Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - KRIVICH

#1
Имеется очень толковая литература, особенно обращаю ваше внимание на ftp- архив библиотеки:
ftp://des.tstu.ru/pub/doc/orthodox/
Разумеется, книги можно скачивать.
#2
Не мог не забыть про поднятую ранее мной тему про "лень". Оказывается это понятие действительно неоднозначно. Предлагаю ознакомиться с психотерапевтическим взглядом на это понятие - со статьёй с сайта доктора Нарицына, из книги "Азбука психологической безопасности":
http://www.naritsyn.ru/read/all/azbuka/len.htm

                                                        Лень

Качество под названием "лень" в нашей системе ценностей однозначно не приветствуется. Сплошь и рядом именно ее называют "матерью всех пороков". А известный словарь Даля определяет это качество так: "Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству." Вроде бы - чего уж тут хорошего? Но оказывается, далеко не все здесь так просто. И строго говоря, пороком (а тем более матерью всех пороков) считать лень неправомерно, поскольку она бывает нескольких разновидностей. Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться - какая бывает лень и что скрывается  изначально за каждой из ее ипостасей?

ЛЕНЬ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА. Кстати, данное выражение часто употребляется как бы с иронией - мол, оправдание для лодырей... Так-то оно так, но именно "ленивый" человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время - от пресловутого колеса до того же Интернета. Все эти изобретения оказали несомненное влияние на развитие цивилизации. И данный конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему ОПТИМАЛЬНЫМ СПОСОБОМ, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям.

ЛЕНЬ КАК ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА. Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил - организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, да в крайнем случае просто поспать в незапланированное дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" - по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.
То же самое происходит. когда организм пытается восстановиться хотя бы частично - то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью. И человек опять начинает себя корить, засиживается сверхурочно, чтобы наверстать свой медленный темп, от усталости делает все еще медленнее, допускает больше ошибок и т.п. Вроде работает, а результатов нет. Получается одна "имитация бурной деятельности", причем откровенно вредная для здоровья.

ЛЕНЬ КАК ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ. Как правило, это следствие бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет... А уж про начальника, который гневается на подчиненных за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего. И самая вроде бы "крайняя" степень лени - когда человеку даже "следить за собой" неохота.
Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребенку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем ЛИЧНО ЕМУ надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены "на посылках", особенно если супруга проявляет излишнее рвение в хозяйственных вопросах?
Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчиненным распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдет в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду...)
А "следить за собой" часто бывает лень тогда, когда не для кого это делать: для себя прихорашиваться не хочется (ну не любит себя настолько человек) - а больше незачем, поскольку именно в это время что-то (пока непонятно что) начало разлаживаться в личной жизни, что-то перестало устраивать в имеющихся отношениях, или постепенно стала пропадать надежда на то, что ты вообще кому-то нужен, и т.п...

В эти три группы так или иначе входят и следующие разновидности лени:
· Лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности (например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с людьми, - у них вскоре пропадет желание делать такую работу);
· Лень (точнее, апатия) как признак так называемой циклотимии (периодической смены активности и депрессии), наступающая именно в депрессивной фазе. Циклотимик в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе). Кстати, циклотимия характерна для людей Деятельного типа личности.
· Лень как условная приятность: не хочется изменять то, что вам так или иначе выгодно. Например, можно страдать по поводу избыточного веса, но избавляться от него  лень: если похудеть, на что же тогда жаловаться, и чем же объяснять свои неудачи в личной жизни?
· И наконец, та сама пресловутая лень тунеядца, выражающаяся в поговорке "кто делать горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?

Но если уж говорить о лени как о пороке, то пожалуй, самая страшная ее разновидность - это леность ума. Когда просто лень подумать - что, как и зачем будешь делать. В этом случае человек катится по жизни по инерции, даже если ему его модус жизни уже стал неприятен. Но чтобы его изменить, нужно этим озаботиться - а думать ему лень. Можно сменить работу на лучшую - но это ж надо вести массу переговоров, размышлять, куда и когда позвонить, как о себе рассказать - а думать об этом лень. К тому же для высокооплачиваемой работы нужны новые навыки, а осваивать их - лень. Или, к примеру, женщина может автоматически заниматься домашним хозяйством, причем ненавистным, и клеймить всех в доме, что они ей не помогают (и становиться постепенно настоящей мегерой). А подумать, как замотивировать домашних ей помогать - лень. Или ребенок, делая те же уроки, тупо вызубривает "от сих и до сих", а что именно он выучил и как это можно в жизни применить - подумать лень... Вот именно такая лень опаснее всего. Но увы, как правило, страдающие ею вовсе не считают себя лентяями, от наличия у них такой лени не мучаются и обвиняют одних только окружающих в том, что у них самих в жизни все не так, как они бы хотели. Кстати, одна из самых известных поговорок "Лень, отвори дверь, сгоришь; хоть сгорю, да не отворю!" именно к данной разновидности лени подходит больше всего: человек будет мучить других и мучиться сам, но поразмыслить, ПОЧЕМУ у него в жизни все так плохо, и хоть как-то озаботиться самому, чтобы ему было лучше - опять-таки лень! А если при лености ума присутствует тяга к активной деятельности (по принципу "что тут думать - трясти надо"), мы получаем то самое, что грубо обычно называют "дурак с инициативой".

...И еще непременно стоит добавить, что лень как оценочная категория в обществе весьма подвержена влиянию печально известной двойной морали: когда для мужчин одни критерии поведения, а для женщин другие. В частности, с обывательской точки зрения если и назовут лентяем мужчину, который пришел с работы и сразу отправился к своим "трем Т" (телевизор, тапочки, тахта) - то не с прямым укором, а в крайнем случае с насмешкой. А в основном оправдают его лень тем, что он "пришел с работы". А "хорошая жена", мол, должна постоянно крутиться-вертеться по дому, и если позволила себе поваляться на кровати, оставив на время посуду немытой - лентяйка!!! (К слову сказать, "лентяйкой" в обиходе называют еще и швабру для мытья полов на длинной ручке - мол, трудолюбивая хозяйка всегда моет полы руками и не ленится нагибаться). Но вот тут проявляется как раз леность ума, и причем не женщины, а того, кто не дает себе труда подумать, как целесообразнее и с меньшими затратами сил и времени организовать решение пресловутых бытовых вопросов.
Вспомните, кстати, все анекдоты на тему, что у женщины болит голова. Если оставить в стороне головную боль как способ вообще оградиться в постели от ненавистного мужа (это другая история) и рассмотреть только ситуацию хронической усталости - то в самом деле, почему бы голове не заболеть? Ведь нередко нагрузочка у домохозяйки действительно о-го-го, причем минимизировать ее удается не всегда: станешь пол мыть шваброй - лентяйка, захочешь тяжелые сумки из магазина доставить на машине, а не на себе - лентяйка... а один супруг высказался вообще хрестоматийно: когда жена попросила купить стиральную машину, он с возмущением воскликнул: "Ну надо же, ленища какая, не может ручками постирать!"
Правда, таких мужчин тоже можно понять, если постараться. Ведь для чего нужны все бытовые приспособления, если вспомнить о лени как о двигателе прогресса? Верно, чтобы сберечь время и силы. А зачем этому мужчине время и силы своей жены? Пока супруга стирает или моет "ручками", она вроде как при деле. А если все это за нее будет делать техника, так с освободившейся женой придется как-то общаться. Может быть, в театр с ней сходить, может быть, тем же сексом заняться, а может быть, и просто поговорить "за жизнь", как два близких друга... А ему это надо??? Ему жена - чужой человек, и ходить с ней вместе никуда не хочется. Секс с ней давно стал для мужа только "супружеской обязанностью". Да и говорить ему с женой не о чем. Но если не дай бог, освободившаяся жена пойдет куда-нибудь на работу устроится, получит социальную значимость, привлечет внимание еще кого-нибудь - да просто станет излишне самостоятельной и сама по себе однажды пошлет такого мужа к черту? Так что по СОБСТВЕННОЙ лености ума не хочется задумываться о том, что в семье есть проблемы -гораздо проще приковать жену к семейной галере и "в благодарность" несколько раз в день называть ее лентяйкой, чтобы место свое знала!
...Но справедливости ради надо заметить, что нередко бывает и с точностью до наоборот: жена днем и ночью "пилит" своего благоверного, что он-де лодырь - денег не зарабатывает! Причем далеко не факт, что данный супруг целыми днями лежит на диване - он может и работать, и подрабатывать, но основная его проблема - что ему очень тяжело нести на себе обязанности кормильца и добытчика. А то, паче чаяния, он вообще на это может быть не способен...
Уже приходилось говорить, что пресловутая "двойная мораль" - палка о двух концах, которая бьет, перефразируя Некрасова, "одним концом по женщине, другим по мужику". То есть от того, что мужской пол у нас считается "главным", его представителям вовсе не легче! Как минимум один из постулатов "двойной морали" гласит, что если денег нет в семье - однозначно виноват мужчина. И никто этого мужчину не спрашивает - хочет ли он жить в роскоши, может ли вообще заниматься каким-нибудь бизнесом, умеет ли зарабатывать в принципе? А жена вроде как имеет "моральное право" укорить его в лени - за то, что он не приносит в дом столько денег, сколько ОНА считает нужным. И супруга не подозревает, что ее "воспитание" как раз и бывает причиной мужниного бездействия: мол, раз она такая строгая "мамочка", раз она так меня поучает и воспитывает - то пусть она, как мама, сама меня и кормит, и одевает, и содержит!
Вообще в подобных конфликтах мужская лень оказывается либо "несоответствием работы и личности", либо отсутствием мотивации. И опять получается, что это на самом деле результат лености ума жены. Иными словами, уважаемые жёны, - если супруг приносит в дом по вашему мнению недостаточно денег (и сам от этого не страдает), то прежде всего это проблема ваша. Вам ее и решать. Причем упираться в общепринятый постулат "мужчина должен быть кормильцем" - самое бесперспективное! Гораздо результативнее - подумать, почему ваш муж не стремится достичь большего и как это изменить? Как сделать так, чтобы он захотел этому научиться (если не умеет); как помочь ему по принципу "одна голова хорошо, а две лучше" (Не говоря уже о том, чтобы стать в семейном бизнесе равноправным партнером); как, в конце концов, сделать так, чтобы ему хотелось зарабатывать для вас и тратить на вас? И если придумать ничего не получается - то может быть, разумнее будет поменять мужа, раз уж этот вас настолько не устраивает?

...Итак, наверное, уже понятно, что лень - это по сути вовсе не типовая проблема, которую можно решать одним махом. И советы по поводу того, "как избавиться от лени самому или избавить от нее кого-то другого", будут не однозначными, а может быть, вообще не простыми.

Ни один человек не будет делать то, что ему неприятно, ненужно или так или иначе невыгодно. Поэтому лучший способ повлиять на чью-то чужую "лень" - известная фраза из кинофильма "Мимино": "Ты мне сделай хорошо - я потом тебе сделаю так хорошо, что нам обоим будет хорошо!" Иными словами - даже если человек от вас так или иначе зависим, разумнее его не заставлять, а именно мотивировать, вызывать заинтересованность в той или иной работе (причем не всегда и не только материальную). При этом, как правило, работа будет сделана не только в срок, но еще и более качественно. А если вам кажется, что вы и так его достаточно замотивировали, а он все равно ленится - значит, мотивация либо недостаточна, либо для данной личности неактуальна.

Если вы применяете так называемую мотивацию с помощью страха - имейте в виду, что это не всегда действенно, а порой может вызвать обратную реакцию. Если вы говорите подчиненному: "Сделай такой-то отчет к сроку, не сделаешь - уволю", вполне может оказаться, что вам так и придется поступить (даже если на самом деле этот сотрудник для вас очень ценен и вам не хотелось бы с ним расставаться). Вполне возможно, что его нерадивость возникла как раз оттого, что работа ему не очень-то по душе, и он сам в раздумьях - не уйти ли ему. Вот только никак не решится сделать окончательный шаг - а тут вы ему словно бы и помогли!

И даже если подчиненный (муж, жена, ребенок и т.п.) от вас не уйдет - вероятно, он будет искать социально приемлемые способы увернуться от вашего давления. Кстати, наиболее частым таким способом на сегодняшний день является... болезнь. Поначалу недуг может оказаться пустяковым, а то и вовсе надуманным, но впоследствии недомогание может обретать все более реальные признаки, а затем примет затяжной характер и начнет переходить в соматизированную депрессию . И вы получите глубоко больного человека, у которого никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать.

Вообще, начиная "бороться с ленью" (неважно, со своей или с чужой), необходимо определить, какова ее природа? Мы здесь говорили о многих разновидностях лени, так чтобы избавиться от этого качества, попробуйте разобраться - чем оно вызвано? Определитесь по возможности еще и с тем, чьей проблемой в конкретном случае является лень - вашей или ваших близких? Кому она мешает, кому стоит озаботиться тем, чтобы ее устранить?  

Чаще всего жалобы на СВОЮ собственную лень - первый признак "трудоголика", нуждающегося в отдыхе. Здесь можно в качестве совета использовать шуточную фразу: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра". Не грех иногда и разрешить себе "полениться" - поспать, почитать, и т.п. Хотя бы потому, что работа потом пойдет лучше и быстрее. Как говорится, "лучше день потерять, потом за пять минут долететь." (Увы, это очень сложно понять и принять тем, чей трудоголизм является откровенным бегством от собственных психологических проблем... )

Если вас называют лентяем ваши близкие, сотрудники, начальник и т.п., подумайте, почему так происходит. Иногда встречается такое явление: как бы вы усердно ни трудились, все равно время от времени вас называют лентяем - что называется, "для профилактики". Но если кто-то из значимых для вас людей говорит о вашей лени (вроде бы из добрых побуждений и даже с оттенком любви) - задумайтесь: не является ли такая любовь любовью наездника к лошади?

И в любом случае, если "ничего делать не хочется и опускаются руки" - может быть, стоит остановиться и поразмыслить, что именно вы делаете и что вас в этом может смущать. Как минимум, не проявляйте сами ту самую леность ума - не упорствуйте в том, что почему-то никак не получается! Проанализируйте (может быть, вместе со специалистом-психотерапевтом), почему так происходит. Почему, в конце концов, у вас нет стимула к жизни, почему вам кажется, что вы идете не в том направлении - и в каком следует идти именно для вашего личностного роста, для вашего счастья и для вашего чувства свободы
#3
Как хорошо! Я был уверен, что кто-нибудь да откликнется! :) Johannes, я сейчас же напишу Вам на ящик, заранее благодарен!

Странно, что в имеющейся у Вас молитве мученику нет приведённого здесь выше отрывка. Этот отрывок я цитировал с книги, изданной  в Москве в 2003 году. В резюме книги указано, что туда вошли молитвы, изданные в основном в XIX столетии. Вероятно в этом и несоотвествие. Также, я внимательно посмотрел Жития Святых святителя Димитрия Ростовского, удостоверился, что действительно имеется описание жития св.мученика Александра. Вот же, к тому же невнимательным оказался сразу!
#4
К сожалению, молитвы так разыскать не получилось. Но за то, я обрёл искомое немножко в другом, а эффект получил огромный. Рекомендую всем, кто будет сталкиватся с такой ситуацией. Я просто напросто с умилением почитал некоторые выдержки по книге "Мудрые советы ищущим спасения по письмам святителя Феофана (Затворника) из Вышенского затвора". Очень назидательное и интересное чтение! А главное очень много пищи для души, чего нам так часто не хватает.

      С уважением к сообществу,
#5
Разыскал выдержку из молитвы мч. Александру Римскому:
"Умоляем тебя, святый мучениче Александре! Помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и лености, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребывать твёрдыми в стремлении и делании духовном"

Но где найти полную редакцию!!!???
#6
ЦитироватьNeclud :
Древняя Церковь и Церковь дораскольная такой практики не знает. Индивидуальные изгнания бесов конечно были, но массовая практика-это следствие реформ Петра Могилы, позаимствовшего ию практику от католиков...Более чем спорная практика!!!

Начинается какая-то полемика..  :)
Интересно было бы узнать, как называется эта служба по принятым канонам Церкви? Её порядок? Руслан уже высказал слово о том, что на это действо должно быть благословение. Я так понял благословение имелось ввиду тому, кто прибегает к помощи. Или имелось ввиду благословение Владыки пастырю? Или и то и другое. Много вопросов.
#7
Значит не так поняли друг друга. Именно тексты отчитки меня не интересовали. Но сама тема и смысл Да.
#8
ЦитироватьРуслан :
Ни разу ничего подобного не встричал. Да ему и некогда было этим заниматься. Он служил молебны о болящих и многие получали исцеления,  

Честно по отдельному изданию жития не интересовался, точно не скажу. Ну а почему считаете, что писать его он должен был сам? Этими вещами, кроме автобиографий в миру, как раз занимаются сторонние люди, исследователи, те же священники. Так что надо поинтересоваться - ищите да обрящете! ;)
#9
ЦитироватьРуслан :
Это в связи с Вашей темой про отчитки? Служит. Только он не в самой Лавре, а в храме св. апп. Петра и Павла возле нее. Отчитывает. Правда, на сколько мне известно, без специального благословения, все как бы знают, но специально как бы не благословляли... ;0)

Спасибо, Руслан за информацию. По отцу Герману. :)
#10
ЦитироватьРуслан :
Да??? А можно авторство? А то я вот не ведаю за ним такого.


Руслан, простите. Вероятно я не точно выразился. Эти факты скорей разрозненны, но ссылка постоянно идёт на житие св. Ионна. А мне, например наглядно тема отчитки встретилась из видеофильма, посвящённой блаженной Матроне Московской. В фильме приводятся кадры с документальной съёмки отчитки Ионна Кронштадского. А вообще, на мой взгляд, спросите в православных лавках, наверняка, такая книга должна быть, скорее всего не одна?!
#11
Уважаемое сообщество!
Столкнулся с неоднозначным мнением, сложившимся в православном обществе во взглядах на так называемую отчитку в храмах, которые производят некоторые батюшки. В основном они происходят, когда в храм стекается большое колличество прихожан. С точки зрения нашей Церкви, это вполне обычное явление? Или я чего то недопонимаю?
Опять же вспоминается описание жития Иоана Кронштадского, который служил именно такие службы!?
Заранее благодарю за Ваши высказывания на пост.
#12
ЦитироватьРуслан :
Однажды мне попадалась в руки книга Минея за май месяц издания еще царского, там было жизнеописание и молитва вроде тоже, а в нынешних даже жизнеописания нет.

Я просматривал Четьи Минеи, причём всех Александров-мучеников. Конкретно наречённых "Римским" не видел никого. Специально обращал внимание на молитвы и тропари - ничего (

Но где-то же, в каких то источниках должна быть эта молитва!

P.S. Руслан, служит ли до сих пор в обители Сергия, отец Герман? Обратил внимание, что Вы с Сергиева Посада
#13
ЦитироватьРуслан :
Ага, значит это тот, имя которого я ношу... Но про лень слышу впервые. Есть частицы его мощей в Дивеево и в Казанской церкви г. Бугульма Казанской епархии.

Руслан, согласно моей информации, Александр перед смертью молил Господа Бога, чтобы кто будет почитать его память, были избавлены от болезней и лености.
Этому святому молятся об избавлении от лености и всех болезней.

Но, пока к сожалению, молитвы я найти не могу! (
#14
Помимо поднятого вопроса, по теме, у кого будут какие-нибудь личные наблюдения, опыт. Поделитесь! Пост и воздержание безусловно способствует, но всё же?

С уважением,
#15
ЦитироватьРуслан :
А к какому из них?

Руслан, я знаю его даты жизни (284-305). Почитается 13/26 мая.