Ограничивает ли Бога Его Личностность?

Автор Хранитель, февраля 18, 2005, 07:54:35

« назад - далее »

Хранитель

Ограничивает ли Бога Его Личностность?

Статья из книги "Избранные вопросы православной апологетики" сайт:

http://apologia.sobor-spb.ru/

Ответ: Полемика со сторонниками веры в безличного Бога, часто безрезультатна по той причине, что, используя одинаковые термины, оппоненты наполняют их разными смысловыми значениями. Поэтому прежде всего определим разницу в тех смыслах, которые вкладываются в понятия «личность» людьми, чаще всего использующими этот термин, т.е христианами, психологами и оккультистами.

В психологии (1) понятие «личность» используется в двух основных значениях: любой человек обладающий сознанием, и человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Согласно современной психологии, индивидом рождаются, личностью становятся. Понятие «индивид» «указывает на объединение данного человека с человеческим видом» (2), это человек как единичное природное существо, само понятие «индивид» отвечает на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям. Индивидуальность (3) – это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента и т.д. Что психологи вкладывают в понятие «сознания»? Сознание (4) – это интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Благодаря сознанию человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективной форме. Личность всегда обладает сознанием.

Что говорят о личности оккультисты? Например, Елена Рерих пишет: «...приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием» (5). Оккультизм учит, что индивидуальность есть совокупность духовного опыта человека, приобретаемая им в череде воплощения, которая «наслаивается» на, так называемую «монаду», - этот термин понимается в оккультизме как проявление Единого Космического Начала. Елена Рерих отмечает: «Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений» (6). Личность для оккультиста - это «маска», одеваемая на период одного воплощения. Личность - это инструмент для развития индивидуальности. Новое воплощение - новая «маска», поэтому личность в оккультной системе, по своей сути, всегда ограничена, она всегда временна, в отличие от индивидуальности. Свами Вивекананда учил: «Безличный Бог, ... - Бог живой, которого я вижу перед собой, живой принцип. Различие между личным и безличным в том, что личный - только маленький человек, тогда как безличный - и человек, и животное, и ангел, и, кроме того, нечто большее, чего мы не можем ни видеть, ни представить. Для нас Безличный включает в себе все личное, сумму всех личностей Вселенной, и бесконечно больше, чем эта сумма. «Как огонь, приходя в мир, проявляется во всех видимых нами формах и, кроме того, в бесконечно большем», так и Безличный» (7).

Как определяют понятие «личность» православные христиане? В.Н.Лосский писал: «...личность есть свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена психологически или нравственно...Личностная... неповторимость есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный или индивидуальный – все, что может быть выражено... Личность всегда «единственна». Понятие объективирует и собирает. Поэтому только «деконцептуализируемая» отрицанием мысль может говорить о тайне личности, ибо этот ни к какой природе не сводимый «остаток» не может быть определен, но лишь показан. Личное можно «уловить» только в личном общении...подойти к личности – значит проникнуть в мир личный...единственность личности не поддается никакому определению, личность может быть воспринята лишь в ее отношении с другой личностью» (8). Личность не есть маска на «лице» души. Личность (9) проявляет себя посредством сил, свойственных разумной природе: ума, воли и жизненной энергии. Когда христианин говорит, что Бог есть Личность, в первую очередь, он имеет в виду, что Бог уникален, что Он осознает Себя и сознательно Себя проявляет. Христианам близко психологическое понятие личности. Личностное начало разумно, оно сознательно, способно к совершению осознанных актов. Говоря о Боге, что Он Личность, мы, прежде всего, говорим о Его сознательности, о том, что Бог не есть хаос, Он - Творец. Теософы говорят: «Мы отрицаем существование мыслящего, сознательного Бога на том основании, что подобный Бог должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям, следовательно не бесконечным» (10). На это обвинение, как мы видим, можно ответит коротко: у христиан и оккультистов разное смысловое наполнение слова «личность». Говорить о том, что Бог не является Личностью, потому что личностность значит ограниченность, бессмысленно, так как, когда христиане говорят, что Бог есть Личность, они вкладывают в это суждение совершенно другой смысл, чем оккультисты. Спор оказывается беспредметным.

К каким выводам мы неизбежно приходим, предположив, что Бог не личен? Священное Писание учит, что Бог есть Любовь (1Ин.4:8), но если Бог не есть Личность, значит, Он не может быть Любовью, так как любовь всегда имеет личностную характеристику, тогда творение является не актом Его любви, а естественным проявлением Его природы. Отвергая личность в христианском ее понимании, следует задаться вопросом о свободе воли человека, так как безличностная концепция, фактически, уничтожает понятие свободы, делая человека марионеткой природы. Бог безличен, и весь мир является проявлением Его природы, а не воли, а также все, что творит человек, есть проявление его природы, а не воли. Воля становится жестко детерминирована, определена природой; ее свобода исчезает, человек оказывается марионеткой слепых сил собственной природы. Отсюда следует, что необходимо отказаться от такого понятия, как совесть, так как ее не может существовать, если воля жестко детерминирована. Одновременно мы сразу же сталкиваемся с проблемой зла, которое становится не актом воли и свободного выбора, а следствием природы, откуда следует логический вывод, что источником зла и страданий является безличный Бог, точнее, сама природа безличного Бога, т.е. Бог зол по природе, так же, как и добр. В целом, приняв такую концепцию необходимо в принципе отказаться от любых нравственных законов: если все есть проявление Бога и Его природы, значит добро и зло суть единые понятия, бороться с грехом становится невозможно и ненужно. Тогда разницы между святым и грешником нет.

Ссылки:

1 - Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон., 1998. С.124.

2 - Там же. С.92.

3 - Там же. С.95.

4 - Там же. С.262.

5 - Письма Елены Рерих, 1929-1938.(Письмо от 31.08.36). В 2-х томах. Белорусский фонд Рерихов; Минск, ПРАМЕБ, 1992 . Т. 2, С. 204.

6 - Письма Елены Рерих, 1932-1955. (Письмо от 27.09.46). Вико. Новосибирск, 1993. С. 502.

7 - Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.349.

8 - Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.215.

9 - Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.140.

10 - Письма Махатм. Самара, 1993. С. 218. Письмо 57.
Виталий