Православной учение о Пресвятой Троице. (Против монархиан)

Автор Венцеслав Крыж, июня 04, 2006, 09:32:42

« назад - далее »

Венцеслав Крыж

Против монархиан.

Учение о Пресвятой Троице невыразимо в понятиях ratio, ибо оно выражает Божественную онтологию, которую святые отцы прозревали умным зрением. Догмат оформлялся достаточно долго, по-преимуществу в понятиях греческой философии, которых не знает Святое Писание. Библейское «Аз есмь сый» не существует в Св. Писании, равно как и понятие «единосущий». Затруднение лежало также в понимании слов «сущность» и «ипостась». Оно усугублялось тем, что отцы Церкви использовали греческий и латинский языки, которые в переводах Догмата не всегда сводимы к друг другу. Ипостась понималась в смысле индивидуального, отличного от общего. Сущность (усия, субстанция) понималась в смысле общего, безотносительного к его индивидуальному существованию. Отцы Никейского Собора отчетливо не различали сущность и ипостась. Св. Афанасий утверждал, что «ипостась есть существо». Ипостаси Божии есть единосущные сущности, образы, Лица Пресвятой Троицы. Ипостась – совершенная сущность, Лицо Божие, но сия сущность не подобна и не тождественна сущности Виновника всего сущаго, как полагали монархиане, а отличаясь от нее, единосущна ей. «Всякий раз как я подумаю об одной из Ипостасей, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - я понимаю Ее совершенным Богом, совершенной сущностию; когда же соеденю и буду считать три Лица, то понимаю их как единого совершенного Бога». Существо Бога Пресвятой Троицы едино, ипостаси различны, хотя в каждой ипостаси дано всецело. Ипостаси по определению профессора Лепорского, есть образы существования Бога. Образ Бога Отца заключается в понятие нерожденности, Бога Сына в понятие рождения прежде всех век, Бога Духа Святага – в исхождении Его от Отца. Ипостась и есть образ, и есть сущность,  и есть Лицо, а отсюда и учение о разности ипостасей и единой сущности Пресвятой Троицы. Господь наш Иисус Христос единосущен Отцу, но образ Его, т. е. ипостась, отлична от образа Бога Отца. Таким образом, Ипостась, Образ, Лицо, Сущность синонимы, которые несут в себе черты своеобразия, о котором я упоминал выше. Мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, что Он есть Бог Сын, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, единосущная Первой Ипостаси – Богу Отцу. То есть, ипостась есть единосущная (но не тождественная) сущность. Вот на чем надо сосредоточить мысль. Ипостась – индивидуальная сущность, обладающая признаками, которых лишены другие ипостаси. Бог Дух Святой также единосущен Богу Отцу, как и учили отцы Второго Вселенского Собора, а посему также есть единосущная сущность. Ипостась Бога Отца единосущна Богу Сыну и Богу Духу Святому, хотя и отлична от них. Ипостаси Пресвятой Троицы неслиянны и нераздельны. Троица в Единице. Осмыслить разумом сие невозможно. Более того, подобная деятельность ведет к ересям, которые, в сущности, и есть плоды ratio. Григорий Нисский в «Большом катехизическом поучении» пишет: «Кто до точности вникает в глубины таинства, тот, хотя объемлет некоторое скромное по непостижимости понятие бого-ведения, не может однако уяснить словом этой неизреченной глубины таинства: как одно и то же числимо и избегает счисления, и разделено зримо и заключается в единице, и различаемо в ипостаси и не делимо в подлежащем». Ежели мы мыслим ипостаси Образами, Лицами, Пресвятой Троицы, сущность которых тождестственна друг другу, то мы впадаем в ересь монархианства и савелианства. Архимандрит Киприан писал: «... не удовлетворяясь «лицом» или «личиной», греческое богословие, за ним и славянское, равно, конечно, и вся западная терминология, усвоили для «лица» понятие «ипостаси», т.е. «субстанции».