А поговорим о времени...

Автор Morelli, сентября 24, 2004, 11:34:06

« назад - далее »

Алёна

Разговор о времени продолжает Мирча Элиаде.

из книги "Образы и символы"
Индийские символы времени и вечности. Учение о югах.

Индия разработала свое собственное учение о космических циклах, расширив его посредством ужасающего количества периодических творения и разрушений Мироздания. Наименьшей мерой цикла является "юга", век. Каждая юга начинается рассветом и кончается сумерками, связывающими между собой века. Полный цикл или махаюга состоит из 4 веков неравной дилтельности: самый долгий открывает собою цикл, самый краткий завершает его. Критаюга - совершенный век, истинный, подилнный. Золотой век, или эпоха блаженства, где царят справедливость, счастье, изобилие. В течении критаюги нравственный закон Вселенной дхарма соблюдается неукоснительно. Он исполняется людьми сам собой, без принуждения.

Следующий век  третаюга. В нем следуют только 3/4 дхармы. Появляются труд, страдание и смерть. Исполнение долга не осуществляется само по себе, ему надо учиться. В эпоху двапараюги на земле сохраняется лишь половина дхармы. Пороки и несчастья умножаются, а продолжительность чел.жизни сокращается.

В калиюге, темном веке, остается всего четверть дхармы. Кали значит распря, раздор. Человек и общество достигают в калиюге крайнего предела вырождения. Калиюга отличается тем, что лишь в эту эпоху собственность начинает определять общественное положение человека, богатство становится единственным источником добродетелей, супругов связывает только страсть и похоть, притворство и лживость служат залогом жизненного успеха, распутство превращается в мерило земных радостей, а внешние, целиком ритуализированные стороны религии занимают место духовности. Мы, разумеется, вот уже несколько тысячелетий живем в царстве калиюги.
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

Полный цикл, махаюга, длится 12 000 лет. Переход от одной юги к другой осуществляется в пору сумерек, знаменующих собой упадок в ходе каждого из веков, все они завершаются темными временами. По мере того как человечество приближается к концу цикла, сумерки все сгущаются. Последняя из юг, та, в которой мы сейчас живем, считается подлинным веком тьмы, ибо посредством игры слов она связана с Кали, черной богиней. Кали - это одно из многочисленных имен Великой богини, Шакти, супруги бога Шивы. Можно сблизить ее с санскритским термином кала, то есть время. Кали не только черная богиня, но и персонификация времени. Время черно, поскольку оно иррационально, жестоко, беспощадно.
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

Полный цикл, махаюга, завершается растворением пралая, повторяющимся с особенноц силой в конце каждого тысячного цикла. 12000 лет одной махаюги считались божественными годами, каждый из которых длился 360 земных лет. Тысяча махаюг составляют одну кальпу, две кальпы соответствуют дню и ночи Брахмы, то есть суткам его жизни. Сто лет Брахмы или 311 квадриллионов земных лет составляют срок его жизни. Но и эта огромная цифра не исчерпывает всего времени, так как боги не вечны.

"За одним Брахмой следует другой, один засыпает, другой просыпается, их череду невозможно исчислить. Но кто подсчитает количество миров, в каждом из которых есть свой Брахма и свой Вишну? В отдаленнейших, недоступных нашему зрениб пределах, за гранью постижимого пространства, без конца появляются и исчезают все новые и новые вселенные. Словно легкие ладьи скользят они по чистой бездонной пучине - по телу Вишну. Каждое мгновение из каждой поры его тела возникает целый мир - и тут же обращается в ничто. Неужели ты можешь сосчитать их? Неужели ты в силах перечислить всех этих  богов в теперешиних и прежних вселенных?"
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

Миф о циклическом и бесконечном Времени, раздирая иллюзорные покровы майи, сотканные вторичными временными ритмами, то есть историей, показывает нам как призрачность и , в конечном итоге, онтологическую нереальность мироздания, так и путь к освобождению.

Устрашенные бесконечным числом рождений и возрождений Вселенной, сопровождавшихся столь же непомерной чередой перерождений человеческих, обусловленныз законом кармы, индийцы в известном смысле были вынуждены искать выход из этого космического коловращения, из этой вереницы метаморфоз. Посюсторонний мир, иллюзорный и преходящий, мир сансары, юдоль скорби и незнания - это царство Времени. Избавиться от этого мира, достичь Спасения - значит освободиться от космического Времени.
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови



"Для индуса, симпатизирующего христианству, самая поразительная инновация состоит в переоценке смысла Времени, в возможности Спасения во Времени и Истории.
Христианство отрицает обратимость циклического Времени, навязывает ему необратимость, поскольку отныне явленные во Времени иерофании более не повторимы: Христос жил, был распят и воскрес всего один раз. Отсюда - полнота мгновения, онтологизация Времени: Времени удалось быть, а это значит, что оно прекратило свое становление, преобразилось в Вечность. Время становится ценностью в той мере, в какой проявляется в нем Бог, наделяя его надисторическим значением и сотериологической направленностью, ибо разве каждое новое вмешательство Бога в историю не ставит вопрос о Спасении человека, то есть о чем0то не имеющем отношения к истории? Может ли быть пустым и никчемным Время, видевшее, как Христос родился, претерпел муки, умер и воскрес? Может ли оно быть обратимым и повторяться ad infinitum?"
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

"С точки зрения истории религий, иудео-христианство являет нам наивысшую из иерофаний: преображение исторического события в иерофанию. Бог не только вторгается в историю, как это было в иудаизме, он воплощается в историческом существе, чтобы испытать бремя обусловленного исторического существования, - ведь внешне Иисус из Назарета ничем не отличался от своих палестинских современников".
 

"Христианство вторглось в историю, чтобы упразднить ее, величайшее чаяние христианина - это второе пришествие Христа, которое положит конец всякой истории. С известной точки зрения, для каждого христианина - в личностном плане - этот конец и последующая за ним вечность могут наступить прямо сегодня. Это время, возвращенное Христом, уже достижимо, и для того, кто вступил в него, история прекращает свое существование. Преображение Времени в Вечность началось вместе с первыми верующими. В конечном счете, от христианина требуется стать современником Христа".
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

вот этот великолепный текст тоже не моего сочинения, но по-моему он действительно прекрасен))) enjoy.


Еще о времени и застое
Кто-то сказал, что коммунизм был построен при Брежневе. Если перевести этот тезис в онтологический план, то, как я уже писал, застой - это неподвижное самотождественное бытие Парменида, в котором уничтожено линейное прогрессирующее время как главная характеристика капитализма.

В "Бриллиантовой руке" поется фраза:

Как на зло на острове нет календаря,
Ребятня и взрослые пропадают зря...
И рыдают бедные и клянут беду,
В день какой неведомо, в никаком году

Это звучит как констатация факта: развертывание бытия в застое протекает "в день какой неведомо, в никаком году". Почему же здесь возникает тема зла? Потому, что время непобедимо и остановить его ход надолго невозможно. Поэтому остров (сфера Парменида) должен будет прекратить свое существование после столкновения со временем.

Представление об идеальной сфере, трансцендентной потоку времени, находим в такой строчке другой песни: "Летит планета вдаль сквозь суматоху дней."

Однако бытие как вневременное пространство, остров и сфера начинает ощущать тревогу, получая серию предупреждений:

Не думай о секундах свысока,
Настанет время сам поймешь, наверное

Время может настать, открывая понимание собственной неустранимости в качестве потока уходящих в бесконечность секунд.

Более сложная картина в следующих строчках:

Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой для седых пирамид,
А для звезды, что сорвелась и падает
Есть только миг, ослепительный миг.

Здесь раскрывается тема сиюминутной вечности как противопоставленной ходу времени: нет ни будущего, ни прошлого, есть только миг. Изменения - строго по Пармениду - обозначаются как призрачные и кажущиеся, жизнь-бытие сосредоточена во вневременном миге. Вторая строфа вводит мотив радости, связываемой с ослепительным (вневременным) мигом, противоположному вечному покою времени. Однако, здесь же есть мотив падения - сорвавшаяся с оси времени-накопления Россия падает в ослепительном миге, помимо которого нет ни будущего, ни прошлого. Еще до того, как это падение достигает конечной точки ежедневно по всей стране обращаются ко времени с призывом:

Время, вперед

Миг-вечность-бытие исчерпывают себя и время должно начать вновь идти, чтобы перенести сферу в следующий эон бытия.

Здесь тревога, связанная с открытием времени выражается в полной мере:

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко

Итак, задача социалистической революции - вновнь останавливать время во имя чистого пространства России.
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

Наш горький дух... (и память нас томит...)
Наш горький дух пророс из тьмы, как травы,
В нем навий яд, могильные отравы.
В нем время спит, как в недрах пирамид.

Но ни порфир, ни мрамор, ни гранит,
В нем навий яд могильные отравы,
Для роковой, пролитой в вечность лавы,
Что в нас свой ток невидимо струит.

Гробницы солнц! Миров погибших урна!
И труп луны и мертвый лик сатурна -
Запомнит мозг и сердце затаит:

В крушеньях звезд рождалась мощь и крепла,
Но дух устал от свеянного пепла,-
В нас тлеет боль внежизненных обид!

М.Волошин
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

«Я всегда придерживался той идеи, что Бог или, по крайней мере, Его дух есть время. В любом случае, я всегда считал, что раз Дух Божий носился над водою, вода должна была его отражать. Отсюда моя слабость к воде, к ее серости. Я просто считаю, что вода есть образ времени, и под всякий Новый год, в несколько языческом духе, стараюсь оказаться у воды, предпочтительно у моря или у океана, чтобы застать всплытие новой порции, новой пригоршни времени».
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

studentin

А мне вот очень нравится рассуждения о времени у философов средневековья. Читаешь себе... :rolleyes:
 Августин Аврелий писал, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть... А настоящее - мельчайшее и неделимое мгновение... Так что...
"Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь".
:res:

Riasaniensis

А вот Л.Витгенштейн полагал, что слово "время" относится к таким словам, которые обладают определенной грамматикой употребления и, попадая в горнило философской рефлексии (и соотв. философского же языка), они начинают нас неимоверно озадачивать. Вот и Августин тоже, пока не бросил это словечко на инквизиторский костер мудреного размышления, прекрасно знал, что такое "время", а вот "пожевал" его немножко и забыл, что он такое и есть. Бедняга. Таким же образом и сороконожка забыла как ходить, она, дуреха, стала там кому-то объяснять, как, мол, там она, искусница этакая, ходит.