Православные страшилки

Автор Олег Б., октября 25, 2005, 11:20:11

« назад - далее »

студент

ЦитироватьКогда, чтобы набрать святой воды, освятить куличи...
Обычно, перед каким либо "освящением" служится водосвятный молебен. Почему? Почему бы не "освятить" скажем тонну-две воды, или вовсе целый источник, и раз и навсегда решить эту задачу?
Поправьте, если я не прав, но в православной традиции вода имеет силу непосредственно после "водосвятного молебна".
Читается текст, как ангел сходил в купель, и кто первым входил в воду, тот выздоравливал. Только проблема тут в том - кто первый!
Кто знает, поясните, когда "святая вода" стала сохранить свои свойства по долгому стечению времени, откуда взяла начало эта традиция?

anastasis

Ей, почему у вас все в кавычках?

Анютик

ЦитироватьНика :
По вере вашей да будет вам - если верить в цилительную силу, то она действительно будет исцелять!

А вера-то у нас всех - разная оказывается! Даже здесь, у "продвинутых студентов-богословов", имеющих доступ в интернет разное отношение к "святынькам"!
В теме про различие католичества и Православия я поняла, что мы от них отличаемся только неискаженными догматами. И все! Все остальное, про что я когда-то читала - ну типа экзальтация, чувственность, духовная прелесть и у нас и у них одинаково допускаются! Главное, чтобы человек Символ Веры правильно наизусть читал.
Естественно, поскольку мы уже все потихоньку заражаемся "никонианскй духовностью" и никому до этого особо нет дела (все считают, что это - проявление личного благочестия и свои духовные переживания), у нас будут расцветать "православные страшилки"!

Поддерживаю  Necludа! К православному язычеству наши пастыри должны относиться жестко. Ну хотя бы на проповедях, если нет возможности с каждым лично побеседовать, надо обьяснять - что откровенное язычество, что можно (с натягом) отнести к личному благочестию, но почему это не нужно делать, чем это может быть вредно.

Анютик

Цитироватьстудент :
Обычно, перед каким либо "освящением" служится водосвятный молебен. Почему? Почему бы не "освятить" скажем тонну-две воды, или вовсе целый источник, и раз и навсегда решить эту задачу?
Потому что вода в храме заканчивается, разносят её быстро по домам. И что они с ней делают? Полы что ли моют? :rolleyes: Одну бутылку можно больше года разводить.

А почему Вы думаете, что пару тонн воды не освящают?:D  Мы на каждое Крещение море освящали! И вода морская крещенская потом целый год в бутылке стоит и не портится. А если неосвященную только полчаса в закрытой подержать, то завоняется. А "портится" море говорят потому что кто-то плохой что-то плохо сделал в море. Хотя, честно говоря, тогда бы сразу же и испортилась, в первую минуту по освящении. :) А наши пономари потом еще в течение часа бегали черпали её ведрами, чтобы банки освящать.

Цитироватьстудент :
Поправьте, если я не прав, но в православной традиции вода имеет силу непосредственно после "водосвятного молебна".
Не, дома она тоже не портится. ;)

Это Господь дает нам по нашей вере, что вода святая, вот она и остается святой. А были случаи, когда люди вели откровенно неблагочестивую жизнь и вода испортилась.

студент

Цитироватьanastasis :
Ей, почему у вас все в кавычках?
Я хотел сказать, что рассуждаю не касаясь Таинственного!
Просто хотел спросить, как "святость" воды мыслится во времени? Естественно, что Святость Божественная или Ангельская к этой теме отношения не имеет. Во всяком случае, если сможете, расскажите, как Вы думаете...
Спасибо. :)

студент

ЦитироватьАнютик :
Не, дома она тоже не портится. ;)
 
А с какого момента христианской истории возникла эта традиция?

Анютик

ЦитироватьВероника :
 Розы с мощей Матрониушки - никогда не понимала, что с ними делать.
:D
Для справки - также как любые цветочки и веточки (с Креста например) растирают в порошок и в чай кладут или можно зашить в подушечку и нюхать или к больным местам прикладывать. Но лучше, чтобы не мучиться, отдать тем, кто уже заражен "никонианской духовностью" ;)  Людям так нравится! Приятно радостные лица видеть.

Анютик

Цитироватьстудент :
А с какого момента христианской истории возникла эта традиция?
А Вы на первом курсе по Литургике Таинства не проходили? Надо, наверное, разыскать преподавателя и "помучить".

студент

ЦитироватьАнютик :
А Вы на первом курсе по Литургике Таинства не проходили? Надо, наверное, разыскать преподавателя и "помучить".
Ну... В 7 таинств "водосвятный молебен" уже не входит, хотя конечно в жизни Церкви все Свято и Таинственно!
За совет спасибо. :)

Анютик

Результат консультации с мужем:
Это византийская традиция, сформировавшаяся окончательно в послеиконоборческий период. Чин сформировался в 11-12 вв. Происхождением обязан празднику Происхождения Древ Креста 1 августа и чину Влахернского омовения.
Вальсамон в 12 веке пишет о традиции освящать воду каждый 1-й день месяца, кроме 1 сентября и 1 января. Евхологии 11 в. упоминают о водоосвящении, совершавшемся по воскресным и праздничным дням. Впоследствии его стали совершать, когда угодно.
Кстати, в наших русских Чиновниках 17 в. подробно указывается, когда принято освящать воду. (ключевое слово для поиска - "Голубцов А.П." и "Чиновники").
См. статьи "Вода" и "Водоосвящение" в Православной Энциклопедии, там много чего написано. Том. 9.

студент

ЦитироватьАнютик :
5+, мужу! :) :) :)
И все-таки, что там со "временем"? :confused:

Анютик

Цитироватьстудент :
И все-таки, что там со "временем"? :confused:

Ну, если в неё наплевать сразу после освящения, то наверняка она свои свойства сразу же потеряет. А при достойном обращении со святой водой может храниться сколько угодно. Но ведь люди же её используют и она заканчивается. Воду освящают не для того, чтобы её хранить, а для того, чтобы её употреблять (ср. с Евхаристией - не освящают же тонну Даров). По мере надобности (как емкость в храме опустевала) её и освящали. В разное время были разные традиции и определенные дни, когда было принято её освящать, выше уже написано.

студент

Да, это так! Но при освящении например квартиры, дома, иконы и др., служится водосвятный молебен, не смотря на то, что "святой воды" может на данный момент хватать!
Да и текст про ангела, входящего в воду, говорит о некоем временном  явлении...
Простите конечно... Я ни как не хочу спорить с благоговейным отношением к святыне!!! Однако формализованное, типа там "не портится" и поэтому "свята", как-то режет слух... Все как бы сводится к внешным факторам, безотносительно ко Христу Богу, покаянию,  а от сюда и скепсис!
Еще раз простите!

audendus

Уже пора собирать коллекцию о "народной религиозности". Под последним термином я понимаю этакие вольные интерпретации чужого мистического опыта. Но дело не в этом. Все таки все хотелось бы видеть в динамике развития. Это предполагает терпение и методичную работу. Может лет десять придется говорить на каком нибудь приходе о том, что на день памяти св. Косьмы и Дамиана не обязательно перекосит, если поработаешь в огороде. Но кто то из тех, кто эти десять лет боялся такого перекоса, хоть перед смертью поймет, - то была "бабья басня".  Но есть более страшный аспект. Недавно один (немолодой уже) священник, очень искренний и ревностный. С образованием. Пугал меня в разговоре знаниями. Например, преподпватель, если свободно цитирует Св. Писание на греческом и на проч. - почти фарисей. Далее: католики - еретики, протестанты - вообще... (это вопросы, конечно для канонистов), соответственно книгами ихними пользоваться - грех. Ну и вообще знание годится только чтобы надмевать. Вобщем грустно. Народная религиозность в деревне иногда диковата, но она имеет чисто детскую тенденцию перерастать самую себя, обращаясь в сознательное глубокое евхаристическое благочестие, при условии, конечно, если настоятельи клирики этому способствуют. Настоящая опасность нашей церкви в другом, кажется: какая то (кажется значительная часть) клириков склонны к монтанизму (хотя иногда и на короткий период). Отцы, если таковы здесь бывают, скажите, что делать, если душа и совесть, (равно как и некоторая доля, пусть несовершенной, интуиции) смущается. Ведь следующий шаг - развитие подозрительности, она же в свою очередь тащит нас как раз надмеваться.
слушать - важнее, чем говорить

Руслан

Цитироватьaudendus :
 что делать, если душа и совесть, (равно как и некоторая доля, пусть несовершенной, интуиции) смущается.
То же, что и всегда. Стремитесь исполнить волю Божью. В спасении души главную роль играет, то что делает сам человек, а не то, что делют люди вокруг.
С неизменным уважением