Проповедь современного священнослужителя

Автор Редактор, ноября 10, 2005, 02:52:34

« назад - далее »

Редактор

Давайте поговорим о том, какой должна быть проповедь современного священнослужителя. Не по форме, а по содержанию.

В частности, моего коллегу по работе интересует, почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.

Руслан

Цитироватьmoderator :
В частности, моего коллегу по работе интересует, почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.
:D Ну просто очень смешно смотреть, как батюшки обличают присутствующих за отсутствующих.

Хорошо, хоть за коррупцию еще не обличают. ;)
С неизменным уважением

Редактор

Почему Вы думаете, что присутствующие на проповеди не участвуют в коррупции?

А взятки кто дает? Не обыватели ли (т.е. мы с вами)?

А кто берет? Не ГАИ-шники ли? А они тоже в храме бывают.

Очень большой процент служащих МВД - верующие православные христиане.

(МВД я привел для примера.)

ИринаМ

ЦитироватьРуслан :
:D Ну просто очень смешно смотреть, как батюшки обличают присутствующих за отсутствующих.

Хорошо, хоть за коррупцию еще не обличают. ;)
Согласна. Скажу, какие проповеди воспринимаются лучше (для меня).
Не политизированные. Если священник и касается злободневных проблем, то только в приложении к духовной жизни прихожан.
Не слащавые. Если батюшка говорит как вития многовещанный, то на слух это быстро утомляет. Лучше когда он не вещает с амвона, а говорит. Просто, по-человечески. А книжки с высокопарным стилем мы и сами почитаем  :)
Не слишком длинные. Дольше 15 минут слушать тяжело. Начинаешь думать - ну, когда это закончится?
Конечно, лучше, когда батюшка знает своих прихожан, и знает, что их в данный момент волнует.
Хорошо, когда батюшка не боится пошутить.
Да, еще батюшка должен говорить достаточно громко, потому что посторонний шум (дети, шуршащие пакеты, перемещения по храму и т.п.) мешают следить за мыслью.

Редактор

Согласен. Священник должен знать своих прихожан и говорить проповедь для них, учитывая их нужды.

Но согласитесь, что безучастность РПЦ в целом (и каждого конкретного священника в частности) к такой проблеме как коррупция в нашем государстве, не может привести к чему-либо хорошему.

Ведь не существует отдельных приходов для гос.служащих. Кто же их научит не брать взяток?

ИринаМ

А мне кажется, Руслан правильно сказал - странно, когда обличают присутствующих за отсутствующих.  Как на лекции - вы, говорит лектор, прогуливаете! Это к тем, кто сидит перед ним.
А вот если священники будут воспитывать нравственность прихожан, говорить о том, чтО порядочно, я чтО - нет, то и совестливые чиновники могут о многом задуматься (если они слушают проповедь)
Задача же Церкви - на социальное переустройство общества, а борьба за спасение человеческих душ. Поэтому лично я не люблю проповеди о политике.

Олег Б.

Помню, наш о. ректор на лекции по литпреду говорил, что проповедь в строгом смысле слова - это толкование того зачала, которое читалось на Литургии. И раньше проповеди были именно такими, и сейчас в некоторых храмах это кстати соблюдается. Какая же может быть тогда проповедь о корупции? :) разве что в рамках конкретного евангельского отрывка, например обращение Иоанна Крестителя к воинам и мытарям, или притча о неправедном судье и т.д.

Зильберштейн

Зло, как мне кажется должно обличаться, но вот то, что проповедь не должна быть похожа на митинг, ругань, политический диспут, это однозначно. Мудрость и тактичность это то что можно считать достоинством не только проповеди, но и самого священника. Но я лично к ошибкам священников отношусь спокойно ведь каждый человек, в принципе, имеет право на ошибку. А коррупция не самое большое зло в мире. Не мы ее создали, а решать проблемы как то надо. Из двух зол надо выбирать меньшее. Мы ведь звезд с неба не хватаем. Знай себя - так по моему Ангел ответил прп.Антонию.

студент

#8
Цитироватьmoderator :
почему в церковных проповедях практически не слышно обличения главной (по его мнению) государственной болезни России - коррупции.
Ну кто же будет рубить сук, на котором сидит? :D :eek: :rolleyes:
Кстати, обличать можно не только словом, но и делом!
По себе знаю, что значит подписывая тот или иной акт, попытаться проверить, а действительно ли там все так, как написано... Становишся первым врагом!!!
А врагом становиться как-то не хочется! :)

Есть, на мой взгляд, и еще проблема, это то, что полем для таких проповедей должна быть вполне сплоченная община, где например тот же гаишник, который из идейных соображений (по вере) отказавшийся от взяток, а как следствие, не смогший принести должный откат в свой отдел и уволеный с работы, сможет найти помощь и поддержку! Много ли таких? Много ли таких, где примут и помогут брату во Христе?

Если же проповедник будет лишь сотрясать воздух и сам не будет следовать своим же словам, то толку не будет. Станет только хуже!
И как батюшке проповедовать "нестяжание", когда скоро нужно выдать на "архиерейский стол" да в епархию несколько "тышщ"... Он может быть готов был бы себя обделить, своих детишек и жену, но как обделить начальство? Если же посмеет, немедленно поедет в отдаленный монастырь, где треб нет вообще, а зарплата не выше местных пенсий...

И еще... Коррупция возникает не там, где преобладают права, а где преобладают (мягко говоря) обязанности. Так что коэффициэнт коррумпированности - первый признак "правового государства" :D :D :D !!!

Angel

ЦитироватьОлег Б. :
Помню, наш о. ректор на лекции по литпреду говорил, что проповедь в строгом смысле слова - это толкование того зачала, которое читалось на Литургии.
Верно, но некоторые предпочитают за это короткое время донести до людей что-то важное, то, что не всегда они могут узнать или понять.
Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12: 36-37)

ИринаМ

Еще из опыта личного восприятия проповеди. Да, проповедь должна разъяснять прежде всего Евангельское чтение этого дня, но интересно слушать, когда толкование Евангелия как бы привязывается к нашим сегодняшним проблемам. Т.е. не просто пересказ из толкований Святых Отцов, а именно приложение сегодняшнего Евангельского отрывка к нашей, моей лично сегодняшней жизни. Должно быть некое разъяснение - что значит - жить по Евангелию, в свете прочитанного сегодня зачала. Такая проповедь лучше запоминается, заставляет боьлше думать.

Angel

Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12: 36-37)

Ваша Тётя

Проповедь должна быть короткая (10 мин. максимум, идеально 5-7 мин.) и от сердца. Можно и про коррупцию, но так чтобы она была обращена к каждому слушателю, ведь не чиновники берут, а в первую очередь мы даем. А просто обличать чиновников это абстрактно и не интересно, это уже не проповедь, а политпросвещение, а потом и призывы долой рабство русского народа и т.д. Но этому ли нас учит Христос и апостолы, конечно нет.
А взятки, ведь эта система у нас культурных отношений такая, если мы изменимся то и система другая будет.

Вероника

Модератор, а что вы так напали на взятки? Вот если бы вам или тому сотруднику по работе предложили решать такую проблему: вот у вас семья, муж, жена, четверо маленьких детей - старшей 7 лет, и живете вы - вшестером - в однокомнатной квартире. И на очередь вас не ставят. И квартиру вам не дают. А вам и так - и представьте как тяжело. И еще дети будут. А чтобы квартиру получить и встать на очередь - надо дать взятку. Это реальная ситуация, я знаю людей, про которых говорю. И что - это грех в такой ситуации дать взятку???
Мне кажется, это грех того священника (который сам, наверное, не так стеснен в квартирных условиях), если он скажет, что это грех.

А проповеди должны быть простые, о самом главном, о том, как прожить по=христиански сегодняшний день. Что касается взяток - нельзя говорить "о взятках вообще", надо говорить о каждой конкретной ситуации, о том, как сам бы этот священник поступил, будучи поставлен в подобные условия. Вообще, когда священник говорит о том, что он сам пережил, свой личный опыт, это всегда помогает.

студент

ЦитироватьВероника :
И что - это грех в такой ситуации дать взятку???
 
А Вы не узнавали, что написано в соответствующей статье закона, по которой "они" претендуют на постановку на очередь?
Им не могут отказать чисто из произвола! Отказ наверняка мотивируется какими-то статьями или поправками. Если чисто произвол, то следовало бы обратиться в соответствующие инстанции! Если есть подзаконный акт, так вот вам и "правовое государство" :cry2: , "проздравляю"!!!
Христиане по отношению к христианам такого бы не сделали! В этом случае Модератор прав, надо бороться!:hit: