Единство религий или о «биологической нравственности»

Автор Хранитель, февраля 22, 2005, 03:01:51

« назад - далее »

Хранитель

Статья из книги «Суд совести: агни-йога против христианства», раздел «Международные», сайт:

http://apologia.sobor-spb.ru/

Единство религий или о «биологической нравственности»

Одним из мифов, который активно распространяется в современном обществе, является идея «единства всех религий». Суть этой идеи заключается в том, что есть Один Бог и есть разные пути к Нему. Разные религии - это суть просто разные пути к Богу. А значит, все они верны. Подобные взгляды провозглашает и агни-йога, по крайней мере, она декларирует согласие с этими идеями: « Нередко происходят заблуждения о названиях энергий. Люди не могут понять, почему всеначальная энергия называется разными именами. Но могут быть названия, данные разными народами. Кроме того, уявление разных видов ее наделено многими определительными» (Живая этика. Братство. 330).

Между тем, представления о Боге в разных религиях отличаются друг от друга. При этом отличия могут быть несовместимы. В частности, агни-йога нетерпимо относится к другим религиям, причем ко всем (см. главы «Агни-йога о христианстве» и «Отношение к традиционным религиям»). Основным критерием единства религий, с точки зрения учения агни-йоги, является тождество их нравственных учений: « Урусвати знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един» (Живая этика. Надземное. 295). Подобное утверждение - не более, чем миф, рассчитанный на тех людей, которые знакомы с «другими религиями», в основном, по книгам учения агни-йоги и иже с ними. В основе агни-йоги лежит пантеистический монизм, т.е. учение о том, что все есть Бог и все едино. Но такой подход подразумевает отсутствие четких критериев добра и зла (см. главу «Добро и зло»), а значит отсутствие четкого нравственного учения, на которое можно было бы опереться. К тому же, согласно учению агни-йоги, нравственность является не духовной категорией, а биологической (!): «Нравственность биологическая является прочным основанием для успешного совершенствования. Так, о чем бы не заговорили, мы всегда вернемся к биологии» (Живая этика. Надземное. 781). Но если нравственность представляет собою всего лишь категорию биологии, то какое отношение к нравственности имеет религия? Такой критерий не может выступать в качестве критерия единства религий.

Если бы вся проблема «религиозного единства» заключалась действительно в нюансах, то можно было бы согласиться с тождеством всех религий. Но проблема в том, что между религиями лежат фундаментальные различия. В частности, сравнивая православное вероучение с учением агни-йоги, мы видим, что христианство во всех ключевых своих моментах своего вероучения принципиально отличается от учения агни-йоги (см. главы: «Бог», «Христос», «Покаяние»). К тому же, по уверениям самого учения агни-йоги, оно отнюдь не является сводом нравственных правил: «Кто-то думает, что Мы даем нравственные поучения, но они забывают, что мы даем основание Огненной Йоге» (Живая этика. Надземное. 854).

Но в чем утверждение о «единстве религий» справедливо, так это в том, что в естественных религиях есть крупицы истины. Ислам, например, говорит о величии Божьем, зороастризм о чистоте Бога, даосизм призывает относиться с уважением к тайнам природы, а к людям с добротой и пониманием. Но все это лишь частички истины, но не ее полнота.

Согласно православному вероучению, существует три вида Откровений. Общее Откровение - это Евангелие и книги ветхозаветных пророков, индивидуальное откровение – это те духовные переживания, что испытывает верующий человек и естественное откровение – познание Бога через Его творение: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20). Язычникам доступно, прежде всего, естественное откровение, однако, оно не полно.

Но как частное, так и естественное Откровения не являются достаточными для спасения, главным остается Общее Откровение, выраженное в Священном Писании, в Библии.
Виталий

Polkan

ЦитироватьХранитель :
Одним из мифов, который активно распространяется в современном обществе, является идея «единства всех религий». Суть этой идеи заключается в том, что есть Один Бог и есть разные пути к Нему. Разные религии - это суть просто разные пути к Богу. А значит, все они верны.

Но в чем утверждение о «единстве религий» справедливо, так это в том, что в естественных религиях есть крупицы истины.

Приветствую!
Разные религии - это действительно разные пути к богу. Но из этого вовсе не следует что все они верны. Бывают тупиковые дороги.
В религиях действительно есть крупицы истины. В каждой - своя.

Приглашаю вас на дискурсию по книгам Мегре. На мой взгляд, представленная в этих книгах новая философия наиболее удачно объединяет в себе те крупицы истины, что разбросаны по разным религиям, хотя религией не является.
Полкан