Вопрос об ожидаемом скором возвращении пророка Исы (мир ему) на землю стал темой оживленных обсуждений во всем мусульманском мире в последнее время, особенно после выхода на широкий экран фильма «Страсти Христовы». Для того чтобы еще раз вспомнить Откровения Всевышнего Аллаха, сообщающего нам об этой благословенной истине, обратимся к анализу айатов Священного Корана.
Коран содержит многочисленные знамения и указания на возвращение пророка Исы (мир ему) на землю во второй раз.
1. «О 'Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя к Себе, и очищу тебя от тех, которые не уверовали, а тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал, до Дня Воскресения. Потом только ко Мне будет ваше возращение, и Я рассужу меж вами относительно того, о чем вы меж собой разногласили» (3:55). В этом айате Аллах упоминает о группе людей, которая будет возвышена над безбожниками и искренне преданна пророку Исе (мир ему). Но до сего времени такой группы не существовало.
Известно, что при жизни пророка (мир ему) у него было очень мало последователей. И после отдаления Исы (мир ему) от этого мира принесенная им истинная вера стала подвергаться искажениям. Апостолы, сопровождавшие его при жизни, были вынуждены скрываться и жить под гнетом и постоянным угрозами со стороны римлян. На протяжении последующих двух столетий уверовавшие в пророка Ису (мир ему) также оказались под тяжелейшим давлением и преследованием римских правителей, ибо не обладали никакой политической силой. Следовательно, мы не можем сказать, что верующие, жившие во времена пророка Исы (мир ему) и в нескольких последующих веках в условиях жесточайшего преследования, одержали верх над неверными, ибо их положение не соответствовало описанному в айате.
Если мы внимательно рассмотрим современное положение в христианском мире, то совершенно поймем, что христианство превратилось в иную религию, отличную от той, которую проповедовал пророк Иса (мир ему). Следовательно, выражение «тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал до Дня Воскресения» имеет ясное для нас знамение.
Должно существовать общество, следующее вероучению, ниспосланному через пророка Ису (мир ему), которое будет продолжать свое существование до Дня Суда. Но кто им является, вне сомнения, станет очевидны после возвращения Исы (мир ему) на землю. Тогда те, кто искренне и всем сердцем веруют и преданы этому пророку (мир ему), последуют за ним во время его второго прихода. И они будут возвышены над неверными вплоть до Судного Дня.
2. В 156-159 айатах 4 суры в Коране Всевышний Аллах повелевает верующим: «Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в 'Ису до его смерти,– тогда в Судный День он (т.е. 'Иса) выступит свидетелем над ними» (3:156).
В этом айате особо привлекательно выражение «... нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти...». Толкователи Корана утверждают, что под местоимением «него» в данном айате подразумевается пророк Иса (мир ему).
«И за их слова: «Воистину, мы убили Мессию ´Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его и не распяли. Им было показано [его] подобие. Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как следования за предположением. Они, конечно же, не убили его» (3:157).
«Нет; Аллах вознес его к Себе. Аллах Велик, Мудр!» (3:158).
«Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти тогда в Судный День он (т.е. ´Иса) выступит свидетелем над ними» (3:159).
Второй момент, который важно отметить в связи со смыслом айата, связан со словами «до его смерти». Некоторые толкователи Корана предполагают, что это выражение означает «прежде, чем наступит смерть людей Писания». Согласно этому комментарию, все люди Писания, прежде чем их настигнет смерть, непременно уверуют в пророка Ису (мир ему). Между тем, иудеи, которые также входят в определение «люди Писания», за два тысячелетия со времени первого прихода пророка Исы (мир ему) не уверовали и не приняли его и по сей день. Будет также неверно вести речь о том, что иудеи и христиане, жившие после пророка Исы (мир ему), уверовали в него должным образом, так, как это предписывается в Коране.
При внимательном анализе смысла айата мы приходим к следующему заключению: люди Писания уверуют в пророка Ису (мир ему) до его смерти.
Во-первых, ясно, что речь в айате идет о будущем времени, так как имеется в виду смерть пророка Исы (мир ему). Однако на данный момент, как сообщает нам Всевышний в Коране, он не умер, а вознесен к Аллаху. Согласно Корану, пророк Иса (мир ему) вернется на землю, и будет жить на ней, после чего умрет подлинной, физической смертью, как умирают все люди. Во-вторых, в айате говорится о том, что в пророка Ису (мир ему) уверуют все люди Писания. Данное событие еще не совершилось, но Коран гласит, что это непременно произойдет.
Следовательно, человек, подразумеваемый в айате под местоимением «его» в выражении «до его смерти» - пророк Иса (мир ему). Все люди Писания увидят его, узнают и при жизни его будут следовать за ним. Тогда как Пророк Иса (мир ему) будет свидетельствовать об их положении в мирской жизни перед Всевышним Аллахом в День Суда. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
3. О возвращении Пророка Исы (мир ему) на землю в период Последнего Времени сообщается в Коране. Там подчеркивается, что возвращение Исы (мир ему) будет знамением приближения Конца Света и Дня Суда: «Истинно, он ('Иса) знамение [Судного] Часа. Нисколько не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь». (43:61)
Все толкователи Корана, крупнейшие улемы Ислама, основываясь как на анализе текста Корана, так и достоверных хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), едины во мнении, что местоимение «он» в этом айате указывает на пророка Ису (мир ему).
Авторитетнейший теолог Хамди Языр Эльмалылы в своем толковании Корана дает следующее пояснение:
«Истинно, пророк Иса (мир ему) является доказательством и знамением приближения Часа. Часа, когда мертвые воскреснут и закончится земная жизнь. Ибо как появление пророка Исы (мир ему), чудеса воскрешения мертвых, которые он являл людям, так и сказанные им слова о его будущем возвращении и Судном Дне являются доказательством того, что Конец Света (Кыйама) свершится и упоминание этого в хадисах только убеждает нас в этом» (Elmalılı Hamdi Yazır).
Мы можем предположить, что данный айат содержит ясное знамение возвращения на землю пророка Исы (мир ему) в период начала Последнего Времени. Ибо он жил за 6 веков до ниспослания Корана. Следовательно, его первая земная жизнь не может расцениваться как «знамение [Судного] Часа».
Смысл данного айата таков: пророк Иса (мир ему) вернется на землю во временном промежутке до наступления Конца Света (Кыйама), но после начала Последнего Времени (Ахир Заман). Его появление как раз и станет одним из главных знамений приближающегося Конца Света. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
4. Всевышний Аллах (3:45-48) сообщает нам, что Он научит пророка Ису (мир ему) Торе, Евангелию и Книге. На последнее слово, безусловно, стоит обратить особое внимание, поскольку то же самое слово использовано и в другом месте в Коране: «[Вспомни,] как Аллах сказал: «О 'Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, так что ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. Я научил тебя Книге, мудрости, Торе и Евангелию. По Моему соизволению ты лепил глиняных птиц...» (5:110).
При анализе слова «Книга», упоминающегося в обоих айатах, очевидно, что оно подразумевает Коран. Например, слово «Книга» (3:3) упоминается вместе с Евангелием и Торой и ясно подразумевает Коран.
В данной ситуации мы можем предположить, что третьей Книгой, которой Аллах научит пророка Ису (мир ему) будет Коран, но это возможно лишь после его возвращения на землю в Последнее Время. Поскольку пророк Иса (мир ему) жил на 600 лет раньше ниспослания Корана и, конечно же, не мог знать этой Книги еще до того, как она была ниспослана. Следовательно, единственным логичным предположением является то, что пророк Иса (мир ему) будет научен Корану уже после своего возвращения на землю. Из хадисов нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) также очевидно, что после возвращения на землю пророк Иса (мир ему) будет руководствоваться не Евангелием, а предписаниями Корана. (Однако известна лишь Аллаху).
5. «... Поистине, Иса перед Аллахом подобен Адаму...» (3:59). Этот айат также, возможно, указывает на второй приход пророка Исы (мир ему). Толкователи Корана, как правило, подчеркивали, что данные слова указывают на отсутствие отцов у обоих пророков (мир им).
Однако, возможно, айат имеет и второй смысл. Подобно ниспосланию пророка Адама (мир ему) из Рая на землю, Иса (мир ему), вероятно, также будет ниспослан Аллахом в период наступления Последнего Времени. (Истина известна лишь Аллаху).
6. Приведем еще один айат Корана, сообщающий о смерти пророка Исы (мир ему): «И будет на мне мир и в день, когда я родился, и в день моей смерти, и в день, когда я буду воскрешен (19:33).
При сравнении данного айата с 55-ым айатом 3 – ей суры выявляется очень важное обстоятельство. Там указывается на вознесение Исы (мир ему) к Аллаху, однако в айате нет сообщения о дне смерти или его убиения. Следовательно, смерть, упоминаемая в айате, может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. (Однако истина известна лишь Аллаху).
7. Еще одним доказательством предстоящего возвращения пророка Исы (мир ему) на землю служит слово «кехлен» – «зрелость», упоминающееся в Коране. Айат гласит: «Аллах скажет: «О 'Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, так что ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. ...» (5:110) и «Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он будет из числа праведников» (3:46).
Слово «кехлен» встречается в Коране лишь в этих двух айатах и использовано только по отношению к пророку Исе (мир ему). Данное слово, употребленное для выражения периода зрелости Исы (мир ему), в арабском языке означает «человека в возрасте от 30 до 50 лет, миновавшего период молодости и вступившего в зрелость, достигший старости». Все улемы Ислама едины во мнении, переводя его как «период жизни, наступающий после 35 лет».
Хадис, переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), гласит, что пророк Иса (мир ему), будучи молодым, в начале 30-летнего периода был вознесен к Аллаху, но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Исламские богословы, опираясь на этот хадис, заключают, что Иса (мир ему) достигнет старости именно после своего прихода на землю, и рассматривают этот айат, как доказательство его предстоящего возвращения (Мухаммед Халил Харрас, Фаслю'ль Макалль Фи Раф'ль 'Иса Хаййан ва Нузулихи ва Катлихи'д-Дадджаль, Мактубату'с Сунна, Каир, 1990, стр.20).
Следовательно, айаты Священного Корана ясно указывают, что слово «кеhлен» указывает на предстоящее чудо второго пришествия пророка Исы (мир ему) на землю.
http://www.islam.ru/lib/Isa/vernetsa/
Коран содержит многочисленные знамения и указания на возвращение пророка Исы (мир ему) на землю во второй раз.
1. «О 'Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя к Себе, и очищу тебя от тех, которые не уверовали, а тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал, до Дня Воскресения. Потом только ко Мне будет ваше возращение, и Я рассужу меж вами относительно того, о чем вы меж собой разногласили» (3:55). В этом айате Аллах упоминает о группе людей, которая будет возвышена над безбожниками и искренне преданна пророку Исе (мир ему). Но до сего времени такой группы не существовало.
Известно, что при жизни пророка (мир ему) у него было очень мало последователей. И после отдаления Исы (мир ему) от этого мира принесенная им истинная вера стала подвергаться искажениям. Апостолы, сопровождавшие его при жизни, были вынуждены скрываться и жить под гнетом и постоянным угрозами со стороны римлян. На протяжении последующих двух столетий уверовавшие в пророка Ису (мир ему) также оказались под тяжелейшим давлением и преследованием римских правителей, ибо не обладали никакой политической силой. Следовательно, мы не можем сказать, что верующие, жившие во времена пророка Исы (мир ему) и в нескольких последующих веках в условиях жесточайшего преследования, одержали верх над неверными, ибо их положение не соответствовало описанному в айате.
Если мы внимательно рассмотрим современное положение в христианском мире, то совершенно поймем, что христианство превратилось в иную религию, отличную от той, которую проповедовал пророк Иса (мир ему). Следовательно, выражение «тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал до Дня Воскресения» имеет ясное для нас знамение.
Должно существовать общество, следующее вероучению, ниспосланному через пророка Ису (мир ему), которое будет продолжать свое существование до Дня Суда. Но кто им является, вне сомнения, станет очевидны после возвращения Исы (мир ему) на землю. Тогда те, кто искренне и всем сердцем веруют и преданы этому пророку (мир ему), последуют за ним во время его второго прихода. И они будут возвышены над неверными вплоть до Судного Дня.
2. В 156-159 айатах 4 суры в Коране Всевышний Аллах повелевает верующим: «Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в 'Ису до его смерти,– тогда в Судный День он (т.е. 'Иса) выступит свидетелем над ними» (3:156).
В этом айате особо привлекательно выражение «... нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти...». Толкователи Корана утверждают, что под местоимением «него» в данном айате подразумевается пророк Иса (мир ему).
«И за их слова: «Воистину, мы убили Мессию ´Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его и не распяли. Им было показано [его] подобие. Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как следования за предположением. Они, конечно же, не убили его» (3:157).
«Нет; Аллах вознес его к Себе. Аллах Велик, Мудр!» (3:158).
«Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти тогда в Судный День он (т.е. ´Иса) выступит свидетелем над ними» (3:159).
Второй момент, который важно отметить в связи со смыслом айата, связан со словами «до его смерти». Некоторые толкователи Корана предполагают, что это выражение означает «прежде, чем наступит смерть людей Писания». Согласно этому комментарию, все люди Писания, прежде чем их настигнет смерть, непременно уверуют в пророка Ису (мир ему). Между тем, иудеи, которые также входят в определение «люди Писания», за два тысячелетия со времени первого прихода пророка Исы (мир ему) не уверовали и не приняли его и по сей день. Будет также неверно вести речь о том, что иудеи и христиане, жившие после пророка Исы (мир ему), уверовали в него должным образом, так, как это предписывается в Коране.
При внимательном анализе смысла айата мы приходим к следующему заключению: люди Писания уверуют в пророка Ису (мир ему) до его смерти.
Во-первых, ясно, что речь в айате идет о будущем времени, так как имеется в виду смерть пророка Исы (мир ему). Однако на данный момент, как сообщает нам Всевышний в Коране, он не умер, а вознесен к Аллаху. Согласно Корану, пророк Иса (мир ему) вернется на землю, и будет жить на ней, после чего умрет подлинной, физической смертью, как умирают все люди. Во-вторых, в айате говорится о том, что в пророка Ису (мир ему) уверуют все люди Писания. Данное событие еще не совершилось, но Коран гласит, что это непременно произойдет.
Следовательно, человек, подразумеваемый в айате под местоимением «его» в выражении «до его смерти» - пророк Иса (мир ему). Все люди Писания увидят его, узнают и при жизни его будут следовать за ним. Тогда как Пророк Иса (мир ему) будет свидетельствовать об их положении в мирской жизни перед Всевышним Аллахом в День Суда. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
3. О возвращении Пророка Исы (мир ему) на землю в период Последнего Времени сообщается в Коране. Там подчеркивается, что возвращение Исы (мир ему) будет знамением приближения Конца Света и Дня Суда: «Истинно, он ('Иса) знамение [Судного] Часа. Нисколько не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь». (43:61)
Все толкователи Корана, крупнейшие улемы Ислама, основываясь как на анализе текста Корана, так и достоверных хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), едины во мнении, что местоимение «он» в этом айате указывает на пророка Ису (мир ему).
Авторитетнейший теолог Хамди Языр Эльмалылы в своем толковании Корана дает следующее пояснение:
«Истинно, пророк Иса (мир ему) является доказательством и знамением приближения Часа. Часа, когда мертвые воскреснут и закончится земная жизнь. Ибо как появление пророка Исы (мир ему), чудеса воскрешения мертвых, которые он являл людям, так и сказанные им слова о его будущем возвращении и Судном Дне являются доказательством того, что Конец Света (Кыйама) свершится и упоминание этого в хадисах только убеждает нас в этом» (Elmalılı Hamdi Yazır).
Мы можем предположить, что данный айат содержит ясное знамение возвращения на землю пророка Исы (мир ему) в период начала Последнего Времени. Ибо он жил за 6 веков до ниспослания Корана. Следовательно, его первая земная жизнь не может расцениваться как «знамение [Судного] Часа».
Смысл данного айата таков: пророк Иса (мир ему) вернется на землю во временном промежутке до наступления Конца Света (Кыйама), но после начала Последнего Времени (Ахир Заман). Его появление как раз и станет одним из главных знамений приближающегося Конца Света. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
4. Всевышний Аллах (3:45-48) сообщает нам, что Он научит пророка Ису (мир ему) Торе, Евангелию и Книге. На последнее слово, безусловно, стоит обратить особое внимание, поскольку то же самое слово использовано и в другом месте в Коране: «[Вспомни,] как Аллах сказал: «О 'Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, так что ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. Я научил тебя Книге, мудрости, Торе и Евангелию. По Моему соизволению ты лепил глиняных птиц...» (5:110).
При анализе слова «Книга», упоминающегося в обоих айатах, очевидно, что оно подразумевает Коран. Например, слово «Книга» (3:3) упоминается вместе с Евангелием и Торой и ясно подразумевает Коран.
В данной ситуации мы можем предположить, что третьей Книгой, которой Аллах научит пророка Ису (мир ему) будет Коран, но это возможно лишь после его возвращения на землю в Последнее Время. Поскольку пророк Иса (мир ему) жил на 600 лет раньше ниспослания Корана и, конечно же, не мог знать этой Книги еще до того, как она была ниспослана. Следовательно, единственным логичным предположением является то, что пророк Иса (мир ему) будет научен Корану уже после своего возвращения на землю. Из хадисов нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) также очевидно, что после возвращения на землю пророк Иса (мир ему) будет руководствоваться не Евангелием, а предписаниями Корана. (Однако известна лишь Аллаху).
5. «... Поистине, Иса перед Аллахом подобен Адаму...» (3:59). Этот айат также, возможно, указывает на второй приход пророка Исы (мир ему). Толкователи Корана, как правило, подчеркивали, что данные слова указывают на отсутствие отцов у обоих пророков (мир им).
Однако, возможно, айат имеет и второй смысл. Подобно ниспосланию пророка Адама (мир ему) из Рая на землю, Иса (мир ему), вероятно, также будет ниспослан Аллахом в период наступления Последнего Времени. (Истина известна лишь Аллаху).
6. Приведем еще один айат Корана, сообщающий о смерти пророка Исы (мир ему): «И будет на мне мир и в день, когда я родился, и в день моей смерти, и в день, когда я буду воскрешен (19:33).
При сравнении данного айата с 55-ым айатом 3 – ей суры выявляется очень важное обстоятельство. Там указывается на вознесение Исы (мир ему) к Аллаху, однако в айате нет сообщения о дне смерти или его убиения. Следовательно, смерть, упоминаемая в айате, может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. (Однако истина известна лишь Аллаху).
7. Еще одним доказательством предстоящего возвращения пророка Исы (мир ему) на землю служит слово «кехлен» – «зрелость», упоминающееся в Коране. Айат гласит: «Аллах скажет: «О 'Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, так что ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. ...» (5:110) и «Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он будет из числа праведников» (3:46).
Слово «кехлен» встречается в Коране лишь в этих двух айатах и использовано только по отношению к пророку Исе (мир ему). Данное слово, употребленное для выражения периода зрелости Исы (мир ему), в арабском языке означает «человека в возрасте от 30 до 50 лет, миновавшего период молодости и вступившего в зрелость, достигший старости». Все улемы Ислама едины во мнении, переводя его как «период жизни, наступающий после 35 лет».
Хадис, переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), гласит, что пророк Иса (мир ему), будучи молодым, в начале 30-летнего периода был вознесен к Аллаху, но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Исламские богословы, опираясь на этот хадис, заключают, что Иса (мир ему) достигнет старости именно после своего прихода на землю, и рассматривают этот айат, как доказательство его предстоящего возвращения (Мухаммед Халил Харрас, Фаслю'ль Макалль Фи Раф'ль 'Иса Хаййан ва Нузулихи ва Катлихи'д-Дадджаль, Мактубату'с Сунна, Каир, 1990, стр.20).
Следовательно, айаты Священного Корана ясно указывают, что слово «кеhлен» указывает на предстоящее чудо второго пришествия пророка Исы (мир ему) на землю.
http://www.islam.ru/lib/Isa/vernetsa/