Единоверие и единоверцы. Вопросы и ответы

Автор Иванова, апреля 12, 2005, 10:14:44

« назад - далее »

Alvianta

ЦитироватьNeclud :
  В самой Службе стояния (на Каноне) слова "метание" нет, а вот в молитве Ефрема Сирина их 12 (пред ними 3 земных и после 1 земной).

А чем метания отличаются от земных поклонов?

Neclud пишет: " мы часть МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА."

Вот можно в этом месте по-подробнее :) В историческом аспекте :) На самом деле, очень интересно..

Alvianta пишет:"А вы двумя пальцами креститесь?"
Neclud пишет: "Да, конечно."

А вот если, например, я зайду в ваш храм и перекрещусь тремя пальцами... и к иконам подойду... Меня выгонят из храма?
Я слышала, что это очень даже возможно... может быть не у вас правда

Neclud

#16
Alvianta пишет:"А чем метания отличаются от земных поклонов?"

   Метание- это земной поклон, при котором земли косаются коленями и руками, а голову не опускают.


Alvianta пишет:"А вот если, например, я зайду в ваш храм и перекрещусь тремя пальцами... и к иконам подойду... Меня выгонят из храма?"


К нам в Михайловскую Слободу приезжайте, пожалуйста! У нас никто Вам слова не скажет (вернее плохого слова:) ). Наоборот, у нас гостей очень любят!
     В  московский же  храм ходить не советую, они 3 перстов не допускают. У них есть формальное право Вас выгнать, т.к. Пункты митр.Платона (Левшина)1800года (документ на котором основывалось единоверие в синодальную эпоху) дают право не допускать к молитве брадобреющих и знаменующихся 3 перстами (ПОДЧЕРКИВАЮ, что именно право ( это не было гнушение новообрядцами, просто единоверцы боялись размывания древлеправославного чина), но, отнюдь не рекомендация и, уж тем более не закон). Хотя, если службы не будет, думаю Вам ничего не скажут.

   Об истории расскажу вечером, сейчас убегаю в библиотеку.
Православный старообрядец.

Иванова

ЦитироватьNeclud :
В  московский же  храм ходить не советую, они 3 перстов не допускают. У них есть формальное право Вас выгнать, .

   Об истории расскажу вечером, сейчас убегаю в библиотеку.

а если у них перекрестится 2,5 перстами - выгонят, или пожурят?:)
хочешь, я научу тебя летать?

Neclud

#18
Итак, продолжим...

Alvianta пишет:"Вот можно в этом месте по-подробнее  В историческом аспекте  На самом деле, очень интересно.. "

      Дело в том, что РПЦ МП (равно как и РПЦЗ) включает в себя не только приходы нового (т.н. греко-российского), но и старого обрядов. Такие приходы сейчас называются старообрядными приходами РПЦ или единоверческими. С конца 18 века ряд старообрядческих общин присоединился к синодальной Церкви на условиях сохранения дониконовского богослужебного чина. В 1800 году общие условия такого единения были утверждены в подписанных Павлом I Пунктах митр. Платона (Правилах единоверия). "Пункты" сии во многом ограничивали свободу единоверческих приходов, но тем не мения послужили основой для развития старообрядных приходов в лоне Православной Российской Церкви. Жизнь единоверцев не была безоблачной. Негативную роль сыграли, например, миссионеры,пытавшиеся использовать единоверие как канал для приведения староверов в  РПЦ и принебрежительно относившимеся к древлему благочестию. Тем не менее единоверие развивалось. Когда в начале 20 века началась активизация церковной жизни, единоверцы в ней тоже принимали серьезное участие. Было проведено 2 Всероссийских съезда и ряд епархиальных. Активно участвовали единоверцы и в Соборе 1917-1918гг. К 1917 году у нас было ок.660 приходов и ок. 20 монастырей (в т.ч. 2 в Москве). Собор принял новое Определение о единоверии, снявшее ряд ограничений синодального периода. Так было разрешено любому приходу (если желает 5/4 общины) и прихожанину переходить с нового на старый обряд, были поставлены старообрядные епископы и т.д. Первым таким епископом был священномученик Симон (Шлеев) Охтенский (затем Уфимский). Он прославлен Собором 2000года для общецерковного почитания. В Советское время почти все приходы были уничтожены. На Соборе 1971года окончательно были ликвидированы "яко не бывшие" клятвы 1656 и 1666-1667 годов. Сейчас идет медленное возраждение. В МП сейчас ок.20 приходов, планируется открытие новых. За малым количеством приходов (открыть старообрядный приход не всегда легко, большую роль играет отношение епархиального архиерея) некоторые старообрядцы вынуждены либо посещать новообрядные храмы, либо молиться на дому. Среди нынешних православных старообрядцев очень много бывших новообрядцев, пришедших к выводу о необходимости возвращения к традициям древлего благочестия. На последнем Архиереейском Соборе РПЦ принято решение о создании комиссии, которая будет курировать старообрядные приходы МП и взаимоотношения со староверами других согласий. В РПЦЗ, кстати, сейчас есть особый старообрядный епископ, в России же они были уничтожены во время гонений на Церковь. Это если кратко...
Православный старообрядец.

Neclud

Иванова пишет:"а если у них перекрестится 2,5 перстами - выгонят, или пожурят?"

   Ну...я б за ересь посчитал;) Двуперстие суть выражение 2 догматов ( 2-х природ Христа  и Св. Троицы), троеперстие- догмата о Троице, а 2,5...ересь:boo: ;)
Православный старообрядец.

Анютик

Уважаемый  Neclud! А можно ещё про пение спросить? Как у вас считают, всегда ли будет слышно, что знамя поется не по крюкам, а по нотам? Какая манера должна быть? Что такое "Устная традиция"? Может ли быть у никониан выработка собственной традиции пения не по крюкам, а по нотам? Допустим, что хор поет уже около 10 лет, обиход почти наизусть, почти наизусть октоих, очень четко это оказалось слышно, когда стали петь триодь по топорам, вроде бы ненамного сложнее, а стали спотыкаться, при пении Октоиха не ошибаемся. Ну и вот, обязательно ли в таком случае учить крюки всем (регент и ещё некоторые знают, но далеко не все)?
И как вообще относятся старооброобрядцы к попыткам никониан возрождать знаменное пение? Как относятся к ежегодным практическим съездам любителей древнерусского пения? Их уже два в Москве было. Были там и старообрядцы, из Москвы, кажется, только о. Леонтий и ещё один головщик Михал Федорыч Никонов на 1-м съезде. Были ещё из Риги. Приходите в этом году, с диском Милованова. ;)  Заходите на форум http://talk.canto.ru/ о Древнерусском пении и Богослужении.

Neclud

Анютик пишет:"Приходите в этом году, с диском Милованова.  Заходите на форум http://talk.canto.ru/ о Древнерусском пении и Богослужении"

 Спаси Христос! Очень интересно. Я слышал о съездах, но, к сожалению, в 2004 году не был.


Анютик пишет:"А можно ещё про пение спросить?"

   Конечно, можно, но я к сожалению птичка не певчая :(, поэтому смогу ответить (да и то как смогу) лишь на часть вопросов. Уж извините!



Анютик пишет:"И как вообще относятся старооброобрядцы к попыткам никониан возрождать знаменное пение? "

   Конечно положительно!


Анютик пишет:"Как относятся к ежегодным практическим съездам любителей древнерусского пения? "

    Ими очень интересовался о.Иоанн Миролюбов, ныне являющийся консультантом ОВЦС.


Анютик пишет:"Как у вас считают, всегда ли будет слышно, что знамя поется не по крюкам, а по нотам?"

   Я думаю, что профессионал, конечно, отличит.


Анютик пишет:"Ну и вот, обязательно ли в таком случае учить крюки всем (регент и ещё некоторые знают, но далеко не все)?"

    Могу как историк отметить, что проблема сия не нова. Ещена единоверческих съездах отмечали, что со знанием крюков у многих проблема. Тогда специально разрабатывали переложение на ноты...По мне знаменное пение по нотам все равно в 100 раз лучше, чем партесное.

   Простите, что ответил кратко и не на все вопросы. Увы, я не певчий. Думаю, что Вам было бы инересно пообщаться с нашим настоятелем - священноигуменом Иринархом...Он и на слух замечательно по памяти поет, и теорию великолепно знает (до принятия сана он был головщиком единоверческого храма свт. Николы на Рогожке-того, что сейчас обратили в новообрядный).

 ВСЕМ, ВОПРОШАВШИМ О ЕДИНОВЕРИИ.
Сегодня Св.Синод утвердил состав Комиссии о которой я писал выше.
Православный старообрядец.

Анютик

Neclud !
Спаси Господи!
А дайте какую-нибудь ссылочку на старообрядческий форум. Может я туда схожу со своими вопросами по пению.

Neclud

Анютик пишет:" А дайте какую-нибудь ссылочку на старообрядческий форум. Может я туда схожу со своими вопросами по пению."

Самый известный форум ствроверов всех согласий:http://staroobrad.fastbb.ru/
Православный старообрядец.

Neclud

Всех с праздником- Входом Господним во Иеросалим!(*)
   Поделюсь небольшой радостью!
 Долгое время единоверцам приходилось  пользоваться календарями - журналами РПСЦ и РДЦ (официальных календарь РПЦ МП конечно хорош, но он рассчитан на новообрядные приходы). На этой неделе ситуация изменилась!  Наш приход (хотя и с некоторым опозданием) издал единоверческий "Церковный календарь 2005/7513", включающий в себя не только месяцеслов, но и великолепную (и по содержанию, и по качеству исполнения: на мелованной бумаге, с цветными фотографиями) "Летопись Единоверческого храма Архангела Михаили села Михайловская Слобода".:) :) :)

(*) Иеросалим-это не Иерусалим с опечаткой, а Иерусалим в староверской традиции.:pro:
Православный старообрядец.

Иванова

Значит, я так поняла,
1). У вас особый свой собственный епископат?
2). Ваш календарь чем-то отличается. Чем?

А если никонианин будет в вашем храме исповедоваться, его допустят до причастия? А если старообрядец другого согласия?
хочешь, я научу тебя летать?

Neclud

Иванова пишет:"У вас особый свой собственный епископат?"

  Нет, сейчас в России у нас нет особых епископов (есть только в РПЦЗ- Даниил Ирийский). Наши довоенные епископы, находились в определенной зависимости от правящих (новообрядных). Слово "викарий" в постановлениях Собора 1917-18гг. отсутствует, т.к. это поздний институт, но на практике его применяли и к некоторым нашим епископам. 29 МАЯ у нас в Слободе ожидается большой праздник (будет конференция посвященная 100 ЛЕТИЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ЗАКОНА О ВЕРОТЕРПИМОСТИ), служить Литургию старым чином будет митр. Ювиналий Крутицкий и Коломенский.

Иванова пишет:"Ваш календарь чем-то отличается. Чем?"

  В настоящем издании присутствуют дни памяти только дораскольных святых и священномученика Симона (в дальнейшем возможны изменения, пока решили напечатать так).Все выверяли специально по дораскольным святцам. Все праздники, имена и т.д. даны по старообрядчески (иудеи - июдеи, Предтеча- Предотеча и т.д.). Трапезы проставлены в соответствии с нашей традицией. Есть и еще ряд моментов, которые у нас различаются...Ну, например, у новообрядцев св. блгв. кн. Анна Кашинская имеет 2 дня памяти, у нас 3...
Православный старообрядец.

Neclud

Иванова пишет:"А если никонианин будет в вашем храме исповедоваться, его допустят до причастия? А если старообрядец другого согласия?"

    Новообрядца допустят к Чаше ( разумеется, что при условии, что подготовится к причастию соответствующим образом и не будет отлучен за грехи от Причастия). По поводу взаимного разрешения на причастие единоверцам у новообрядцев и новообрядцам у единоверцев есть пункт в Определении о единоверии Собора 1917-1918 гг.
Со старообрядцем вопрос очень личный...для священника...Врядли кто-то просто так побежит к нам причащаться, и в РПСЦ, и в РДЦ исповедаются обычно у своего духовного отца, он и причащает...здесь я ответить не берусь, очень личный момент.
 В общем же отмечу, что причащаются староверы обычно постами (т.е. причастие не особенно частое), перед тем серьезно подготовившись (неделя строгого поста, чтение канонов правильных и т.д.).
Православный старообрядец.

Саломон

А язык богослужебный у старообрядцев такой же, как у нас или там славянский тоже какой-то более древней редакции?
Сонное
Теоретически
Умное
Дитя
Естественно
Не желающее
Трудиться

Neclud

Саломон пишет:"А язык богослужебный у старообрядцев такой же, как у нас или там славянский тоже какой-то более древней редакции?"

      Я выше упоминал, что некоторые слова (Предтеча-Предотеча и т.д.) имеют иную форму...Есть еще различия в ударениях, у нас традиционное для Московской Руси ударение на первый слог (например, "ВО веки веком", а не "Во вЕки веков"). Кончно, кое какие различия есть, т.к. наши переводы сделаны раньше и язык к середине 17 века несколько изменился (да и многие переводчики, мягко говоря, славянский знали плохо), но в целом для того, чтобы понять язык службы никакой новой языковой подготовки не надо, язык один.
Православный старообрядец.