Сатанизм в агни-йоге и теософии

Автор Хранитель, февраля 18, 2005, 07:51:17

« назад - далее »

Хранитель

Статья из книги «Суд совести: агни-йога против христианства», раздел «Международные» сайта:

 http://apologia.sobor-spb.ru/

Сатана и падшие ангелы

Представления о сатане в учении агни-йоги и теософии различны. Факты таковы: Е.П.Блаватская основывает в Лондоне журнал, который называет «Люцифер». Буквальный перевод латинского слова «люцифер» - «носитель света» ( lux ferre ), также это название относили к «утренней звезде» - планете Венере. Необходимо отметить, что «Урусвати» - псевдоним Е.И.Рерих, как ее называли «махатмы», - означает Венера (1). Е.П.Блаватская считала, что таким образом она «обеляет» несправедливо оболганное имя сатаны. Е..И.Рерих полагала, что так она почитает «Матерь Мира». Матерь Мира, согласно учению агни-йоги, - это «космическое женское начало», материя. В теософии и агни-йоге, несмотря на уверения в тождественности этих доктрин, наблюдается странное различие в учении о сатане. Согласно теософии Е.П.Блаватской, «сатана, когда его перестанут рассматривать в суеверном, догматическом и, лишенном истинной философии, духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного – божественного Человека; кто дает ему, на протяжении долгого цикла Махакальпы, закон Духа Жизни и освобождает его от Греха Неведения, следовательно, от Смерти» (2). А агни-йога утверждает: «Не может быть договора с сатаною. Может быть лишь рабство у сатаны. Умолить сатану нельзя. Можно лишь без страха наступать на него и через него. Есть старинное предание, как сатана решил устрашить отшельника. Он предстал ему в самом ужасном виде. Но подвижник преисполнился огненного явления и так наступил на сатану, что прошёл сквозь него, как бы прожёг сатану. Огонь сердца сильнее пламени сатанинского. Нужно исполниться такого огня, тогда все усмешки претворятся в гримасы ожогов, - так устремимся на сатану» (Живая этика. АУМ.39).

Теософия утверждает, что сатана безличен: «Сатана (или Люцифер) представляет собою Активное начало или... «Центробежную» Энергию Вселенной (в космическом смысле). Он есть Огонь, Свет, Жизнь, Борьба, Усилие, Мысль, Сознание, Прогресс, Цивилизация, Свобода, Независимость. В то же время он – Боль, что является реакцией Радости Действию и Смерть, – что есть Революция Жизни – Сатана, горящий в своем собственном Аду, созданном яростию его собственного momentum – распространяющаяся дезинтеграция Туманности, которая должна сконденсироваться в Новые Миры. И снова и снова терпит он соответственно поражение от Вечной Инерции, Пассивной Энергии Космоса – неумолимого Я есмь» – Кремень из которого высекают искры» (3). Е.И.Рерих же в своих письмах утверждает, что он - личность: «Падение Люцифера в том и состояло, что он пошел против закона эволюции, или воли Космоса... Люцифер есть Князь мира сего (Земли) в полном значении этого слова. Дух его в потенциале своем имеет все тождественные энергии, присущие Земле...Хозяин Земли никогда не был наипрекраснейшим и наибольшим Архангелом. Таким эпитетом наградила его щедрость средневековых поэтов-каббалистов...» (4).

Принципиальные отличия
Агни-йога    Теософия
Сатана (Люцифер) - личность    Сатана - безличная сила
Падший ангел, борющийся с эволюцией Космоса.    Сатана - основа эволюционного развития. « Он есть... Свет, Жизнь, Прогресс...».
Вывод из всех вышеприведенных цитат получается странный: с одной стороны, сатана называется безличной силой, с другой тут же выясняется что он - личность. Одни оккультисты утверждают, что сатана - эта та сила, которую они изучают, другие же заявляют, что «не может быть договора с сатаною» . Если правы Рерихи, то неправа Е.П.Блаватская. Если Е.П.Блаватская права, то Рерихи неправы.

Вместе с тем, несмотря на все утверждения Е.П. Блаватской о безличном характере сатаны, она, время от времени, приписывает ему личностные свойства: « Элифас Леви описывает Сатану в следующих блестящих терминах: «Именно этот Ангел был достаточно горд, чтобы возомнить себя Богом; достаточно отважен, чтобы приобрести свою независимость ценою вечного страдания и мучения; достаточно, прекрасен, чтобы, возлюбить, себя, в полном божественном свете; достаточно мощен, чтобы, все же, царствовать во тьме среди мучения и сложить себе престол из своего неугасимого костра...».

Да, воистину; именно, этот величайший из идеалов, этот вечно живущий символ – апофеоз самопожертвования, ради умственной независимости человечества; эта Вечно-Активная Энергия, протестующая против Статической Инерции – принципа, для которого Самоутверждение есть преступление, а Мысль и Свет Знания ненавистны. Как говорит Элифас Леви с неподражаемой справедливостью и иронией: «Именно этот мнимый герой, сумрачных вечностей, наделен клеветнически безобразием и украшен рогами и когтями, которые гораздо лучше приличествуют его неумолимому мучителю (Богу.- В.П.)»....

В этом христианская теология, хотя и следуя рабски по стопам язычества, была верна своей традиционной политике. Она должна была обособить и утвердить свой авторитет. Следовательно, она не могла сделать ничего лучшего, как превратить все языческие Божества в демонов» (5).

Для Е.П.Блаватской сатана - это «Бог Мудрости», пример для подражания, кумир, которому надо служить и поклоняться: «...преображение Гермеса, Бога Мудрости, называемого также Тот, Тат, Сетх, Сет и Сатана» (6).

Фактически, Е.П.Блаватская провозглашает сатанизм, идею борьбы с Богом в христианском Его понимании: «Наименование Сатана, по-еврейски Сатан, означает – «Противник», по праву принадлежит первому и самому жестокому «Противнику» всех других Богов Иегове; но не Змию, который говорил лишь слова симпатии и мудрости и, в худшем случае, даже по догме являющемуся «Противником» лишь людей. Эта догма, будучи основана на третьей главе Книги Бытия, так же нелогична и несправедлива, как и парадоксальна. Ибо кто был первым, кто создал этого первоначального и с того времени всемирного искусителя человека – женщину? Конечно, не Змий, но Сам «Господь Бог», кто, сказав – «Нехорошо человеку быть одному», создал женщину и «привел ее к человеку»...Потому, очевидно, сам Господь Бог явился истинной причиною всего злоключения (грехопадения. - В.П.), а Змий – есть лишь прообраз Азазеля, «козла отпущения за прегрешения (Бога) Израиля, бедный Трагос, вынужденный принять на себя кару за ошибку своего Владыки и Создателя» (7). Попытка обвинить Господа Бога в том, что Он виновен в грехопадении, ибо Он Творец Евы отстоит от нас на такой же временной отрезок, как и само грехопадение. Е.П.Блаватская почти буквально повторяет лукавую мысль, внушенную дьяволом (1Ин.3:8) праотцу Адаму, отвергшему возможность покаяния и попытавшемуся снять с себя ответственность за преслушание воли Божьей: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел» (Быт.3:12).

Неужели агни-йога борется с сатаной? Все бы хорошо, если бы Е.И.Рерих в письмах не уточнила свое подлинное отношение к сатане: «...особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укоренилось глубоко невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший, что есть добро и зло. Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в райском саду?» (8). То есть сатана для агни-йогов все же не так уж и плох? Но что же ждет человечество, и какова судьба сатаны? Одним из самых серьезных пророчеств, связанных с будущим, является пророчество Апокалипсиса об Армагеддоне. По этому вопросу есть свое мнение и у Рерихов. Они неоднократно писали в своих письмах о том, что Армагеддон начался в 1931 году, но уже закончился в 1949 году, утверждения об этом можно найти в письмах Е.И.Рерих. Также может быть интересен тот факт, что в учении нет ни одного упоминания об антихристе, как нет этих упоминаний и в письмах Рерихов. С точки зрения Рерихов, сатана или уже побежден, или еще будет побежден. И далее существует три интерпретации его судьбы: первая гласит, что он разложен на составляющие его принципы (перестал существовать как личность и индивидуальность, в оккультном ее понимании), вторая повествует об изгнании сатаны из нашей солнечной системы, третий вариант будущего сатаны приводится в «Криптограммах Востока» - книге, которая является частью учения: сатана будет изгнан на Сатурн. Каждый последователь агни-йоги может выбрать себе тот вариант судьбы сатаны, который ему больше понравится. Для учения, претендующего на истинность, такая разноголосица странна. К тому же, если Армагеддон уже закончился, то где же сейчас пребывает сатана? На Сатурне? Следует ли из этого, что он уже не является «князем мира сего»?

Согласно православному учению, сатана является главой царства злых духов. Священное Писание называет его также лукавым, дьяволом, древним змием, драконом. Изначально он был сотворен Богом первым по близости к Нему ангелом, но возгордился, пожелал быть подобным Господу и пал: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачныя, буду, подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14).

По мнению большинства святых отцов Православной Церкви, в книге пророка Иезекииля, под именем царя Тирского следует понимать не только Итоваала II , но и сатану: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё, искусно усажено у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез.28:11-19).

Сатана стремится погубить как можно больше людей, искушая их, разжигая в людях страсти, создавая ложные учения, которые приводят людей к нему. В Евангелии от Матфея (4:8-9) сатана говорит, что ему принадлежит власть над земными царствами; в Евангелии от Иоанна Господь называет его «князем мира сего» (Ин.12:31 и др.), апостол Павел называет дьявола «богом века сего» (2Кор.4:4), «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Христос называет сатану «отцом лжи», «врагом рода человеческого» (Мф.13:28) и «человекоубийцей от начала» (Ин.8:44). Его ненависть к человеку такова, что, по словам апостола Петра «дьявол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1Пет.5:8).

Ссылки:

1 - Письма Елены Рерих, 1932-1955.Вико. Новосибирск, 1993. С.120.
2 - Блаватская Е.П..Тайная Доктрина. Т.1. Адьяр. 1991. С.255.
3 - Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2.Адьяр. 1991. С.306.
4 - Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. С.787-788.
5 - Блаватская Е.П.Тайная Доктрина. Т.2. Адьяр. 1991. С.636.
6 - Там же. С.477.
7 - Там же. С.485.
8 - Письма Елены Рерих, 1929-1938. Т.2. Минск. ПРАМЕБ. 1992 . С.343.
Виталий

Хранитель

Отношение к традиционным религиям в агни-йоге

Статья из книги «Суд совести: агни-йога против христианста», раздел «Международные» сайта:

 http://apologia.sobor-spb.ru/


Общаясь с последователями агни-йоги, часто можно услышать заявление о том, что их учение не противоречит мировым религиям и призывает к их объединению. Так ли это? «Кто же они, которые не ценят и не любят объединения? Они никогда не испытали чувство непоколебимости, всегда соединенного единением. Они не знают мужества, неразрывного с единением. Они отвергли продвижение, которое сильно единением...» (Живая этика. АУМ.443).

Рериховцы заявляют, что их учение утверждает толерантное отношение к другим религиям, провозглашается так называемый принцип «Господом Твоим»: «Канон: «Господом твоим» – основание Нового Мира. Прежде читали: «И возрадовался дух мой о Боге Спасе моем», теперь же скажите: «И возрадовался дух мой о Боге Спасе твоем».Торжественно Говорю: в этом спасение. «Господь твой, живи!» – так скажите каждому и, обменявшись Господом, пойдите к Единому...» (Живая этика. Озарение. 2.8.2). Декларируемая в этом отрывке веротерпимость, однако, не подтверждается в других фрагментах книг агни-йоги: «Вера в Бога... превращает две трети человечества в рабов горстки тех, кто обманывает их под лживым предлогом спасения их....Запомните: сумма человеческих бедствий не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари своих лжебогов» (1); «Я (махатма) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов» (2). Полагаем, что под «лучшей частью» вполне можно понимать коммунистических деятелей и им подобных, которые активно разрушали алтари в нашей стране и везде, где приходили к власти. Впрочем, Ленин не зря был объявлен Рерихами махатмой. Интересно, что «махатмы» считают религию злом « в любом своем виде и у всех народов».

Можно ли совместить, например, занятие агни-йогой с пребыванием в Православной Церкви? «На пути к йоге может быть, кто легко считает свои познания ничтожными; кто редко помнит об отличиях своих, утвержденных людьми; кто не принимал участие в ложных явлениях религии» (Живая этика. Знаки агни-йоги. 182); «Ученику оккультизма нельзя принадлежать к какому-либо вероисповеданию или секте...» (3). Как видим, занятие агни-йогой исключает для своих последователей возможность принадлежать к любой традиционной религии.

Быть может, агни-йога оппозиционно настроена по отношению к религиям потому, что признает существование более значимых, с ее точки зрения, более «духовных» институтов, например, науки, искусства: «Ни наука, ни искусства, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям» (Живая этика. Надземное.548).

В чем же спасение человечества? Религии бессильны, наука бесполезна, искусство разложилось, какой же путь предлагает агни-йога? «Они думают, что можно прожить в обычных мерах, но с каждым днем становится яснее, что можно спасти людей верою, которая превыше всех религий» (4); «...Мы даем Новый Завет. К этому завету Мы зовем человечество. В этом Завете лежит принцип Бытия...» (Живая этика. Беспредельность.227); «...Мы зовем к абсолютному, Мы предлагаем действия неоспоримые...Ничто сомнительное не должно проникать в сознание трудящихся...» (Живая этика. Община.211); «Искание новых путей самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями. Это должны запомнить все новые. Самое ужасное когда люди не умеют выходить из старой колеи...» (Живая этика. Беспредельность.484); «На смену этому тлению должна прийти возрожденная Церковь первых дней христианства в свете даваемого сейчас Учения Света (агни-йоги. – В.П.). Именно очищение Заветов Христа» (5). Итак, у человечества осталась единственная надежда – учение агни-йоги!

Какова в этом вопросе позиция Православной Церкви? Спасение возможно только через Иисуса Христа. Церковь есть Тело Христово и является истинным, богоустановленным путем к спасению. Границ Церкви не может установить никто. Бог « хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4); «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:11-16); «Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но во веки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы все пришли в познание истины» (6).

Церковь не признает возможность спасения тех, кто духовно «самоутверждается» через борьбу со Христом, потому что это есть сознательное богоборчество или хула на Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32).

Ссылки:

1 - Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.185.
2 - Там же. С.184.
3 - Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 3. Новосибирск. ИЧП «Лазарев В.В. и О». 1992. С.108.
4 - Напутствие Вождю. Л., 1990. 145.
5 - Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и йога. Т.2. М., Сфера. 1996. С.251.
6 - Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1 Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993 . С.127.
Виталий

Хранитель

Статья из книги «Суд совести: агни-йога против христианства»

раздел «Международные» сайта:

http://apologia.sobor-spb.ru

«Махатмы» о христианстве

Взгляды агни-йоги на христианство мы приведем без каких-либо комментариев, так как, на взгляд автора, следующие утверждения агни-йоги о христианстве весьма красноречиво говорят сами за себя.

«Ваш «Господь Бог»,... создав все, сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» и.т.д., и создает человека – двуполой обезьяной!» (1); «Оккультисту придется публично доказывать христианским теологам то, о чем многие священники-христиане в тайне знают, а именно: что их Бог на земле был каббалистом, скромным представителем огромной Силы: которая при неправильном приложении может сотрясти мир до основания» (2).

«... Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение» (3).

«Даже материалисты совершенно безвредны и могут рассматриваться, как друзья Теософии, по сравнению с некоторыми фанатичными каббалистами, встречаемыми на материке (работа написана в Англии.-В.П.), и именующими себя христианами, но которых мы (теософы) называем сектантами» (4). Сравните с агни-йогой: «Приказу Моему будет преследоваться безбожие, которое приняло вид самого явного сатанизма» (5).

«Христианин, утверждающий – «Бог есть Живой Огонь» и говорящий об «Огненный Языках» в День Святого Духа и о «Горящей Купине» Моисея, является таким же огнепоклонником, как и любой язычник» (6).

«Пора сжечь мощи следуя завету Христа» (Живая этика. Озарение.2.4.3).
«Так если Отцы Церкви зовут в прошлое, то служители света зовут в будущее» (Живая этика. Мир Огненный.ч.3; 264).

«Мы решительно против монастырей как антитезы жизни, лишь рассадники жизни, общежития лучших выявлений труда найдут себе Нашу помощь». (Живая этика. Озарение.2.4.3); «Путь отшельничества не Наш путь. Нужно принести жизни цветы опыта. Также, кто решит для себя легкую задачу непотревоживаемого существования?» (Живая этика. Знаки агни-йоги. 163). Сравните: «Мы не осуждаем отшельников, которые силою мысли приносят великую помощь...» (Живая этика. Надземное. 566).

«Отрицающие Бога не видели Его, но как выглядит Бог содержателей кабаков? И велика подкупность Христа, прикрывающего за свечку любое предательство.
Нет хуже, нежели свеча подлости. Не нуждается Христос в таких почитателях» (Живая этика. Озарение.2.6.12).

«Человечество погрязло в пережитках, в старом мышлении, вне осознания, утвержденного Бытия. Так дух смещающихся народов тлеет на уходящих энергиях, {таких}, как ханжество, суеверие. Основа этого тления – церковь , которая сеет ужасы, - непозволительна (выделено нами. – В.П.)!» (Живая этика. Иерархия.395).
«Когда утверждается новое задание, то всегда есть колючие иглы. Но те противные иглы обращаются в тупые умыслы. Бьющиеся под Нашим Щитом идут смело и, Приняв такт течения Космического Магнита, могут, истинно, знать победу. Конечно, подымутся голоса против Великой Истины Агни Йоги. Ревнители Церкви и слуги тьмы, конечно, не вынесут искру Фохата» (Живая этика. Беспредельность.391).

«...Конечно христианство, в его современной форме, и учение самого Христа – две совершенно разные вещи. Точно так же, как современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами...» (7).

«Мертвая догматика убила светлое Учение Христа, потому церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране» (8). В целом, можно заметить, что агни-йога не проявляет большой терпимости к христианам. Интересно, к самой себе Е.И.Рерих также относила «клеймо невежества» ? «Нетерпимость есть клеймо невежества. Вмещение есть венец Великого Знания. По этим знакам и определяйте удельный вес Ваших собеседников!» (9)

Ссылки:

1 - Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.69.
2 - Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., Сфера. 1993. С.38.
3 - Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.178.
4 - Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2. Адьяр. 1991. С.598.
5 - Напутствие Вождю. Л., 1990. С.106.
6 - Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1. Адьяр. 1991. С.171.
7 - Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16.
8 - Письма Елены Рерих. Кишинев. Лист. 1995. С.217.
9 - Письма Елены Рерих, 1929-1938. Т. 1. (Письмо от 08.09.34). Минск. ПРАМЕБ. 1992. С. 266.
Виталий

Хранитель

Статья из книги «Суд совести: агни-йога против христианства», сайт:

http://apologia.sobor-spb.ru/

Откровение, или как все это начиналось

Первый контакт с «учителями» Е.И Рерих (1) произошел задолго до начала «космического диктанта» агни-йоги: «Это случилось примерно между 1907 и 1909 годами. Вечером она (Е.Рерих. – В.П.) осталась одна и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно красивым лицом. Все было насыщенно такими сильными вибрациями, что первой мыслью Елены Ивановны была мысль о смерти. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым присутствием Высшей Силы. Так состоялось посещение Учителем Е.И.Рерих» (2). Первой мыслью Е.И. Рерих «была мысль о смерти», как точно эта мысль охарактеризовала того, кто явился ей - «ч еловекоубийца от начала» (Ин.8:44). Как святые отцы рекомендуют поступать, если перед человеком предстает некое видение? «Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой. – Христа, например, - или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души» (3).

Первый контакт с «учителем» прошел «благополучно», Е.И. Рерих внутренне приняла ту силу, с которой начала контактировать. И вот через многие годы эта встреча принесла свои плоды, начался «диктант» учения агни-йоги, которое имело не только личностный источник своего происхождения, но и вполне определенную форму подачи. Рассмотрим ее: «Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги («Зов» - первая книга учения живой этики. – В.П.). А потом Н.К. (Николай Константинович Рерих. – В.П.) сел писать автоматически, и пришло дивное послание от Мории («махатма», который, как считается, дал агни-йогу. – В.П.), потом – рисунок гробницы, где они все будут делать раскопки. Потом писал Юрий (Юрий Рерих. – В.П.). У него чудно идет карандаш, но очень смешно двигаются пальцы – вот мы и опять хохотали. Вообще вечер прошел среди чудес. Елена Ивановна (Рерих. – В.П.) тоже пробовала (4), и у нее получается, но еще слабо» (5). Учение агни-йоги начало даваться методом автоматического письма, суть которого сводится к следующему: человек отключает свое сознание и дает возможность духу физически писать посредством его руки. Агни-йога начиналась со спиритических сеансов: «Вечером у нас был дивный сеанс. Велено было вызвать маму для видений, и она приехала. После сеанса мы остались сидеть в темноте, и Елена Ивановна рассказала, какие поразительные физические явления сопровождали их первые лондонские сеансы. На головы сидящих падал дождь спичек, монеты, носовые платки, по комнате летали металлические предметы, никогда никого не зацепляя и не причиняя вреда, ковры срывались с места и летали над головами, столик, без прикосновения к нему, сам двигался, всем были даны монеты-талисманы. Сидели они с утра до вечера, до поздней ночи, давалось дивное Учение, рисунки, в общем, было проявление громадной силы. Был у них один сильный сеанс, где им были продемонстрированы разные животные. Они все сидели на диване, в темноте, и слышали, как по комнате прошла собака и била хвостом по полу, прогалопировала лошадь, прошел слон и хоботом дотронулся до шкафа, прошла корова, летали птицы и царапали клювами о вещи, все звуки были поразительно отчетливы» (6). Важно заметить, что Рерихи, по их собственному признанию, не могли отказаться от своего контактерства: «Все, что дается, это как через мегафон. Вы получаете и посылаете миру как вашу работу, но если отказываетесь от этого, то мегафон превращается в воронку и все это хлынет на вас же обратно и образует опасность, в большинстве случаев очень серьезную» (7).

В учении агни-йоги много говорится о вреде психизма (8) и медиумизма как явлений, значительно мешающих «расширению сознания»: «...психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется» (Живая этика. Мир огненный.ч.3.365); « Медиум, истинно, не имеет открытых центров, и психоглаз ему также не доступен в соприкосновении с высшими мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям» (Живая этика. Беспредельность. 106). Несмотря на это, утверждается, что основательница теософии была медиумом, причем именно это обстоятельство послужило одним из главных оснований для ее призвания к «служению»: «Выбор пал на Е.П.Блаватскую ...она была избрана благодаря своему медиумическому дару...» (9). Кстати, автоматическое письмо так же является формой медиумической практики, что, однако, не мешало Рерихам активно к нему прибегать.

Очень своеобразен подход в агни-йоге к пророчествам: « Что есть пророчество? Предуказание определенного сочетания частиц материи. Потому любые пророчества могут быть выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра...» (Живая этика. Община.24); «Могут ли пророчества остаться невыполнимыми? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить. Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: «Какая кухня!» Но кухня легко обращается в лабораторию...» (Живая этика. Община. 25). Священное Писание отвергает подобный подход: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор.18:22).

Православная Церковь учит очень осторожно подходить к видениям, голосам и любым сверхъестественным явлениям. Потому что они могут быть не от Бога: «Берегись советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречиваго, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светла, - не верьте ему и не слушайте его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательною видимостью истины... Посему Диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею; иногда дает им ночью сны, которые исполняются для них днем, чтоб еще в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтобы они относительно его оставались спокойны, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их... Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверенны, что сами уже знают все» (10); «Многие по глупости своей говорят: мы так же видели Господа Иисуса Христа, как и апостолы; между тем как они состоят в самообольщении и прелести, и очей не имеют, чтоб видеть Господа, как видели Его апостолы...» (11); «Чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме...Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого...» (12). Итак, если человека посетило видение, то нельзя спешить его принимать: «Вопрос: Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света и прельщает человека? Ответ: Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтоб добре распознавать различие добра и зла. Итак, не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай что действа благодати явны, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страстей, - кои суть действа благодати. Бесовкия же действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознавать, от Бога ли возсиявший в душе свет или от сатаны...» (13); «...прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышать гласы ушами своими и подобное. Некоторые из таких взбесновались и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами себя лишили жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть; иные удавились. И кто может пересказать разныя прелести, какими прельщает их диавол, когда они неисчислимы?» (14).

Одним из главных признаков бесовского видения или пророчества является несоответствие того учения, которое дается, Божественному Откровению: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8); «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3). Ветхий Завет призывал поступать с такими лжепророками следующим образом: «...а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя» (Втор.13:5).

Состояние, в которое впадает человек, принимающий ложные пророчества и ложные учения, Православная Церковь называется «прелестью». Прелесть есть следствие уклонений от правильного прохождения подвига молитвы и духовной жизни в целом, и познается по следующим своим проявлениям: «1) Подвижник, находящийся в прелести, после усердной молитвы, или восторженного чтения слова Божия, или проповеди, или доброго дела, вместо ожидаемого покоя и внутреннего мира, чувствует непонятное беспокойство и неясные ему сомнение, или раздражение, или осуждение других, вообще – внутреннее расстройство, не сопровождающееся, однако духом самоукорения и покаяния. 2) Не должно полагаться и на такие молитвенные и иного рода подвиги, личные и общественные, которые, удовлетворяя вкусу подвижников, причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них, а затем и в нем самом, злобу и ссоры. Таково, например слепое следование Уставу в совершенно неподготовленном приходе, резкие обличения в проповеди на первых шагах пастырства, неумеренный пост, производящий раздражительность, семейные ссоры и т.п. 3) Не спасительна она и в том случае, когда молящиеся, а особенно пастырь, отделяя себя от общества, вопреки словам апостола (Евр.10:25.), и считая себя выше церковной нормы, горделиво измышляют собственные правила для келейной и даже церковной молитвы. Известно, что лукавый враг, когда обольщает ревностных послушников, то именно через внушение им больших, но самочинных молитвенных правил, вместо положенных старцем (духовником). Бывает, что к таким подвигам является особенное безмерное усердие, но оно поддерживается не чистою совестью, а тонким помыслом гордыни» (15).

Старец Глинской Пустыни схиархимандрит Илиодор, зная хитрость диавола, который часто «преобразуется в Ангела света» (2Кор.11:14) для того, чтобы прельстить подвизающихся на пути ко спасению, по своему пастырскому долгу предостерегал своих духовных чад быть осторожными и не обольщать свое сердце мнимой святостью. Он внушал всем не доверяться всякого рода видениям: «Пока не очищено сердце от страстей, не следует доверять никаким слезам и мечтаниям, или видениям. Это предостережение действенно. Не выпускайте его из виду, ибо оно основано на показаниях святых отцов и может служить для вас в случае недоразумений благо надежнейшим средством к истреблению в душе самомнения, тщеславия и гордости». Очень часто враг прельщает человека через видения во сне. Поэтому Глинский старец всем, кто обращается к нему с вопросами о сновидениях, советовал не верить им. Вот как о. Илиодор отвечал на вопросы одной монахини. «Ты спрашиваешь меня в своем письме, «как можно приметить в себе вражескую прелесть?» – Замечать, если мы, проходя внимательную жизнь, ставим в оной ближнего ниже себя, а себя выше и хвалимся пред другими без нужды своими подвигами, приписывая оные себе, а не помощи Того, без Которого не можешь творити ничесоже, то это явная прелесть. «В чем заключаются действия прелести?» – В самочинии и гордости. «Что я должна делать, чтоб истребить в себе самый малейший ее признак?» – Смиряться, как мрак при виде света от прикосновения солнечных лучей уничтожается в летние часы, так во всякое время прелесть вражеская исчезает от присутствия глубокого смирения, которое, впрочем, приобретается лишь поднятием на себя спасительного ига – креста Господня и несения онаго» (16). Препятствием в прохождении молитвенного подвига, кроме высокоумия, также могут быть другие грехи и страсти человека. Поэтому необходим великий труд по очищению своего сердца от страстей и ума от помыслов: «Причина разнообразного вреда и погибели – ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Прелесть действует первоначально на образ мыслей: будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести погибели или вечной смерти....

Состояние каждого страстного человека, в общем, есть прелестное. Про всякого, кто еще не очистился от страстей, можно сказать, что он в известной степени находится в прелести, т.е. некоторые вещи понимает не так, как должно, тонкие внушения и действия врага принимает за благодатные откровения» (17).

Учение агни-йоги - это классический пример учения, написанного людьми, находящимися в состоянии прелести.

Ссылки:

1 - Елена Рерих была больным человеком. Она страдала эпилепсией. И эта болезнь не могла не отражаться на ее «духовном» творчестве. Эпилептикам свойственны: скрытность, провалы в памяти после припадков, истеричность, экзальтированность, подозрительность, злопамятность, часто они воспринимают мир в черном цвете. Утверждения такого рода, как: «Рука может лишь от плеча двинуться, так сознание от мозга. Надо взорвать мозг, тогда сознание отбросится вперед, как из пушки. Учение летит на крыльях событий» (Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.700) здоровым человеком, скорее всего, написаны быть не могут.
2 - Цит.: Иерей Владимир Елисеев. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., Даниловский благовестник. 1995. С.35.
3 - Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С .233.
4 - « Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен...» . (Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.52). Интересно кто лжет: Елена Рерих или ее ученица.
5 - Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.61.
6 - Там же. С.192.
7 - Там же. С. 102.
8 - Психизм и медиумизм – согласно учению агни-йоги, некотролируемый контакт с низшими сферами тонкого (астрального) мира, при котором существа, населяющие этот мир, порабощают волю контактера.
9 - Письма Махатм. Самара. 1993. С.8.
10 - Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С .55.
11 - Там же. С.41.
12 - Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С .224.
13 - Там же. С.227.
14 - Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.464.
15 - См.: Митрополит Антоний (Храповицкий). Пастырское Богословие.
16 - См.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь.
17 - Епископ Варнава (Беляев) Православие. Электросталь. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.1993. С.115.
Виталий