Равны ли религии?

Автор Хранитель, февраля 18, 2005, 07:56:49

« назад - далее »

Хранитель

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6) или много ли путей, ведущих к Богу?

Статья из книги "Избранные вопросы православной апологетики" сайт:

http://apologia.sobor-spb.ru/

Ответ: В современном обществе очень популярна следующая идея: каждая религия открывает лишь часть истины, все религии в чем-то верны и все ведут к Одному и Тому же Богу, Который разным народам, в разное время открывался по-разному. Попытаемся поразмышлять над этими утверждениями.

На чем основаны религии? На откровениях (1). Православное богословие выделяет три вида откровений. Общее Откровение, которое дается через особых, Богом избранных людей, пророков и апостолов. Это Откровение выражено в Православной Церкви в Священном Писании и Священном Предании. Индивидуальное откровение, которое дается персонально человеку с целью его назидания. Естественное откровение, т.е. те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которое можно получить на основании изучения самого себя и окружающего мира. Многие исследователи религий говорят, что они во многом похожи. С этим никто и не спорит. Естественное и индивидуальное откровение доступно каждому. Мало того, Церковь не отрицает, что в религиозных доктринах других религий есть немало истинных утверждений. Например, ислам утверждает величие Божье, зороастризм подчеркивает Божественную чистоту, даосизм побуждает нас относиться к тайнам природы с уважением, утверждения индуизма, что Бог рядом с каждым из нас, заслуживает полного признания этого факта. Но повторимся: вопрос не в этом. Христианская религиозная система (2) – это истинная система, которая может содержать лишь незначительные заблуждения. А все нехристианские религиозные системы – это ошибочные системы, содержащие некоторые истины. Попытаемся обосновать данную позицию.

В чем уникальность христианства? В Личности Иисуса Христа. Все мировые религии – это, по своей сути, попытки человека своими силами взойти на небо. Кем были основатели всех мировых религий? Людьми, достигшими некоего духовного развития. Христианство - это единственная в мире религия, основанная самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос - пророк, для последователей New Age - человек, ставший Христом, для буддистов - Бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом, этот факт уникален, и ни в одной мировой религии не повторен. Рационального объяснения факта Боговоплощения не существует, это вопрос веры. Но не затронуть эту тему, в рамках рассматриваемого нами вопроса, было бы нельзя. Теперь перейдем к дальнейшему сравнению христианства с другими религиями.

Прежде всего, в отличие от большинства мировых религиозных систем и, уж тем более сект, христианство исторично, а не мифологично. Существует немало не христианских свидетельств (3) в литературе первого и второго веков, в которой рассказывается как об Иисусе Христе, так и о первых христианах.

Христианство на данный момент провозглашает самые высокие нравственные эталоны жизни, с которыми не может сравниться ни одна мировая религия и секта. Именно христианство провозгласило что «Бог есть любовь» (1Ин.4:16). Любить же может только личность: Бог христиан Личен. В христианстве нравственные законы абсолютны, в отличие от всех пантеистических систем, где добро и зло одинаково иллюзорны (4). Но если нет четкого разграничения добра и зла, то само понятие нравственности дезавуируется, оно просто исчезает. Индуизм, и все оккультные течения и секты, основанные на пантеизме, по своей сути аморальны. Это следует из их учения, при условии его непредвзятого исследования. Именно христианство провозгласило принцип свободы личности, которым так гордится Запад: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Мы уважаем свободу личности, потому что это дар Бога, язычество этого не знало. Язычество, основанное на пантеизме, уничтожает свободу, ведь их система гласит, что Бог растворен в каждом, личность - это ограничение, «маска», скрывающая Бога. Поэтому надо уничтожить личность, а значит и свободу личности. Именно христианство заложило идею свободы от рабства, с которым языческое мировоззрение спокойно мирилось, считая его естественным. Христианство провозгласило ценность каждого человека, и основным законом выдвинуло милосердие: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Современное общество так гордится своими социальными достижениями, благотворительностью, но ведь они основаны на христианском мировоззрении. Если, например, следовать закону кармы, который многие наши сограждане считают прогрессивным по сравнению с «отсталым и архаичным» христианством, то из него следуют следующие выводы: все страдания являются следствием прошлых деяний человека; помогая человеку, мы усугубляем его карму. Поэтому с точки зрения учения о законе кармы, милосердием будет не спасать человека от страданий, а позволить мучиться,что позволит ему быстрее «изжить» свою неблагоприятную карму. Когда последователь теории кармы заболеет или попадет в тяжелые жизненные условия, прежде чем просить о помощи пусть подумает, что «нехорошо» следовать принципам «архаичного» христианства, лучше умереть, но не отречься от «передового» закона кармы.

Сторонники идеи «многих путей» к Богу могут сказать, что полнотой истины не обладает ни одна религия (5). С этим утверждением можно было бы частично согласиться, но даже если мы не можем признать, что знаем о Боге абсолютно все, мы не можем сказать, что мы вообще о Нем ничего не знаем. А если это так, то на основании имеющихся знаний мы можем делать уже некоторые заключения о истинности других религий.

В логике (6) есть закон исключенного третьего, суть которого сводится к тому, что два взаимоисключающих утверждения не могут быть одновременно истинными. Например, если мы говорим, что в данный момент на улице идет снег, и это так, значит, утверждение, что снег в данный момент не идет, будет ложным. Быть одновременно истинными эти два утверждения не могут. Сравним представление христиан о личностном Боге с безличностной концепцией Бога (7). Безличная сила, в которой нет внутренних различий, не способна проявлять личностные качества, например: любовь, знание, сочувствие, разум, в то время, как Личный Бог всем этим обладает. Отношения людей к Богу - Личности и к безличному богу принципиально отличается, потому что в любых взаимоотношениях огромную роль играет нравственная сфера человека. Она же в этих концепциях не просто различна, но диаметрально противоположна. Как видим, эти две концепции никак не дополняют друг друга, а взаимно друг друга исключают.

За отстаивание христианами факта своей уникальности их постоянно обвиняют в нетерпимости к другим религиям. Но так ли это? К чему христианин должен быть терпим, а к чему нет? Терпимость (8) бывает «законной»,она выражается в признании за каждым человеком права верить в то, что он считает истиной. Есть «социальная» терпимость, т.е. признание того, что к людям нужно относиться с почтением и уважением, независимо от их религиозных убеждений. И есть «некритическая» терпимость, т.е. мнение, что никакие религиозные воззрения нельзя назвать ложными или менее значимыми, чем другие религиозные убеждения. Фактически, «некритическая» терпимость означает запрет на любую критику других учений. Вне всяких сомнений, христиане должны проявлять «законную» и «социальную» терпимость, но «некритическая» терпимость ставит вопрос о самом факте существования истины, как таковой. Если такую терпимость сделать нормой, то почему бы и сатанизм с человеческими жертвоприношениями не объявить нормой?

Христианам часто говорят, Христос призывал не судить никого вокруг (Мф.7:1-15), но забывают добавить, что Он добавлял: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24). Последователям «некритичной» веротерпимости следует напомнить, что главный вопрос заключается не в терпимости или отсутствии таковой у кого-либо, а в истинности исповедуемого мировоззрения, на основании которого строится вся жизнь человека, которое определяет его посмертную участь. Христиан любят обвинять в узости мышления (9), но это довод не рациональный, а скорее эмоциональный. Если говорить правду является проявлением «узости мышления», то лучше «узко мыслить» таким образом, чем говорить ложь.

Утверждается, что есть учения, которые полностью примиряют религии между собой, которые нашли «золотой ключик», с помощью которого можно навсегда закрыть проблему межрелигиозного различия. Но это не более, чем миф. На практике все выглядит совершенно иначе. Все подобные учения декларируют свою толерантность только на словах, на практике они предлагают христианам полностью отказаться от своих догматов и последовать за ними. Например, ученик Рамакришны Свами Вивекананда пишет: «К настоящему времени Веды остаются вершинным достижением всего человеческого опыта, умозрений, анализа, воплощенным в книгах, отобранных и отшлифованных столетиями» (10). О христианах же он пишет так: «Незначительные умы, с ограниченным, нетребовательным кругозором, никогда не осмеливаются парить мыслью» (11). Не отстает от Свами Вивекананды и Е.П.Блаватская, основательница теософии: «Я (махатма) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов» (12). Она продолжает: «Невежество создало Богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию и на Христианство, на Ислам, Иудаизм и фетишизм. Это священнослужительский обман, который представил этих Богов такими устрашающими человеку; это религия, которая создает из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным; это вера в Бога и Богов, которая делает две трети человечества рабами горсти тех, которые обманывают их под лживым предлогом спасения их» (13). В основном, все, кто заявляют о своей терпимости к другим религиям, просто лгут. Вот что писала, например, в своих письмах Е.Рерих: «На смену этому тлению (Церкви. – В.П.) должна прийти возрожденная Церковь первых дней христианства в свете даваемого сейчас Учения Света (Агни Йоги. - В.П.). Именно очищение Заветов Христа» (14).

Ссылки:

1 - А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. С.240-241.

2 - Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.568.

3 - Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002.

4 - Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.703.

5 - Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал, 2000. С.272.

6 - Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.524.

7 - Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал, 2000. С.115.

8 - Там же. С.268.

9 - Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004., с.568.

10 - Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир. 1993. С.368.

11 - Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.365.

12 - Письма Махатм. Чаша Востока. Рига-Москва-Минск. Лигатма. 1995. С.184.

13 - Письма Махатм. Самара, 1993. С. 222. Письмо 57.

14 - Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и йога, М., Сфера. 1996. Т.2. С.251.
Виталий