Может ли наука быть православной?

Автор Александ, марта 31, 2004, 01:03:00

« назад - далее »

Александ

В предыдущих темах всплывал время от времени вопрос о соединимости православия и культуры (ну, например, возможен ли православный театр или же только православные актёры в обычном театре, чтобы не обмирщать понятие "православие").
Мне было бы интересно узнать мнение участников форума о соединимости православия и наук. Речь не о том, насколько то или иное положение вероучения противоречит или не противоречит науке, а о том, возможна ли православная наука?
Года два назад на лекциях по истории педагогики возник спор о том, существует ли православная педагогика как наука? Расхождение мнений было обусловлено во многом тем, что не договорились о терминологии. Под педагогикой можно понимать содержание (воспитания/образования), а можно - методику, как то или иное содержание довести до ребёнка. Причём в первом случае никто не стал бы спорить с возможностью православной педагогики, но тогда вопрос, а причём здесь слово наука. А во втором случае, соответственно, возникает вопрос, чем принципиально православная педагогика как наука могла бы отличаться от неправославной. Краткость времени лекции не позволили тогда завершить этот спор.
Возможны такие же вопросы и о других науках.
Возможна ли православная история как наука?

Милаша

Зачем?
Можно не только перед наукой или занятием, но и перед любым вообще существительным поставить слово "православный" : православный интернет,православная обувь, православные пирожки. Но, на мой взгляд, все это дурной тон.

Я продолжаю считать, что православной должна быть вера людей. И все. Этого достаточно.

Sasha

#2
Мне кажется, что наше желание называть все подряд православным связано с нашей закрытостью, почти зашоренностью. Дело в том, что мы, обращаясь к Церкви, часто ставим себя на абсолютно противоположную по отношению к миру позицию - у нас, мол, другие любимые авторы. Поскольку ничто в культуре не без порока, возникает ощущение, что и отказаться надо ото всего. Но только ни у кого это не получается: потому-то и возникает желание из всего выделить часть, приемлемую для нас, и поставить на ней клеймо - "православное".
По сути же православным может быть человек, что, конечно, отражается на плодах его творчества - в науке, в искусстве. И присутствие этих свидетельств от Православия во всех сферах жизни человечества есть своеобразная проповедь миру о Христе, что, конечно же, очень прекрасно.
Небом единым жив человек![/b]
А. Вознесенский

Александ

ЦитироватьSasha :
Мне кажется, что наше желание называть все подряд православным связано с нашей закрытостью, почти зашоренностью.
...
По сути же православным может быть человек, что, конечно, отражается на плодах его творчества - в науке, в искусстве. И присутствие этих свидетельств от Православия во всех сферах жизни человечества есть свообразная проповедь миру о Христе, что, конечно же, очень прекрасно.

Дело не в названии, а в том, насколько в некоторых науках деятельность зависит от мировоззрения.
С одной стороны - наука вроде бы по определению вещь общезначимая. Мне было бы трудно вообразить православную математику. Но в математике есть определённый набор аксиом, основных положений, принимаемый людьми всех мировоззрений.
В гуманитарных науках с этим сложнее. Аксиомы тоже есть, потому что наука всё-таки должна на чём-то основываться, но далеко не все аксиомы могут признаваться людьми различных мировоззрений.
В педагогике - это определение, например, первоначального состояния ребёнка - это совершенно нейтральная tabula rasa, или это состояние является всё-же не совсем нейтральным, а несколько повреждённым грехопадением? Или ещё что-нибудь?
В истории такими вопросами могут быть вопросы об исторических законах и закономерностях (есть они вообще или нет, и если есть, то какие).
И если в результате мы придём к выводу, что православный учёный (историк, педагог, или ещё какой-нибудь гуманитарий) основывается в своей науке на ряде положений, характерных именно для православия (или чуть шире - для христианства), то мы можем говорить о православной истории как науке.

Олег Б.

Может речь идет о православном, христианском воспитании, а не образовании? :rolleyes: ? Ребенок с горшка начинает задавать "простые" вопросы, на которые теряешься дать правильный ответ. И с каких позиций мы будем отвечать на эти вопросы, так они (дети) будут воспринимать окружающий мир. Что касается культуры, мне кажется, она неразрывно связана с христианством. Но вешать ярлыки - не дело, а слово "православный", к сожалению, постепенно превращается в ярлык. Сам человек должен быть православным, и тогда все что он будет делать, будет освещаться евангельским светом (может получилось очень пафосно, но суть от этого не меняется).:) И вообще, лично мне больше нравица прилагательное "христианский" :) :)

Александ

ЦитироватьОлег Биркая :
Может речь идет о православном, христианском воспитании, а не образовании?
...
 Что касается культуры, мне кажется, она неразрывно связана с христианством. Но вешать ярлыки - не дело, а слово "православный", к сожалению, постепенно превращается в ярлык. Сам человек должен быть православным, и тогда все что он будет делать, будет освещаться евангельским светом (может получилось очень пафосно, но суть от этого не меняется).:) И вообще, лично мне больше нравица прилагательное "христианский" :) :)

Большое спасибо за ответ, всё это правильно и мне нечего возразить, но я спрашивала не о том.
Воспитание, да и образование по содержанию могут быть христианскими, атеистическими, мусульманскими и вообще какими угодно. Но вопрос в том, может ли гуманитарная наука быть конфессиональной?

Sasha

ЦитироватьАлександ :
Дело не в названии, а в том, насколько в некоторых науках деятельность зависит от мировоззрения.
Несомненно, мировоззрение влияет на деятельность - иначе бы оно было ни к чему. Конечно, православный человек-ученый на многие вещи смотрит не так, как его коллеги, не исповедующие нашу веру. Но ведь любая гуманитарная наука - это совокупность множества точек зрений, различия которых часто обусловлены различиями мировоззрений их авторов, и если ученый, исповедуя Православие, остается при этом профессионалом и стоит на научных позициях, то никакой проблемы "религия и наука" просто нет. Конечно, он может отвергать некоторые общепринятые методы или предлагать новые (как в педагогике или психологии), строить научную концепцию на непризнанных принципах (как в истории), но это не выведет его за рамки науки и не создаст новую науку: никто ведь не станет утверждть на основании того, что мы молимся перед трапезой, что существует православное пищеварение, правда? :)
Небом единым жив человек![/b]
А. Вознесенский

студент

Если взглянуть назад на прошедший век двадцатый, то приходишь к интересному заключению, что в этот период из мировой научной мысли было вычеркнуто множество людей интеллекта. Вспомните хотя бы Сталинские репрессии в нашей стране... Даже в простонародном обиходе слово "интеллигент" было чуть ли не оскорбительным... Обобщая, можно прийти к выводу, что неким промыслительным образом человечество лишилось возможности строить новую "вавилонскую башню". Каким то внешним образом, не без участия конечно конкретных исторических личностей, мировая наука терпела внешнюю агрессию. (Возможно я не прав, в этом случае прошу прощения, и разъяснения.)
Согласен с высказываниями, что нельзя на науку вешать конфессиональный ярлык! Более того, "плод познания" может оказаться и запретным. Как видим, не к одному добру приводит химия - оружие химическое, физика - ядерные бомбы, психология - давления СМИ, медицина - аборты, кесарево ради дорогостоящего материала, это ужасное положение с экологией, и т.д. и т.п.
Понимаю, что научную мысль остановить нельзя, но в наш техногенный век стал очень уязвимым уклад жизни. Представьте, что нет электричества... Раньше это не было недостатком или бедствием, а теперь? Человечество пошло по пути отрыва от природных корней. Теперь даже натуральные продукты считаются чуть ли элитным товаром...
Разве все это можно назвать "христианской наукой"? Не познается ли дерево по плодам?
Эх, слова-слова... Сам же я люблю науку, люблю открытия, развитие... Я за образование, за искусство...
Одно скажу, что не редко приходят грустные мысли о нашей обреченности...