Покаям`с по католически (акт второй)

Автор Виталий, апреля 13, 2004, 06:32:38

« назад - далее »

Виталий

...сотвори плод покаяния

Ну, то что католицизм покаялся за все и перед всеми, это уже не новость. Это у него такой вид "общественной деятельности"...

Однако, тут он покаялся за конкретное событие, ситуацию вокруг которого интересно было бы обсудить.

Разгром Константинополя не просто "еще одна шалость" Рима, это системное явление, последствия которого живы и по сию пору.

Мало кому известно, что в разгромленном Царьграде Рим назначил предстоятелей всем восточным Церквям. Мало кому известно, что в том числе именно поэтому РКЦ числит себя ни много, не мало Вселенской церковью, а свои соборы - Вселенскими. Мало кому известно, что подставные "патриархи" продолжали поставляться на занятые кафедры уже даже после того, как латинян турнули с востока. Мало кому известно, что "восточные" лжепатриархи и теперь существуют, имея "кафедры" в Римских церквях.

Хотя, в принципе это все - "секрет полишенеля".

Так вот - Взятие Царьграда, это не просто разбой и грабеж, это попытка уничтожить православие в колыбели. Ведь не только разграбили город и растащили Святыни, которые теперь составляют чуть ли не львиную часть католических реликвий, но и широко, по всей территории, где только могли дотянуться, всячески пытались подавить сопративление.

Вспомним хотя бы Афонских мучеников, которых "крестоносцы" таскали по земле привязанных к хвостам лошадей!

Demetrius

Как же тогда быть с гневным письмом Иннокентия Четвертого? Взятие Константинополя 1204 года отнюдь не входило в планы римского папы. Для него много большее значение имел бы поход на Восток, в Палестину; византийская династия Ангелов и без того открывала "латинянам" широчайший доступ к влиянию как в экономике, так и в политике Империи. Поход крестоносцев на Диррахий и Константинополь был для Иннокентия неожиданностью... впрочем, не неприятной, как показала история.

Если Вы обратитесь к источникам - Роберу де Клари и Виллардуэну, - Вы поймете, что "поход на греков" - чистейшей воды самодеятельность. В текстах нет ничего о религиозном противопоставлении латинян грекам, зато очень много политики, прекрасных дам и подсчетов марок серебра. Не стоит совершать насилие над историей, пусть и с благими намерениями.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Виталий

ЦитироватьDemetrius :
Как же тогда быть с гневным письмом Иннокентия Четвертого? Взятие Константинополя 1204 года отнюдь не входило в планы римского папы. Для него много большее значение имел бы поход на Восток, в Палестину; византийская династия Ангелов и без того открывала "латинянам" широчайший доступ к влиянию как в экономике, так и в политике Империи. Поход крестоносцев на Диррахий и Константинополь был для Иннокентия неожиданностью... впрочем, не неприятной, как показала история.

Если Вы обратитесь к источникам - Роберу де Клари и Виллардуэну, - Вы поймете, что "поход на греков" - чистейшей воды самодеятельность. В текстах нет ничего о религиозном противопоставлении латинян грекам, зато очень много политики, прекрасных дам и подсчетов марок серебра. Не стоит совершать насилие над историей, пусть и с благими намерениями.

Именно после обращения к вышеназванным источникам и научным комментариям к ним я пришел к выводу, что:

Папа знал, куда и зачем идут крестоносцы. Знал заранее, ибо маркиз Монферратский специально ездил в Рим обсуждать этот маршрут, а год спустя туда же, в Рим ездил претендент на Византийский Престол, и там же, в Риме было договорено об унии, которую крестоносный ставленник должен был в числе прочего осуществить.

Как видно из текста Де Клари, крестоносцы уже перед началом штурма положили разогнать законную православную иерархию, и учинить собственную, так что речь уже даже не шла об унии, а об аннексии, что и произошло сразу же после захвата города и вообще страны.

Если учесть, что все эти мероприятия должны были быть утверждаемы в Риме, то, логично было бы предложить, что они были заранее оговорены (с ведома Алексея, или без его ведома). Таким образом, можно считать доказанным, что Папа, если и "гневался", то только в целях сохранения лица (упомянутый в комментариях Нарбоннский собор видимо прямо запрещал войну против "Второго Рима", подразумевая греховность войны между христианами).

Причем, можно считать доказанным, что Папа вынашивал идеи даже не унии, а именно аннексии Восточных Патриархатов (откуда появление ставленых крестоносцами марионеточных "патриархов").

Отсюда: События времен Четвертого крестового похода можно рассматривать не как казус, нечто непредвиденное, но как обдуманную и спланированную компанию направленную именно туда, куда она и должна была прийти.

Вывод: Общая тенденция схизматизации католицизма и западной части христианской ойкумены, включающая появление дублирующих христианских и имперских институтов ("Священной Римской Империи", "Вселенских соборов", и пр.) в конечном итоге вылилась в стремление вовсе вытеснить "восточную часть". Католицизм не просто объявил примат и единственность Римской кафедры, он, в конце концов, объявил и единственность того мира, который формировался под римским омофором.

Именно отсюда все эти "освобождения Гроба Господня". И тут, можно с большой долей уверенности утверждать, что в случае победы крестоносного движения, участь православия была бы решена совершенно радикально и в очень сжатые сроки.

От себя могу добавить, что в поражении крестовых походов, я вижу Господне Провидение, которое, попуская католикам временно торжествовать, в конечном итоге предопределило не только полное фиаско этой авантюры, но и последующий "комплекс вины" Рима.

"Каясь" за крестовые походы, нынешний Папа не просто осуждает католический экспансионизм, он осуждает саму идею Римского примата, что в конечном итоге не может не быть осознано основной, деятельной частью католиков. Невозможно верующему осуждать действия другого верующего, не задумываясь о том, что толкнуло его на деяния, в которых нужно не просто каятся, но, каятся от имени всей церкви.

Невозможно просто оставить за бортом именно религиозную причину крестоносного погрома Византии.

И чем скорее массы католиков уяснят себе эту мысль, чем скорее начнется процесс РЕАЛЬНОГО ПОКАЯНИЯ, тем скорее римо-католики вернутся в Лоно Матери Церкви, и тем скорее произойдет долгожданное уврачевание «великой схизмы».

http://www.nefedor.com/cgi-bin/nph-mgwcgi?MGWDB=NEFEDOR&MGWAPP=Search&REQ=WriteTopic&Topic=18855&FullView=1

Виталий

Фрагменты повести Робера де Клари «Завоевание Константинополя»
Текст: де Клари Р. Завоевание Константинополя. - М.: Наука, 1986
Перевод и комментарии М. А. Заборова

XVII

...Дож Венеции хорошо видел, что крестоносцы находятся в стесненном положении; и вот он обратился к ним и сказал: "Сеньоры, в Греции имеется весьма богатая и полная всякого добра земля; если бы нам подвернулся какой-нибудь подходящий повод [103] отправиться туда и запастись в той земле съестным и вгем прочим, пока мы не восстановили бы хорошенько наши силы, то это казалось бы мне неплохим выходом, и в таком случае мы сумели бы двинуться за море".

[примечание 103] "Подходящий повод" (raisnavie ocoison) - дело в том, что Иннокентий III, снимая отлучение с крестоносцев после захвата ими Задара (правда, письмо, содержавшее отлучение, не было отправлено!), еще раз запретил им нападать на какие-либо земли христиан, однако с оговоркой: "Разве только сами они станут необдуманно чинить препятствия вашему походу или же представится какая-либо другая справедливая либо необходимая причина, по которой вы сочтете нужным действовать иначе". Дож, судя по рассказу Робера де Клари,, и искал лазейку, "предусмотрительно" оставленную папой крестоносцам для нападения на Византию: "необходимой причиной" вполне могла служить та, которую указывал Дандоло. - пополнение продовольственных запасов и проч. давало оправдание для антивизантийских проектов венецианской плутократии. Характерно, что впоследствии Бонифаций Монферратский, объясняя папе причины захвата Константинополя, употребит выражение самого "апостолика": "Прирожденное коварство греков с помощью огня, хитрости и отравы часто чинило препоны нашему походу"

LXXII

...Когда бароны возвратились и сошли с кораблей, то собрались вместе и в сильном смятении сказали, что это за свои грехи они ничего не смогли ни предпринять против города, ни прорваться вперед [288]; и тогда епископы и клирики войска обсудили положение и рассудили, что битва является законной и что они вправе произвести добрый приступ, - ведь жители города издревле исповедовали веру, повинуясь римскому закону, а ныне вышли из повиновения ему и даже говорили, что римская вера ничего не стоит, и говорили, что все, кто ее исповедуют, - псы; и епископы сказали, что они поэтому вправе нападать на греков и что это не только не будет никаким грехом, но, напротив, явится великим благочестивым деянием.

[примечание 288] Официально нападение на Константинополь считалось "грехом", ибо, согласно постановлению Нарбоннского собора, происходившего еще в год "великой схизмы" (1054 г.), означало бы пролитие крови самого Христа. У Робера де Клари явно слышится отзвук этой точки зрения.

LXXIII

И тогда стали скликать по всему лагерю, чтобы утром в воскресенье все явились на проповедь: венецианцы и все остальные; так они и сделали. И тогда стали проповедовать в лагере епископы — епископ Суассонский, епископ Труаский, епископ Ханетест, мэтр Жан Фасет и аббат Лоосский, и они разъясняли пилигримам, что битва является законной, ибо греки — предатели и убийцы и им чужда верность, ведь они убили своего законного сеньора, и они хуже евреев. И епископы сказали, что именем Бога и властью, данной им апостоликом, отпускают грехи всем, кто пойдет на приступ, и епископы повелели пилигримам, чтобы они как следует исповедались и причастились и чтобы они не страшились биться против греков, ибо это враги Господа. И был отдан приказ разыскать и изгнать из лагеря женщин легкого поведения и всех их отослать подальше от лагеря; так и поступили: всех их посадили на корабль и увезли весьма далеко от лагеря.

LXXIV

...Потом, когда епископы отговорили свои проповеди и разъяснили пилигримам, что битва является законной, все они как следует исповедались и получили причастие...

LXVIII

Потом случилось так, что все французы и все венецианцы собрались, чтобы держать между собой совет насчет того, как им действовать, и что предпринять, и кого бы они могли поставить императором, если захватят город; наконец, они порешили, что возьмут 10 французов из числа самых достойных в войске и 10 венецианцев тоже из числа самых достойных, каких только знают; и что решат эти 20, то и будет сделано, причем если императором будет избран кто-либо из французов, то патриархом изберут кого-нибудь из венецианцев...

XCVIII

...И тогда Альом де Клари, клирик, о котором я вам уже говорил, тот, который был столь доблестен и который столько совершил там ратных подвигов, как мы вам об этом рассказали до этого, сказал, что он хотел бы участвовать в дележе как рыцарь[372]; а кто-то сказал, что это не по праву, чтобы он считался при дележе за рыцаря, а он сказал, что по праву, ибо он тоже был на коне и в кольчуге, как рыцарь, и что он совершил ратных подвигов столько же и даже больше, чем любой рыцарь, который там был;

[примечание 372] По сведениям автора хроники "Константинопольское опустошение", во время этого, предварительного, раздела добычи лица духовного звания приравнивались к конным оруженосцам: каждому священнослужителю выдали 10 марок, а рыцарю—20.

(А вот интересно – много ли клириков участвовало в погроме, и как они потом литургисали?)

И так, можно считать практически доказаным, что участники разгрома Константинополя не просто исходили из религиозных побуждений, но и были всячески поощряемы в них клириками, в том числе и епископами ...ну, и Папа не совсем в стороне оказался.

Всеволод

Христос Воскресе!

Виталий, мне кажется, нельзя однозначно говорить о том, что с самого начала целью похода был Константинополь. Все-таки известен тот факт, что историки по сию пору не пришли к единому мнению относительно причин, вызвавших отклонение крестоносцев от изначально намечавшегося маршрута. Конечно, тут много конфессионального, в обсуждении причин того, почему «он шел на Одессу, он вышел к Херсону».

Очень уж удачно совпадали вектора: Риму представлялось возможным подчинить себе греческую церковь, Венеция избавлялась от своего ослабевшего сюзерена и сама начинала диктовать условия на востоке Средиземноморья, крестоносцы получали возможность и выплатить долг за корабли венецианцам, и обогатиться, а желающие дальше могли идти в Святую землю.
И наверное, можно сказать, что папа извлек пользу из сложившейся ситуации, но не утверждать, что он изначально был ее «движущей силой» - Васильев в своей работе по истории Византии приводит цитату из Первой Новгородской летописи: "Фрязи же и вси воеводы их възлюбиша злато и сребро, иже меняшеть (т.е. обещал) им Исааковиць (т.е. царевич Алексей Исаакович), а царева веления забыша и папина (т.е. папы)". Хотя, видимо, папа занял позицию «невмешательства», видя, что все и «само» складывается как нельзя удачнее...
С Богом!
Всеволод