Справедливы ли учения о карме и реинкарнации?

Автор Хранитель, февраля 18, 2005, 08:00:28

« назад - далее »

Хранитель

Справедливы ли учения о карме и реинкарнации?

Сайт: http://apologia.sobor-spb.ru/

Ответ: Прежде, чем мы поближе познакомимся с теориями кармы и перевоплощения, сразу же необходимо отметить, что модификаций этих теорий много и в данной работе будут рассмотрены только те варианты, которые проповедуются последователями New Age .

Многие утверждения современных сторонников теорий кармы и перевоплощений носят мифический характер и не находят подтверждения при внимательном изучении истории религий. Среди них утверждение о том, что идея перевоплощений была широко известна и популярна в древнем мире. Это заявление не соответствует действительности. Чтобы удостовериться в этом, достаточно задаться вопросом: зачем в Древнем Египте создавали мумии? Согласно глубоко магичной религии древних египтян, мумию (1) изготавливали для души Ба. Древние египтяне верили, что между мумией и душой существует связь. Пока существует мумия, существует и душа. Они считали, что душу можно уничтожить путем обезглавливания мумии или путем ее сожжения (2). Одной из причин того, что мумии так тщательно прятали, была боязнь, что грабители найдут их и уничтожат. Если бы в Древнем Египте верили в теорию перевоплощения, то не изготавливали бы мумии. Действительно, если у человека появится новое тело, зачем сохранять старое? В посмертии древний египтянин ждал не нового воплощения, а вечной жизни в Полях Иалу (3), «Полях Камыша», своеобразном вечном рае, где он мог бы вечно беззаботно жить. Попытки приписать древним египтянам веру в реинкарнацию проистекают из трудов Гермеса Трисмегиста и, в частности, его знаменитой «Изумрудной скрижали», но эти попытки имеют несколько слабых мест. Во-первых, создание этой рукописи датируется промежутком между 100 и 300 годами по Р.Х (4). Во-вторых, стилистика рукописи показывает, что она с самого начала писалась на греческом языке, а не египетском. В-третьих, в каталогах древнеегипетских храмовых библиотек нет никакого упоминания об «Изумрудной скрижали» (5). Таким образом, этот труд нельзя использовать в качестве доказательства существования у древних египтян веры в перевоплощения.

Теория перевоплощения пришла к нам из индуизма, но и там она появилась сравнительно недавно. В частности, Веды, созданные на исходе второго и в начале первого тысячелетия до Р.Х, ничего (6) не говорят о теории перевоплощения . Впервые в индуизме эта теория излагается в Упанишадах (7), которые появились на свет в VII - VI веках до Р.Х. До этого индуизм прекрасно обходился без нее.

Древние иудеи тоже ничего не слышали о законе перевоплощения. В Ветхом Завете мы нигде не находим утверждения, что душа перевоплощается много раз в разные тела. Однако легко находим утверждения прямо противоположные по смыслу: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:7-12). Не сказано: «войдет в другие тела», а сказано: « он не пробудится и не воспрянет от сна своего». Другой стих говорит о том же: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Утверждается, что пробуждение от смерти будет только одно, « одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». К ак мы видим, заявления о том, что в древности теория перевоплощений была общепризнанной и широко распространенной - не более, чем миф.

Прежде чем мы далее углубимся в изучение закона перевоплощения, необходимо несколько слов сказать о теории кармы, так как эти два учения тесно связаны, и друг без друга существовать не могут. Современные исследователи дают этому понятию следующее определение: «Карма – ( karma (санскрит) – обряд, действие, деяние). В некоторых религиях Востока (буддизме, индуизме и др.) – «закон возмездия», по которому в соответствии с совокупностью совершенных человеком поступков определяется характер его последующего перевоплощения; влияние совершенных действий на настоящее и на последующее существования» (8). Карма является не естественной причиной совершения нами каких-либо поступков, а сверхъестественной. Что это значит? «Карма применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так цирроз печени как последствие пьянства не связан с кармой, будучи естественным результатом... Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой)... Иллюстрируется закон кармы обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соответствующий слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих на небеса), либо изменение природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив)...» (9).

Карма не является нравственным законом (10), наоборот, этот закон глубоко безнравственен, он не решает проблему справедливости, так как в рамках концепции закона кармы такого понятия, как справедливость нет. В Бхагавад-Гите сказано Кришной: «Я...бог любви...Я бог смерти (11)...Из мошенничеств Я азартная игра...» (12). Пантеизм учит, что все есть Бог, а значит и зло проистекает из Бога, добро и зло едины, отсюда следует, что нравственность становится относительным понятием. А где нравственность относительна, там и справедливости не может быть, потому что нет эталона, на основании которого можно выносить решение о справедливости или несправедливости деяний. Карма не решает проблему справедливости, она ее подменяет. Поэтому утверждение о том, что закон кармы справедлив несостоятельно. К тому же, видя исток наших сегодняшних проблем в одной из предыдущих жизней, мы создаем проблему «бесконечной цепи». Все ныне существующее имеет причину своего существования в прошлом, а это вызывает вопрос: где начало этой цепи? Если начала нет, почему должен быть конец? Тогда возможно ли в принципе освобождение от кармы? Если люди, имея за спиной вечность, все же не смогли освободиться от кармы, с чего бы им достичь такого освобождения в будущем? Выступали против кармы и известные философы, например Н.О.Лосский в своей книге «Учение о перевоплощении» приводил следующие аргументы против кармы: «...оно ведет к чувству уменьшения ответственности у человека» (13).

По мнению ряда востоковедов, карма ликвидирует необходимость существования Личного Бога, она Его заменяет, а также превращает человека из свободной личности в винтик своего механизма, лишая его свободы воли. Человек становится слепой марионеткой в рамках этой концепции. «Карма альтернативна религиозному представлению о Боге, награждающему и карающему тварей... Сочетание кармы с идеей Личного Бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно» (14).

При близком знакомстве с теорией перевоплощения оказывается, что она имеет множество модификаций, при этом многие из них взаимно исключают друг друга. Рассмотрим эту тему подробнее. «Реинкарнация ( incarnari (лат.) – облекаться плотью, воплощаться) – воплощение, возрождение души после смерти тела в другой, новой телесной форме» (15). Под перевоплощением понимается переход души человека из одного человеческого тела в другое вследствие закона кармы. Теософия учит, что человек может воплощаться только в человеческие тела, и далее по необратимой иерархической линии: в ангела и т.д. в процессе «духовной эволюции». В письмах же Елены Рерих можно найти утверждения, о возможности перерождения из человеческого тела в животное и даже растение. В индийской философии теория перевоплощения разными философскими школами тоже понимается по-разному. Главные доктринальные отличия состоят в том, что происходит в момент смерти человека и какова природа окончательного состояния после мокши. Мокша - это освобождение, конечная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. «Сансара – странствование из жизни в жизнь;... В индуизме Сансара понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана (души. – В.П.) в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая... смена тел в Сансаре регулируется законом кармы... Освобождение от Сансары – предельная экзистенциональная цель индуиста» (16). Буддисты верят (17), что бессознательная душа ( vinnana ) сохраняется, но личность (чувства, сознание, ум) в момент смерти уничтожаются. Карма следует за душой далее по циклу сансары. В философии индийского мыслителя Рамануджи ( XII век.), создавшего философскую систему вишишта-адвайта, душа ( jiva или jivatman ) после смерти сохраняется в виде мыслительной субстанции, именуемой «тонкое тело». Эта субстанция входит в зародыш новой жизни, принося с собою карму всех своих прошлых существований. Он признает возможность воплотиться из человеческой формы в животное или растение, или даже камень, что отвергается в теософии. Также в индуизме есть философские школы, которые учат, что душа, достигнув освобождения, растворяется в Брахмане. Брахман – это высшая абсолютная реальность, основа всего сущего, безличностное божество. Личность (или индивидуальность, как это любят называть оккультисты) исчезает, - так считает адвайта-веданта. Есть школы, которые учат, что душа после мокши остается сама собою, чтобы вечно служить Бхагавану, т.е. личность окончательно не исчезает. Бхагаван – это эпитет Бога, в индуизме он используется в основном по отношению к Вишну и Шиве.

Западные сторонники теорий кармы и перевоплощений утверждают позитивное отношение к перевоплощениям (18). Они провозглашают ее как некий эволюционный механизм непрерывного духовного роста, что в корне противоречит индуистскому ее пониманию. Для индуизма перевоплощение - это страдание, то, от чего надо избавиться, то, что никак не может приветствоваться. Поэтому оккультное и индуистское отношение к теории перевоплощения принципиально отличаются друг от друга.

Оккультисты пытаются найти теорию перевоплощения в христианстве, в частности Елена Рерих, утверждает: «Доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р.Х. на втором Константинопольском соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала «ересью» среди официального христианства лишь в шестом веке по Р.Х.; до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые особенно близки к гностикам...» (19).

Теория предсуществования душ и теория перевоплощения - это две разные теории. Суть теории предсуществования душ сводится к тому, что все души были созданы Богом одновременно в самом начале творения и с тех пор существовали в невидимом мире как чистые духи. Злоупотребление свободной волей сделало необходимым для них очищение: для этого они посылаются на землю, соединяются с телами, и в зависимости от своего нравственного состояния, обрекаются на неодинаковую участь в условиях земной жизни. Чем отличается теория перевоплощения от веры в предсуществование душ? Тем, что в самом учение о предсуществовании душ еще нет мысли о посмертной перемене тел. Это, кстати, известно некоторым ученикам Е.Рерих, например один из них - Клизовский пишет: «Что касается доктрины «предсуществования души», то она... несостоятельна... Сущность этой доктрины заключается в том, что душа человеческая, обитающая в неведомых областях и в неведомом состоянии, существующая раньше рождения человека, входит в него при рождении в первый и последний раз...» (20). Оказывается, ученик Елены Рерих был лучше осведомлен в вопросах духовности, чем его учитель, «посвященная» Е.Рерих. Тот же Клизовский признает, что истинность теории перевоплощения не может быть научно доказана: «Существуют истины высшего порядка, которые обыкновенным, экспериментальным путем доказаны быть не могут...К числу истин, которые не даются пониманию интеллекта, принадлежит так же учение о перевоплощении...» (21).

Вся статья не влезла смотри:

http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/sektoved/izbr_vop/13_karm.htm
Виталий