"Пророки" империи фарисеев

Автор Андрей Л.К., апреля 30, 2004, 06:22:33

« назад - далее »

Андрей Л.К.

«ПРОРОКИ» ИМПЕРИИ ФАРИСЕЕВ Игорь Янин «Гудок», от 24 апреля 2004 г.

Так вышло, что в эти дни вновь было привлечено всеобщее внимание к вопросу духовного, религиозного возрождения России. И причин тому несколько. Это и широкое празднование Пасхи, и внимание государства к нуждам нашей Церкви, и усилия делового сообщества, которое по мере своих сил способствует возрождению наших храмов и монастырей, и, наконец, последнее, знаковое событие – возвращение на колокольню Троице-Сергиевой Лавры «Царя», самого большого звучащего колокола России. В 1930 году его оттуда сбросили, разбили, в 2004-м – отлили заново и на место водрузили. Знак...

Словом, есть у нас причины говорить о религиозном ренессансе в России, о возрождении Православия в Отечестве. И многих это радует. Что и понятно.

Непонятно другое. Оказалось, что немало в России и тех, кого это знаменательное событие не радует, а огорчает. И речь не идет, заметим, о профессиональном «друге» России американском поляке Збигневе Бжезинском, сказавшем в 1992 году не менее знаменательные слова: «После падения коммунизма главный враг свободного мира – традиционное русское Православие, замешанное на шовинизме и выражающееся в имперских рефлексах». Речь идет о наших соотечественниках. Имена их называть не будем, дабы не делать этим персонажам рекламу, да и не в именах тут дело. Дело в тенденции. А потому поговорим о тезисах.

НАСЛЕДСТВО АВГУСТЕЙШИХ НЕЗНАЕК

Пришлось в эти дни услышать из неких либеральных уст, что «старина Збиг» вовсе не так уж и не прав. Есть-де к таковому его заявлению «серьезные основания». Мешает-де наше Православие усваивать нам «основные цивилизационные ценности» и приобщаться к западному мировоззрению. Потому-де и служит оно неким тормозом, мешает нам двигаться по пути прогресса и демократии, является «главной проблемой» России.

Что тут скажешь? Казалось бы, такой большой у нас выбор, куда ни глянь – все главная проблема, а тут еще одну нашли, да и какую неожиданную. Что значит либеральный, сиречь свободный взгляд на вещи? Волей-неволей приходят на ум строки, написанные Пушкиным по поводу такого рода господ более двух веков назад:

Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

Сколько времени прошло, а жива эта секта смердяковствующих, жива и процветает. И даже пытается под свою нелюбовь к родительской вере некую теоретическую базу подвести.
Чаще всего слышится такой довод: есть-де Скандинавские страны, они же – протестантские, и уровень их жизни известен. Они суть эталон успеха и процветания. А есть-де страны православные – Россия, Болгария, Румыния, Греция, и их жизненные стандарты с европейским Севером никак сравнить нельзя. Протестантская, знаете ли, трудовая этика, о чем еще и Макс Вебер говорил. Значит...

В том-то и дело, что ничего это не значит. Да и само сравнение, как минимум, некорректно. Это ведь не шведы, а болгары и греки 400 лет подряд были под страшным турецким игом. А шведы никогда и никем оккупированы не были, да и воевали последний раз при Карле XII. И по сей день, кстати говоря, страшно благодарны России за то, что та его разбила и тем самым положила конец шведским захватническим походам, которые берут свое начало еще во времена викингов. И что говорить о России, которая только в ХХ веке дважды вела войну за само право жить на земле, остаться на карте как независимое, суверенное государство. И уж если сравнивать страны, то можно вспомнить и православную Византию, «второй Рим», которая долгое время была культурной столицей Европы, а Запад – ее задним двором. Можно вспомнить и Киев, мать городов русских, который в домонгольское время был одним из самых крупных и развитых городов Европы. Показательный факт: царевна Анна, дочь киевского князя Ярослава Мудрого, выданная, как известно, замуж за французского короля, до конца своих дней оставалась при французском дворе единственным человеком, кто умел читать и писать и по-гречески. Ее августейший супруг-католик ставил вместо своей подписи крестик...

Да и в собственно христианской морали Западу трудно состязаться с православной Россией, хотя как раз ее византийское «варварство» и «грубость нравов» зарубежные критики веками ей ставят в вину. Да, она была империей, но колоний своих, в отличие от просвещенного Запада, в Африке не имела и индейские племена под корень не уничтожала, как это делали набожные американские поселенцы. И апартеид в Южной Африке создали французские и голландские гугеноты-кальвинисты. Много говорят наши «друзья» о жестокостях и казнях Ивана Грозного, этого символа русского «жестокосердия», но в замечательном городе Париже просвещенный французский король-католик только за одну Варфоломеевскую ночь уничтожил своих подданных в несколько раз больше, нежели грозный русский царь за все время своего правления. В России, как известно, инквизиции не было, а только в немецких городах к концу XVIII века (европейский век Просвещения!) по обвинению в колдовстве на кострах сожгли до 100000 женщин. И это сделали столь рациональные и прогрессивные немцы-протестанты. Что касается благосостояния, то русские, конечно, были бы намного богаче, если бы в течение четырех веков расширения державы присваивали себе и землю, и труд присоединяемых народов. Россия, расширившаяся до Тихого океана, не отняла ни одного квадратного метра земли у местных владельцев и не отдала его ни русскому крестьянину, ни русскому помещику. А просвещенные британцы согнали в середине XIX века своих братьев во Христе – ирландцев с земли, и около 2 миллионов человек умерли с голоду.
Казалось бы, парадокс, но только внешний, если судить с точки зрения стереотипов, которые нам упорно навязывают.

В УГОЖДЕНЬЕ БОГУ ЗЛАТА...

Другой тезис наших новейших веры хулителей: в основном протестантские США – ведущая держава мира, лидер. Значит, их протестантизм «сильнее» Православия будет, он более «успешный». Значит, более христианский.

Значит ли? И почему материальный достаток должен знаменовать собою правоту веры? Вера – понятие духовное, а материальное – оно и есть материальное. И первое вовсе не тождественно второму. И разве не об этом же говорится что в Ветхом, что в Новом Завете?
Или нам пытаются сказать о чем-то другом, но никак не о вере? Похоже на то.
Одним из основателей американской духовной культуры (определенной системы ценностей и путей их достижения) считается выдающийся ученый, писатель и государственный деятель Бенджамин Франклин. Это, наверное, самый известный, самый узнаваемый – зрительно – американец: именно он изображен на 100-долларовой купюре. В известной мере это воплощение американского типа и самого его духа, по крайней мере, духа капитализма по-американски. Недаром немецкий философ Вернер Зомбарт (сам, надо полагать, протестант) сказал, что в «Автобиографии», написанной Франклином, представлен дух предпринимательства «в его высшей... законченности». В этом сочинении очень наглядно говорится о «первенстве приобретательских интересов», о «безусловной, безграничной, беспощадной наживе» и о «величайшем экономическом рационализме» как основах этой незаурядной, конечно, личности.
Но можно ли их назвать духовными, можно ли их назвать христианскими?

Христианство и Евангелие, как известно, учат не собирать сокровищ на земле, не прельщаться миром материальным, но думать более о душе, мире духовном. Это одна из основ данного вероучения, что известно даже людям, знакомым с ним весьма поверхностно. Но в чем же видит суть христианского долга человек, изображенный на американской денежке? Этот долг он видит в трех, собственно, добродетелях: «не объедаться», «копить» или «помолиться Всевышнему о ниспослании еще большего успеха и богатства». Видимо, недаром все-таки Франклин попал на эту денежку: это все что угодно, но не христианство. Видимо, это какая-то своя, особенная религия, изобретенная американскими предпринимателями-пуританами. Религия, специально придуманная как оправдание накопительства и приобретательства. Религия, так сказать, капитализма. Вот еще одно из суждений-«заветов» этого воплощения если не духа христианства, то духа американизма точно: «Человек, которому Бог дал богатство и душу, чтобы его правильно употреблять, получил в этом особенное и превосходное знамение милости».

Это, в сущности, религия интересов третьего сословия (купцов, сиречь), составившего основу американского общества. И недаром, кстати, знаменитая крылатая фраза Франклина «Время – деньги», столь популярная в США, была им написана в таком сочинении, как «Совет молодому купцу» – книжке об искусстве зарабатывать деньги. И эту особенность американской «духовности» давно уже заметили все мало-мальски серьезные ее исследователи, как, например, француз Алексис де Токвиль, написавший в XVIII веке труд «Демократия в Америке». В США очень гордятся этой книгой: там-де еще в столь отдаленное время было предсказано нынешнее могущество этой страны, то, что она станет ведущей державой мира. Все так, об этом де Токвиль там и писал. Но там же он писал о другом – о том, что эта страна движима интересами третьего сословия, купцов. И он фактически констатировал, что собственно христианское чувство в США заменено на чувство собственности: «Ни один класс не обнаруживает столь упорного и цепкого чувства собственности, как средний класс», для которого «постоянные заботы и ежедневные усилия, направленные на увеличение своего состояния, все крепче привязывают их к собственности. Мысль о возможности уступить самую малую ее часть для них невыносима, а полную утрату собственности они расценивают как самое страшное из несчастий... Ни в одной стране мира чувство собственности не носит столь активного, беспокойного характера, как в Соединенных Штатах». Поэтому там нет и не может быть истинной свободы Духа, свободного духовного поиска, а потому там нет и не будет ни истинной культуры вообще, ни великой литературы в частности.

И разве де Токвиль оказался не прав в своих пророчествах? Основу американской культуры, как известно, составляют Голливуд и его наивысшее достижение – мышь ушастая – Микки-Маус, наипопулярнейший брэнд американской духовности. Этот француз предвидел многое. Так, он видел в будущем «неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души». Предвидел он экспансию американской массовой культуры (хотя тогда такого термина еще не было, но суть ее была уже ясна), писал о том, что в будущем человечество ждет унификация и приведение всех к единому американскому образцу. Предвидел он также и то, что можно назвать новым тоталитаризмом – тоталитаризмом не идеологии, не Идеи, но потребительства. Он пишет о людях, утративших свою индивидуальность, и о том, что «над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе», эта власть стремится к тому, чтобы «сохранить людей в их младенческом состоянии». Она вроде бы работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром. «Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить...»

Разве это не день сегодняшний американской культуры, стремящейся к глобализации? Разве не видна тут нынешняя американская воля всех учить и направлять, вести к «идеалам свободы и демократии»?

Такая-де, как сказал недавно Буш, у Америки миссия. Дух имперского мессианства тут явственно просматривается, но что касается духа христианства... Где он тут, собственно?

КТО ОСТАНОВИТ ГОНКУ РАСТОЧИТЕЛЬСТВА?

И вновь возникает вопрос: чем же не угодило Православие его новоявленным критикам – и доморощенным, и иностранным, имена которых хорошо известны Бжезинскому, Пайпсу и прочим? Может быть, оно тем нехорошо, что «неэффективно» делает Россию слабее, менее «конкурентоспособной» (модное слово)?
Вряд ли это так, иначе бы нас наши иностранные «доброжелатели» не порицали, а хвалили бы всячески. А коли они так беспокоятся, все переживают о чем-то, значит, есть к тому серьезные основания.

Видимо, им не нравится в Православии именно его христианский, духовный смысл, который так хорошо выразил преподобный Серафим Саровский, сказавший о необходимости стяжания Духа (не денег), Духа святого в себе, мира и душевного покоя. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». А Франклин и его последователи призывают к иному, материальному стяжанию – накопительству и потребительству. Конечно, тот, кто думает о душе, а не о покупках, новых и новых вещах, которые нужно приобрести (этому ведь учит наша новейшая «идеология» – телереклама?), тот для мировых корпораций потерян. Не ловится он на их крючок, на их рекламу – не несет свои кровные денежки в их кассу. И это, понятное дело, не нравится. Не нравится, что есть у русского православного человека в душе предел, перед которым он останавливается в своем зарабатывании денег. Понимает, что бесконечно много их ему не нужно – православная вера веками приучала его к разумному самоограничению в материальном. Понимает, что не на все можно пойти ради денег. Хотя верные полпреды и наемники мировых корпораций стараются изо всех сил, как могут разрушают эти нравственные основы русского человека. «На что вы готовы ради денег?» – орут инфернальные ведущие тщательно раскручиваемых телепередач (Абдулов, Трахтенберг, прости Господи, прочие). «На все!» – заученно отзывается массовка-тусовка. Но так отвечают на этот соблазн не все, далеко не все – Россия велика, и живет она по своим законам. И это очень и очень кому-то не нравится. Не нравится именно эта непохожесть (наглядно выраженная в своеобычной православной обрядности), не нравится это желание быть человеком со своими именно духовными ценностями, а не безликим покупателем-приобретателем с тугим кошельком и штрих-кодом на руке.

А вообще-то все уже сказано и точки над «i» стоят. Это сделали и русские мыслители, и западники, те, кто сознательно пел хвалу протестантизму как «основе современной цивилизации».

Так, Д.Хомяков, сын и духовный наследник известного славянофила А.Хомякова, писал, что цель жизни западного человека – «заполучать всего как можно более: власти, богатства...». Философ И.Ильин, упоминая, как французы не могли понять, почему русские сжигают собственную Москву, чтобы она не досталась завоевателю, пишет: «Россия победила Наполеона именно этой совершеннейшей внутренней свободой... Нигде люди не отказываются так легко от земных благ... ради высшей цели, нигде не забываются так окончательно потери и убытки, как у русских». В этом сила русского человека. А кому понравится чужая сила и собственная духовная слабость? Вот и не нравится Православие его новоявленным критикам.

Именно за то, что оно полное воплощение духа христианского. И именно этим оно отличается от протестантизма и человеческой духовности, на нем основанной. И это, кстати говоря, признавал сам Макс Вебер, основоположник теории о «протестантской трудовой этике», теории, которой нас так настойчиво, если не навязчиво, призывали следовать все эти последние ура-реформаторские годы («Все взять и поделить». Между своими, понятное дело). Так вот, этот теоретик сам признавал, что протестантское отношение к труду, богатству и его накоплению несовместимо ни с Нагорной проповедью Христа, ни с христианскими заповедями. И считал, что это хорошо, потому что полагал, что Нагорная проповедь с мирской деятельностью (с успешной мирской деятельностью – накопительством, то есть) объективно не сочетается.

Иными словами, Максу Веберу не нравилось само христианское учение.

Не потому ли и Православие не нравится его последователям-апологетам?

Словом, трижды прав был уже упоминавшийся выше Иван Ильин, который писал, что подобные авторы и «все их единомышленники отвергают Россию за то же самое, за что они отвергают христианство: Россия ими презираема именно за ее христианский дух – столь прочувственно выговоренный Тютчевым...».

И дело не только в том, что критикам Православия не нравится его христианский дух – если бы речь шла об отвлеченных богословских дискуссиях, вряд ли они вышли бы на первый план общественной жизни, вызывали бы столь живой общественный интерес. Не нравится именно экзистенциальная (жизненная, подтвержденная мирской деятельностью), идейная правота, истинность Православия и его именно остросовременный, актуальный характер. Именно потому так настойчиво говорят нам о его «анахроничности» и «несовременности». А оно и истинно, и современно потому, что лучше, чем, скажем, протестантизм, отвечает на объективные вызовы современности.

Земные ресурсы ограничены, и человечество объективно не может жить по принципам, по которым живут все развитые страны сегодня, – «производить все больше и больше», «продавать все больше и больше» и, наконец, «потреблять все больше и больше». В том-то и дело, что потреблять больше нельзя. Нужно разумное и добровольное самоограничение, а у столь агрессивно (и очень небескорыстно) пропагандируемого в России общества потребления есть свои пределы роста. Все мало-мальски разумные люди давно уже поняли, что на смену этому обществу потребителей должно прийти другое общество – то, которое основано на началах разумности и духовности, то, где приобретательство и потребительство займут именно свое, а значит, далеко не первое место. А на первое место должны выйти другие ценности – дети, семья, гармоничное соединение с природой, творческое самовыражение и человеческая самореализация. Сейчас правит словно в издевку переиначенный декартовский принцип: «Я покупаю, значит, я существую». Мало сказать, что в нем нет ничего христианского, этот принцип бездуховен и бесчеловечен по определению, ибо речь тут идет не о неповторимой индивидуальности, а о безликом потребителе, о покупателе. И чем больше их будет, таких вот безликих, тем лучше для производителя, тем лучше для транснациональных корпораций. Тем ближе мы будем к тоталитарному обществу потребления.

Но такая логика приходит в прямое противоречие с объективными потребностями человечества, с интересом его выживания. Протестантская этика, ныне преобладающая в западной цивилизации, это противоречие разрешить не может и – главное – не хочет. Не хочет потому, что смена ценностей для апологетов протестантизма будет означать элементарную потерю денег.
Православная традиция, ставящая на первое место стяжание духовное, богатство духовное, а не материальное, свободна от этого противоречия. Она в наше время и современна, и актуальна, и во всех смыслах этого слова спасительна. И как свет обнаруживает тень, так и она обнаруживает и исчерпанность идеи общества потребления, и шаткость «духовных» основ, на которых это самое общество покоится. Точнее, покоилось до недавних пор.

Сейчас же для такого покоя оснований все меньше и меньше. Видимо, потому и нападок на Православие все больше и больше. Что ж, тут можно вспомнить известную древнюю пословицу, где говорится о причинах и следствиях – о гневе и неправоте гневающегося. И если кто-то уж слишком рьяно нападает на Православие, на растущий интерес к нему, значит, этот кто-то очень хорошо чувствует свою слабость и историческую неправоту. Потому и злобствует.

Что для нас – хороший повод порадоваться и духом укрепиться. Ведь известно – что Бог ни делает, все к лучшему...

Анатолий

Даже худшее , это лутшее что можно :
"От Меня это Было"
Дyховное завещание иеросхимонаха Серафима Вырицкого.
Этот текст, написанный в стихотворной форме, отец Серафим адресовал одномy их своих дyховных чад - епископy, находящемyся в заключении. В нем - отблеск глyбочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с дyшою человека. Это дyховное завещание старца, обращенное и ко всем нам.
Дyмала ли ты когда-либо, что все , касающееся тебя, касается и меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтомy для Меня составляет особyю отрадy воспитывать тебя. Когда искyшения на тебя и враг придет, как река, Я хочy, чтобы ты знала, что От Меня это Было.
Что твоя немощь нyждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Hаходишься ли ты в трyдных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя, - От Меня это было.
Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами, и не слyчайно ты оказалась на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Hе просила ли ты, чтобы Я наyчил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в тy именно средy, в тy школy, где этот yрок изyчается. Твоя среда и живyщие с тобою только выполняют Мою волю. Hаходишься ли ты в денежном затрyднении, трyдно тебе сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоими средствами и хочy, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочy, чтобы ты yбеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не бyдет того, чтобы тебе могли сказать в нyжде твоей: Ты не верь Господy Богy твоемy . Переживала ли ты ночь в скорби? Ты разлyчена с близкими и дорогими сердцy твоемy, - От Меня это послано тебе.
Я - мyж скорбей, изведавший болезни, Я допyстил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти yтешение вечное. Обманyлась ли ты в дрyге своем, в ком-нибyдь, комy ты открывала сердце свое, - От Меня это было.
Я допyстил этомy разочарованию коснyться тебя, чтобы познала ты, что лyчший твой дрyг есть Господь. Я хочy, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне. Hаклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, yбежищy твоемy, дyшею твоею, чтобы yкрыться от пререкания языков, Я выведy как свет правдy твою и сyдьбy твою, яко полyдне. Разрyшились планы твои, поникла ты дyшею и yстала - От Меня это было.
Ты создавала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их. Hо Я хочy, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и рyководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты - только орyдие, а не действyющее лицо. Постигли ли тебя нежданные неyдачи житейские, и yныние охватило сердце твое, знай - От Меня это было.
Ибо Я хочy, чтобы сердце твое и дyша твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодyшие. Hе полyчаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодyшию твоемy и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай - От Меня это было.
Ибо этим томлением дyха твоего испытyю Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силy дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо не ты ли возлагала заботы о них на Мою промыслительнyю любовь? Hе ты ли и ныне врyчаешь их Покровy Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одрy твоемy - От Меня это было.
Ибо Я хочy, чтобы познала ты еще глyбже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнyть в Мои планы спасения дyш человеческих различными пyтями, а безропотно и покорно преклонила бы главy твою под благость Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи - От Меня это было.
Ибо тогда ты была бы погрyжена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочy наyчить тебя самым глyбоким мыслям и yрокам Моим, чтобы ты была на слyжбе y Меня. Я хочy наyчить тебя сознавать, что ты - ничто без Меня. Hекоторые из лyчших сынов Моих сyть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им наyчиться владеть орyжием непрестанной молитвы. Призвана ли ты неожиданно занять трyдное и ответственное положение, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трyдности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех пyтях твоих, во всем Рyководителем и Hаставником твоим бyдет Господь твой. В сей день в рyки твои, дитя Мое, дал Я этот сосyд освященного елея, пользyйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затрyднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осyждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чyвство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей бyдет помазано этим елеем - От Меня это было.
Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потомy положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день - От Меня это было.
Храни их, знай и помни - всегда, где бы ты ни была, что всякое жало притyпится, когда ты наyчишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования дyши твоей, - все от Меня это было.

Вадим Шаров

#2
О статье из "Гудка"

"НАСЛЕДСТВО АВГУСТЕЙШИХ НЕЗНАЕК"
А шведы никогда и никем оккупированы не были, да и воевали последний раз при Карле XII. И по сей день, кстати говоря, страшно благодарны России за то, что та его разбила и тем самым положила конец шведским захватническим походам, которые берут свое начало еще во времена викингов. [/QUOTE]

Про Швецию.
Вообще то Швеция последний раз воевала против Наполеона. Что интересно, бывший маршал Наполеона, усыновленный шведским королем и ставший после смерты приемного отца королем и воевал против Наполеона.
До этого была Русско-шведская война 1809 года, в результате которой к России перешла Финляндия и Аландские острова.
Так что про Карла 12 - это стандартный штамп, штамп как раз из либерального арсенала.
Тем более,  что и Северную войну заканчивал в 1721 году не Карл, он к тому времени умер.
Швеция была частью датского королевства, что вызывала часто восстания шведов против датчан.
Да и времена гегемонии Швеции начались во времена реформации, когда шведские войска огнем и мечом в Германии и Польше устанавливали знамя Лютера. Во времена викингов скорее даны (датчане) были гегемонами.


"Протестантская, знаете ли, трудовая этика, о чем еще и Макс Вебер говорил. Значит... "
и далее тирады про католиков. Сказал Немцов глупость, но не глупостью же отвечать.


"В России, как известно, инквизиции не было, а только в немецких городах к концу XVIII века (европейский век Просвещения!) по обвинению в колдовстве на кострах сожгли до 100000 женщин. И это сделали столь рациональные и прогрессивные немцы-протестанты".
Инквизиция была католическим учреждением, казалось бы причем здесь протестанты?? Но уж до кучи.

По поводу Варфоломеевской ночи и Ивана Грозного.
Во первых, население России было тогда намного меньше французского. Во Франции шли религиозные войны. Это был длительный период и протестанты не уступали католикам в зверствах. Это была гражданская война.
Иван же четвертый казнил свои Псков и Новгород, безо всякой подоплеки.
Генриха Третьего не пытаются сделать святым, а Грозного уже иконизировали.
Кстати, Генрих Третий , как католик, и не отвечает за протестантскую этику. Скорее надо пример английских зверств в Ирландии приводить, но тут, скорее, времен Кромвеля.

"Это, в сущности, религия интересов третьего сословия (купцов, сиречь), составившего основу американского общества".
Опять ляп. Третье сословие - это податное сословие, термин из истории Франции.
Сословие податное, в отличие от дворян - первого и духовенства - второго.
При чем тут купцы и вообще американцы?
Ни в каком обществе купцы не составляют основу.

Но это придирки.
Главное же пафос статьи. Он пустой. В статье нет альтернативы, есть лишь апофатика. По принципу, сами дураки.

Андрей Л.К.

ЦитироватьВадим Шаров : О статье из "Гудка" ... Главное же пафос статьи. Он пустой. В статье нет альтернативы, есть лишь апофатика. По принципу, сами дураки.

Вадим, согласен с Вами, что в статье есть ляпы, согласен, что пафос однобок. Однако, я думаю Вы согласитесь со мной, что и статьи из противоположного лагеря грешат тем же. Так чтоже обижаться за недостаточную глубину проработки темы? :)

Вадим Шаров

Не могут плохие статьи противоположной стороны быть оправданием своих плохих статей.
Нельзя вечно играть от противного.
Против немцовых и познеров антизападничество очень слабо. Для них выискивание оправданий нашей нищеты лишь подтверждение их слов.
Только эрудиция и осмысленность, а не самолюбование с презрением к другим.

Достойным ответом на русофобию может быть богатая Россия с живущим в достатке народом, ответом на христоборчество - наша жизнь во Христе.

Андрей Л.К.

ЦитироватьВадим Шаров : Достойным ответом на русофобию может быть богатая Россия с живущим в достатке народом, ответом на христоборчество - наша жизнь во Христе.

Что тут возразишь? Возражать нечего!

Осталось только воплотить эти пожелания в жизнь!

Вадим Шаров

ЦитироватьАндрей Л.К. :
Что тут возразишь? Возражать нечего!

Осталось только воплотить эти пожелания в жизнь!

Очень разумный разбор истории революции:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r040528151451

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r040608105617

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r040615135237

А это анализ правозащитником своих же действий:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r600r040607170332

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r600r040614134240

Андрей Л.К.

ЦитироватьВадим Шаров :

Этот сайт я посещаю ежедневно.
На мой взгляд, он один из лучших православных сайтов.

Кстати, заглавная статья была взята оттуда же :)

Вадим Шаров

ЦитироватьАндрей Л.К. :
Этот сайт я посещаю ежедневно.
На мой взгляд, он один из лучших православных сайтов.

Кстати, заглавная статья была взята оттуда же :)

Сайт все же не ровный.

Но, молодцы.

Ежедневно я читаю русскую линию, она с Мака береться, новости же на "Православии.Ру" с Мака глучат.

Можете мое творчество прочесть

http://www.rus-sky.org/history/library/articles/sekta.htm

Андрей Л.К.

ЦитироватьВадим Шаров : Можете мое творчество прочесть

Не останусь у Вас в долгу :)

Могу в ответ предложить вот это:  http://askforbiblie.narod.ru/forjw/karchevsky/karchevsky.htm

а Вашу статью сейчас прочитаю :)

Вадим Шаров

:)
Будучи сотрудничив с перфтораном и, зная о разработках новых, без крови иногда обойтись можно.

Андрей Л.К.

ЦитироватьВадим Шаров : без крови иногда обойтись можно.

Дык, никто и не спорит, что нельзя! :)
Я даже рад, что в некоторых случаях можно, и даже нужно обойтись!

Проблема в том, что есть пока случаи, где без гемотрансфузии обойтись нельзя. А вот это тогда проблемма, и пациент умрет.

Еще одна проблема в том, что донесением информации о болезни и лечении должно заниматься компетентное лицо - врач, а не полуграмотный в мед.вопросах и анонимный вибр.

Вибр - верный и благоразумный раб - некий класс верующих у СИ, в частности, авторы абс.большинства статей у СИ - вибры.

И последнее, проблемы, которые связаны с гемотрансфузией - это проблемы медицинские, практичекие, но никак не богословские аргументы, призванные обосновать отказ по религиозным мотивам от гемотрансфузии.

Вадим Шаров

ЦитироватьАндрей Л.К. :
Еще одна проблема в том, что донесением информации о болезни и лечении должно заниматься компетентное лицо - врач, а не полуграмотный в мед.вопросах и анонимный вибр.

И последнее, проблемы, которые связаны с гемотрансфузией - это проблемы медицинские, практичекие, но никак не богословские аргументы, призванные обосновать отказ по религиозным мотивам от гемотрансфузии.

Эх, Ваши бы слова, да борцам против дарвинизма в уши.

Сергей ФЕдоров

Чтобы прочистить народу мозги по поводу "протестантской этики", мы скоро издадим два тома Вернера Зомбарта.
СФ

Венцеслав Крыж

Прекрасная статья. Многие либералы спят и видят уничтожение исторической России. Тот же Андрей Синявский (замечательный критик) писал: «Миру не быть, или России. Карфаген России должен быть разрушен». Тот же академик Сахаров со своей нечистой женой Еленой Боннер стремился уничтожить историческую Россию, которая в его представлении есть «тюрьма народов», и устроить на ее развалинах 54 независимых государства.