О молитве с инославными.

Автор Венцеслав Крыж, апреля 09, 2007, 07:38:21

« назад - далее »

Венцеслав Крыж

Надо отметить, что в наше не слишком радостное время все более и более стала распространяться порочная практика не только совместных молений, но и богослужений с иноверными и еретиками, вопреки 45-му и  46-му Апостольскому правилу, которые гласят: "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви - да будет извержен". "Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными". Также отцы Лаодикийского Собора в 6-ом правиле повелевают: "Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий". Появились толкования, в которых правила сии стараются обойти, ссылаясь на дух времени и иные странные обстоятельства. Так православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45-е Апостольское правило относительно самого понятия "еретик" делает ссылку на 1-е правило Василия Великого. Согласно св. Василия Великого еретики - это те, кто расходятся с Православным вероучением в основных догматах; св. Василий Великий называет еретиками манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных им - кого он предписывает принимать в Церковь чрез крещение; тем самым признается недействительным крещение, полученное ими в их еретических обществах. Принадлежащих к иным сообществам, отделившимся от Православной Церкви, св. Василий Великий обозначает как раскольников или самочинников, предусматривая в качестве чиноприема для первых миропомазание, а для вторых - покаяние. Ежели применить терминологию св. Василия Великого к истории Христианской Церкви, то следует заметить некоторое прутиворечие: с одной стороны еретики это те, которые расходятся с основными Догматами Православия, которых следует принимать в Церковь через крещение; с другой, существуют сообщества, отколовшиеся от Православной Церкви, которых следует принимать в Церковь через миропомазание и покаяние; это раскольники и самочинники. Если сопоставить терминологию 1-го правила Василия Великого с содержанием 95-го правила Трулльского Собора, который суммировал правотворчество Древней Церкви по вопросу о приеме еретиков и раскольников, - утверждает епископ Никодим, - то окажется, что принимаемые в Православную Церковь через покаяние, по третьему чину, в том смысле слова "еретик", в каком его использует св. Василий Великий в своем 1-ом правиле, еретиками не являются. Логика этого рассуждения такова: если мы признаем существование Таинства Крещения в каких-либо сообществах, то сии последние еретическими не являются.  
      Следует заметить, что каждое таинство Церкви несет в себе своеобразный «онтологический» смысл. Таинство Крещения разрушает печать грехопадения, лежащую на всей твари, приоткрывает нам врата в Царствие Небесное, сообщает возможность спасения, которую надо еще реализовать в процессе христианской жизни. Еретик или отступник, даже и получивший Таинство Крещение, не идет далее, по своей умственной немощи, не желает воспользоваться открывшейся перед ним возможностью спасения. Именно поэтому существует разность приема в Церковь еретиков, крещение которых Церковь не признает, и еретиков, которые получили Таинство Крещения, но исказили до ереси вероучительные понятия и догматы Православной Церкви.      
      Понятия "ересь" как в авторитетных древних текстах, так и в позднейшей христианской литературе употребляются в разных смыслах, обозначая в одной терминологической системе лишь фундаментальное искажение веры и приверженцев учений, искажающих веру в самых ее основах, а в другой - всякое догматическое заблуждение. В том же 95-ом правиле Трулльского Собора говорится, что несториан следует принимать по 3-му чину, так, как предписывал св. Василий принимать самочинников, и в то же время условием их приема ставится "предание анафеме ереси своей, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира". То есть, между раскольником и еретиком по-существу разницы нет.
      Таким образом, толкование 45-го правила епископом Никодимом Милашом несколько расходятся со святоотеческим учением, тем более, что целый сомн преподобных и святителей в земле российской просиявших определяли католиков, например, не как раскольников и самочинников, а как прямых еретиков. «Множеством ересей своих латиняне всю землю обесчестили», - писал Феодосий Печерский. Того же мнения держались Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадский. «Была одна Церковь на земле с единою верой, - пишет Феофан Затворник, - но пришло искушение, - папа со своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры». Письма М. 1892. стр. 45.
      Каноны Церкви ясно определяют невозможность молитвенного общения с еретиками. Так, 10-ое Апостольское правило гласит: "Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен". Об этом же гласит 45-ое, 48-ое, 65-ое Апостольские правила, 5-ое правило I Вселенского Собора, 2-ое правило Антиохийского и 9-ое правило Карфагенского Соборов. Ясно, что действие этих правил распространяется не только на тех, кто персонально отлучен от церковного общения, но и на всех молившихся вместе с католиками, протестантами, монофизитами, старообрядцами, и т. д.
     Нужно ли говорить, что «дуракам закон не писан», и сии правила ныне находятся в разительном противоречии с практикой. Не только священники, но и высшие иерархи устраивают совместные моления без всяких последствий для своего состояния в мире сем. Так владыка Павел наместник Киево-Печерской Лавры не только дерзает глаголить, что: "Во Христе не может быть разделения и разъединения. А мы во Христе все едины", но и с благословения митрополита Киевского Владимира (Сабодана) служит мессу вместе с латинянами в Соборе Парижской Богоматери. Николай Никишин, дьякон парижской православной церкви Трех Святителей ничтоже сумяшеся возглашал: "Мы разделены пока. Но мы знаем, что это разделение - трагедия. Как его преодолевать? Здесь это преодолевается практикой - единением и общением". Вот она, уния в действии. Надо отчетливо понимать, что все эти клирики и иерархи просто ряженые в клириков и иерархов еретики. Как учит св. Иоанн Дамаскин: "... будем остерегаться всеми силами, чтобы не принимать причащения от еретиков и не давать им. Не дадите святая псом, говорит Господь ни пометайте бисер ваших пред свиньями (Мф. 7, 6), чтобы не сделаться нам участниками превратного учения и осуждения их". Точное изложение Православной веры. «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси, - учит преподобный Иосиф Волоцкий Если же окажется еретиком, то не будем принимать у него ни учения, ни Причастия, но будем всеми силами обличать его, чтобы не оказаться причастниками его погибели». "Должно писаниями поверять то, что говорят учители и согласное с писанием принимать, а несогласное отвергать и всячески отвращаться тех, которые держатся такого учения", - пишет святитель Василий Великий.
     Молитва с  еретиками не подобает, как пишет    русский канонист архимандрит Иоанн (Соколов): "Правила сии стремятся не только к их охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры". Многие, в том числе и небезызвестный отец Филипп Перегринус, утверждают, что «нет ни возможности, ни, очевидно, большого смысла в том, чтобы заграждать вхождение в православный храм, даже во время богослужения каким бы то ни было лицам, в том числе неверующим, иноверцам. Было бы противоестественно и неразумно искусственным образом не впускать в храм инославных христиан или препятствовать им молиться в храме вместе с православными». Естественно, у каждого входящего в храм не спросишь «како веруешь», но из практики своей церковной жизни хочу заметить, что иноверца за версту видно в любом храме. Будучи за рубежами Отечества, я в качестве экскурсанта заходил в католические храмы, но молиться в оных для меня было просто невозможно, язык не поворачивается, молитва на ум не идет, все чужое. Думаю, что такое же состояние охватывает инославных и в православных храмах. Разве что попадется какой-нибудь растленный дурак, которому все равно где молиться, в православном ли храме, или в католическом, в синагоге, или в мечети. Особливое изумление вызывает участие некоторых «православных» в экуменических богослужениях, составленных по особому чину, который не идентичен чинопоследованиям, применяемым в самой Православной Церкви. Думаю, что священноначалию надо строго применять вышеизложенные апостольские правила и молящихся с еретиками отлучать от Церкви до полного покаяния.