Язычество в современном мире

Автор Sasha, ноября 21, 2003, 11:50:28

« назад - далее »

Sasha

Эту тему я создал по просьбе Студента , который не имеет прав постоянного пользователя, поэтому истинным зачинателем дискуссии следует считать его. Мне эта тема тоже весьма интересна; надеюсь, что небезынтересной она покажется и другим участникам.
Повторю, в меру своего понимания, те вопросы, которые предлагал обсудить Студент (в теме "Сложности в общении"): каковы облик и роль язычества в современном мире? как языческие явления влияют на жизнь Церкви и христианское сознание?
По-моему, вся суть язычества заключается в культивировании человеческой природы, страстной и поврежденной грехом, прославлении ее вне Бога. Как бы ни был утончен язычник, как ни была бы сложна его мировоззренческая система, во главе угла всегда стоит одно - человеческое (я бы даже сказал, человечина), то, что подавляет личность язычника, но воспринимается им как его истинное "я": например, плотские желания или душевные потребности. Вспомним, в Св. Писании не раз говорится: "так поступают язычники", когда речь идет о поступке, в корне которого - победа безличного над личным, превозмогание человеческого (в смысле страстности) над дарованным Богом. В этом смысле, всякий грех - язычество.
В современном мире язычество существует в виде гуманизма - господствующей идеологии, в центре которой - культ "человекобога", о котором писал Достоевский. Помню, на лекциях по СПВЗ о. Геннадий Егоров говорил, что искусительное предложение змея Адаму и Еве - стать богами без Бога (Быт. 3). Принятие этого предложения и есть язычество (в наше время - гуманизм и выросшие из него частные мировоззрения).
Влияние на Церковь современного язычества такое же, как и во все прошедшие века истории Церкви (не зря нам по ней лекции читают!).
Небом единым жив человек![/b]
А. Вознесенский

студент

Очень хорошее начало! Хочу поблагодарить Sasha за то, что он откликнулся, и открыл эту тему.
Все сказано в принципе правильно, но понятие "человекобог" естественно уже было слышимо многими, но не многими наверное осознавалось в своем сущем значении.
ЦитироватьПо-моему, вся суть язычества заключается в культивировании человеческой природы
Зесь не всегда можно согласиться. Не редко языческие культы исповедуют материю, как зло, отсюда их некая аскетическая внешность.
Цитироватьво главе угла всегда стоит одно - человеческое
Что, нирвана? Психическое небытие, или вообще стремление к небытию?

студент

#2
Существует запрет на ношение в карманах разных амулетов, так же иконочек... (если интересно, постараюсь дать ссылку на источник)
А что значит наши каменки, щепочки, тряпочки?
Все благопотребно, если благовествует Христа Иисуса Спасителя! Но, считаю, грех то, что не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти Сына Божия!
Всякое делание, не имеющее своей целью проповедь Христа (делание культовое), пожалуй можно назвать языством.
- гомеопатия, не язычество ли?
- армейская "дедовщина"...
- кровавые зрелища, пусть теперь не в колизее а на видео?

классик

Господа, если вам так интересно язычество в современном мире, вот вам ссылочка. Только что случайно наткнулся. Можете изучать :D
2 moderator: Это сайт без счетчиков и баннеров. Так что, вроде бы, я правил форума не нарушаю. К тому же ссылка в тему.
http://rasseniya.jeo.ru/liter/krov.htm
поздно пить баржоми...

классик

Я изменил ссылку. Теперь, вроде, все хОКкей!
Забавно, про Перунов всяких пишут на полном серьезе.
Хотя встречаются хорошие мысли, например, о телегонии.
поздно пить баржоми...

студент

ЦитироватьСайт создан по Высочайшему Благословлению Его Святейшества отца Александра - Патер Дия Древнерусской Инглiистической Церкви Православных Староверов - Инглингов

Почитал, спасибо! Есть о чем подумать...
Во всяком случае, на сайте, кроме некоторых терминологических казусов, например : ПравославныхСтароверов - Инглингов , все вполне ясно. Не требуется дополнительного объяснения, о чем именно идет речь, но вот иногда встречается иное, когда говорить могут об Иисусе, о вере в единого Бога... В таком случае не всегда удается сразу определить, что меется ввиду. После же непродолжительной беседы, вдруг замечаешь, что Иисуса проповедуют, как некую "бестелесную" сущность. Метафизика таковых строится на многоуровневой картине "имманации". Размышляя над этим, вижу сходство с языческими доктринами, а следовательно задумываюсь, может ли быть так, что под маской вполне земного иудейского имени "Иисус" скрывается что-то, не имеющее ничего общего с христианством. Может ли такое быть, что эти общества языческие - народные, т.е. не имеющие основания на Божественном Откровении.
Вообще сложность в восприятии таковых вот в чем, они говорят о Христе, они Говорят о Едином Боге... Язак и сердце не поворачивается назвать их язычниками!

Вообще тему я просил открыть для обсуждения сего вопроса потому, что, как мне кажется, мы не всегда даем себе отчет в том, что в нашей жизни присутствует языческие "святыни", к которым мы так или иначе  неравнодушны, несмотря на внешнее наше христианское бытие. Как вы думаете?

Григорий

Язычество это все-таки не поклонение именно человеку. Это более широкое явление - это поклонение твари вместо Творца. Человекобог это только частный случай.
Чаще говорят не о проникновении языческих элементов в православие, а о магизме в Церкви, магическом понимании таинств и.т.д.
В связи с этим предлагаю решить два вопроса:
1. Дать определение магизму.
2. Обсудить, как соотносятся магизм и язычество?
 
Цитироватьстудент :
- гомеопатия, не язычество ли?

Гомеопатия, IMXO, никакого отношения к язычеству не имеет. Это тонкая медицина, гораздо более продвинутая, чем традиционная, которая чаще калечит, чем лечит. Я отношусь к гомеопатии, очень положительно.
аминь

студент

ЦитироватьГомеопатия, IMXO, никакого отношения к язычеству не имеет. Это тонкая медицина, гораздо более продвинутая,

Гомеопатия - лечение информацией, т.е. в гомеопатическом препарате в бесконечно малом проценте присутствуют реальные лекарственные препараты, все остальное инертный наполнитель. Например гомеопатический "анальгин" практически не содержит анальгина, как же происходит воздействие? В области тонких материй?:confused:

студент

ЦитироватьГригорий :
Чаще говорят не о проникновении языческих элементов в православие, а о магизме в Церкви, магическом понимании таинств и.т.д.
В связи с этим предлагаю решить два вопроса:
1. Дать определение магизму.
2. Обсудить, как соотносятся магизм и язычество?
 
Может быть магизм это то, что совершается в силу "правильно" совершенных действий неким сверхъестественным образом, вне зависимости от воли совершающего и предмета действия.
Вообще же магизм это практически все, что вне Истины, а Истина - Христос! Магизм - неотъемлимая часть язычества, без магизма язычество не живет. Обратите внимание на народ, и увидите, что он, как ребенок стремится к мистификации всех сторон своей жизни, верит в сказки, приметы, гадания... Язачество - это народная вера, а отсюда, все, что рождается в народной среде а не от Бога Единого, таковым и является.

Sasha

Цитироватьстудент :
Не редко языческие культы исповедуют материю, как зло, отсюда их некая аскетическая внешность.
Под "человеческим" я имел в виду не только телесность. "Высокое" язычество античности или, например, буддизм не культивируют плоть, наоборот, они проповедуют аскезу, воспринимая материю (в случае с буддизмом - вообще бытие) как зло. Но все равно объектом почитания остается человек. Например, поклонение израильтян золотому тельцу (акт языческий) нельзя назвать культом "чужого" бога. Ведь израильтяне изобразили Того Бога, Который вывел их из Египта, как бы не изменив Ему, а сделав Его доступным, видимым. Но тем самым свои природные духовные потребности они поставили выше общения с Богом-Личностью. Это я и имел в виду, когда говорил о "человечине". Если сравнивать отношение человека к Богу с отношением женщины к мужчине (традиционная для Библии аллегория), то христианское стремление к Господу можно уподобить браку, в котором личность любит личность и стремится к единению с ней, а языческое стремление - похоти, в которой природу влечет к природе ради услаждения, происходит подавление личного и удаление от единства. Итак, язычество - духовная похоть.
Небом единым жив человек![/b]
А. Вознесенский

Sasha

ЦитироватьГригорий :
Предлагаю решить два вопроса:
1. Дать определение магизму.
2. Обсудить, как соотносятся магизм и язычество?
Магизм - это понимание отношений человека с Богом (или богами и т.п.) как безличных и взаимоопределяющих. Другими словами, работает (обязательно, без сбоев) принцип "ты - мне, я - тебе". Магизм - фундамент языческого мировоззрения; язычник без магизма - атеист, т.к. именно магизм делает возможным почитание множества богов.
Магизм очень доступен для восприятия и не требует истинного духовного делания, поэтому он легко занимает свое место в сознании людей, увы, и церковных тоже. Примеров - масса: от желания известных слоев населения креститься, "чтобы не подстрелили", до латинянского учения об удовлетворении Бога праведными делами.
Небом единым жив человек![/b]
А. Вознесенский

Лунёша

Цитироватьстудент :
Гомеопатия - лечение информацией, т.е. в гомеопатическом препарате в бесконечно малом проценте присутствуют реальные лекарственные препараты, все остальное инертный наполнитель. Например гомеопатический "анальгин" практически не содержит анальгина, как же происходит воздействие? В области тонких материй?:confused:

Гомеопатия действует благодаря накоплению веществ в организме, а никак не информации.

студент

ЦитироватьГомеопатия - лечение информацией
Вообще то это мнение медицинского работника...

ЦитироватьГомеопатия действует благодаря накоплению веществ в организме
Если можно, поясните!

И так, продолжим тему...
По поводу магизма вы высказываете известную, традиционную точку зрения, но давайте посмотрим на сегодняшний день под несколько иным углом зрения. Думаю вы не станете оспаривать факт, ЧТО ЯЗЫЧЕСТВО - ЭТО НАРОДНАЯ ВЕРА. Смотрим далее... Что ныне принимается народом на веру, что люди принимают как данность, не имея возможности проверить, ощутить, почувствовать? Не в "абсолютном" ли большинстве наша жизнь изобилует "догмами" веры, не имеющей основания в "Законе Божием"? В качестве примера : научнотехнический прогресс, со всею массой законов, гипотез, теорий... Сразу пояснь, это не критика технических наук, не призыв к свертывания развития в этой области. Я хочу показать, например, что такие понятия как "свет", "атом", многие "законы" физики, химии и т.д. принимаются на веру ! Как и в случае с гомеопатией, множество современных методик основывается не на изученых физических явлениях, а на принципе : "работает, значит используемо". Теперь несколько в сторону...
   Близкие люди чувствуют друг друга даже тогда, когда их разделяют расстояния. Например, находится жена в поездке, муж переживает, беспокоится, он как бы соучаствует с женой в её пути, так же и наоборот. Может быть более того мать соучаствует в жизни детей. Теперь попробуем решить проблему "переживания" и связанного с этим неудобства с помощью сотового телефона. Что происходит? Духовный контакт между людьми затухает значительно. Да и действительно, за чем переживать, когда можно позвонить? Но, в данном случае, центр внимания переключается на "сотовую сеть", т.е. не дай бог там сбои... "Ох уж эти негодяи в сети!"- думаем мы, и т.д. и т.п. произошла подмена. Человек умалился до зависимости от техники. Так или иначе, но техногенное развитие приводит к умалению человека, зависимость же от него, требует постоянного служения. Разумеется, идолом прогресс может стать тогда, когда человек примет его необходимость !
   Пожалуй, постоянные подмены в современном обществе приводят к тому, что плохое называется хорошим, а хорошее плохим. Для России например, нарушение или невыполнение закона - норма, но разве это проповедует христианство? Я говорю не о том, чтобы снова судить, казнить, а  о том, что там, где невозможно жить по закону происходит "авторитезация" незаконного. так или иначе, но народность - язычество неотвратимо наступает.
   
ЦитироватьВедь израильтяне изобразили Того Бога, Который вывел их из Египта
Наверное об этом я и говорю. Давайте подумаем, не может ли быть так, что и в наше время, "мы" можем так же соблазниться "изобразить" того Бога, который спас нас от рабства греху и смерти?

Зильберштейн

Предлагаю осторожно относиться к тому, что называется сказкой и народным вымыслом, что бы вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Всё не так просто в народном понимании, и в учебнике догматического богословия об этом не говориться. Надо помнить , что сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок.

Григорий

Гомеопатия основана всё-таки на естественных биохимических процессах. Гомеопатические горошины не заговариваются, над ними никто не колдует. Я совсем не специалист, но, насколько мне известно, принцип действия состоит в том, что больному даются яды в мельчайших количествах, а организм реагирует «контратакой». Например, от головной боли даётся несколько молекул вещества, которое вызывает данный тип боли.
Действует это точно, и не только на людей, а также и на животных. Тоесть это не психологический эффект.

Для меня достаточным свидетельством о пригодности гомеопатии для православных являются А) рекомендации Свт. Феофана Затворника (в одном из своих писем Святитель Феофан рекомендует пользоваться гомеопатией), Б) Деятельность Свт. Игнатия Брянчанинова (Этот святитель в течение нескольких лет сам лечил приходивших к нему крестьян, в частности гомеопатическими лекарствами).
аминь