Единоверие и единоверцы. Вопросы и ответы

Автор Иванова, апреля 12, 2005, 10:14:44

« назад - далее »

Neclud

Анютик пишет:"Сейчас на "talk.canto" идет диспут по этому докладу и доклад, кстати, тоже есть, так что можете поучаствовать. (пока модератор не прекратил межконфессиональные споры  ). "

   И на "Современном Древлеправославии " бои идут.:D


Анютик пишет:"Кстати, оказывается единоверцы - уже не староверы"

   Старая песня...еще в знаменитом дореволюционном старообрядческом журнале "Церковь" на эту тему полемизировали...;) А уж сколько в интернете споров было...А, если еще учесть, что старообрядцы не старообрядцы,т.к. в староверии нет обрядов, а только чины, то совсем весело становится и дискуссия уходит...да-а-алеко :D
Православный старообрядец.

Анютик

ЦитироватьNeclud :
   И на "Современном Древлеправославии " бои идут.:D
 
Это там:
http://staroobrad.fastbb.ru/index.pl?1-0-0-00001292-000-0-0-1120502458
или там:
http://staroobrad.fastbb.ru/index.pl?1-0-0-00001267-000-10001-0-1120467656
:confused:
Как-то неприятно все это... Складывается впечатление, что старообрядцы как бы вообще не хотят, чтобы новообрядцы восстанавливали старые обряды, т.к. тогда они лишатся своего главного аргумента, почему они не в МП :(

Хорошо, что есть такие как Вы, Миролюбов, Пичугин, о. Леонтий - Спаси Христос!

Neclud

Анютик пишет:"Как-то неприятно все это... "

         На самом деле, судить по "Старообряду", какие настроения сейчас царят в староверии нельзя. Там за последние полгода произошло много изменений и, если раньше, новообрядчество критиковали ,по большей части, за  действительно существующие проблемы: засилие младостарчества, распространенность обливанства и т.д., то теперь проводится сознательная борьба с единоверием и появляются постоянные обвинения в сторону МП. О причинах такой перемены здесь умолчу, но от части она вызвана тем. что между МП и Митрополией участились контакты...;) Поэтому реальная ситуация другая, нежели виртуальная...



      Анютик пишет:"Складывается впечатление, что старообрядцы как бы вообще не хотят, чтобы новообрядцы восстанавливали старые обряды, т.к. тогда они лишатся своего главного аргумента, почему они не в МП "

     Не совсем так, к единоверцам перешедшим с нового на старый обряд (как нас называет один из модераторов "СД": "правильные единоверцы") отношение все же гораздо лучше, чем к староверам других согласий ушедшим в МП. Здесь надо учитывать еще и важный "философский" момент. Для староверов других согласий (по официальному учению) только их обрядовая традиция путь ко спасению (понятно, что я упращаю, т.к. есть например старолатинский обряд, древние восточные Литургии и т.д.), для нас (единоверцев), хотя мы и предпочитаем старые чины, новообрядцы имеет те же шансы на спасение, что и мы. Может нам и вольготнее было бы в РПСЦ или РДЦ: там и епископы старообрядные, и канонических нарушений меньше, но мы ощущаем единство Церкви 2 обрядов! Это, на наш взгляд, весьма важный элемент эклесиологического сознания.  Во многом диалог между РПЦ МП и РПСЦ\\РДЦ и должен идти вокруг этого вопроса.
Православный старообрядец.

Анютик

ЦитироватьNeclud :
...теперь проводится сознательная борьба с единоверием и появляются постоянные обвинения в сторону МП.
Да, теперь понятно почему они к нам прицепились, оказывается это единоверцы виноваты!:D И этот провокатор Глеб Чистяков был подослан к нам не для полемики о знеменном распеве, а для диспута с единоверцами!

Обидно, что и так терпишь гонения от своих партесников, да еще и старообрядцы не поддерживают, оказывается - причем по тем же причинам, что и партесники: Типа, вы все-равно не сможете петь так как надо/так как мы, потому что вы не в традиции - ну так лучше вообще не пойте! И никакого дневнего благочестия у вас не будет, т.к. для этого "жить надо знаменно"/ т.е. вне МП!!!

ЦитироватьNeclud :
     Не совсем так, к единоверцам перешедшим с нового на старый обряд (как нас называет один из модераторов "СД": "правильные единоверцы") отношение все же гораздо лучше, чем к староверам других согласий ушедшим в МП.
Не поняла с какого обряда вы куда перешли? Т.е. кто такие "правильные единоверцы"? И те кто против нас - это Рогожцы? В прошлом они были одного с вами согласия?

ЦитироватьNeclud :
Для староверов других согласий (по официальному учению) только их обрядовая традиция путь ко спасению (понятно, что я упращаю, т.к. есть например старолатинский обряд, древние восточные Литургии и т.д.)
Судя по полемике - не так! Ведь если мы, т.н. новообрядцы перейдем полностью на старый обряд, мы все-равно не спасемся, т.к. "Вы, любители знаменного пения МП. Во-первых, никогда не откажитесь от никонианской духовности, никонианских святых, а во-вторых, никогда не осознаете всю ту сумму заблуждений, исповедуемых МП." (цитата с талк.канто). Ну т.е. для них главное в спасении - не быть в лоне МП с её никонианской духовностью.

Ещё спрошу - форум "старообряд" это ведь не форум "Современное Древлеправославие"? А то вчера я бои нашла только на "старообряде"... А на "Современном Древлеправославии" был форум какой-то дохлый, там в июле вообще никто еще ничего не написал, может я не туда попала? Но это был сайт с таким названием.

Neclud

Анютик пишет:"Не поняла с какого обряда вы куда перешли? Т.е. кто такие "правильные единоверцы"? И те кто против нас - это Рогожцы? В прошлом они были одного с вами согласия?"

    "Правильные единоверцы" с их т.з.- это те, кто перешел в единоверие из новообрядчества ( я из таких ), а "неправильные", соответственно, те кто присоединился к единоверию (т.е. к РПЦ МП) из любого др.согласия.


Анютик пишет:"Судя по полемике - не так! Ведь если мы, т.н. новообрядцы перейдем полностью на старый обряд, мы все-равно не спасемся, т.к. "Вы, любители знаменного пения МП. Во-первых, никогда не откажитесь от никонианской духовности, никонианских святых, а во-вторых, никогда не осознаете всю ту сумму заблуждений, исповедуемых МП." (цитата с талк.канто). Ну т.е. для них главное в спасении - не быть в лоне МП с её никонианской духовностью."

     Это, в общем, не противоречит тому, что я писал (может я не совсем ясно написал). Кстати, в единоверии нет "никонианской духовности", но оно им не  подходит именно из-за нашего единства с новообрядчеством.
Еще небольшое примечание, обычно, когда говорят о "никонианской духовности", то под этим в старообрядческой среде надо понимать не православную духовность, а весь нигатив, который паразитирует на теле МП и которого не знает староверие (младостарчество, поедание земелек с могилок, неприрывные повсеместные мироточения, экзальтация и т.д.). Для некоторых именно эти дикости (а в староверии их практически нет) и кажутся визитной карточкой МП. Поэтому не надо обижаться, что новообрядцев оскорбили, а надо показывать, что для нас все эти "прелести" (увы, в последнее время, действительно, кое-где приобретающие внушающий опасение размах) тоже чужды. Проблема в том, что как у новообрядцев о староверии часто весьма извращенное представление, так и у староверов о новообрядчестве. Я достаточно давно пытаюсь помогать развенчивать мифы и тем, и другим...надеюсь, что работа не бесплодна.
   Что же касается староверов, то очень многие поддерживают начинания по внедрению знаменного пения и возрождению русской культуры. Староверы вообще, в большенстве своем, очень здравые люди  и очень отзывчивые.


Анютик пишет:"Ещё спрошу - форум "старообряд" это ведь не форум "Современное Древлеправославие"? А то вчера я бои нашла только на "старообряде"... А на "Современном Древлеправославии" был форум какой-то дохлый, там в июле вообще никто еще ничего не написал, может я не туда попала? Но это был сайт с таким названием."

   "Старообряд" и "Современное Древлеправославие"- это одно и тоже, но на сайте есть 2 форума: старый (где ведутся дискуссии) и новый (который не понравился и стаит без дискуссий, т.к. практически не очень удобен).
Православный старообрядец.

Neclud

Еще одно дополнение. Резкую позицию против МП (кстати, у Глеба она не резкая, он вполне открыт к диалогу, просто говорить с ним надо тихо-спокойно) занимают многие неофиты. Старики (Милованов, покойный Любимов) не гнушались единоверческого клироса. Да и сейчас к на потомственные рогожанки порой приходят (я выше писал, кажется). Есть и среди молодежи те кто "за нас", но есть прослойка,  которую с легкой руки о.Иоанна, стали называть "младостарообрядцами"- это часть бывших молодых новообрядцев, перешедших в староверие и резко порвавших со своим прошлым. Таков был путь и Глеба, и АК (админа "СД"). Это хорошие ребята (интернет-образ обманчив;), я же их знаю в жизни) , но им необходимо обосновать свой уход из МП, вот и "наступают". Поэтому не огорчайтесь, увидев "гневные речи" (это не глас всего староверия!), а подумайте, что еще нам надо сделать, чтобы вытравит "никонианскую духовность" ( о чем я см.ВЫШЕ) из МП и для сближения со староверием.
Православный старообрядец.

Анютик

Все, "забили" полемику о межконфессиональных разногласиях на певческом форуме.
А вот что Ратибор, он же АК пишет:
"Это не я решил, а так абсолютное большинство наших так думают, особенно в регионах, что если человек начинает интересоваться древнерусским богослужением и знаменным пением, то он имеет намерение, хоть и не сразу, а со временем, перейти в Староверие. Я уже многажды с нашими, в том числе и с Нижнего обсуждал этот вопрос. Я то же о Вас, как только Вы появились - ваш сайт, ваш съезд, что Вы имеете интерес присоедниться к староверию. Но оказалось всё не так.
ВОт и мы собираемся это рассказать нащим. Это отразиться и на том, как Вас будут принимать в наших общинах."

Не понимаю - с чего они это взяли? Неужели все древнерусское богослужение - только в старообрядчестве? Еще можно было бы понять единоверцев, но эти ребята ведь и к вам плохо относятся! Самое главное - они боятся возникновения новых единоверческих приходов в МП, таких как Берсеньевка, вот и бушуют.
Кстати, а иерархия единоверия как-то отделена? Канонически можно ли назвать Берсеневку единоверческим приходом?

Вот еще, что я вынесла интересного, что единоверие - это сидение на двух стульях (не помню чья цитата), что и подтвержает Ваша подпись на "старообряде". ;) Мы тоже часто себя так чувствуем... Интересно, а почему люди переходят к единоверцам, а не пытаются у себя на месте восстанавливать старые обряды? Ведь приходы же у нас очень разные, разные на них священники, может такой переход - искание более легких путей? А как же остальные?

И все-таки под "Никонианской духовностью" они понимают не только экзальтацию и т.п., о чем Вы написали. Для них плохо вообще все, что было после раскола - новообрядные святые, обливательное крещение, нарушение института духовничества. И не все это мы можем исправить. От своих святых мы не откажемся, думаю, что до перекрещивания "обливанцев" тоже не дойдет. Хорошие духовники не так уж скоро появятся, а уж чем плохих иметь - так лучше просто ходить к одному священнику, которому доверяешь, не называя его духовником. Партес, а вместе с ним и экзальтация тоже нескоро уйдет... Так что с ними нам точно общего языка не найти.

Еще хочу спросить: что конкретно им не нравится в святости Серафима Саровского? Может они видят в нем лишь католический Розарий, канавку и сухарики, а остальное их не интересует?

Neclud

Анютик пишет:"Кстати, а иерархия единоверия как-то отделена? Канонически можно ли назвать Берсеневку единоверческим приходом?"

      В строгом смысле слова нет, т.к. в Определении Собора 1917-18гг. говорится "в единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы, начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина" (ст. 12). О.Кирил(л) все же допускает элементы новообрядчества (на стене перед трапезной у него висит молитва с "Иисус", греческий клобук он переодически надевает и т.д.). Да и сам он в интервью говорил, что не привязывает свой приход к такому названию.
Здесь еще надо понимать, что название "единоверцы" навязано митр.Платоном. Не случайно в моей подписи слово единоверец в скобках, а основное- православный старообрядец. Именно так называл нас наш первый епископ- священномученик Симон (Шлеев). Против названия "единоверие" выступал и один из наших лучших отцов 19 века- священник Иоанн Верховский, идеолог всестарообрядчества. Поэтому в официальных документах сейчас мы "старообрядные приходы". Слобода и подобные ей приходы именуются единоверческими, т.к. они имеют дореволюционную традицию. Относительно же новых старообрядных приходов слово "единоверческий" не всегда употребляется (например, знаменитый приход РПЦЗ в г.Ири не употребляет его).
Пока в Устав РПЦ не внесены оговорки об особом устройстве старообрядных приходов (выборности духовенства, особой роли общины и т.д.) могут быть разночтения в оценке (сейчас идет речь об этих изменениях в Уставе).



Анютик пишет:"Интересно, а почему люди переходят к единоверцам, а не пытаются у себя на месте восстанавливать старые обряды? Ведь приходы же у нас очень разные, разные на них священники, может такой переход - искание более легких путей? А как же остальные?"

  Не совсем понял вопрос. Восстановить старые обряды и значит создать старообрядный (единоверческий) приход. Или Вы спрашиваете почему не уйти в РПСЦ или РДЦ???


Анютик пишет:"И все-таки под "Никонианской духовностью" они понимают не только экзальтацию и т.п., о чем Вы написали. Для них плохо вообще все, что было после раскола - новообрядные святые, обливательное крещение, нарушение института духовничества. И не все это мы можем исправить. От своих святых мы не откажемся, думаю, что до перекрещивания "обливанцев" тоже не дойдет. Хорошие духовники не так уж скоро появятся, а уж чем плохих иметь - так лучше просто ходить к одному священнику, которому доверяешь, не называя его духовником. Партес, а вместе с ним и экзальтация тоже нескоро уйдет... Так что с ними нам точно общего языка не найти."

  Согласен. Более того, порой чувствуешь, что и у единоверческих и многих новообрядных приходов духовность разная. Но ведь все о чем Вы пишите -это (кроме вопроса о святых- он особый) отступления. Хорошо, довершать всех Вы не будите, но отказаться от обливанства НЕОБХОДИМО! Партес не уничтожить, так хоть "оперный театр" убрать с клироса надо. Экзатьтация- это болезнь с которой нужно бороться очень жестко...И т.д., и т.п. (Кстати, не надо удивляться, определенной автономности единоверческих приходов- она позволяет всего этого не допустить!) Ну а если новообрядцы не хотят этого, то тогда  надо задуматься кто истинный духовный приемник дораскольной Церкви??? Я в одной из параллельных веток писал, что если развитие пойдет теми же темпами, то скоро православная духовность действительно уйдет...Многим это необходимо понять. Но пока я знаю достаточно много новообрядцев, которые почти не затронуты "новой духовностью", поэтому я оптимистически настроен, настроен на диалог!




Анютик пишет:"Еще хочу спросить: что конкретно им не нравится в святости Серафима Саровского? Может они видят в нем лишь католический Розарий, канавку и сухарики, а остальное их не интересует?"

     В общем да, с одной стороны они видят канавку и сухарики, а с другой нилусовско-мотовиловские писания. Эти писания, во многом часто используют как мощный источник для создания жизниописания прп.Серафима, а в них-то православной духовности маловато...Плюс к тому миссионеры использовали имя прп.Серафима для своей нечистивой борьбы против староверия. Например, была комическая ситуация, когда вышла брошюра в которой миссионеры писали, что один старовер был поражен смертью за то, что работал в день прп.Серафима (это подавалось, как чудо святого!!!). Когда этот старовер прочитал такое о себе и попытался выразить протест, его...упекли в кутузку...Смех, но потом ему пришлось получать справку о том, что он жив и публиковать ее в прессе!!!
    Кстати, мы много по поводу прп.Серафима полемизировали на "СД". И даже АК был готов признать, что прп.Серафим был благочестивым (возможно даже, условно говоря, единоверческим) священноиноком. Но вот тот образ, который создали потом (благодаря тем же писаниям нилусов-мотовиловых)...он то и не вяжется со староверским понятием о православной духовности. Поэтому так важны исторические изыскания о прп.Серафиме, они уже развинчали, кстати, ряд легенд (не умалив его святости, но восстановив историческую правду). Кстати, тропарь прп.Серафиму в нач.20 века написал благочинный единоверческих церквей Москвы о.Иоанн Звездинский (строгий ревнитель древлего благоочестия, активно выступавший против причастия с одной лжицы и прочих нововведений, которые пытались протащить  в единоверческие приходы)- отец известного новомученика владыки Серафима.
Православный старообрядец.

Neclud

Православный старообрядец.

Ратибор

Есть ещё один серьёзный момент. Почему мы резко против выступаем каких-либо серьёзных контаков, кроме имущественных споров? Всё дело в том, что ныне МП ставит своей ближайшей целью не столько поглощение РПСЦ, а в большей степени дискредитацию РПСЦ в глазах ищущей части нашего народа, который воспринимает нашу Церковь как единственную серьёзную альтернативу РПЦ МП, а так же рассчитывает на внутренние нестроения внутри нашей Церкви. Главная задача и отчасти за последний полтора года никониане это сделали - подорвать авторитет Митрополии и самого Митрополита в глазах наших християн и староверов других согласий. Именно угроза внутренних нестроений  и требует от нас максимально полно отказаться от каких-либо серьёзных контактов с МП на уровне Митрополита (для иллюстрации хочу сказать, что напряжение наших в регионах превосходит разумные мерки - на последних празднованиях Женах-Мироносицах мне чуть морду не набили наши же, когда узнали, что я внештатный сотрудник пресс-службы Митрополии - по их мнению именно пресс-служба является проводником "экуменистической" политики и сближения с никонианами). Уверен, что предстоящий Освященный Собор резко ограничит контакты с МП. Будем молиться, что бы Господь даровал разума для нашего руководства, осознания того, что Церковный мир важнее каких-либо имущественных возвратов от РПЦ МП.

Анютик

ЦитироватьNeclud :
  Не совсем понял вопрос. Восстановить старые обряды и значит создать старообрядный (единоверческий) приход. Или Вы спрашиваете почему не уйти в РПСЦ или РДЦ???
Ну Вы же сами выше написали, что люди, восстанавливающие старые обряды, не всегда восстанавливают их полностью, какие-то отклонения остаются. А может даже так и лучше? Пусть каждая община сама решает как лучше для неё. Может какую-то практику "копнуть" глубже - не 17, а 15 век. А другую целесообрязнее оставить 19 века. Церковь же живой организм - а то останешься "в консервации" 17 века и придется тебе 5 раз в году причащаться, т.к. такая практика была.;)  Мой вопрос был как раз о единоверцах - почему люди начинают ходить в единоверческий храм, а не пытаются в своем новообрядном храме сделать что-то для улучшения Богослужения.

А вопрос про РПСЦ или РДЦ тоже интересен. Но это, пожалуй, уже к Ратибору.;)

ЦитироватьNeclud :
Хорошо, довершать всех Вы не будите, но отказаться от обливанства НЕОБХОДИМО!
Так ведь отказались уже? Ведь уже давно ругают тех, кто крестит обливательно, такое крещение было вызвано суровой советской необходимостью. Не знаю как в Москве, а вот в Крыму владыка уже давно запретил крестить обливательно, правда, вроде бы не все слушаются, но, думаю, постепенно это уйдет. Единоверцы не довершают?

ЦитироватьNeclud :
 Партес не уничтожить, так хоть "оперный театр" убрать с клироса надо.
Это для меня больной вопрос. Намучилась уже в спорах с партесниками. Но процесс идет. В РШ, правда, нас всех "усредняли", что-то типа того, о чем писал Панкратов... Но люди обычно при своем остаются, разве что помягче становятся. Я после РШ поняла, что и при многоголосном обиходе можно молиться, т.к. он не мешает. А некоторые учащиеся с Украины вообще впервые узнали о том, что можно в один голос петь...

ЦитироватьNeclud :
Экзатьтация- это болезнь с которой нужно бороться очень жестко...И т.д., и т.п. (Кстати, не надо удивляться, определенной автономности единоверческих приходов- она позволяет всего этого не допустить!) Ну а если новообрядцы не хотят этого, то тогда  надо задуматься кто истинный духовный приемник дораскольной Церкви???
Если жестко - а вдруг новый раскол будет? Лучше помягче и сверху - архиереев и священников народ лучше слушает, чем свою же приходскую молодежь. Помню я этих бабушек, поначалу, когда священники говорили, что знаменный распев это хорошо, они как-то уважительно относились, но вот приехал владыка и сказал, что - при мне не пойте! И все! Владыка запретил, значит ересь, и вообще "я уже 30 лет в храме, давай пой как я"...

Вот мне как раз и не нравится автономность единоверческих приходов, это что-то типа раскола внутри - мы хоть и с вами, но не такие как вы.

ЦитироватьNeclud :
Я в одной из параллельных веток писал, что если развитие пойдет теми же темпами, то скоро православная духовность действительно уйдет...
Это в какой? А то я в последнее время форум не читаю, а везде искать неохота.

ЦитироватьNeclud :
Кстати, тропарь прп.Серафиму в нач.20 века написал благочинный единоверческих церквей Москвы о.Иоанн Звездинский
Это какой? Где можно текст почитать?

Neclud

Прошу прощения за долгое молчание - уезжал на неделю в Чехию.


 Анютик пишет:" Мой вопрос был как раз о единоверцах - почему люди начинают ходить в единоверческий храм, а не пытаются в своем новообрядном храме сделать что-то для улучшения Богослужения."

  Могу ответить только за себя. Старообрядчество ДЛЯ МЕНЯ является наиболее адекватной формой Православного вероисповедания. В нем в наиболее цельной форме сохранилась то, что наши предки накапливали веками. Т.к. в лоне РПЦ старообрядчество-это единоверие, то я и стал единоверцем. Уже в 17 веке была сделана роковая ошибка: проведены ненужные реформы и весьма поверхностная справа книг, а результат был чудовищными...Как справедливо отметил  на Архиерейском Соборе 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл : «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Поэтому вопрос очень глубокий, вопрос о пути которым следовало идти Русской Церкви, России...
Т.е. это особоя философия, особый взгляд на процесс происходившие и происходящие в Церкви.

Анютик пишет:"Единоверцы не довершают?"

В разных общинах разная практика,  в целом довершают, но не всегда.



Анютик пишет:"Вот мне как раз и не нравится автономность единоверческих приходов, это что-то типа раскола внутри - мы хоть и с вами, но не такие как вы."

  Так если мы будим одинаковыми, то смысл будет единоверия будет утрачен. Даже "платоновское" единоверие предпологало выборность духовенства, неподконтрольность новообрядным благочинным и т.д.
Мы же СТАРООБРЯДЦЫ, а не просто группа интузиастов, которым захотелось поэксперементировать с красивыми литургическими формами...должна быть цельность: не только литургическая практика, но и устройство общин, сохранение бытовых традиций в общинах и т.д., и т.п.


Анютик пишет:"Если жестко - а вдруг новый раскол будет? "

   Это когда как, а то ведь можно незаметно от Церкви отпасть...Но, конечно, везде надо поступать разумно.



Анютик пишет:"Это в какой? А то я в последнее время форум не читаю, а везде искать неохота."

  Про камушки, летящие в огород.



Анютик пишет:"Где можно текст почитать?"

   Сейчас, увы, под рукой нет. Может в Слободе есть...спрошу.





Пока был в отьезде, наконец вышла моя статья о конференции в Слободе в "НГ-религии"( правда сильно сокращенная). Аще кому интересно, можете почитать.
http://religion.ng.ru/history/2005-07-13/5_pasynki.html (название дано в редакции:rolleyes: ).
   Да, там написано, что "Фото автора", но это ошибка редакции: на самом деле фото из архива слободского храма. Кстати, я на этом фото тоже есть;) (сам себя я, увы, снимать еще не научился) , кто-то, помниться, хотел меня узреть: азъ на заднем плане, "выглядываю" из-за головы другого молодого человека. :D
Православный старообрядец.

Neclud

Анютик пишет:"Не знаю как в Москве, а вот в Крыму владыка уже давно запретил крестить обливательно, правда, вроде бы не все слушаются"

   В Москве примерно такая же ситуация. На епархиальных собраниях святейший указывает на необходимость 3 погружений, но на практики некоторые допускают обливанство.


Анютик пишет:"Ведь уже давно ругают тех, кто крестит обливательно, такое крещение было вызвано суровой советской необходимостью. "

   Не совсем так. В некоторых регионах уже в синодальный период (под влиянием заподнорусского духовенства, для которых это было в порядке вещей; вспомним православных "белорусцев"-обливанцев, которых Собор 1620 года предписывал "перекрещивать"). Если почитать журналы начала 20 века, то там даже о кропительном крещении можно найти (причем в ряде случаев известно, что получив такое "крещение" , целые семьи уходили к белокриницким).  


Анютик пишет:"Так ведь отказались уже? "

  Отказаться - пока не отказались ( в ряде мест это повальная практика), но я же и говорю, что сегодня есть много положительных изменений и это дает надежду на продолжение диалога!
Православный старообрядец.

Neclud

Вот еще один интересный текст для интересующихся проблемами диалога:
http://www.samstar.ru/article/327/ (Интервью митрополита Московского и всея Руси Андриана журналистам Екатеринбургской и Верхотурской епархии РПЦ (МП) )
Православный старообрядец.

Neclud

Тем, кому интересна тема взаимоотношений со старообрядцами, советую ознакомиться с последним (вышедшим в пятницу) номером "Церковного вестника". На обложке, кстати, фотография, на которой митр.Ювеналий в Михайловской слободе. Материалы по старообрядчеству (а ему посвещено несколько полос!) открывает вводная статья выпускника ПСТГУ и моего близкого друга Евгения Юферева, затем размещены мнения по проблеме диакона Евгения Саранчи (клирик нашего храма), секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством И.И.Миролюбова, председателя Минской поморской общины (недавно подавшей прошение о присоединении к Белорусскому экзархату РПЦ МП) В.Е.Клементьева, известного исследователя старообрядчества Е.А.Агеевой. В конце номера (отдельно от остальных материалов по старообрядчеству) рецензия вашего покорного слуги на юбилейный альбом "Святыни Рогожского кладбища". Подборка материалов тем интереснее, что ЦВ - это официальное издание нашей Церкви ( как и ЖМП).
Православный старообрядец.