Последствия Флорентийского Собора для Русской Церкви

Автор Андрей Г, февраля 04, 2004, 08:16:30

« назад - далее »

Андрей Г

Братие  и сестры! Студенты!
Пишу работу по истории РЦ "Флорентийская уния и ее последствия для России".
Может кто внятно напишет про последствия?
С Богом,
Андрей
Андрей

Александ

Последствием Флорентийской унии была автокефалия Русской Православной Церкви. Подробности у Карташева и др.

Андрей Г

Александр!
Спасибо за подсказку.
Помимо Вами указанной автокефалии РЦ видятся еще три последствия. Все они так или иначе связаны с автокефалией.
1) разделение РЦ, выход церкви Литовской Руси
2) ослабление связи с греками
3) возрастание зависимости РЦ от княжеской-царской власти

В области идей можно отметить, что именно с этого времени начинается формироваться идея - Москва  Третий Рим.

С Богом,
Андрей
Андрей

Demetrius

Уважаемый Андрей!
     Интересно было бы также выяснить, какое влияние ФС оказал на на русскую культуру и богословие той эпохи. Так, к концу XV столетия в Новгороде значительно усилились западные влияния как на богословие, так и на культуру. Усматривать прямую зависимость, быть может, рановато, но вопрос стоит хорошего исследования.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Александ

Ослабление связи с греками связано с автокефалией очень прямо, и вопрос, конечно, не в ослаблении связи, а в характере этого ослабления - то есть в том, что это повод для очень серьёзного недоверия грекам. Причём с недоверием на Руси стали относиться к грекам вообще, а не только к немногим непосредственно виновным. Из этого недоверия можно вывести ещё одно последствие унии для нас - раскол (то есть Никон грекам решил поверить, а Аввакум не забыл, что греки запятнали себя унией и не видел основания доверять их обрядам).

А возрастание зависимости от гос-ва нельзя отрывать от церковной независимости от греков. То есть вообще, как общее правило, независимость от кого-то или чего-то одного - это зависимость от кого-то или чего-то другого (новозаветное противопоставление: человек может быть рабом Божиим, свободным от греха, или рабом греха; независимости от всего не бывает).

Из идеи Москва - Третий Рим в свою очередь логически вытекает очередное последствие для Руси: освобождение от монголо-татарского ига (которое, по мнение некоторых, связано не столько с решающим изменением соотношения военных сил в нашу пользу, сколько с изменениями в нашем национальном сознании: Москва осознала себя 3-м Римом, т.е. царством, а царство по определению самодержавно, т.е. независимо. См. на эту тему 4-ю главу в книжке А.А.Горского "Всего еси исполнена земля Русская..." М., 2001.

По поводу усилившегося в это время в Новгороде влияния Запада - не знаю, насколько это связано с унией, но очень интересно то, что если это и так, то наше обращение к Западу было не последованием за Византией, поклонившейся Западу, а было протестом против Византии и поиском чего-то вне её. Поясню: накануне Второй Мировой войны Россия и Франция пытались договориться друг с другом против Германии, договориться не удалось, и каждая из стран пошла на сговор с Германией как бы в пику одна другой.


Только когда мы говорим о последствиях, надо помнить, что история - это не цепная реакция. А то мы сейчас наговорим, и получится, что состоялась уния, а у нас потом всё вышеперечисленное на автомате шло, и если шло неправильно, то это виноваты греки, заключившие унию. Нет, уния могло способствовать, подталкивать, создавать предпосылки, а действовали-то люди, свободные личности, и поэтому нужно быть осторожным, чтобы под "последствиями" не подразумевалась некоторая предопределенность.

Андрей Г

Александр,
Спаси Господи за ответ!
Во все с Вами согласен. Хочу только добавить к

>Ослабление связи с греками связано с автокефалией очень прямо, и вопрос, >конечно, не в ослаблении связи, а в характере этого ослабления - то есть в >том, что это повод для очень серьёзного недоверия грекам. Причём с >недоверием на Руси стали относиться к грекам вообще, а не только к немногим >непосредственно виновным. Из этого недоверия можно вывести ещё одно >последствие унии для нас - раскол (то есть Никон грекам решил поверить, а >Аввакум не забыл, что греки запятнали себя унией и не видел основания >доверять их обрядам).

Что это наше недовение есть следствие не Унии, а черта нашего сознания того времени. Возможно оно (недоверие) также питалось стремлением век. княжеской власти к полной власти над церковью и независимостью от Византии. А время для этого было подходящее - Московская Русь крепла и уже почти полностью освободилась от Т-М Ига.
Следовательно, греки не явились одной достаточной причиной для афтокефалии и тем более русского раскола.

Вы правы, что в истории нет предопредельнности и автоматической последовательности событий.

С началом Великого Поста, Александр!

А Вы на каком курсе? Можете ответить письмом andrei.home@mail.ru
Андрей