Свт. Игнатий.

Автор Руслан, мая 14, 2004, 05:27:52

« назад - далее »

Руслан

Вчера не успел, простите, открыть эту тему. Она посвящена памяти свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Ставропольского (Кавказского). память его 30 апреля по старому стилю, а по новому 13 мая.
Помещаю письмо святителя, я всегда перечитываю его, как будто оно обращено ко мне. Поразительные строки.
_________________________
Послание к братии Сергиевой Пустыни из Николо-Бабаевского монастыря

Возлюбленнейшие Отцы и Братия!

Благодарю вас за памятование ваше о мне грешном, за любовь Вашу ко мне. Благословение Божие да почиет над Вами и над всеми, переплывающими житейское море с целью спасения, с целью достижения Божественной пристани. Кто же зрит единственно к выгодам, преимуществам, наслаждениям преходящего мира, к тому нет у меня слова.

Во время путешествия моего из Сергиевой пустыни, чрез Москву, в Бабаевский монастырь, я посетил многие иноческие обители и видел на опыте то, что святые Отцы описывают в своих Боговдохновенных книгах. Видел, что во всяком месте: и в пустыни уединенной, и среди шумящего многолюдства - те из христиан, которые вникают в Слово Божие и стараются осуществлять его жизнью, наполняют мышцы свои - ум и сердце - напутствием к блаженной вечности. Напротив того, те, которые небрегут о упражнении в Слове Божием, о исполнении святых Божиих заповедей, пребывают в горестном омрачении греховном, в плену у греха, в совершенном бесплодии, несмотря на то, что живут в глубокой пустыне. Пустынножитие, не соединенное с духовными занятиями, вскармливает, тучнит, усиливает греховные страсти . Так наставляют нас святые Отцы; так есть на самом деле. Слово Божие - живот вечный: питающийся им жив будет во веки . Где бы ни питался человек Словом Божиим, в пустыни ли, или посреди многолюдства, везде Слово Божие сохраняет свое святое свойство: свойство живота вечного. А потому никакое место не препятствует этому животу вечному сообщать причащающимся ему, жизнь духовную, единую истинную жизнь. Пребывая с вами, всегда напоминал я вам, увещевал вас заниматься Словом Божиим: оно может даровать нашей шумной обители достоинство обители уединенной: оно может построить духовную ограду вокруг обители нашей, не имеющей вещественной ограды. Эта духовная ограда будет крепче и выше всякой ограды, воздвигнутой из кирпичей и камней; никакой порок не проникнет в обитель нашу, никакая добродетель не утратится из нее. Находясь в отсутствии, не нахожу ничего лучшего, как повторить вам письменно то, что говорил устами. Братия! Не проводите жизни вашей в пустых занятиях; не промотайте жизни земной, краткой, данной нам для приобретений вечных. Она пробежит, промчится и не возвратится; потеря ее - невознаградима; проводящие ее в суетах и играниях, лишают сами себя блаженной вечности, уготованной нам Богом. Употребите ее на изучение воли Божией, благой и совершенной, изложенной в Священном и святом Писаниях. Таяжде бо писати вам, сказал святой Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо.

Когда милосердый Господь, даровав мне некоторое поправление телесного здоровья моего, возвратит в ваше благословенное общество и сподобит узреть лица ваши, как лица святых Ангелов: и тогда мое слово к вам будет то же самое, какое оно было прежде. И прежде увещевал я вас, чтобы вы, претерпевая в Богоданном нам убежище, искали мира душевного в Слове Божием, не увлекаясь суетными помыслами и мечтами, которые обещают дать мир и отнимают его. "Безумного часть - мала перед очами его", - сказал великий Исаак. Напротив того, в душе, принимающей с благодарением дары Божии, возрастает ценность этих даров. Так говорю о нашем пристанище, Сергиевой пустыни. Благодарение Богу за эту пристань может сделать пристань тихой, приятнейшей; смущенные взгляды ропота и недовольства передают свою мутность, свою мрачность и тому, за что, по всей справедливости, следовало бы благодарить, прославлять Бога.

Древо, пересаждаемое с места на место, растрачивает свои силы, хотя бы по природе оно было и сильно, лишается возможности приносить плоды. В терпении нашем повелел нам стяжевает души наши Божественный Учитель наш. Он возвестил, что творящие плод, творят его в терпении. Он возвестил: претерпевый до конца, той спасен будет; кто же поколеблется, возвестил наконец Он же, о том не благоволить душа Моя.

Погружаюсь в созерцание нивы Христовой. Сколько на ней посеяно семян, сколько выросло колосьев! Как они прекрасно зеленеют, шумят утешительно и насладительно, волнуемые ветром. Приходит для этих колосьев время зрелости, время жатвы; они оставляют поле, на котором родились и выросли, сбираются на гумно, сушатся, обмолачиваются, вывеваются. Точно такова наша жизнь. Сколько нужно различных переворотов, чтоб человек увидел всю суетность мира, всю его ничтожность, достиг, наконец, как гумна, недра святой обители. Тяжеловесное, плодоносное зерно, как бы ни перевевали его, всегда падает на гумно, а плевелы и зерна бессильные, пустые, легкие, уносятся с гумна ветром; сперва показываются они облаком, чем-то значащим; потом редеют, редеют, теряются из виду, пропадают. Скорби, встречающиеся в обществе, не могут быть извинением малодушия. Быт и место бесскорбные на земле - несбыточная мечта, которой ищут умы и сердца, чуждые Божественного просвещения, обольщенные бесами. Нам заповедано искать мира душевного во взаимном ношении немощей. Не переменами места, рождающимися единственно от осуждения ближних, исполняется закон Христов. Нет! Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места бесскорбного. Место и жизнь бесскорбные - на небе: оттуда отбеже всякая печаль и воздыхание. Земля - место воздыханий, и блаженны воздыхающие на ней: они утешатся на небе. Место и жизнь бесскорбные - когда сердце обрящет смирение, и смирением войдет в терпение.

Всему этому, всему, что ни есть благое и спасительное научает нас Слово Божие. И потому Сам Господь повелевает, все Пророки и Апостолы, все святые Отцы увещевают, заповедуют, умоляют пребывать постоянно в Слове Божием, которое источник всех благ, которое - жизнь, которое - свет на земле, в этой юдоли плача, глада, тьмы, смерти. И свет во тме светится, и тма его не объят. Водимый лучом этого света, выходит странник земной на пажить спасительную, духовную, отсюда предначинает жизнь вечную. Примите, братия, слова мои, которые - не что иное, как отголосок учения всех Святых. Так пустынный дикий вертеп - жилище гадов и всякой нечистоты - повторяет эхом своим вдохновенные звуки Божественных песнопений.

Испрашивающий Ваших святых молитв и поручающий себя Вашим святым молитвам

Архимандрит Игнатий

1847 года. Николаевский Бабаевский монастырь
___________________________________
http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=187
С неизменным уважением

Владимир_91

Здравствуйте, Руслан!
Что сказать? Просто великолепное послание святителя. Такое может сказать лишь человек, воспринявший учение Христа, всем сердцем своим, живущий этим учением, человек, действительно любящий Бога и ближних.

Когда в моей жизни неприятности и скорби "достают" меня, я часто, в неком раздражении, задаю себе вопрос - когда же это все кончится, когда же я смогу спокойно пожить? И прихожу к выводу, что в этой жизни - никогда. А если и в этой жизни не буду вести себя хорошо, если буду жить не по воле Божией, то и в будущем веке не смогу обрести покоя. Конечно, слава Богу, что и в этой жизни есть относительный покой - который необходим для некоторой передышки. Но эта жизнь усеяна почти сплошными испытаниями - скорбями, болезнями, искушениями, трудностями.

И еще, когда я гляжу на происходящее вокруг - на нашу обыденную жизнь - такая мысль крутится в голове - чем дальше мы живем - тем глупее и развратнее становится окружающий нас мир, мир, который живет не по воле Божией. И становится невыносимо жаль и самих себя, живущих в этом мире и особенно наших детей, которые вкушают отравленные плоды этого мира.
wladimir_91

Руслан

Христос Воскресе!

ЦитироватьВладимир_91 :
 И прихожу к выводу, что в этой жизни - никогда. А если и в этой жизни не буду вести себя хорошо, если буду жить не по воле Божией, то и в будущем веке не смогу обрести покоя.
Интересно. Вы знаете, я не очень хорошо понимаю идею покоя. Вот мы знаем из Св. Писания, что в Царство Небесное войдет только тот, кто творит волю Отца Небесного. Т.е. не просто суетится, а именно со-творит Богу. Мы не можем знать, что ждет нас в том Царстве, не всходило это на ум человеку :) , но образ "покоя" не кажется мне уместным. Даже если под отутствием его понимать скорби и лишения, состояние души в ее единениеи с Богм трудно назвать "покоем", все-же это переживания, хоть и совершенно отличные от привычных нам в этом мире. Думаю, что "покой" - некий "антропорфизм" переносимый нами из этого мире в тот, а что мы пытаемся им пояснить нам не ведомо. :)
ЦитироватьВладимир_91 :
Конечно, слава Богу, что и в этой жизни есть относительный покой - который необходим для некоторой передышки.
Вот бы научиться разумно сочетать деятельность с созерцательностью...
ЦитироватьВладимир_91 :
И еще, когда я гляжу на происходящее вокруг - на нашу обыденную жизнь - такая мысль крутится в голове - чем дальше мы живем - тем глупее и развратнее становится окружающий нас мир, мир, который живет не по воле Божией. И становится невыносимо жаль и самих себя, живущих в этом мире и особенно наших детей, которые вкушают отравленные плоды этого мира.
ИМХО, не так все мрачно. Читая историю Церкви, письма людей разных эпох, творения отцов как-то естественно пришел к мысли, что всегда было так. Мир всегда жил по своей воле, но, кто-то немногий находил в себе силы исполнять волю Божью без оглядки на других и Любовь селилась в его сердце, а от нее хватало всем уставшим от реальности этого мира, в первую очередь от себя, от собственных грехов... Они приходили к этим немногим и грелись в лучах Незаходящего Солнца светившего в них. Так и мы и наши дети... Они проживут свою жизнь, устанут... и также будут говорить, что в их время было легче... Главное не погасить Огонь, чтобы детям было куда прийти, и что передать своим детям.
С неизменным уважением

Владимир_91

ЦитироватьРуслан :
Христос Воскресе!

***Интересно. Вы знаете, я не очень хорошо понимаю идею покоя. ***

Я просто хотел сказать, или пожелать - чтобы сын был более разумным и послушным, не увлекался идеями мира сего и развлечениями, чтобы жена была несколько посдержанней с ним - от переживания за них устаешь гораздо более чем от работы и на душе бывает так тяжело. А работа, забота о ближних - это нормально и даже доставляет радость - и это хорошо. А в остальном, дас Бог, все наладится, главное не терять надежы на Бога и следовать воле Его. Будем надеятся на лучшее.:)
wladimir_91

Руслан

Ищите прежде Царствия Божия, остальное приложится вам... :)
С неизменным уважением