Строматы

Автор Венцеслав Крыж, февраля 03, 2006, 09:33:05

« назад - далее »

Венцеслав Крыж

(Против еретиков).

      Братия, если у путешественника нет компаса, или оный испорчен и показывает неверное направление, то может ли сей странник добраться до конечной цели своего путешествия? Нет, скорее всего он заплутается в пустыне и погибнет, ибо у него нет нужного ориентира и он без руля и ветрил бродит кругами вокруг да около, пока смерть не прервет это никчемное существование. В Православии Св. Писание и Св. Предание есть тот самый компас, которым мы, православные, должны руководствоваться в нашем жизненном странствии. Если у нас такого ориентира нет, или он подвергся порче, то наше духовное возрастание происходит ненадлежащим образом. Оно уклоняется от истины, превращаясь в блуждание и, естественно, в заблуждение. Ортодоксия (orJodoxia) - означает прямой путь к славе. ОrJoV - прямо поднимающийся вверх, и doxιa - мнение, доброе имя, слава, т. е. ортодоксия - прямо поднимающийся вверх к славе. У отцов Церкви II века Клемента Александрийского, Иустина Философа ортодоксия, понимаемая как вера всей Церкви, противополагается гетеродоксии (eterodoxia) - т. е. разномыслию еретиков. Догмат есть наш компас, руководствуясь которым мы поднимаемся к Богу. «Возлюбим друг друга, до единомыслием исповедуем», - возглашает иерей на Литургии. Не разномыслием, но единомыслием! «Познание истины, - утверждал Иван Киреевский, - зависит от верного взгляда на Пресвятую Троицу». Догмат открывает нам путь к верному познанию Бога. Искажение Догмата уводит нас в дебри разнообразных ересей. Не следует забывать, что в основе Св. Предания, т. е. Догмата, лежат слова Святага Писания. Богословие есть духовная наука: отцы Церкви руководимые Святым Духом правильно истолковывали слова Св. Писания. Естественно, кто не молится, тот не богослов. Слова Святага Писания - аксиомы; невозможно богослову мыслить в противоречии со словами Святага Писания. Однако, если вы выбрали неверную систему аксиом, то все ваши вычисления в результате окажутся неверными. Если вы исповедуете искаженные Догматы, то они приведут вас в конце концов к бездне заблуждений и гибели.
         Что говорит нам Святое Писание относительно Шестоднева и последующей катастрофе грехопадения? Только то, что за шесть дней творения Господь создал прекрасный и совершенный мир, «добро зело», который не знал смерти, ибо «Бог смерти не сотворил». Но творение Божие пало грехопадением Адама. Как пишет апостол Павел: «Грехом одного человека вошла в мир смерть». «Очарованный  сатаной,  человек  вкусил  эти  плоды, и они стали для  людей  матерью смерти», - утверждает Григорий Нисский. Именно человек виновен в том, что в мир были брошены семена смерти и тления. Именно человек стал причиной вселенской катастрофы грехопадения. Но некоторым богословам сии слова не нравятся и они дерзают учить противно словам Святага Писания: «Погибают живые существа, распадается материя, энергия обесценивается и тень слепого и темного хаоса витает над Вселенной. Таким образом, есть все основания утверждать, что Смерть в природе универсальна». (Универсальный от слова всеобщий. Смерть как всеобщий принцип Вселенной.) Магизм и единобожие. стр. 571. «Можно ли после этого говорить о том, что смерть в природу внес один человек?» Считать таким образом, «значит усматривать в двух индивидах столь огромную силу, что из-за них изменилось положение вещей не только на целой планете, но и во всей вселенной».
      Как же мы можем богословствовать, пренебрегая словами Св. Писания, на которых и стоит наша православная вера и наша Православная Церковь?! Ведь Самому Христу принадлежат слова о том, что спасение исключительно принадлежит Его Церкви. Символ веры, называя Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий апостольских, избегая такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. «Темже убо (итак), братие, стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены) или словом, или посланием нашим, - говорит Апостол Павел (2 Сол. 2, 15). - Еретика человека по первем и вторем наказании (вразумлении) отрицайся (Тит. 3, 10). Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18,17). Невозможно же православному христианину не прислушиваться к словам апостола и Самого Христа.
     Естественный вывод из идеи универсальности смерти и отрицания катастрофы грехопадения напрашивается сам собой: Господь сотворил смерть, мир изначала был несовершенен, а «добро зело» Святаго Писания – басня. Идея сия разрушает всю христологию, ибо наша Церковь учит, что Христос, разрушив державу смерти, стал вторым Адамом, и таким образом искупил вину грехопадения прародителей. Но если не грехопадением первого Адама смерть вошла в мир, то и Христос не стал вторым свободным от всякого греха Адамом, разрушившим державу смерти. Ничтожится Догмат об искуплении, а вместе с ним и все учение Церкви. Это типичная ересь и ужасный грех против Церкви.