положено по праву, чиновники вымогают взятки.
Это действительно странно!
Вам не могут отказать иначе, как
под предлогом закона, иначе это преступление, за которое можно мягко говоря пострадать. Вас могут некоторое время тормозить по очереди, мотивируя например
льготниками :confused: , но вовсе отказать не могут.
Вы ходили к юристу?
Чем давать взятку, не лучше ли нанять адвоката?
Цитироватьстудент :
Это действительно странно!
Чем давать взятку, не лучше ли нанять адвоката?
правильно - хоррошая мысль!
привыкайте работать в правовом поле
пусть адвокат вместо нас дает взятки))))))
Во-первых, "мы" никуда не пойдем, потому что я пишу про своих знакомых по храму, а не про себя;
во-вторых, Студент, Вы что, с Луны упали, это что - единичный случай? Это же наиобычная ситация;
в-третьих, правильно пошутил Нетрезвый муж Ивановой;
и в-четвертых, всё это никакого отношения к проповеди современного священнослужителя не имеет, поэтому давайте не будем далее это обсуждать.
Цитироватьmoderator :
В частности, моего коллегу по работе интересует, почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.
Я думаю, потому про коррупцию не слышно, что это не ко всем в приходе может иметь отношение, поэтому с амвона будет звучать как осуждение и призыв к осуждению власть имущих. Я думаю, что с коррупцией священнику борятся точечными ударами, приватно. Если есть такое духовное чадо, то и работают с проблемой, а если нет - то и суда нет.