А поговорим о времени...

Автор Morelli, сентября 24, 2004, 11:34:06

« назад - далее »

Алёна

Интересно, а какое у нас сейчас представление о времени? Мы это сами можем определить как-то? А иначе как сравнивать с древними и об этом рассуждать?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Morelli

Честно говоря, после прочтения "Бойни №5"  у меня ненадолго вообще исчезли всякие представления о времени, пространстве и т. д , и т. п. Воннегут в данном произведении, по моему мнению, не показывает отношения ко времени и не характеризует его, он играет и издевается, как всегда...:)  Но красиво, есть над чем подумать.
Что для меня сейчас время? Попробую объяснить. Это- некая субстанция, похожая на поток ветра или подводное течение, она не лишена разумности и игривости, но, как всякая стихия, стихийна (извините...). Время настигает в самыи неподходящий момент. Мы находимся в нем и, в то же время, вне него. Оно совершенно не подчиняется логике, оно может лететь и ползти без объективных причин, оно мстит, шутит, помогает и бесится, т.к знает, что кончится.
Раньше мне казалось, что время и деньги- самые глупые из человеческих изобретений, ан нет, оно живое!
Ну вот, ставьте диагнозы...;)

Demetrius

Диагноз самый простой: филолог-классик... С древним греком древнегреческим будеши и со латинским олатинишься.

Как мне казалось, со времен Иммануила Канта время считается априорной (т. е. дочувственной, врожденной) способностью, характеристикой ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО восприятия. Грубо говоря, вне человека нет времени.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Алёна

Если чувство времени - это нечто врожденное, почему тогда представления о времени у людей меняются на протяжении этого времени?
Морелли, хочешь сказать, время - некое живое существо?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

У Канта речь идет только о врожденной способности воспринимать события, явления, phainomena в последовательности, названной нами временной. Такой процесс восприятия назван им перцепция, восприятие. Но есть также и вторичное осмысление воспринятого, апперцепция, и такое вторичное осмысление может быть каким угодно. Точнее - каким будет угодно угнездившимся в наших несчастных головках архетипам.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Алёна

ох неужели все так плохо?
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Ястреб

<<<  ОТЕЦ-ВРЕМЯ  >>>

  Отец-Время.
Хорошо знакомая мужская фигура с КОСОЙ и ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ, обычно крылатая и обнаженная (лишь в набедренной повязке).
 У него может быть КОСТЫЛЬ и иногда ЗМЕЯ, держащая во рту свой собственный хвост.
Происхождение Отца-Времени представляет интерес. У персонификации Времени в античную эпоху нет ни одного из хррошо известных впоследствии атрибутов.
ъ Но произошло так, что греки смешали слово "время" {chronos) с именем их старого бога урожая Крона, атрибутом которого был серп, в дальнейшем превратившийся в косу Отца-Времени [Хроноса] (см. САТУРН, 1).
Римляне отождествили Крона со своим Сатурном, который, в качестве бога земледелия, также имел серп.
У Сатурна, этого бога-старика, был костыль, который таким образом перешел к Отцу-Времени. Змея, заглатывающая свой хвост, - древнеегипетский символ вечной жизни (бессмертия, загробной жизни) - была дана Отцу-Времени мифографами поздней античности; крылья и песочные часы - раннеренессансными иллюстраторами.

 В живописи Возрождения Отец-Время выполняет множество аллегорических действий: он записывает в свою книгу подвиги героев (или их записывает фигура ИСТОРИИ на скрижали, лежащей на его плечах); он обнажает ИСТИНУ и демонстрирует Невинность (выражая тем самым идею того, что правда в конце концов обязательно восторжествует);
ъон разрушает юность и красоту он увеличивает вес той ноши, которую человек несет на своих плечах, но если человек удачлив, его могут поддерживать - каждая со своей стороны - Невинность, которую мы узнаем по ее АГНЦУ (или, возможно, Вера), и Надежда (с ее ЯКОРЕМ); он в конце концов забирает саму жизнь и потому может предстать в сопровождении фигуры СМЕРТИ.
В молчании слово,
И свет лишь во тьме,
И жизнь после смерти проносится быстро,
как ястреб что мчится по глади небесной
 бескрайнней, пустынной...

Fuerte

Представления пространства и времени возникают в нашем уме при соприосновении его с внешним миром, через посредство органов чувств, а не существуют во внешнем мире помимо нашего соприкосновения с ним.:pro:
Mel in ore
Verba lactis
Fel in corde
Fraus in factis

Demetrius

О чем и говорил упомянутый выше Кант.:)
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..

Алёна

из книги Люсьена Леви-Брюля "Первобытный менталитет":

"Преобладание в сознании первобытных людей непосредственной и мистической причинности способствует приданию их менталитету тех самых особенностей, из-за которых нам так трудно полностью его постичь. Ведь нужно думать, что ни время, ни пространство не являются для них тем же самым, что для нас - для нас в повседневной жизни, а не в философском или научном мышлении. Можем ли мы себе представить, чем было бы для нас обыкновенное понятие о времени, если бы мы не привыкли рассматривать явления как связанные между собой причинной связью? "
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

"Именно потому, что эти явления для нас располагаются - и нам нет нужды размышлять об этом - в необратимые ряды с определенными и поддающимися измерениям интервалами, именно потому, что следствия и причины представляются нам упорядоченными в окружающем пространстве, именно поэтому и время кажется нам однородным Quantum, делимым на равные отрезки, следующие один за другим с абсолютной регульярностью. Однако каким же образом представляется время тем умам, для которых эти правильные ряды в пространстве безразличны, которые не обращают никакого внимания, по крайней мере осознанного, на необратимую последовательность причин и следствий? Лишенное опоры, это представление может быть только неясным и плохо определенным. Оно скорее напоминает субъективное восприятие длительности. Его с трудом можно считать представлением".
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

"Наше представление о времени кажется нам присущим человеческому разуму от природы, но это иллюзия. Для первобытного менталитета, видящего непосредственную причинную связь между данным явлением и внепространственной оккультной  силой, такого представления не существует вовсе".
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Алёна

"Негры, живущие в глубине страны, различают время забавным образом, а именно: время счастливое и время несчастливое. Есть некоторые районы, где большое счастливое время длится 19 дней, а малое - 7 дней. Между этими двумя периодами они насчитывают 7 несчастливых дней, которые в сущности, являются их каникулами, так как в течении этих дней они никуда не ходят, совершенно не занимаются земледелием, не предпринимают ничего значительного, а спокойно пребывают в состоянии ничегонеделания". Периоды и знаменательные вехи времени характеризуются проявлением мистических сил.

"То, что мы европейцы называем прошлым, связано с настоящим, а настоящее, в свою очередь, с будущим. Но для этих людей, полагающих, что жизнь состоит из двух ничем не разделенных существований и помещающих их одно в другое, то есть телесное в духовное, а духовное в телесное, для этих людей время не делится таким же образом, как оно делится для нас. Точно так же время не имеет ни ценности, ни объекта, и на этом основании к нему относятся с безразличием и пренебрежением, совершенно необъяснимыми для европейца".
Одно лекарство от несчастья мне: каша.

Demetrius

Положение осложняется еще тем обстоятельством, что само время воспринималось как некое космологическое существо (см. соответствующие главы Р. Онианса, "На коленях богов").

Говоря про негрови их забавное деление времени на счастливое и несчастливое, Леви-Брюль, к сожалению, не проводит параллели с подобным же римским представлением - dies nefasti, когда не позволялось ведение общегосударственных дел. Но это только одна черта, насколько мне известно, такое разделение характерно для классической античности. Так, в одном из фрагментов Лисия упоминается клуб "какодаймонистов", собиравшийся специально в несчастливые дни, созданный молодыми людьми, эпатирующими афинских обывателей.
O curas hominum! O quantum est in rebus inane! Quis leget haec?..