О пользе подозрительности

Автор Леонтий, марта 03, 2006, 10:25:44

« назад - далее »

Леонтий

О пользе подозрительности

Непосредственным поводом к написанию этой заметки явился результат сличения текста ссылки, приведенной митр. Антонием (Сурожским), в его выступлении в Москве, в Доме художника, 15 октября 1989 года с первоисточником. В интернете эта статья опубликована под названием «У нас есть что сказать о человеке».  Речь идет о том, что подкрепляя одну из своих мыслей, он сослался на св. Силуана Афонского. Мысль же митрополита заключалась в следующих словах:

«И у нас есть, что сказать. У нас есть, что сказать о человеке, у нас есть, что сказать такого, что может вдохновить другого, не уничтожить; речь не идет о том, чтобы дать неверующему картину о человеке, которая уничтожила бы его картину; речь идет о том, чтобы ему сказать о человеке нечто большее, чем то, что он думает, ему показать, что человек бесконечно больше величиной, глубиной, чем то, что неверующий о нем думает, что он сам гораздо значительнее того, что он о себе воображает. Против человека нет смысла говорить; как только вы говорите против человека, он, разумеется, будет себя защищать, потому что всякому страшно быть уничтоженным, всякому страшно, чтобы ему доказали его несостоятельность».

Против этих слов трудно что-либо возразить, поскольку, в силу их расплывчивости и туманности, непонятно, собственно, куда оратор клонит. Вопрос, однако же, вскоре проясняется следующим образом:

«Я вам хочу дать пример из смежной области. В жизни старца Силуана , о котором некоторые из вас знают или читали, есть рассказ о том, как он обсуждал миссионерскую деятельность с одним из русских епископов, живших на Востоке. Этот епископ был очень прям, очень убежден и очень фанатичен. И Силуан его спросил: как же вы стараетесь убедить, обратить в христианство людей, которые вас окружают? Тот ему ответил: я иду в буддийское капище и обращаюсь ко всем присутствующим, говорю им: то, что вы видите, все эти статуи – это идолы, это камни, это дерево, это ничто; бросьте, разбейте, поверьте в истинного Бога!.. Силуан ему говорит: а что с вами тогда случается? Миссионер ему отвечает: эти бесчувственные, безумные люди меня выкидывают из храма и бьют!.. Силуан ему говорит: а знаете, что вы могли бы достичь лучших результатов, если бы вы пришли в их храм, посмотрели, с каким благоговением эти люди молятся, как они чтут свою веру, позвали бы нескольких из них посидеть на лестнице снаружи и сказали бы: расскажите мне о вашей вере... И каждый раз, когда то, что они говорят, давало бы к тому повод, вы могли бы им сказать: как прекрасно то, что вы только что сказали! Если б только к этому прибавить вот такую-то мысль, как это бы расцвело в полную красоту!.. И так вы внесли бы в их мировоззрение то тут, то там ту или другую мысль из Евангелия или из веры православной. Вы их не обратили бы сразу, но вы бы обогатили их тем, что Христос принес на землю...»

Ну а теперь текст, взятый из книги архим. Софрония «Старец Силуан», который послужил «болванкой» для ссылки:

«Мы знаем о беседе Старца с одним Архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал Старца и неоднократно приходил беседовть с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, еще молодой и неопытный , жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбужденно отвечал: «Я им говорю: ваша  вера – блуд; у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь».
Старец выслушал все это и спросил: «А скажите, Отец Архимандрит, веруют ли они в Господа иисуса Христа, что Он истинный Бог?» - «Это-то они веруют». – «А Божию Матерь чтут они?» - «Чтут, но они неправильно учат о Ней». «И святых почитают?» - «Да, почитают, но с тех пор, как отпали они от Церкви, какие же могут быть у них святые?». – «Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?» - «Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших; какой холод и бездушие».- «Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, когда веруют в Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают...Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие и прочие, но в том-то у них есть ошибка, ич то ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостию Божиею...Бог есть любовь, а потому и проповедь должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы».
 
 Речь, разумеется, идет не о том, что митрополит не прересказал книжный текст буквально, но о том, что вопиющим образом исказил его смысл. В самом деле, если у архим. Софрония речь идет о инославных христианах, пусть и впавших в ересь, то у митр. Антония - о буддистах, которые не веруют в Бога вовсе! Интересно, что доброго можно сказать в отношении вероучения буддистов, для которых сама жизнь есть зло, от которого надлежит избавиться? Что доброго в вероучении людей, отрицающих бессмертие души и проповедующих иллюзорность человеческой личности, человеческого «я»?  Таким вот не хитрым способом и доказывают современные богословы – модернисты все, что им хочется, поскольку, как известно, бумага терпит. Только вот для почитающих Старца возможно ли терпеть, когда припысывают ему то, чего он не мог сказать в принципе? И не повод ли это, чтобы воспеть хвалу подозрительности?

«У нас есть что сказать о человеке». Ссылка:
  http://nika.name/cgi-bin/storedoc.cgi?rec_id=1629734930&DM=Sat%2C+07+Apr+2001%2C+10:41:50+MSD&DS=69679&L=ru&CS=windows-1251&DU=http:%2F%2Fwww.metropolit-anthony.orc.ru%2Fsretenie%2Fsret_chel.htm&CT=text/html&q=%F1%EE%E1%EE%F0
Леонтий Плугатырь

Милаша

Простите меня, Леонтий,

но не могли бы Вы сформулировать вашу тему поточнее? Если коротко, то вопрос в чем?

Леонтий

ЦитироватьМилаша :
Простите меня, Леонтий,

но не могли бы Вы сформулировать вашу тему поточнее? Если коротко, то вопрос в чем?

В том, что митрополит Сурожский Антоний ввел своих слушателей и читателей в заблуждение.
Леонтий Плугатырь