Экклезия обновленцев.

Автор Венцеслав Крыж, сентября 02, 2007, 09:08:25

« назад - далее »

Венцеслав Крыж

Гости съезжались на дачу, то бишь на международную конференцию «Свобода - дар Духа и призвание в Церкви и обществе», которая открылась 16 августа в актовом зале Российской академии образования в Москве. Гостей было много, по-преимуществу из свободомыслящих, околоцерковных и обновленческих кругов, привыкших хвалить друг друга и присваивать себе возвышенные титла гениев и пророков. Дружно решили, что «Церковь Божья как торжество свободы была очевидной данностью первых лет христианства, но сегодня актуальнее говорить о колоссальной потребности в обновлении этого свидетельства. Христиане должны сделать различимыми признаки своего действительного освобождения от пут социальной, психологической или духовной объективации через преображающее действие Св. Духа». То есть через наитие Духа Святага христиане должны перейти на григорианский календарь, русифицировать богослужение, снести иконостасы, чтоб истина ярче воссияла, и бить физиономии несогласным, как это и продемонстрировала продвинутая община отца Георгия Кочеткова в эпизоде с отцом Михаилом Дубовицким. В этом и состоит  свобода «нищих духом», а в чем же еще? Других пророчеств и иных харизматических даров от них не видно.
        Поэтесса  Ольга Седакова умно говорила о свободе в эсхатологической перспективе. Сетовала на то, что после Иосифа Бродского «гимн свободе и в русской, и в европейской поэзии кончается, теряется «высокое измерение свободы», которое сводится к «прозаическому, практическому толкованию»: превращается в «пустое понятие, наполненное чем угодно», а потому бить физиономию отцу Михаилу Дубовицкому не запрещено, ибо «на помощь приходит Дух Святой», дарующий подлинную свободу, которую нельзя «присвоить».    
     Никита Струве много говорил о понимании свободы в русской Церкви в эмиграции в первой половине ХХ в. Особое место в его докладе было уделено пониманию свободы отцом Сергием Булгаковым, софианскую ересь которого перед лицом архирейского собора русской зарубежной церкви выступавший считает «крупнейшим и непревзойденным за последнее время» достижением богословия. Отец Сергий не только «исповедовал свободу в Церкви, но и был сам ее носителем», отметил выступавший. Он говорил также о подвиге жизни и смерти преп. Марии (Скобцовой) – «глашатая свободы», скромно не упомянув о ее страдальцах – мужьях и капитане Глане, австралийском охотнике, разбившем сердце матери Марии.    
     Ребром поставил вопрос отец Георгий Кочетков: «Нужна ли Церкви и обществу бердяевская свобода и булгаковская софиология?» Называя Николая Бердяева преп. Никлусом из Бердичева, отец Георгий отметил, что в его трудах по-новому зазвучали многие вопросы христианского мировоззрения и жизни, в частности, проблемы «общинно-братской социологии христианства». Выступавший опроверг архиепископа Серафима (Соболева) подчеркнул, что «дерзновенная, подлинная свобода Бердяева и Булгакова не несла ничего деструктивного, ниспровергающего основы вероучения». О.Георгий считает, что созданное этими христианскими мыслителями нельзя назвать «учением» - в их трудах явлено «пророческое откровение». «Верно оно или нет – должна судить Церковь, но она не судит», - с болью в сердце заключил докладчик, говоря об отсутствии должного внимания к трудам и идеям Н.Бердяева и Сергия Булгакова.   
     По окончании заседания выступили историк Юрий Афанасьев, игумен Вениамин (Новик), Лев Регельсон, последний сделал доклад о содомической свободе в рядах православной иерархии. Во второй половине дня работа конференции продолжилась по секциям.
     Bо второй день работы конференции, 17 августа, на разных площадках по всей Москве работали буфеты и дискуссионные семинары, на которых участники обсуждали разные аспекты свободы и ответственности христиан. Форум завершится пленарным заседанием «Исполнение Христова призвания через возрождение полноты церковной жизни». Причем каждый участник был обязан в духе Шенберга петь собственную мелодию на слова своего собственного сочинения.