Археология-мир глазами мертвецов.

Автор Ястреб, сентября 22, 2004, 09:06:58

« назад - далее »

Что для вас археология?

аука
9 (47.4%)
ировоззрение
4 (21.1%)
скусство
1 (5.3%)
елигия
0 (0%)
мысл жизни
2 (10.5%)
опание в земле
1 (5.3%)
реступление
0 (0%)
атрудняюсь ответить
2 (10.5%)

Проголосовало пользователей: 19

Ястреб

Я видел царство мертвых, Я видел древний мир. Листал лопатой и ножом страницы дневника цивилизации, записанный в складках земли. Поделитесь своими впечатлениями об археологических раскопках, памятниках. Что для вас археология- наука, искусство,мировозрение
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Demetrius

Археология - это такая библиотека без каталога: роешься в находках и свидетельствах, а когда и что найдешь, никто сказать не может. Зато интересно. Особенно когда археологи-профессионалы напечатают обобщающую статейку в Hesperia.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Amicus

Археология это возможность доказать достоверность/недостоверность наших письменных источников. Но разве нельзя доказать этого другими способами??..

Археология это очень важная вспомогательная дисциплина, но без источников мы все равно можем только делать догадки. Другое дело конечно, что из археологии мы представления о быте и (если повезет) об искусстве. И совсем другое дело - когда мы извлекаем информация из найденных в раскопках пиьменных источников...

Ястреб

Как вы считаете археология - интересная наука или рутиная работа? Все больше убеждаюсь, что она практически не требует особых навыков и ей может заниматься кто угодно!
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Amicus

как и в любой научной/ненаучной работе в ней есть и рутинная и интересная части. Все зависит от конкретных раскопок.

Археологией может заниматься кто угодно. Но далеко не всякий человек способен сохранить памятник после своих раскопок и получить какие либо результаты а не груду находок. человек который копает - это не археолог. это негр.

Алёна

скорее всего, смысл жизни. но не для меня))
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

Ну да, Эванс, кажется, лично лопатой не махал. По крайней мере, если и махал, то немного.

Amice, но ведь археологические и литературные памятники по своей значимости - значимости памятников - равны. Археология такая же вспомогательная дисциплина, как палеография или архивоведение. Если уж на то пошло, то настоящей "самоценной" наукой можно назвать только историко-критическое толкование всяких памятников - археологических и всяких других.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Алёна

эванс? памятники?

смотрите, какой памятник Эвансу рядом с Кносским дворцом
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

Симпатичный памятник. А у меня есть фотография в книжке: сидит сэр Артур, скрестив ноги, пьет чай из пиалы. Настоящий турчина!:)
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Ястреб

Предлагаю ознакомится вам с археологическим фольклором.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

ПЕСНЯ ТМУТАРАКАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Переделка - McLoud

Я байку услыхал в далеком детстве,
Об экспедиции той много говорят;
Недалеко Тамани, по соседству
Археологию приподнимал отряд.

Мужчинам было скучно без уюта
И женщин жизнь конечно не сироп,
Работать захотелось всем им люто -
Они разбили и начали раскоп.

Был знойный день, хоть дул привычно ветер
И все же братцы, как там не крути,
Ведь прокопали женщины две трети,
Ну а мужчины треть того пути.

Пусть без зачисток - знаю я причину
И оттого начальник зол и хмур,
Ведь очевидно было, что мужчины
Копнув три раза, шли на перекур.

Они дымок колечками пускали,
Травя за анекдотом анекдот,
А в это время женщины копали
И зачищали, двигаясь вперед.

Еще причину укажу отдельно,
Я эти штучки знаю наперед,
Ведь очевидно, что мужчины параллельно,
Копали под Таманский винзавод.

Они вино крепленное лакали,
Лишь керамистка - та вина не вьет,
А в это время женщины копали
И зачищали, двигаясь вперед.

Потом среди мужчин нашелся кто-то,
Сказавший: "Скоро вкусная еда!
Даешь бесперебойную работу,
Даешь производительность труда!!!"

Потом мужчины долго совещались
И составляли план работ на год,
А в это время женщины копали
И зачищали, двигаясь вперед.

Не о раскопе нынче я печалюсь,
О нем не стал бы я стихи слагать,
Кому теперь понятно упираясь,
Археологию придется поднимать.


Назад
Там, за Танаис-рекой...
Эту песню поют везде и всюду. На севере и юге, западе и востоке. Вариантов - масса. Так поют у нас...

Там, за Танаис-рекой cкифы пьют гуляют. Э-эх
Потерял грек покой, скифы пьют гуляют.   ] 2 р.

Даль степная широка, все причерноморье. Э-эх
Льется песня степняка во широком поле.

Акинаком исколю всю античну рожу, Э-эх
А коня себе возьму, конь всего дороже.

Я поеду в Херсонес, там продам гнедого, Э-эх
А потом в кабак залез, взял себе хмельного.

Выпью критского вина не смешав с водою. Э-эх
Всю-то ночьку проведу с гетерой молодою.

Даль степная широка, все причерноморье. Э-эх
Льется песня степняка во широком поле.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Demetrius

Разночтение в четвертом куплете песни "Там за Танаис-рекой": Акинаком рубану, рубану, по античной роже.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Riasaniensis

#12
Для меня лично археология - это не более чем Hilfsdisziplin, просто технология открытия памятников древности. Кроме того настоящий археолог - это , конечно, не тот, кто просто копает и выкапывает, а ученый - филолог, кто действительно знает, что он там копает. Вот, к примеру, М.И.Ростовцев считал себя археологом, но как он говорил об этом? Дословно не вспомню, но смысл такой: я стремился всегда стать историком, а фундаментом этой науки являются классическая филология и археология.

Riasaniensis

К вопросу о надгробиях и не только. Мне показалась интересной история проклятий (если здесь можно говорить об «истории») в надписях и...рукописях. Раньше мне это было просто интересно, особенно после прочтения статей А.Лебедева  об о паре ольвийских проклятий в ZPE, потом встречался с ними в различных эпиграфических сборниках,  а теперь я наткнулся и на христианские надгробные проклятия и захотелось поговорить об этом вслух. См. J.S.Creghan, A.E.Raubitschek, Early Christian Epitaphs from Athens.- Hesperia, 16, 1 (1947), pp.1-52. Здесь, к примеру я нашел два проклятия. № IX: ēn [tis tol]/mē [sei] tina all[on]/thīnai (scil.theinai), ekhi (scil.ekhoi) tautēn [tēn a]/ran· mēte gē mē[te th]/lasa dexēi au[tou ta] ostã. И №XII: ei tis de tol/mēsei kate/peranô kat[a]/ra k(ai) panar[a]/ tois ostois. (Сравни с последней Inscriptiones Creticae, I, 64: epara katara kakē tōi asebēsanti – языческая надпись).
В связи с первой из этих надписей (упоминание моря и земли) мне сразу вспомнились языческие параллели (их много-просто я знаю именно эти). Это OGIS 532: mēte gē mēte thalassa dexato mēde karpous enenkoi autois; надгробие из Керчи CIRB 731: mēte eg gēs karpon laboito, mēte ekh thalas(s)ēs, mēte thanōn eis Hadou khōrēsoito; et IosPE, I2 401 (клятва херсонеситов): kai mēte gā moi mēte tha[las]sa karpon pheroi, mēte gyn[aikes eu tek]noien.
А затем я ещё и у Фонкича узрел надписи митр.Исидора на российских греческих рукописях (См.Б.Л.Фонкич, Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв., М., 1977; обновленный вариант см. в последней его книге). И вот Vat.gr. 394, л.213 об.: ei tis boulēthê exelein touto apo tou hrēthentos naou, hina ekhei tas aras tōn 318(Riasaniensis) theophorōn paterōn tōn en Nikaia; Vat. gr. 717, л.267 об.: kai ho boulētheis apheleisthai auto, hina ekhē tas aras tōn triakosiōn deka kai oktō paterōn kai ton aphorismon tou aphierōsantos; и ГИМ № 284, л.335 об.: hina ekhē tas aras tōn triakosiōn deka kai oktō paterōn kai ton autou aphorismon.(Кстати сам же Исидор эти рукописи и украл, за что, наверное подвергся своему же проклятию). И наконец, эпиграфическое свидетельство из 1548 года: na ekhē tas aras tōn hagiōn paterōn. (К слову сказать, о проклятии именем 318 святых отцов Никейского собора см. M.Holleaux, BCH, IX(1885), p.83, № 13 и W.M.Ramsay, Cities and Bishoprics in Phrygia, II, p.555, № 429.
Я, к сожалению, не имею сейчас возможности просмотреть корпуса греческих надписей, чтобы более четко судить о сходстве и отличии языческих defixiones от христианских. Если кто такую возможность имеет прошу поделиться результатом сравнения. Авторы статьи в Hesperia говорят, что «a characteristic distinction between the pagan and Christian examples from Athens lies in the fact that most of the former impose fines upon the violator, while the latter generally exact other penalties».

Riasaniensis

Кстати вы слышали о серьезных находках этим летом на Тамани. Это-просто сенсационно. Если кто знает по-подробнее чем показали на РТР умоляю сообщите. Особенно о надписи!