О патриотизме и вере.

Автор Венцеслав Крыж, августа 24, 2007, 10:03:56

« назад - далее »

Венцеслав Крыж

По мнению иеромонаха Петра Мещеринова насельника Свято Даниловского монастыря церковные средства массовой информации должны руководствоваться в своей деятельности Св. Писанием, Св. Преданием, а также историческим, культурным и социальным опытом Церкви. Но современное состояние церковной прессы далеко не отвечает этому требованию. Церковные СМИ ведут себя безобразно, и вместо того чтобы озвучивать церковную позицию – становятся, по мысли отца Петра, источником мифов и неправомыслия. Оценка несколько строгая, но так ли это?
     Следует помнить, что мнение уважаемого иеромонаха не есть голос Церкви, а только мнение частного человека, существа падшего, которому, как и всем потомкам Адама и Евы, свойственно заблуждаться и впадать в крайности. Вещать от имени Церкви весьма самонадейно и даже нескромно, а отношение отца Петра к таким фундаментальным ценностям, как патриотизм, на наш взгляд, несколько удобопревратно и даже либерально.
     С точки зрения уважаемого иеромонаха патриотизм чувство весьма достойное, хотя он тут же оговаривается, что «любовь к земной родине не является чем-то таким, что выражает суть христианского учения, или входит в его состав, как непременная и обязательная часть, без которой христианин - не христианин». И далее. «Церковь не может признать патриотизм сам по себе - это явление падшего мира - абсолютным и самоценным... Христианство не может быть в подчинении у патриотизма, исполнять его заказ. Церковь поэтому не является и не может являться идеологическим инструментом для «патриотического воспитания населения»; она не может благословлять никакие национально-общественные, а тем более политические, формы сами по себе, - но только под условием их христианского служения людям». Все как бы правильно, как бы гладко, но так ли уж плох «бытовой» патриотизм, на который сетует уважаемый иеромонах? Я вспоминаю дивные стихи Александра Сергеевича Пушкина:

Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня,
Без них бы жизнь была мертва,
Как без оазиса пустыня,
И как алтарь без божества.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостояние человека,
Залог величия его.

      Вот описание вполне «языческого» патриотизма. О христианстве здесь ни слова, только о вполне бытовом ощущении, которое является залогом величия каждого человека. «Все тянущееся к небесам должно быть глубоко укоренено в земле». Если человек не имеет Родины, то он не имеет и Бога. Если он не привязан к земле, к родному очагу, к могилам своих предков, то с ним бесполезно говорить о Боге. Любовь к Родине – есть первый шаг на пути к Богу. Естественно, национальное самодовольство может приобрести религиозный характер языческого идолопоклонства, но национальное самодовольство не имеет к истинному патриотизму никакого отношения. Что мы скажем, например, о людях, которые, будучи атеистами, отдавали свои жизни за Родину, за ближних своих? Да, они не имели никакого представления о Христе, но Церковь постоянно молится за них, как героях, положивших жизни за други своя. Надо отчетливо представлять, что, защищая Россию, они защищали и Русскую Православную Церковь. В этом смысле совершенно прав отец Дмитрий Дудко, утверждавший, что когда человек умирает, он приходит на суд Божий, и Господь первым делом спрашивает его: любил ли ты Россию? Если любил – проходи; если же нет – шансов попасть в рай нет. В этой аллегории заключен большой смысл. Россия, по-существу, была выплавлена в тигле Православия из дву на десять племен и народов. Православная Церковь – становой хребет нашего государства и быта. Церковь и Россия неразделимы, ибо если не будет Православия, то не будет и России. Вера и Родина связаны неразрывно. Конечно, христианская миссия в мире имеет универсальный характер; христианство есть сверх-национальное явление. В Церкви нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но все и во всем Христос. Но идея Народа Божьего включает в себя национальное многообразие различных племен и народов, которые вошли в Единый Корабль Спасения, усвоив Евангельское Откровение со всем своим своеобразием, которое не разрушает единства Церкви, но составляет его. Принадлежность к народу Божьему является не отречением от национальности, но возвышением и преодолением ее ради высшей ценности «горнего звания», получаемого при вступлении в Церковь. Эта мысль всегда раздражала богословов «Парижской школы», острие богословствования которой, равно как и других экзегетов, за рубежами нашего Отечества обретающихся, было направлено в первую очередь против идеи Святой Руси и Русской Православной Церкви – Нового Израиля.
       Как и полагается либеральному мыслителю, отец Петр рьяно обличает «свинцовые мерзости» русского бытия. Особливо возмущает его отсутствие исторической памяти, которая заключается в «восхваление Сталина, и записывании в «православные» одного из самых жестоких полководцев в истории маршала Жукова...» «Неужели не стыдно пред памятью 30 миллионов человек, замученных большевистским режимом? Неужели патриотизм должен проявляться в оболгании истории и циничной безнравственности? - патетически восклицает вышеупомянутый иеромонах - Тот же упомянутый протоиерей (отец Дмитрий Дудко) неоднократно писал, что он как православный человек, низко кланяется Сталину...» Интенция не нова, один из либеральных культуртрегеров жаловался на святого князя Дмитрия Донского, который на Куликовом поле «положил цвет нации».
        Здесь мне хочется обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Низко кланялся товарищу Сталину не только отец Дмитрий Дудко. Святитель Лука (Войно - Ясенецкий) писал: «Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира. И потому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь товарищу Сталину». Вот что говорил в день похорон Сталина Святейший Патриарх Московский Алексий: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума». Я всегда думал, что клирики и монахи Православной Церкви должны прислушиваться к мнению своих Патриархов и Святых, а у нас получается самочиние в духе современного либерального паясничания. Очень похвально.  
       Что касается исторических неудач нашего Отечества, особенно в последние годы 20-го века, то морфологию сих исторических событий отец Петр определяет с незатейливой простотой: сами виноваты. «Общим местом в современной церковной прессе является следующий ход мыслей при анализе тяжёлого положения нашей страны: пришли на святую Русь злые враги с Запада и растлили наш, невинный как дитя, русский народ: отсюда все наши беды. Виноваты масоны, евреи, Америка и закулиса». Взгляд, несомненно, односторонний. Давно уже является секретом Полишинеля, что русская революция 17-го года была осуществлена на деньги германского генштаба и американских банкиров. Некий Яков Шифф пожертвовал 15 миллионов долларов (сумму по тем временам астрономическую) на ликвидацию династического режима в России. После Февральской революции он прислал Милюкову поздравление, которое было напечатано в одной из центральный газет. Жизнь есть борьба и экспансия, как только один из участников борьбы слабеет, его начинают рвать на куски. Но характерна оценка катастрофы и распада Советской империи уважаемым иеромонахом: «Россия сама отступила от Бога, и что это отступление сколько религиозное, столько же и нравственное... Да, печально, что рассыпался некогда единый организм. Это разделение больно отразилось на очень многих из нас... Но давайте не с имперской, а с церковной, библейской точки зрения поставим вопрос: а почему это произошло? Ведь мы знаем, что за всем этим, безусловно, стоит проявление Божией воли?». Ничего не скажешь, библейская историософия, с которой мы, конечно, согласны. Но обратите внимание, с какой либералистической яростью отец Петр обличал Сталина и Жукова, хотя, как выясняется, без воли Божией ни один волос не упадет с головы человека. Разве события такого масштаба как Великая Отечественная Война не есть проявление воли Божией. Разве не Промышление Божие дало России Сталина для победы над страшным врагом? Вот и оказывается, что уважаемый иеромонах направляет волю Божию, как ему заблагорассудится. Если уж применять библейскую историософию в полном объеме, то надо прямо сказать, за грехи наши Бог землю казнит. Эгоизм власть имущих расколол русское общество на богатых и бедных.

                        В судах черна неправды черной
                        И игом рабства клеймена;
                        Безбожной лести, лжи тлетворной,
                        И лени мертвой и позорной,
                        И всякой мерзости полна!

Писал Хомяков в стихотворении "России". Сие состояние за время исторического странствия Церкви постепенно превратило многих иерархов из печаловников за землю русскую, в потаковников власть имущим, что привело к Октябрьскому перевороту. Что сказать, в 17-ом году народ и армия предали веру и государя, отдав страну в руки кровавых палачей. Грабь награбленное, этот лозунг живо отозвался в сердце русского мужика: «тащь в хату пианино, граммофон с часами». Усадьбы пылали по всей Руси великой, обозы с награбленным добром растягивались на сотни километров. Они то думали, теперича заживем, но получили сначала геноцид, а потом раскулачивание и коллективизацию. Кровью своей, возрождая под руководством товарища Сталина Российскую Империю, русский человек искупал свою вину перед Богом и людьми. Новый Израиль – сам! – стал ходить вслед «чужих богов», и Господь, чтобы вразумить народ Свой, наказал его.
        Пора осознать, что Православная Церковь есть сердце России, а вера и патриотизм связаны между собой неразрывными узами. Хочется закончить словами Федора Достоевского: «Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи... на самую Россию». В этом нашему доморощенному либерализму способствует и насельник Даниловского монастыря иеромонах Петр Мещеринов.