Легенды о Единорогах.

Автор Morelli, октября 01, 2004, 09:11:17

« назад - далее »

Morelli

"...Она была совсем не похожа на тех однорогих лошадей, которых люди рисуют в книгах. Она была меньше лошади , копыта её были раздвоены, и была Она прекрасна той дикой и древней красотой, которой никогда не было у лошадей, которой стыдливо и неубедительно подражают олени и шутовски пародируют козы. Она убивала драконов, исцеляла королей и сбивала наземь каштаны для медвежат..."
"Последний Единорог" П. Бигл
Перед вами фрагмент  современного фантастического произведения,но где истоки легены о Единорогах? Насколько мне известно, эти существа не фигурируют в античной мифологии,но, сомневаюсь, что Единорог является просто произведением средневекового фолклора. Первые известные мне изображения принадлежат, судя по-всему, алхимикам  XlV века. Возможно, корни стоит искать на востоке? Хотелось бы узнать ваше мнение.:confused:

Demetrius

#1
Cai Julii Caesaris Bellorum Gallicorum liber sextus caput sextum et vicesimum!
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Demetrius

Est bos cervi figura, cuius a media fronte inter aures unum cornu exsistit excelsius magisque directum his, quae nobis nota sunt, cornibus: ab eius summo sicut palmae ramique late diffunduntur. Eadem est feminae marisque natura, eadem forma magnitudoque cornuum.

Вот что говорит нам о единорогах Юлий Цезарь.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Morelli

Спасибо! Тяжело даются мне эти сведения, но старания Ирины Родионовны не пропали даром:cool:
Она, кстати, про этот отрывок ничего не сказала. Обязательно ей расскажу и предвкушаю объем вствечной информации с ее  стороны.
А они всё-таки были,  эти Единороги.

Morelli

За четыреста лет до н. э.  Ктесий сообщал, что в царствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами и острым рогом на лбу, у основания белым, а на конце красным, а посредине черным. Плиний пишет более подробно (VIII, 21): "Самый свирепый и яростный зверь из всех - это единорог, или "моноцерос"; туловищем он схож с лошадью, головою с оленем, ноги, как у слона, а хвост кабаний, ржет он отвратительным голосом, посреди лба торчит черный рог длиною в два локтя; говорят, что этого дикого зверя невозможно поймать живьём".

Fuerte

Что касается Плиния, то ,скорее всего, в этом отрывке он описывает  обычного вонючего носорога.:cool:
Mel in ore
Verba lactis
Fel in corde
Fraus in factis

Алёна

Я из современной литературы помню единорога у валлийца Алана Гарнера. Но какой то  единорог!.. Жаль только название книжки забыла.(( Кто-нибудь поможет вспомнить?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Ястреб

С самой зари истории единороги были с нами. Однако нет ни одной "правдивой" версии легенды - современная концепция единорога это результат историй и преданий передаваемых из поколения в поколение. Другими словами не имеется ни одной "правильной" версии единорога,
хотя и есть общие направления, совокупность которых дает представление на что он похож.
 Впервые они были описаны в Китае примерно в 26-ом веке до н.э. как чудесное создание звавшееся К\'ии-лин (K\'i-lin), которое излучало изящные цвета и жило тысячелетия.
 Он почитался королем всем земным животным. И хотя его тело было больше похоже на драконье с рыбьей чешуей, которая сверкала всеми цветами радуги - он имел гриву и раздвоенные копыта также. Важные вести принес этот единорог людям:
В первый раз К\'ии-лин наблюдался в 2697 году до н.э. прогуливающимся через дворец императора Хуанг-ти (Huang-ti). Это было воспринято всеми как предзнаменование счастливых лет. Люди говорили, что в те годы Хуанг-ти изобретал музыкальные инструменты, учил людей тому, как строить кирпичные дома и впервые объединил Китайские племена.
Второй раз К\'ии-лин показал себя императору в конце его жизни за тем, чтобы унести его в земли мертвых на своей спине.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

Сказочное существо единорог, часто упоминаемое на всем пространстве от Восточной Азии до Европы, в индийской мифологии также является символом живородной мужской энергии.

В песнях трубадуров и живописи того времени единорог, "конь с крепким рогом во лбу", - самое мощное и неукротимое животное, которое становится кротким и падает на колени, только когда видит перед собой "прекрасную девственницу" - рыцарская культура от Индии до Западной Европы обожествляла женское начало мира и делала его назначением всех творческих потенций мужской стихии.

Цилинь. Животное инь-ян. Иногда приравнивается к единорогу. Соединение самца и самки, совершенство, чистота натуры, сущность пяти элементов.

Однорогое животное с телом лошади или оленя. Символизирует женский, лунный принцип, непорочность и чистоту.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

Единорог.
Циклы сцен девственницы с единорогом интерпретировались в качестве аллегории ПЯТИ ЧУВСТВ. Единорог является атрибутом ИУСТИНЫ ПАДУАНСКОЙ, она заимствовала его у своей легендарной тезки ИУСТИНЫ АНТИОХИЙСКОЙ.

Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой (impresa) семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVII веках (вилла Фарнезе, Рим). Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой {impresa) дома Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии.

Символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча или слова Божия.

Традиция обычно представляет его в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.

Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Это наводит на мысль, что он символизирует сексуальную сублимацию. Некоторые авторы отождествляют с единорогом животное, известное в Китае как ки-лин, другие же оспаривают правомерность такого отождествления, поскольку у названного животного два рога.

Он является атрибутом военачальников высокого ранга, эмблемой чести и знатности рода. Его шкура имеет пять цветов - красный, желтый, синий, белый и черный; его крик подобен звуку колоколов. По легенде, он живет тысячу лет и является благороднейшим из животных.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

Юнг в своей работе о взаимоотношениях
 между психологией и алхимией подверг исследованию
многочисленные аспекты мифического единорога и пришел к выводу, что, при широком подходе, он лишен какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов.

 Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой - он представляет мужественную, чистую проникающую силу spiritus mercurialis ("духа ртути (Меркурия)").

Он цитирует следующее высказывание Гонория Отенского в его "Зерцале Таинств Церкви": "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его".
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий "Физиолог" сообщает, что это - "быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей".

 По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum ("Двуполого Чудовища").

Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах. Что касается его иконографии, особо интересны гобелены XV в. в музее Клюни в Париже, содержащие иллюстрации к "Даме с единорогом" (32).

Единорог (лат. unicornus) - весьма значительное в античной и средневековой символике сказочное животное, представляемое как белый, парнокопытный, конеподобный олень со спиралевидно скрученным рогом на лбу. Происхождение единорога могут объяснить в какой-то мере труды древнегреческого историка Ктесия (ок. 400 до н. э.), в которых речь шла о диком животном, единственный рог которого целителен, что, по всей вероятности, представляет собой недоразумение и восходит к описанию индийского носорога.

В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще имеет открыто фаллическое значение.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

В западной иконографии рог отделяется ото лба,
вместилища духа, что свидетельствует об одухотворенности этого первоначально сексуального символа.
Единорог же, напротив, олицетворяет чистоту и силу, на что указывают средневековые миниатюры и ковровые вышивки; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть потом предан смерти.

Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе, как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в этой связи получает осмысление как охотник, подкрепленный охотничьими собаками, которых зовут "Вера, Любовь и Надежда" или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие;
он загоняет "драгоценного единорога" к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз, как это изображено, например, на гобелене в музее Клюни (Париж).

Христианское истолкование единорога как символа восходит к античным сказаниям и раннехристианским назидательным текстам, позднее красочно изложенным в средневековых книгах о животных ("Бестиариях").

Часто встречается упоминание единорога в связи с якобы присущей ему способностью обезвреживать действие яда, быстро исцелять раны, посыпанные порошком, полученным из его рога. Такие рога (а на самом деле бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

В раннехристианской книге "Физиологус" воздействие подобного рога, обезвреживающего яд, описывается так: прежде чем другие звери пришли на водопой, "выполз змей и впрыснул в воду яд. Но звери, однако, знали, что в воде есть яд, поэтому не пили. Они ждали единорога. Придя, оный сразу вошел в озеро и выбил своим рогом крест на воде. Это изничтожило действие яда. Только после того, как сам единорог напился, пили и другие звери".

Здесь в легендарном преломлении явственно видна вера в чудесную силу рога носорога.
Впрочем, в средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" слону приписывается роль, которая вообще-то скорее свойственна только единорогу: рассказ гласит о том, что некий король, желая убить слона, приказал двум прекрасным девам нагишом отправиться в лес и распевать там благозвучные песни; слон засыпает при лоне одной, другая же мечом его убивает, а король красит в крови слона плащ.

Неясно, какое животное фигурирует в Библии под словом re\'em (др.-евр. Лютый зверь). Несмотря на то что, по всей вероятности, речь идет о диком буйволобыке, это слово переводится как единорог, например, в Псалме Давида (21:22): "Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня".

Китайский единорог (кюлинь, хи-линь) очень мало соответствует европейским описаниям; его можно отождествлять скорее с животным, подобным оленю, но покрытым чешуей, с бычьим хвостом и шерстистым рогом на лбу, которое символизирует кротость, счастье и благость, и прежде всего удачливость в детях ("сыновьях"). Известная на Востоке группа единорог-дева указывает в Китае на кроткую богиню Гуань-инь, изображавшуюся на троне в виде лежащего единорога.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Ястреб

В алхимической картине мира единорог обозначает субстанцию ртути, которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую целостность. В геральдике изображение единорога в виде парнокопытного, бородатого коня с винтообразным рогом на лбу иногда (например, Блуденц, Форарльберг) служит в качестве гербового знака чести, но чаще используется в качестве носителя щита, как, например, на государственном гербе Великобритании.

Единорог. Чистое приносит мне радость. Это животное предположительно походит на коня. Обыватели традиционно считают, что единорог чудесным образом испытывает привязаность к невинным и непорочным людям.
 Для того, чтобы его поймать, используют девственницу. Когда единорог ее обнаружит, он ложится рядом с ней, кладет голову ей на колени и засыпает. Тогда девственница подает сигнал, и охотники хватают это дивное животное, которое невозможно поймать никаким иным способом.

Библейский символ власти и силы, в таком качестве используется в гербе Британии.

Согласно мифу, единорог - небольшое животное размером с ребенка, но невероятно дикое и проворное. У него в центре лба единственный острый рог.

Говорят, что ни одному охотнику не удавалось поймать это животное силой, но у некоторых получалось поймать его хитростью. От охотника требовалось привести в места обитания единорога девственницу и оставить ее там одну. Почувствовав невинность девы, единорог должен был подбежать к ней, положить свою голову к ней на колени и заснуть. Тем временем охотник его ловил. По этой очевидной причине единорог стал ранним символом чистоты вообще и женского целомудрия в частности.

Христианские авторы истолковывали эту легенду как аллегорию Благовещения и Воплощения Христа, рожденного Девой.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...