А поговорим о времени...

Автор Morelli, сентября 24, 2004, 11:34:06

« назад - далее »

Morelli

В Бонне в одной лаборатории установлен трехметровый металлический цилиндр.
Это-атомные часы, по ним время измеряется точнее, чем по вращению земли. Если установить одни такие часы у подножия "Эмпайр Стейт  Билдинг", а другие на вершине небоскреба, верхние будут идти быстрее. Вот.
Все-таки время подчиняется некоторым законам, это не просто иллюзия.
Но  оно может и взбеситься, и у разных людей идти по-разному, не говоря уже о разных народах, культурах, эпохах. Отличалось ли восприятие времени в Античности от нашего с вами? А было ли у кого-нибудь божество, отвечающее за ход времени?

Demetrius

Тема любопытная. Обычно указывают две основные характеристики античного восприятия времени: цикличность и связанность с пространственной протяженностью (что для древнегреческого языка, например, свойственно в языковых явлениях; Accusativus Spatii-Extensionis и Accusativus Temporis выражают одну и ту же идею протяженности как для пространства, так и для времени). Что касается божеств, навскидку вспомнить не смогу. Тема очень меня заинтересовала, так что я, пожалуй, посмотрю еще, что говорят на эту тему viri doctissimi.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Morelli

Спасибо, Demetrius!
Я не до конца сформулировал вопросы, но Ваш ответ как раз соответствует ходу  моих мыслей, эта тема интересует меня  еще и потому, что дает возможность задействовать философскию, историю, грамматику и многое другое.
Хотя, воистину великий филолог классик, как известно, не делает жалкие попытки отхватить кусочек от грандиозной темы, а углублитсятся, скорее,  в изучение сакрального значения мышиных хвостиков в определенную эпоху, на конкретной территории...
Но я только учусь:rolleyes:...

Алёна

а спираль, наверное, одна из разновидностей цикличности?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Morelli

мне кажется, что спираль как раз соединяет в себе цикличличность и пространственную протяженность, хотя бы просто графически.
Вот у Платона, например, В. рассматривается как переходящая и конечная  форма проявления вечности, присущая Богу, но такой взгляд, насколько я понимаю, характерен для систем объективного идеализма, а меня все-таки интересует исконное, заложенное в подсознании древних понимание времени, отраженное в языческом мировозрении, отпечатавшееся в языке. Надеюсь разобраться в этом вопросе ...

Tibi@e

по ночам когда в тумане
звезды в небе время ткут
я ловлю разрывы ткани
 в тонком кружеве минут.

сач э поэм. вери индоюропиэн айдиа, уи шуд адмит. время как ткань, напр., в русском языке в слове "сутки".  ;)
no music, sir!

Ястреб

Очень интересно, но у греков все - таки был бог Времени.

Греки толковали  отца Зевса Крона именно как божество времени( связывая его имя с греч. словом Chronos). Причем похоже он был предтечей нашей "Смерти с косой", так как его иконография содержала серп и толковалась эллинами, как неумолимость времени.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Morelli

#7
ЦитироватьЯстреб :
Очень интересно, но у греков все - таки был бог Времени.

Давно пытаюсь определить границу восприятия времени как абтрактного понятия с одной стороны и конкретной субстанции с другой. Т.е. Крон не просто управлял временем, а сам его олицетворял (как в примере со "Смертью") ?

Алёна

все-таки Кронос -  это не бог времени. А Кронос и Сатурн - не во всем одинаковы. Серп можно объяснить причастностью Кроноса или Сатурна к земледелию. Этимология подтверждает: krano, kraino - делать зрелым.  Про смерть с косой, Ястреб, ты погорячился: как тогда во время царствования этой Смерти мог быть золотой век, возвращения которого так празднично чаяли римляне после окончания жатвы под возгласы "Io bona Saturnalia"? А Кронос интересный, оказывается, персонаж. Откуда ты, Ястреб, знаешь, как его толковали эллины?

Цитироватьего иконография содержала

а скажите, есть такие сохранившиеся изображения Кроноса/Сатурна с серпом или просто его так описывают авторы?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

Алёна абсолютно права!

Отождествление Кронос-Хронос не имеет никакого отношения к реальному мифологическому содержанию фигуры Кроноса. Такие параллели - результат любви греков к "народной этимологии", которая оперирует, как известно, фонетическим сходством. Этак можно этимологизировать anthrwpos как ho anw thewrwn. Что же касается серпа - ну-ка, кто помнит, чем Кронос оскопил Урана? Читайте, студенты, стихи Гесиода (Theog. 154 - 210). О интересных сходствах Гесиода с хеттскими космогоническими мифами см. О. Р. Гарни. Хетты. М., 2002, с. 233 слл.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Алёна

деревья?

Цитироватьвери индоюропиэн айдиа

а время - это, кажется, вообще идея, наиболее развитая именно индоевропейцами, неправда ли?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

Интересна концепция chronos в ионийском миросозерцании шестого - пятого веков до Р. Хр. По моим наблюдениям, chronos играет роль космологической силы, тесно связанной с познанием истинной, божественной реальности, противостоящей человеческому "феноменологическому" уровню бытия. Но роль эта двоякая: с одной стороны, chronos противопоставлен mnemei, памяти, в которой события, феномены участвуют в божественной вечности, с другой стороны, с помощью времени приобретается познание, "изобретение" лучшего (Xenophanis Fr. 18DK). Все же наиболее ярко у представителей, например, историографии выражена первая составляющая сложного понятия времени, хроноса (проэмий Геродота, 21 - 23 главы 1-й книги Фукидида). У меня имеются две хорошие статьи по этой теме: M. I. Finley. Myth, Memory and History, History and Theory , Vol. 4, No. 3 (1965), pp. 281 - 302; Arnaldo Momigliano. Time in Ancient Historiography, History and Theory , Vol. 6, Beiheft 6: History and the Concept of Time (1966), 1 - 23. Если кому они покажутся интересными, могу выслать по email.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Demetrius

ЦитироватьАлёна :
деревья?

 

а время - это, кажется, вообще идея, наиболее развитая именно индоевропейцами, неправда ли?

По крайней мере, языки классических народов Востока не имели такого богатого набора времен, как индоевропейские. См. великую книгу великого А. Л. Вассоевича, Духовный мир народов классического Востока, СПб., 1998.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Fuerte

Странно - все прицепились к грекам. Если бы все были существами четвертого измерения, то вместо времени сейчас бы обсуждали пятое измерение.    Книгу Курта Воннегута почитайте
"Бойня №5" - там любопытная идея времени представлена.
Mel in ore
Verba lactis
Fel in corde
Fraus in factis

Demetrius

А что такого? Как уважаемый Morelli поставил вопрос, такие ответы и сыплются.
А если бы были существами пятого измерения, обсуждали шестое... седьмое... энное плюс один. Какое хотим, такое и обсуждаем. А Воннегута почитаем - благодарим уважаемого Fuerte за наводку.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..