Е.П.Блаватская: «Современная жрица Изиды»

Автор Хранитель, февраля 27, 2005, 12:05:52

« назад - далее »

Хранитель

Е.П.Блаватская: «Современная жрица Изиды»

http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/mejdunar/teosof/soderj.htm

В ходе данной работы много говорилось о теософии, но почти ничего не говорилось о ее основательнице. В последней главе хотелось бы привести небольшую подборку цитат из книги Вс.С.Соловьева «Современная жрица Изиды» (1). Будучи современником Е.П.Блаватской, который близко общался с ней, Соловьев в своей работе сумел талантливо передать как атмосферу, в которой жила Е.П.Блаватская, так и многие черты характера этого человека. Обратимся к его воспоминаниям: «... их (феноменов – В.П.) помощью Е. П. Блаватская создала свое теософичес_кое общество, в их всеоружии она явилась в 1884 году в Европу для насаждения своего учения, ими она сделала себе рекламу и собрала вокруг себя людей, желавших их видеть с той или иной целью. Только эти феномены заинтересовали и привели к знакомству с нею таких людей, как Крукс, Фламмарион. Шарль Рише и английс_кие ученые, учредители Лондонского общества для психи_ческих исследований.
Эти феномены, к сожалению, неразрывно связаны как с нею самой, так и с ее теософическим обществом, .... В них могла быть ее истинная сила и оказалась ее слабость. Из-за них она погубила нравст_венно и себя, и многих, из-за них терзалась, бесновалась, убивала в себе душу и сердце, превращалась в фурию... (2)» (3); «А вы сами остались христианкой? – спросил я (Соловьев – В.П.). Нет, я никогда и не была ею, — ответила Блаватская,- до моего перерождения, до тех пор, пока я не стала совсем, совсем новым существом, я и не думала о какой-либо религии... Затем я должна была торжествен_но принять буддизм, перешла в него со всякими их обрядами. Я нисколько не скрываю этого и не придаю этому большого значения — все это внешность... в сущ_ности я такая же буддистка, как и христианка, как и маго_метанка» (4) .

Мнение Вс.С.Соловьева о книге Е.П.Блаватской «Разоблаченная Изида»: «Ее "Изида" - это огромный мешок, в который, без разбору и системы, свалены самые разнородные вещи. Есть в ней, бесспорно, интересное и серьезное, добытое как старыми, так и сравнительно новыми авторами, есть несколько остроумных замечаний и выводов и самой Блаватской: но вместе с тем и всякого вздору, ни на что не пригодного, — сколько угодно. Для того чтобы сделать такой вывод об "Изиде", вовсе даже не надо в течение трех лет изучать мистическую и оккультическую литера_туру, ежедневно принимая эту пряную пищу в аллопати_ческих приемах, — для этого достаточно прочесть хотя бы Элифаса Леви, Сент-Ива, Франка, Венсана, Герреса и других, достаточно быть в курсе новейших иссле_дований по гипнотизму и близким к нему предметам. Да, вряд ли мудрецы Тибета принимали участие в ли_тературной деятельности " madam " - по крайней мере, они не могли подсказать ей иной раз самых простых вещей. Вот маленький образчик этого - письмо из Эль-берфельда, в начале осени 1884 года.
«Всеволод Сергеич, милый, найдите мне, Бога ради, по-русски перевод термина generation spontanee (фр. самозарождение) - ну, как это по-русски, "мгновенное зарождение" что ли? Чорт бы побрал ученых, которые выдумывают слова, а в диксионерах (Словарях) их нет. Прошу вас, найдите и сейчас же, немедля, дайте знать, мне нужно для моей Катковской статьи, которая, наконец, кончается. Спасите, род_ной... ваша Е. Блаватская»; Чего было бы проще поднять руку, позвонить сереб_ряным колокольчиком, вызвать из Тибета всезнающего махатму или его челу (5) - и спросить!...» (6) ; «...Будучи в высшей степени порывистой, несдержанной и в иные минуты, до крайности наивной, Блаватская могла "до конца" отуманить только людей, еще более наивных чем она, еще более несообразительных. Главная же ее сила и условие ее успехов заключались в необычайном ее цинизме и презрении к людям, которое она скрывала весьма удачно, но которое все же иной раз прорывалось неудержимо. "Чем проще, глупее и грубее феномен, - при_знавалась она мне впоследствии, — тем он вернее удается. Громадное большинство людей, считающих себя и счита_ющихся умными, глупы непроходимо. Если бы знали вы, какие львы и орлы, во всех странах света, под мою свистульку превращались в ослов - стоило мне засви_стеть, послушно хлопали мне в такт огромными ушами!...» (7); «...Но програм_ма моя (Е.П.Блаватской), если вы (В.С.Соловьев. – В.П.) одобрите, такая: пусть люди слышат о нас как можно более таинственного, но и неопределен_ного. Пусть теперь мы, теософы, будем окружены такой таинственностью, что сам чорт ничего через очки даже не увидит. А для этого нам нужно писать, писать и писать. Ну, до свиданья. ... Ваша на век Е. Блаватская» (8); ««...Пой_мите, что я схожу с ума, и сжальтесь над бедной вдовой...». Блаватская издавна выдавала себя за вдову, даже печатно. Между тем ее муж с которым она никогда не разводилась, отставной действительный статский советник Н. В. Блаватский. несмотря на свои весьма преклонные лета, до сих пор здравствует и живет в своем хуторе. Я знаю об этом от его близких родственников» )9); ««...около восьми лет тому назад я натурализовалась и сделалась гражданкой Северо-Американских Соединенных Штатов, вследствие чего потеря_ла все права на ежегодную пенсию в 5000 рублей, которая принадлежит мне, как вдове высшего русского сановника...». Что скажет скромный и почтенный, поныне здравствующий старец Н. В. Блаватский, когда узнает, что он «высший русский санов_ник» и что его вдова, при его жизни, должна была получать целых 5000 рублей ежегодной пенсии!.. Какая ирония судьбы! Елена Петровна, будучи еше почти ребенком, вышла замуж за пожилого чиновника, наперекор своим родным; после бурной, почти невероятной жизни она умерла шестидесяти лет, а он, хоть она и давным-давно выдавала себя за вдову, пережил ее»» (10); «Вторая часть "Отчета" м-ра Годжсона составляет ве_сьма интересное дополнение к первой части и заключает в себе, так сказать, окончательные, несомненные доказа_тельства обманов, производившихся Е. П. Блаватской. На первом месте является подробнейшая и тщательней_шая экспертиза (с приложением факсимиле) писем Бла_ватской и Кут-Хуми, наглядно и неоспоримо устанав_ливающая факт, уже достаточно понятный читателям. а именно что представленные Куломбами письма, содер_жание которых приводится в первой части "Отчета", суть письма подлинные, написанные весьма характерным по_черком Е. П. Блаватской, со всеми неподражаемыми оттенками ее своеобразного слога, и заключающие в себе указания на действительно бывшие обстоятельства и со_бытия, что, как видели читатели из первой части "От_чета", добросовестно расследовано Годжсоном.
Относительно писем за подписью махатмы Кут-Хуми экспертиза пришла к заключению, что большинство этих писем написано также Е. П. Блаватской. Те же из них, которых она, по обстоятельствам, не могла сама напи_сать, оказываются произведениями ее пособника, индуса Дамодара. Очевидно. Блаватская и Дамодар выработали вместе "условный почерк Кут-Хуми"; но все же этот почерк, однообразный в общем своем характере, являет в некоторых письмах значительную разницу и особен_ности, свойственные почерку Дамодара...(11)» (12); «В мае 1884 года английское общество занимающееся изучением психических явлений, исследовало так называемые феномены госпожи Е.П.Блаватской, вот к каким выводам эксперт этого общества пришел: «Во второй части "Отчета"..., помещено личное заключение Годжсона относительно вообще всего им исследованного. Он останавливается на следующих четырех утверждениях:
1) Главные свидетели существования махатм - Бла_ватская, Дамодар, Бавани Шанкар, Баваджи — сделали заведомо ложные показания по другим обстоятельствам этого дела, а потому на слова их и уверения никак нельзя полагаться.
2) Экспертиза почерков доказывает, что Кут-Хуми и Мориа - лица вымышленные, не существующие на самом деле.
3) Ни один из феноменов, известных Годжсону, не может почесться серьезным, и свидетели их постоянно путали, а в некоторых случаях, очевидно, намеренно лга_ли в своих показаниях.
4) Не было ровно никаких подтверждений "чудес"; напротив того — известные Годжсону и проверенные им факты только доказывали обманы»» (13) ;

Продолжение см.:http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/mejdunar/teosof/soderj.htm
Виталий