Отделить истину от заблуждений.

Автор Балытников Вадим Владимирович, января 31, 2007, 09:25:33

« назад - далее »

Балытников Вадим Владимирович

Отделить истину от заблуждений

Вадим Балытников, участник Всемирного русского народного собора, публицист,
Виталий Иванов, зам. гендиректора Центра политической конъюнктуры.

Сейчас уже очевидно, что "церковное возрождение" кон. 1980-х -1990-х гг. во многом ограничилось лишь внешней, формальной стороной и не привело к подлинному укоренению православной веры среди многих рядовых членов Церкви - мирян. Более того, христианская истина зачастую подменяется различными заблуждениями. Причем в отличие от дореволюционных и советских времен это не только суеверия, но и заблуждения, если угодно, общественно-политического и культурного характера.

Среди воцерковленных православных (людей, пытающихся жить по-православному) и так называемых захожан (людей верующих, но пренебрегающих соблюдением церковных правил) распространяются ксенофобские взгляды. Нередко можно столкнуться с неприятием государства в целом и современного Российского государства в частности, из которого следует уклонение от участия в его делах. Например, отказ от участия в выборах. С другой стороны, находятся "православные государственники", убежденные в приемлемости для христиан исключительно монархической формы правления. Есть немало православных, как минимум с подозрением относящихся к экономической жизни, науке, светскому образованию, современной технике. Обычно у них это сопровождается отрицанием любой современной светской культуры, особенно кинематографической и телевизионной.

Однако все эти взгляды расходятся с учением Церкви, некоторые из них являются откровенно еретическими. Ксенофобия неоднократно осуждена в Священном Писании. Вспомним хотя бы слова о том, что для христиан нет ни эллина ни иудея, ни варвара ни скифа, "но все и во всем Христос" (Послание к Колоссянам, гл. 3 ст. 11). Государственной деятельностью занимались сотни православных святых — монархов, военачальников, гражданских чиновников в Византии, России и других православных странах. Повиновение государственной власти заповедано в Послании к Римлянам (гл. 13, ст. 1—3). Участие в выборах было объявлено для христиан не только правом, но и долгом многими святыми, например, Иоанном Златоустом и Феофаном Затворником.

Утверждения о приемлемости для православных исключительно монархической формы правления можно воспринимать всерьез, только если забыть о том, что всемирный центр православного монашества — Святая Гора Афон управляется на республиканских началах. Или что основателем и автором конституции первой в новой истории Греции республики был святой Феодор (адмирал Ушаков). Или что пост президента Республики Кипр 18 лет занимал один из наиболее почитаемых православных подвижников XX в. архиепископ Макариос III и т.д. Святой патриарх Фотий Константинопольский писал, что устройство государства не предопределено Богом, а устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом.

Значимость экономики подчеркивалась Святыми Отцами и Учителями Церкви, к примеру, Василием Великим, не говоря уже о том, что она также закреплена в Писании (в Книге Притчей Соломоновых, в частности). Отрицание полезности знания, науки — гносиомахия — ересь, осужденная еще святыми Григорием Богословом и Иоанном Дамаскином. Необходимость современной техники признавалась афонскими и русскими старцами XIX—XX вв. Что до нехристианской культуры, то многие святые, в том числе упоминавшийся Василий Великий, призывали христиан усваивать позитивные культурные достижения и преобразовывать их в духе веры. Использование кино и телевидения на благо Православия одобрено старцами Порфирием Афонским и Илием Оптинским.

Широкому распространению перечисленных и других заблуждений способствует невысокий образовательный уровень части священства и монашества и даже отдельных епископов, т.е. одни не могут противостоять заблуждениям паствы, другие сами, увы, становятся их распространителями, вольно или невольно. Также с сожалением приходится признавать недостаточное единство взглядов и подходов высших иерархов в отношении стоящих перед Церковью проблем. Еще один негативный фактор — отсутствие внутри РПЦ информационной вертикали, т.е. единой интегрированной системы церковных издательств и СМИ.

Как свидетельствует история, Церковь вряд ли сможет побороть заблуждения мирян без поддержки государства. А Российское государство в свою очередь, несмотря на свой светский характер, объективно заинтересовано в сохранении и укреплении Церкви как одной из скреп общества. Государство могло бы помочь Церкви как в налаживании информационной вертикали, так и в консолидации епископата. В церковных канонах, что важно, закреплена необходимость опираться на помощь государственной власти в борьбе с теми, кто пропагандирует заблуждения и раскалывает Церковь (к примеру, в 5-м правиле Святого Антиохийского Собора).

При налаживании, а правильнее сказать при переводе на новый уровень взаимодействия Церкви и государства можно творчески использовать опыт Элладской (Греческой) православной церкви. Ее Синод по мере необходимости выпускает специальные (что важно, зачастую небольшие по объему) послания, посвященные разъяснению тех или иных вопросов современной жизни православных. Нередко подготовка таких посланий ведется в тесном взаимодействии с правительством, а иногда — и вообще по его инициативе.

В церковных и околоцерковных кругах неоднократно обсуждалась идея издания послания Священного синода РПЦ об актуальных вопросах современной христианской жизни, в котором помимо прочего были бы обличены и осуждены наиболее вредные и опасные заблуждения. Мы считаем, что если бы власть в лице президента высказала свою заинтересованность в этом послании и гарантировала поддержку, то оно появилось бы в самые короткие сроки.

Для претворения послания в жизнь можно было бы создать специальную синодальную группу (церковный орган, подчиненный Патриарху и Синоду) и определением Священного синода закрепить решения об оглашении послания в храмах РПЦ во все великие и двунадесятые праздники и об обязательном включении всеми имеющими право проповедовать священниками тезисов послания в свои проповеди. Послание, а также материалы синодальной группы, разъясняющие его содержание, следовало бы опубликовать во всех СМИ, принадлежащих иным церковным структурам.

Также следовало бы установить, что после истечения переходного периода (не более одного-двух лет) никакая церковная литература и никакие церковные СМИ, не имеющие полученного в надлежащем порядке архиерейского благословения, не могут распространяться в помещениях религиозных организаций, входящих в состав РПЦ. В случае обнаружения фактов игнорирования или нарушения положений послания и соответствующих решений Синода священнослужители должны подвергаться санкциям — штрафам, лишению права исповедовать или проповедовать, а в самых крайних случаях запрещению в священнослужении.

Настойчивое проведение таких мер в течение 2-3 лет способствовало бы основательному очищению Церкви от чуждых Православию заблуждений. Обществу было бы представлено подлинно православное учение, проповедующее активную общественную и государственную позицию верующих, их всемерное участие в развитии экономики, науки, образования и культуры, жесткое неприятие ксенофобии, открытость всем здоровым тенденциям современного общества. Миру был бы явлен подлинно православный принцип: "В главном — единство, в прочем — свобода, во всем — любовь".

http://www.izvestia.ru/comment/article3100690/

Ссылки на упоминаемые в докладе труды и полный текст материала см. в теме:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=13629.new

Венцеслав Крыж

Какой ужас! Сейчас уже очевидно, что "церковное возрождение" кон. 1980-х - 1990-х гг. во многом ограничилось лишь внешней, формальной стороной и не привело к подлинному укоренению православной веры среди многих рядовых членов Церкви - мирян. Более того, христианская истина зачастую подменяется различными заблуждениями общественно-политического и культурного характера.    И вот такой мирянин ходит, понимаешь ли, в Церковь, а веры у него нет! Вот поэтому то и распространяются ксенофобские взгляды среди воцерковленных православных и так называемых захожан.   Вот поэтому - то постоянно растет недовольство в обществе. Вот поэтому-то и поднимают голову разного рода пенсионеры и иные социальные элементы, которые не знают слов Господа нашего Иисуса Христа о том, что без Его воли ни один волос не упадет с головы человека. Этому надо решительно поставить предел посредством ниже предлагаемых нами мер. Ведь нередко можно столкнуться с неприятием современной российской действительности, из которого следует уклонение от участия в его делах. Например, отказ от участия в выборах, хотя участие в выборах было объявлено для христиан не только правом, но и долгом многими святыми, например, Иоанном Златоустом и Феофаном Затворником. Многие православные не могут простить Кремлю уничтожения вкладов и сбережений реформами 90-х годов, у многих рождается недоброе чувство зависти, когда мимо них проносятся роскошные иномарки со спецсигналами, обдавая нечистой водой из близлежащих луж, иные суетно жалуются на непрерывно растущие цены, российское правосудие, которое они называют шемякиным, и даже дерзают называть власть придержащих жуликами и ворами, а наше государство - бандитским сообществом, хотя повиновение государственной власти заповедано в Послании к Римлянам (гл. 13, ст. 1—3). С другой стороны, находятся "православные государственники", убежденные в приемлемости для христиан исключительно монархической формы правления. Есть немало православных, как минимум с подозрением относящихся к экономической жизни, науке, светскому образованию, современной технике. Обычно у них это сопровождается отрицанием любой современной светской культуры, особенно кинематографической и телевизионной, хотя использование кино и телевидения на благо Православия одобрено старцами Порфирием Афонским и Илием Оптинским. Да-с!   
      Забывают также наши православные, что значимость экономики подчеркивалась Святыми Отцами и Учителями Церкви, к примеру, Василием Великим, не говоря уже о том, что она также закреплена в Писании (в Книге Притчей Соломоновых, в частности). Правда взгляды святых отцов на экономическое устройство общества несколько разнились с российской действительностью и для современного уха звучат  несколько социалистически. Пусть же скажут нам сии великопостные витии: любовь ли родила нестяжание, или нестяжание - любовь? Мне кажется любовь - нестяжание, которое укрепляло её ещё более. Послушай же, что говорит (писатель): у всех бе сердце и душа едина. Вот сердце и душа - одно. И един же что от имений своих глаголаше свое бытии, но бяху им вся обща (ст. 32)". Первые христиане "изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии; притом делали это с великою честию. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего. Это предохраняло их от тщеславия. Если бы так было и теперь, то мы жили бы с большею приятностию - и богатые и бедные. Как бедным, так и богатым было бы приятно. И, если угодно, мы изобразим это, по крайней мере, словом, если не хотите (показать) делом, и от того уже получим удовольствие. Правда, это весьма ясно и из того, что было тогда, так как продающие не делались бедными, но и бедных делали богатыми". (Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. Издательство Московского Патриархата. 1994. С. 110. 113-114. Об этом писал к христианам и Василий Великий гораздо ранее Прудона: "Личная собственность есть кража..."; "Приобретать в собственность что бы то ни было и откуда бы то ни было есть хищение". Творения. Т. 2. 1911. С. 529-530". Так каково наше государство? Не подпало ли оно под власть супротивника, когда власть имущие оцеживают комара и поглащают верблюда, чтоб им подавиться оным.   
    Широкому распространению вышнперечисленных заблуждений способствует невысокий образовательный уровень части священства, монашества и даже отдельных епископов, которые не только не могут противостоять заблуждениям паствы, но и сами, увы, вольно или невольно становятся их распространителями. Как свидетельствует история, Церковь вряд ли сможет побороть заблуждения мирян без поддержки государства. А Российское государство в свою очередь, несмотря на свой светский характер, объективно заинтересовано в сохранении и укреплении Церкви как одной из скреп общества. Государство могло бы помочь Церкви как в налаживании информационной вертикали, так и в консолидации епископата. В церковных канонах, что важно, закреплена необходимость опираться на помощь государственной власти в борьбе с теми, кто пропагандирует заблуждения и раскалывает Церковь (к примеру, в 5-м правиле Святого Антиохийского Собора).    Именно поэтому    не следует читать в храмах притчу о богаче и Лазаре, которая вносит социальную рознь в наше капиталистическое общество, ибо на том свете богатый человек оказывается в полном дерьме и выпрашивает у Лазаря хотя бы нечистой воды.   
    Настойчивое проведение таких мер в течение 2-3 лет способствовало бы основательному очищению Церкви от чуждых Православию заблуждений. Обществу было бы представлено подлинно православное учение, проповедующее активную общественную и государственную позицию верующих, их всемерное участие в развитии экономики, науки, образования и культуры, жесткое неприятие ксенофобии, открытость всем здоровым тенденциям современного общества. Миру был бы явлен подлинно православный принцип: "В главном — единство, в прочем — свобода, во всем — любовь".