Секта - проба определения

Автор Виталий, марта 27, 2004, 08:43:55

« назад - далее »

Виталий

Секта, по моему, это религиозный анклав в пространстве устоявшегося исповедания. Я думал, что же выделяет секту из ее религиозного «окружения» и вот мне кажется:

1. Что объединяет ее внешнее неприятие. «Окружение» не воспринимает и не принимает секту, но и секта не воспринимает и не принимает «окружение»;

2. Секта строится на принципе прозелитизма, т.е. своей паствы у секты нет, или она крайне не значительна, а посему основной задачей секты является пропаганда именно среди «окружения»;

3. Отсюда догматика (если она есть) строится не на утверждении «своего» а на подрыве чужого, на его:
а) отрицании,
б) «уточнении» или «раскрытии»,
в) «прогрессе»;

4. секты осознаются таковыми именно «окружением»;

5. сектами могут быть осознаны:
а) еретические сообщества, выделившиеся из «окружения», на базе п. 3. пп. б), в)
б) миссионерские десанты «извне»;

6. Для осознания сообщества сектой нужно что бы у секты и у «окружения» была база для исходного соотнесения:
- общность религиозных источников,
- национальная общность или культурная,
- территориальная или государственная общность;

Например кришнаиты индийцы проживающие в России не могут быть осознанны Православными русскими как секта, но если они начинают вербовать в свои члены русских то восполненная таким образом организация уже может восприниматься как секта.

7. Может ли «окружение» воспринимать религиозное сообщество п.5 пп. б) (индифферентное к «окружению») как секту, если «на родине», или в своем «материнском исповедании» (п.5 пп. а)) она воспринимается именно как секта?
а) «опосредовано» – если «материнское исповедание» каким то образом соотносится с данным «окружением»
б) «по аналогии» - сравнительно поведения относительно «материнского исповедания» или «родины».

Руслан

Я думаю, что секта от "сектор", часть круга. Выделение части из целого по определенному признаку.

Термин "Тоталитарная секта" - сложнее, ИМХО. Там очень много подходит под Ваше определение.
С неизменным уважением

tomasina

Слово "секта" (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

Большинство словарей и справочников определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин) страны или региона и противостоящие им. Важное дополнение к социологическому определению секты было сделано немецким ученым Эрнстом Трёльчем (1865-1923). В качестве причины индифферентного или враждебного отношения сект к окружающему обществу и культуре он особенно выделил присущий сектам приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.

tomasina

Критериями принадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить:

1. гуруизм (абсолютной власть обожествленных лидеров и их приближенных);

2. построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций;

3. обман или сокрытия части важной информации об организации при вербовке новых членов;

4.наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;

5. эксплуатация членов;

6. нравственный релятивизм - нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства");

7. использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов. К таким методикам, в частности, относятся:

-внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта;

-обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром;

-интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);

-формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы мышления;

-групповое давление;

-использование психологических методов эмоционального контроля;

-внушение недоверия к рациональному мышлению;

-использование приемов "остановки мышления", например, посредством повторения мантр;

-использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций;

-контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов;

-введение ограничений в питании и сне;

-контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции;

-внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.

tomasina

Тоталитарными сектами, или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся "контролирование сознания".

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Слово "религия" значит связь, связь личности и личностным Богом. В тоталитарных сектах поклонение Богу фактически заменяется поклонением богоподобному лидеру или созданной им организации.

Яndex: найдется все! :)

Vladimir61

Осмелюсь пересказать мнение очень уважаемого мною профессора МДА Алексея Ильича Осипова (не буквальное цитирование, а по пямяти).
Он во многих своих лекциях объясняет, что у Церкви нет внешних врагов. Все проблемы внутри каждого из нас, как и царство Божие внутри нас. Если в наших приходах жизнь будет строится на любви к ближним и к Богу, то все пойдут к нам а не в секты. А самый страшный вариант секты с его точки зрения :  это православный приход в котором настоятель принимает на себя роль древнего старца с требованием полнейшего послушания от прихожан во всех вопросах.
У Осипова есть отдельная лекция "О наставниках", на мой взгляд очень полезная и для простых прихожан и для батюшек.
А приобрести лекции Осипова можно в книжной лавке Сретенского монастыря (кажется ул.Большая лубянка, д.19) или заказать по почте в студии "Духовное образование" - http://www.kuraev.ru/studio/products.php3
Vladimir61

Виталий

#6
ЦитироватьVladimir61 :
Осмелюсь пересказать мнение очень уважаемого мною профессора МДА Алексея Ильича Осипова
В свете событий на форуме Кураева, я бы не стал цитировать уважаемого профессора, ибо его лекции, как оказывается способны подвигнуть к достаточно интенсивному соблазну.
ЦитироватьОн во многих своих лекциях объясняет, что у Церкви нет внешних врагов.
Это замечательно, особенно, если Господь устами Св. Писания утверждает обратное. Даже в Нагороной проповеди, где Он говорит о любви к врагам (обратите внимание, что именно к врагам, а не к кому то там еще).

Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;(Матф.24:9)

Сама суть Церкви заключается в Ее инаковости, в ее противостоянии миру, и эта инаковость служит воспалению ненависти на нее со стороны мира:

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы... (Иоан.3:19-20)

ЦитироватьЕсли в наших приходах жизнь будет строится на любви к ближним и к Богу, то все пойдут к нам а не в секты.
Я понимаю о чем Вы, но фактически это неверно. (см. предыдущую цитату из Св. Иоанна Богослова.) Прежде чем человеку воодушевиться нашими христианскими добродетелями, ему нужно воодушевиться Богом, обратиться к Нему, иметь некоторое здравое представление о добродетели, ибо наша добродетель в глазах развращенных не более чем суеверие, или даже хуже того.

Одним словом - к вере приводят не наши достоинства, а Промышление Господне. С нашей стороны мы можем лишь не мешать Божественному Промыслу.

Мы не агитаторы и пропагандисты - мы вестники. Наша задача: Благовестие. Смысл же Благовестия (упрощенно) в суде: кто услышит Его, тот не имеет уже больше оправдания своему нечестию, своему противлению.
ЦитироватьА самый страшный вариант секты с его точки зрения :  это православный приход в котором настоятель принимает на себя роль древнего старца с требованием полнейшего послушания от прихожан во всех вопросах.
Единственное замечание: настоятель неумудренный, настоятель вещающий от ветра головы своея. С моей точки зрения - "профессорская церковь", церковь, кафедра которой не в храме, а в аудитории, это не меньшая опасность для Апостольского наследства, чем младостарческий "изуверский приход".

ЦитироватьУ Осипова есть отдельная лекция "О наставниках", на мой взгляд очень полезная и для простых прихожан и для батюшек.
Любой "простой" батюшка - иерей Божий.

Vladimir61

ЦитироватьВиталий :
В свете событий на форуме Кураева, я бы не стал цитировать уважаемого профессора, ибо его лекции, как оказывается способны подвигнуть к достаточно интенсивному соблазну.

На форум Кураева я заглядывал всего пару раз и как то не по душе мне там оказалось. Поэтому не ожидал что цитирование Осипова окажется для Вас больным местом.
От уважения к профессору Осипову я не отказываюсь, но для избежания излишних страстей на этом форуме предлагаю стереть моё неудачное письмо по этой теме (соответственно с Вашим ответом на него).
Дай Бог Вам Здоровья!
Vladimir61

Виталий

ЦитироватьVladimir61 :Поэтому не ожидал что цитирование Осипова окажется для Вас больным местом.
От уважения к профессору Осипову я не отказываюсь, но для избежания излишних страстей на этом форуме предлагаю стереть моё неудачное письмо по этой теме
Ну, это не обязательно - пусть будет. Для меня это не "больное место".

Дай Бог всякого здоровья проф. Осипову, но, то, что я сказал, к сожалению факт. Я разумею соблазнительность его лекций для современного российского "богоискательства". Либерал в наше время, время разброда и шатания умов даже в Церкви, опасен не менее фундаменталиста, ибо и то, и то - крайности.

В здавой традиции, в обществе имеющем задел здравой духовной жизни - существование либералов и фундаменталистов не так чувствуется, и может даже иметь свои положительные стороны. Но сегодня, в нашей ситуации - любая крайность многократно усиливает риск возникновения ересей,  расколов и сект.

Яркий пример - вышеупомянутый форум, где некритично воспринятые некоторые "смелые" утверждения профессора послужили тому, что один из участников форума фактически уже сформулировал свое собственное "богословие экстремальной любви", и теперь лупит им как кистенем по головам всех несогласных.

Все это возвращает вопрос о сектах к главному вопросу: вопросу о Духе. Секта прежде всего отличается от Церкви - духом. Вот здесь и лежит основная затыка работы с сектантским сознанием, с сознанием порождающим секты, и материалами, которые дают пищу этому сознанию.

Руслан

Христос Воскресе!

ЦитироватьVladimir61 :
Если в наших приходах жизнь будет строится на любви к ближним и к Богу, то все пойдут к нам а не в секты.
И тогда можно будет констатировать потерю Церковью неотмирности... Хотя внешне все будет очень достойно, любвеобильные клирики со стандартной улыбкой, оказывающие психологическую помощь.  ;)
Проблема в термине "Любовь", соответствует ли синтементальная слащавость великой жертвенности Христа? Но если речь об истинной Любви, то все к нам не пойдут, так любить очень опасно для личного комфорта, для имиджа своего, для карьеры, а нередко и для временной сей жизни. Неотмирность плохо сочетается с устремлениями человека в этом мире.

Я думаю, что Виталий прав, надо оставить то, что написали, только давайте кураевский задор уберем.;)
 
Это к Виталию относится, последнюю фразу про профессора удалить бы?;)
С неизменным уважением

Виталий

ЦитироватьРуслан :
Христос Воскресе!
Воистину воскресе!
Цитироватьдавайте кураевский задор уберем.;)
 
Это к Виталию относится, последнюю фразу про профессора удалить бы?;)
Ай! А почему без меня? Я бы и сам отредактировал.

Руслан

Христос Воскресе!

ЦитироватьВиталий :
Ай! А почему без меня? Я бы и сам отредактировал.
Простите, я знал, что у меня есть возможность, но не знал как она работает, попробовал, а она взяла и сработала.:)  Первая проба, простите.:)
С неизменным уважением

Виталий

ЦитироватьРуслан :
Христос Воскресе!

 Простите, я знал, что у меня есть возможность, но не знал как она работает, попробовал, а она взяла и сработала.:)  Первая проба, простите.:)

А Вы однако... экспериментатор!;)

tomasina

ЦитироватьРуслан :
Христос Воскресе!

Vladimir61 :
Если в наших приходах жизнь будет строится на любви к ближним и к Богу, то все пойдут к нам а не в секты.

 И тогда можно будет констатировать потерю Церковью неотмирности... Хотя внешне все будет очень достойно, любвеобильные клирики со стандартной улыбкой, оказывающие психологическую помощь.  ;)
Проблема в термине "Любовь", соответствует ли синтементальная слащавость великой жертвенности Христа? Но если речь об истинной Любви, то все к нам не пойдут, так любить очень опасно для личного комфорта, для имиджа своего, для карьеры, а нередко и для временной сей жизни. Неотмирность плохо сочетается с устремлениями человека в этом мире.

Воистину Воскресе!

Вот уж от кого не ожидала бы "наезда" на первую и главную (Мф  22:37-39) заповедь христианина! :)

На самом деле, действительно, вопрос в терминологии. Стандартная улыбка "любвеобильных" клириков к любви имеет весьма отдаленное отношение хотя бы в силу отсутствия этой самой любви...

А от Любви нам на форуме все равно никуда не деться... Ибо какое может быть христианское общение без Господа?.. :) И в этой самой Любви и будет заключаться (помимо прочего) та самая неотмирность...