О русском фольклоре замолвите слово.

Автор Зябличек, июня 17, 2004, 04:23:45

« назад - далее »

Зябличек

Как странно... Сейчас практически вся прогрессивная, так скажем, молодежь, в той или иной мере увлекается кельтским искусством. Кто-то покорен им после после прочтения Толкиена (или просмотра). Кто-то слушает фолк, кто-то его ещё и исполняет. И почти каждый ценит и уважает их танцы...украшения, стиль одежды, орнаменты и так далее. НИЧЕГО не имею против и даже сама готова встать в первые ряды доблестной армии почитателей этого красивого и загадочного мира. НО. Ведь это – древнее искусство некоего народа. А...как же мы? Чем мы хуже? Почему увлечение кельтами в тысячи и тысячи раз превосходит увлечение славянами? Язычество? Так извините, у кельтов-то то же самое язычество, и у римлян, у греков.....тут главное, чем оно наполнено, форма остается формой. К тому же, если кто был на собрании в КФЗ, посвященном русскому фольклору, тот знает, слышал, что, к примеру, прот. Всеволод Шпиллер очень уважительно говорил именно о нашем фольклоре, подчеркивая, что его размах, его величие свидетельствует о небывалом величии и силе русского духа.
С другой стороны, есть мнение о «близости «загадочных» ирландской и русской души». В аннотации к известному в узких кругах диску «Родом из Ирландии» говорится: «Надеемся, что, послушав его, вы тоже будете очарованы сочными ирландскими балладами и зажигательными наигрышами, терпкими трелями фиддла и нежными переборами кельтской арфы, самой неповторимой атмосферой Ирландии, что так близка русской душе». Ага. Но почему, ПОЧЕМУ никто не пишет таких слов о нас? Почему бы нам самим не написать о себе? Почему даже в этом мы только безмолвно взираем на Запад и безропотно перенимаем его ценности – столь искренно, что нам самим уже перестает даже нравиться СВОЁ ИСКУССТВО, заложенное в глубину нашего подсознания, через которое мы видим далёкие следы наших прадедов. А может быть, мы просто недостаточно его знаем, и знать-то, собственно, не хотим. Всё наше увлечение фольклором начинается и оканчивается в детском саду. Русская народная песня у нас подчас ассоциируется с пьяными посиделками. На кельтов есть МОДА, а на русских моды нет.
И ещё.
Когда в метро заходит юноша с распущенными волосами, перехваченными кожаным шнурком или девушка с латунным амулетом, или.....дальше список продолжать не хочу, представляйте сами – мы почтительно улыбаемся. Почему сложилось именно так? А не наоборот: заходит в подземку какого-нибудь Нью-Йорка распальцованный бой в лаптях или девушка....в кокошнике! Представили? Посмеялись? Но ПОЧЕМУ? Отчего и вам, и мне это кажется абсурдом?
\"Свобода, Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими Небо одарило людей\".
Мигель де Сервантес Сааведра.

Andrey

Я за русский фольклор, особенно когда выпью!
А также у меня в деревне есть сарафан конца XVIII века, добротно сшитый из красивой ткани, в него я люблю наряжать свою жену (не только когда выпью).

А руссконародные песни я очень люблю, но мало их знаю, да и в компании не многие любят их петь. К сожалению.

Руслан

ЦитироватьЗябличек :
 Но почему, ПОЧЕМУ никто не пишет таких слов о нас? Почему бы нам самим не написать о себе?
Вот и напишите, с удовольствием почитаю.
С неизменным уважением

Зильберштейн

Боюсь, что не владею материаллом в достаточном для суждения объеме, но мне кажется что нашей( и не только нашей) нацианальной культуре сильно повредил интернационализм, и прочие попытки выковать советского человека, ведь мировой революции был нужен маргинал способный миллионами гибнуть на олтаре счастливого будущего, а кроме хора пятницкого никакие другие не признавались официальной идеологией. Русское село умерло , но осталось  в книгах классиков.Жаль, но после всего что с нами сделали мы не можем привиться ни к чему кроме православия.

Johannes

Тема нашего фольклера меня давно теревожит. Не люблю я его. Смотря на нашу Гжель и даже Хохлому плакать хочется, зная, что в это время творили в Европе. Мне больше представляется, что люди это делали от отчаяния, не зная где себя применить и прокормить семью. Простите, если что не так. Обясните в чем я не прав. Я люблю свою страну, свою Родину, но мне просто горько, когда я гляжу на все это. Нет, я горжусь Рублевым и иже с ним, но фольклер, народное творчество... Я даже этого стесняюсь, если честно.

Зильберштейн

Чтобы разобраться что такое русский фольклер, надо ответить на вопрос: что такое русский народ? Т.К.Гжель и Палех и Хохлома просто ремесленники, то не могут быть олицетворением РФ.Вот например Ломоносов яркий пример РФ, но тоже не может охватить всего понятия. Кого вообще можно считать Русским?
Кстати Царь на руси был олицетворением всего народа(см. чин венчания на царство), а сейчас кто?

Зябличек

Не существует единого пути развития для всех народов. Каждый из них живет своей самостоятельной, самобытной жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, "народный дух", проникающий во все стороны народной жизни.
Как же мы можем требовать от русского человека, чтобы он соответствовал каким-то единым общеевропейским стандартам? Как раз тогда бы следовало стыдиться своего искусства. Ну, хорошо, "наши предки давно называлися скифы, ну а мы вот с тобой казаки..." Допустим, что нация наша не может похвастаться Илиадой или славными воспоминаниями о мировом господстве.
Наш народ стал народом с принятием христианства. А светское искусство Церковью не благословлялось. В особенности увеселения и игра на музыкальных инструментах. Только не говорите, что и у кельтов это было "запретным плодом". Музыкальные национальные инструменты и у русских были: гусли, гудки (ящики со струнами), сопели, дудки, сурны (трубы), домры, накры (род литавр), волынки, легки, медные рога и барабаны. Только всем этим увеселяли людей...скоморохи, постоянно преследуемые за это ревнителями благочестия.
Пляска вообще считалась неприличною (особенно женская), на нее даже смотреть было предосудительно.
В древности наш народ, не в обиду нам будь сказано, был благочестив. Были, конечно, мадригалы, но только в порядке исключения. И не создали они ничего великого. А то, что создано, то, что мы именуем национальной культурой, национальным искусством, - пройдя через строгий испытующий взгляд русского, - стало золотым фондом, золотом, очищенным от примесей.
Я соглашусь, о вкусах не спорят. Но точно знаю, что вкус можно развивать, можно прививать, а можно...извратить совершенно, настолько, что мы просто не отличим черного от белого (это без намеков, просто по контрасту). Если с детства вы слушали тяжелый рок, вам трудно будет слушать попсу. Если вы с детства слушали попсу, вас будет просто воротить от классики. Но если вы рассудите и поймете, что такое хорошо, что такое плохо, вы привьете себе вкус к тому, что считаете нужным. К тому же достаточно редкое мнение о гжели и хохломе. Подавляющее большинство наших современников это любит. Вы забываетесь, вы пытаетесь сравнить художественный промысел с высшими достижениями изобразительного искусства. Его не было в средневековой Руси не потому, что мы НЕ МОГЛИ, ведь научились же потом! -зайдите в Третьяковскую галерею.  Тогда нам это не было нужно. Потенциально мы многое можем, и ничуть не хуже, чем Запад. А почему всё время на них глядим и себя с ними сравниваем...эх, не знаю, меня тоже это интересует.
\"Свобода, Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими Небо одарило людей\".
Мигель де Сервантес Сааведра.

Зябличек

ЦитироватьЗильберштейн :

Кого вообще можно считать Русским?
Кстати Царь на руси был олицетворением всего народа(см. чин венчания на царство), а сейчас кто?

Русский - человек, ставший очередным звеном в цепи хранителей традиций народа, сочетающего внешнюю форму - славянин - с глубоким внутренним духовным наполнением. Да, действительно, нашему народу нелегко сейчас, - и Самодержавие он потерял, и Православие (95% населения???).... Наверное, сейчас, чтобы быть русским достаточно, чтобы в твоей речи было не менее 15 % русских слов и выражений, а также чтобы в паспорте стояло "Гражданин Российской федерации".
Братья и сестры, нация-то наша рискует ассимилироваться. Недаром мы строим в древних столицах кришнаитские центры и опускаем ниже плинтуса наших дедулек с идиотскими дудками.
\"Свобода, Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими Небо одарило людей\".
Мигель де Сервантес Сааведра.

Demetrius

О чем спор, уважаемые собеседники? Suum quique.

Одно дело - личный вкус и эстетические пристрастия, совсем другое - ответственое осознание своего места в мире, следовательно, и своих национальных истоков. Эстетика, какой бы она ни была, присуща любому человеку, а до исторической ответственности дорасти надо. И преодолеть во время этого роста два соблазна: стать Шишковым или Чаадаевым.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Зябличек

дорасти? оно бы хорошо, но если только говорить: надо бы дорасти, тогда уж точно не дорастём - никогда. Я просто спрашиваю: почему наша культура в упадке, а западная цветет пышным цветом? Как после этого не согласиться с тем, что человек произошел от обезьяны? По крайней мере, русский человек.- всё, что он умеет - ПОДРАЖАТЬ. Это всё к чему он стремится в данный исторический момент. Я же не призываю называть фонтаны водомётами... Вот вы меня теперь и заклеймили. Шишков я, понимаешь ли.
\"Свобода, Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими Небо одарило людей\".
Мигель де Сервантес Сааведра.

Demetrius

Глубокоуважаемая Зябличек!

Помилуйте, у меня и в мыслях не было клеймить Вас! Уж тем более отождествлять Вас с Шишковым. Кроме того, я с уважением отношусь к почтеннейшему адмиралу и если бы даже и "заклеймил" кого-нибудь его именем, то исключительно из желания сделать комплимент.:) :) :)

Кроме того, я больший оптимист в отношении способности русского народа к созданию национальной культуры. То, что он чаще всего начинает с подражания, действительно, верно. "Нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений". Но русская культура - "гениальный плагиатор", как Пушкин: разнородные элементы впитываются, перерабатываются, а выходит нечто изумительно самобытное и оригинальное.

Почему наша культура в упадке? Да потому, что мы не знаем истории, прежде всего, нашей национальной истории, а питаемся исторической мифологией.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

новичок

Все-таки про фольклор. Я фольклор люблю и совсем любила бы, да вот, вы слышали, кто у нас хорошо его поет, хорошо играет? Народу фольклор только в пьяном виде доступен, да из "Радио-тройка", а кроме Кадышевой певиц не знаем, а ведь это - ужас. Национальный костюм свой во всем мире - и в Европе и в Азии уважают и носят, а у нас русское платье не стесняется носить одна певица Надежда Бабкина, ей что-ли подражать?
Для того, чтоб нашу народную культуру оживить и пропеть ее нам - гений нужен. Нету его. А если никто распространять не станет, по-хорошему все это промоутировать - мы сами никогда к ней прикоснутьсяя не посмеем.
Представьте, сейчас все миланские и лондонские дизайнеры влюбятся в наши сарафаны, начнут их шить, наряжать поп-звезд и у себя продавать. Тут в России все сразу начнут это носить, но, до тех пор пока там, на Западе, сарафаны не снимут. Мы с ними в один день снимем. Не стыдно? Стыдно. А что делать? Я не знаю.
Ибо, если завтра я, ( а не Мадонна или D&G) надену сарафан, меня не только не поддержат, а постараются полечить ( в ректорат вызовут, после предупреждения выгонят, друзья застесняются со мной куда-нибудь в люди выйти), ну и так далее.

Остается подождать сотню-другую лет, когда у нас культура общенародная дорастет до той поры, на которой перестают стесняться собственной неповторимости. А сейчас из народной культуры общепринят и любим только русский мат.

Demetrius

Кстати об "исконно русских сарафанах"...

Если я не ошибаюсь, сарафан как раз татарского происхождения. Само слово точно тюркское. И таких заимствований вы, уважаемые собеседники, найдете много больше, нежели исконно русских элементов культуры. Так что, паки и паки призываю изучать русскую историю и русскую литературу. Только в этом случае можно будет правильно понять смысл и назначение русского фольклора.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Зябличек

Бесспорно. И всё же можно прогнозировать, что из нашей псевдо-культуры, скопированной  (и смешанной) с зарубежной, из нашей распущенной моды, из шоу, из пьяных воплей не сформируется ничего ни великого, ни прекрасного. Сколько бы веков ни прошло, сколько бы ни сменилось поколений. В этом отношении я пессимист.
Я согласна, есть некоторые характеристики, особенности, как говорится, менталитета нации. Наш – как ни банально это звучит – обусловлен географическим положением страны на стыке Европы и Азии. В числе следствий - широкие возможности для всяческих заимствований. Но наверное не стоит обольщаться, что всё будет хорошо, народное сознание всё переработает, все расставит по полочкам, все, авось, произойдет само собой – ведь происходило же как-то до этого.
По крайней мере, в Содоме народное сознание ничего не переработало (или не успело?)

Проблема заимствований вообще наводит меня на пространнейшие размышления. Между народами существуют глубинные связи – в языке, культуре и т. д. Но ведь..........все мы – дети Адама и Евы. Далее, мы видим, что «и без того Россия умерла бы когда-нибудь; народы, даже самые даровитые, живут всего по полторы, много по две тысячи лет; не все ли тут равно, две тысячи или двести лет? Римляне не прожили и полутора тысяч лет в живом виде и обратились тоже в материал. Их давно нет, но они оставили идею, и она вошла элементом дальнейшего в судьбы человечества. Как же можно сказать человеку, что нечего делать? Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать! Делайте для человечества и об остальном не заботьтесь. Дела так много, что недостанет жизни, если внимательно оглянуться».(Достоевский, «Подросток»).
Чем отличается патриотизм от нацизма? Думаю, уважением, любовью к другим народам. Но – в пределах разумного. Не позвали мы Наполеона, не позвали Гитлера: «Приходите, братья наши любезные, чувствуйте себя как дома». Патриотизм – любовь к отечеству . это существительное  «отечество» можно понимать как собирательное: отцы, деды (отцы отцов), так много отцов, сонм отцов – это и есть отечество. Если мы их любим, если мы не «Иван, не помнящий родства», то мы и традиции их дальше передаем, и обычаи их чтим.
И не только уже умерших, но и живых сродников бережем и защищаем. За них, если видим врага, бесстрашно идем проливать кровь.
Не истреблять идем, не подавлять, но защищать от агрессии.
Но ведь вся эта культура, которую нашему отечеству сейчас пытаются привить, - и есть результат агрессии. Когда мы сарафаны, сундуки, кафтаны заимствовали, мы это сами делали, агрессией своей нам этого никто не пытался навязать.
А сейчас впору созывать ополчение, потому что против нашей страны ведется жуткая информационная война. Наша культура гибнет. И никогда до этого ничего подобного не было. Нас отрывают от нашего отечества теперь другими, более изощренными средствами. Воевали с нами, воевали – видят: нет, не сдаются, сильный дух у этих русских. А вот мы сейчас без открытых военных действиё просто подорвем их этот дух – они сами приползут сдаваться, да ещё спасибо скажут за то, что мы их так облагодетельствовали.

Не ставлю точку, не считаю своё мнение истиной последней инстанции. Это всего лишь некоторые мои обрывочные мысли. Уже сегодня вечером я уезжаю на Валаам и продолжать дискуссию временно не смогу, к сожалению.
   
 Что же касается мифологии.....История – вещь специфическая. Один историк пишет одно, другой другое, третий третье, а потом вдруг – археологические раскопки -  и все оказываются в тупике. А, скажем, песня народная – объективна, она передает историческую правду чище и яснее, чем любые монографии. А что может быть нам дороже этого БЕСЦЕННОГО устного предания?
\"Свобода, Санчо, есть одно из самых драгоценных благ, какими Небо одарило людей\".
Мигель де Сервантес Сааведра.

непримеримый

ЦитироватьDemetrius :
Кстати об "исконно русских сарафанах"...

Если я не ошибаюсь, сарафан как раз татарского происхождения. Само слово точно тюркское. И таких заимствований вы, уважаемые собеседники, найдете много больше, нежели исконно русских элементов культуры. Так что, паки и паки призываю изучать русскую историю и русскую литературу. Только в этом случае можно будет правильно понять смысл и назначение русского фольклора.

брррр
Дем ты опять пытаешься размыть тему. По некотрым версиям скорее наоборот получается не мы у татар, а татары у нас.
Да вот еще: тем, кому стыдно за  русский фольк, и за русский народ, и соответственно за себя. Посвящаю.
Ущербное сознание современного человека ассоциирует фольк исключительно с  пахабными пъянками, гнусной развратной бабкиной и безтолковым радио "тройка" (хотя и в этом дерьме алмазы иногда попадаются), да еще и с бирабиджанским казаком розенбаумом. не стоит забывать и о том, с чем это ущербное сознание ассоциирует Церковь и священство.
между тем кто то тут верно подметил, что большая часть Русской, Славянской культуры была уничтожена. уничтожена также жестоко, как пытались уничтожить церковь. а то, что осталось - перешло в разряд музейных экспонатов. также, как в музеи надолго переселились святыни. Теперь когда святыни, т.е дух народа, достали из под спуда, стали постепенно и душу  доставать.
     а теперь, господа Стыдливые, посмотрите как в СМИ освещается деятельность церкви.  какой кич нам подсовывают. тоже происходит и с фольклером. Русским не дают быть Русскими. И мозгами пораскинте   что оставили нам и что подсовывают. А что до  жестово, дулево, хохломы и палеха, то я вам посоветую почитать, что пишут педагоги и детские психологи о традиционных игрушках. Быть может вам ближе негритянские бисовы маски?
 чтобы не быть голословным вот вым ссылки: //www.romoda.ru, //www.buza.ru,  //www.folklore.ru  глядиш и мозги на место встанут
мы за каждое слово в ответе