О прелести

Автор Леонтий, апреля 12, 2006, 12:26:46

« назад - далее »

Леонтий

Интересное понимание того, что есть прелесть, дает о. Павел Флоренский в своем труде, под названием «Иконостас». Поскольку я только что открываю для себя Флоренского, его слова производят на меня сильнейшее впечатление.


«И в то же время как обычно страсть сознается слабостью, опасностью и грехом и, следовательно, смиряет, прéлестная страсть оценивается как достигнутая духовность, т. е. как сила, спасение и святость, так что, если в обыкновенном случае усилия направлены на освобождение  от рабства страсти, пусть хотя бы вялые и безрезультатные усилия, тут, при прéлести, все старания, пришпориваемые и тщеславием, и чувственностью, и другими страстями, в особенности же питаемые гордостью, силятся покрепче затянуть узлы, бывшие когда-то совсем слабыми. Когда грешит обыкновенный грешник, он знает, что отдаляется от Бога и прогневляет Его; прéлестная же душа уходит от Бога с мнением, что она приходит к Нему, и прогневляет Его, думая Его обрадовать. Происходит же все это от смешения óбразов восхождения с óбразами нисхождения. Все дело в том, что ви́дение, возникающее на границе мира видимого и мира невидимого, может быть отсутствием реальности здешнего мира, т. е. непонятным знамением нашей собственной пустоты, — ибо страсть есть отсутствие в душе объективного бытия, — и тогда в пустую прибранную горницу вселяются уже совсем отрешившиеся от реальности личины реальности. Так и, напротив, видение может быть присутствием реальности, высшей реальности духовного мира. И подвиг самоочищения может иметь двоякий смысл и потому двоякое для нас значение: когда внутренняя прибранность оценивается сама по себе, как нечто, т. е. при фарисейском самосознании, тогда неминуемо и самодовольство; а так как на самом деле душа пуста и даже, освобожденная от хлама житейских попечений, стала пустее прежнего, то не терпящая духовной пустоты природа населяет эту горницу души теми существами, которые наиболее сродны с силами, побудившими к такой самоочистке, силами, как бы ни были они благовидны, корыстными и нечистыми у своего корня. Именно об этом фарисейском, т. е. не в Боге работаемом, подвижничестве говорит Спаситель притчею о выметенной горнице (Мф. 12:43—45».

Глубочайшая и интереснейшая мысль! Оказывается самоочищение «от житейского хлама» должно, одновременно, сопровождаться заполнением чем-то пусть и не очень высоким, но обязательно настоящим, пусть  земным, но обязательно подлинным. Пренебрегши же земною правдою, и устремившись сразу же к вещам возвышеннейшим, душа, обретшая легкость после самоочищения, поднимается к границе мира, и улавливается падшими духами. Серьезнейший же человек о. Павел Флоренский, ничего не скажешь!
Леонтий Плугатырь