Мифы и реальность оккультной теории духовной эволюции религий

Автор Хранитель, октября 15, 2005, 05:01:43

« назад - далее »

Хранитель

Мифы и реальность оккультной теории духовной эволюции религий

http://apologet.narod.ru/sekto/text/sektoved/evol_relig/e_relig.htm  

Понятие «эволюция» у многих наших соотечественников порой вызывает чуть ли не религиозное чувство благоговения. Оно ассоциируется с чем-то передовым, научным, несущим прогресс и благо людям. Но всегда ли это так? Этот вопрос задают уже очень и очень немногие. Теософия (1), агни-йога (2), антропософия (3): все эти и многие другие оккультные учения придерживаются так называемой теории «эволюции религий». Чему же учит эта теория?

Теория духовной эволюции религий гласит, что источник происхождения всех религий един, а следовательно, все религии учат одному и тому же, но делают это по-разному: отличия касаются подхода к теме, детальности ее раскрытия. Каждый новый учитель приходит на Землю тогда, когда необходимо дать очередной эволюционный толчок духовному развитию человечества, открыть новое понимание истины. При этом каждый «великий учитель» дает ту часть знаний, которая необходима человечеству в момент его прихода на Землю, следующий «учитель» дает следующую часть знаний и т.д. Таким образом, все религии представляют собой звенья одной цепи общего духовного развития человечества. В книгах агни-йоги читаем: «...Истина написана в Беспредельности, но каждый день она откроет новый иероглиф своей вечности...» (4); «Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания» (5); «Истина все та же, но сочетания иные, соответственно сознанию» (6); «Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность» (7). В данной статье мы попытаемся исследовать состоятельность оккультной теории «эволюции религий». Подразумевает ли в действительности оккультная теория «эволюции религий» их эволюционную смену? «Махатмы» теософии и агни-йоги много говорят о своих буддийских корнях, но учит ли буддизм эволюционной теории? И, наконец, может ли эту теорию принять христианство, и если нет, то почему? Но прежде всего мы остановимся на извечном вопросе: что есть истина?

В философском словаре можно прочитать следующее определение истины: «Истина – адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания...» (8). Истина соответствует фактам (9). Истина есть объективная реальность, существующая независимо от наших мнений о ней: «...П.А. Флоренский отмечал: «Наше русское слово «истина» ... сближается с глаголом «есть» (истина – естина). Так что «истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина – «сущее», подлинно-существующее, в отличие от мнимого, не действительного... Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи» (10). При этом нужно четко разделять такие понятия как «истина» и «знание» о ней. Знание есть «восприятие истины познающей личностью» (11). Если «истина» есть объективная реальность, то по своей природе она может быть только абсолютна и не может видоизменяться, знания же о ней имеют относительный характер. Это очень хорошо понимают православные богословы: «...понятия о Боге, конечно, не тождественны Богу и не Божественны, хотя Бог в них может и отражаться и пребывать,... рациональные определения Бога ограничивают Бога, ибо неизбежно узки,... не только Сам Бог выше нашего разума, но выше него и то, что может быть пережито нами в богообщении или узрено в богооткровении» (12). Человеческое познание Бога ограничено, Священное Писание прямо говорит об этом: «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1Кор.13:9). Если понятие «истина» мыслится в абсолютных категориях, как на этом настаивают христиане, то вывод из всего может быть только один: в процессе духовного развития человека меняется не истина, а наше представление о ней (13). И оккультистам стоило бы говорить о неполноте нашего знания об истине, а не об относительности самой истины: «Истину относительности приняли в математике, и оказались все прежние вычисления негодными. Та же относительность существует в мире эволюции. Те же понятия Света и мрака, счастья и несчастья, труда и покоя следуют по тому же закону относительности» (14). О ккультизм видит относительность во всем: «...явление относительности во всем» (15), в том числе и в категориях добра и зла: « уже много твердили людям об относительности добра и зла» (16). Но если это так, то как возможны следующие утверждения: «Истина и Вечность синонимы» (17), а также: «если твердо убеждение, что истина одна, не может быть опасений, что найдется какая-то другая истина» (18); «Учение Христа (19) – Истина, и потому как может отрицающий Истину прозреть?» (20). Нет ли здесь противоречий? Помимо того, что оккультисты делают утверждения, противоречащие их же заявлениям об относительности истины, они не замечают внутреннего противоречия в своей логике. Если нет ничего абсолютного, если все истины относительны, то и данное утверждение, по сути, является относительным, а не абсолютным и не может авторитетно отрицать существование абсолютных истин. Если нет абсолютных истин, значит подтвердить (или опровергнуть) истинность оккультных учений невозможно, так как нет эталона, с которым можно было бы их соотнести. В то же время в агни-йоге утверждается: «Истина все та же, но сочетания иные, соответственно сознанию» (21). Но если истина «все та же», то она уже не является относительной, она становится вечной по своей сути, т.е. абсолютной, но как же тогда быть с заявлениями об относительности всего, а следовательно, и истины? Если истина одна и неизменна, никаких новых истин быть не может. Христианство утверждает, что истина не может измениться только потому, что мы узнали о ней еще что-то. Именно на таких предпосылках формируется отношение христиан к догматам Церкви. Профессор Верховский пишет: «Бог неизменен, истина Его неизменна, Его знание о мире тоже неизменно, поэтому небесное или Божественное откровение непреложно и вечно по содержанию» (22). Догматы не выдуманы людьми, в их основе лежит Божественное Откровение. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «... как знающий все и промысляющий для каждого полезное, Он открыл то, что знать нам полезно; а о том, что мы не смогли бы вместить, умолчал. Да удовольствуемся этим и да пребудем на том,...не преступая божественного предания » (23). Почему христиане говорят о неизменности догматов? Из-за узости мышления или неспособности воспринять что-либо новое? Нет, главная причина заключается в том, что Священное Писание учит о неизменности Истины: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), но если это так, то могут ли появляться истины, противоречащие Божественному Откровению? Если Истина неизменна, то все, что ей противоречит, есть ложь, а отцом лжи Священное Писание называет дьявола (Ин.8:44). Как же христиане могут согласиться с ложью? Разве может христианин проявлять толерантность в столь существенном вопросе только потому, что проявлять толерантность модно? Ведь «христианин есть человек, который призван судить обо всем по существу, невзирая не только на лица, но и на какие бы то ни было формы и внешние обстоятельства» (24). Разве все равно, во что верить и что считать истиной или догматом? Вряд ли, тем более что «религиозный догмат может изменить самый ум того, кто его исповедует» (25). Мировоззрение формируется догматами, на них строится весь духовный опыт человека (26). Оккультисты утверждают: «Эволюция требует новых форм во всем» (27). Но новые формы не есть новое содержание. Можно приветствовать новые формы, отражающие данное Богом Откровение, но как должен поступать христианин, если новые формы наполняются противоположным Божественному Откровению содержанием? Вот ответ Священного Писания: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Итак, отвергает ли христианство духовную эволюцию? Нет, если под эволюцией понимать более полное раскрытие данного Богом Откровения, которое выражено через Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви; известный богослов, профессор Верховский пишет: «Для верующего человека бесконечно восходить к Богу, к Его всесовершенному бытию есть главное назначение и смысл жизни» (28). Такая эволюция, понимаемая как восхождение души к Богу, - смысл всей жизни православного христианина. Но если же под эволюцией подразумевать подмену Божественного Откровения какими-либо еще «откровениями», противными Божественному Откровению, то христианство ее отвергает.

Оккультисты обратились к концепции духовной эволюции в то время, когда появилась и вошла в моду теория Дарвина о происхождении видов. Теория Дарвина была спроецирована оккультизмом на область духовной жизни, хотя перенос закономерностей этой теории даже в социальную сферу некорректен, потому что «эволюционные процессы в природе и обществе не просто различны по своим конкретным механизмам, а относятся к существенно различным типам эволюционных механизмов» (29). Однако, как показывает практика, большинство людей не вдается в детали и не осознает, что одно и то же понятие может означать совершенно разные теории. Тем более, что даже если бы удалось доказать истинность теории Дарвина, то это не означало бы истинности оккультной теории «эволюции религий». Сама по себе теория Дарвина носит предположительный характер: так как «...воспроизвести в сколько-нибудь наглядном виде события, происходившие при возникновении жизни невозможно,...теория эволюции все больше и больше воспринимается ...как совокупность научных гипотез...» (30). Фактически оккультисты обратились к теории эволюции потому, что в XIX в. она представлялась авангардом научного знания, любое же несогласие с этой теорией в глазах «просвещенной общественности» считалось признаком отсталости и невежества. Подобный, чуть ли не религиозный подход к науке, встречается и поныне, но насколько он обоснован? Попытки возвести науку в абсолютный авторитет опираются на несколько мифичное представление о ней.

Противостояние науки и религии началось в XVIII веке после появления так называемых французских «энциклопедистов» (31), которые, противопоставив религии науку, использовали последнюю для подтверждения своих богоборческих идей. Наука стала инструментом, используемым в идеологических целях, и ее возможности были значительным образом мифологизированы. Что представляет собой научная истина? Истиной в науке считают то, что представляется ученым наиболее достоверным на данном этапе развития научного знания. Фактически истинность всех научных теорий относительна, все они условны (32). Об однозначной достоверности науки говорить нельзя (33). Определенной научной теории отдается предпочтение потому, что она объясняет имеющиеся факты наилучшим в тот момент образом, но ни один ученый не может гарантировать, что предлагаемое данной теорией объяснение имеющихся фактов исчерпывающе и что со временем не могут быть выявлены факты, объяснить которые, оставаясь в рамках этой теории, науке не удастся. Помимо того, нельзя не учитывать человеческий фактор, способность субъективно оценивать имеющиеся данные. Увы, ученые, как и все остальные люди, не свободны от предвзятости. В науке есть такое понятие как «парадигма», парадигма – это «совокупность убеждений, ценностей и технических средств, характерных для научного сообщества и обеспечивающих существование научной традиции» (34). Парадигма объединяет ученых, она определяет как круг научных проблем, так и методы, применяемые для их решения. Парадигма, в сущности, представляет собой систему неких взглядов на мир и его природу, на знание о мире, также она включает в себя методы расширения этого познания. Парадигма не абсолютна и периодически сменяется другой парадигмой путем научной революции, при этом «...выбор новой парадигмы диктуется не столько логическими, сколько ценностными соображениями» (35). Ни один ученый не может утверждать абсолютную истинность парадигмы, так как наука по своей природе не способна формулировать абсолютные истины и постулирует принцип относительности своих знаний, в противном случае наука автоматически превратилась бы в религию. Развитие науки происходит не только благодаря накоплению знаний, но также благодаря непрерывной интерпретации и переоценке уже имеющихся фактов, созданию новых гипотез для их объяснений (36). Постепенное накопленных фактов, не совпадающих с имеющимися теориями, ведет к кризису – научной революции, в ходе которой старая парадигма сменяется новой (37). В науке не существует абсолютного критерия истинности знания, парадигма – это всего лишь предположение о том, что истинная картина мира выглядит так, как она описана на сегодняшний день наукой, но наука не может сказать, соответствует ли реальное положение вещей существующей в тот момент парадигме. Эволюционная теория происхождения видов научна, но это означает вместе с этим, что она, как и любая другая научная теория, относительна, и считается истинной до тех пор, пока не опровергнута. Оккультисты используют понятия, позаимствованные ими из науки, стремясь тем самым придать своим доктринам большую авторитетность. Но не нужно забывать, что оккультизм никакого отношения к академической науке не имеет и что научная теория эволюции никак не связана со своим оккультным однофамильцем.

Что представляет собой учение о «духовной эволюции» в оккультизме? Попытаемся разобраться поподробнее. Оккультисты утверждают: «Эволюция нуждается в направлении нашего сознания» (38). Направлять «наше сознание» должна так называемая «оккультная иерархия»: «Потому каждый дух должен понять Иерархию, как Покровителей человечества, – так слагается эволюция и творчество насыщается огненно» (39). При этом духовная «эволюция», с точки зрения оккультизма, требует положить в основание всей духовной жизни человека оккультные законы: «...эволюция духа требует внесения Йоги (агни-йоги. – В.П.) в жизнь» (40). Определять же «что есть истина» предлагается, опираясь на чувства: «... нужно внимательно прислушиваться к чувствам Агни Йога, в них заложена Истина, как пламя света» (41). Никакого самостоятельного духовного выбора оккультизм не предлагает, так как законы оккультной эволюции определяются «махатмами», от простых последователей требуется лишь подчинение: «Считаю, что эволюция совершается малым меньшинством» (42). При этом «малое меньшинство», заботящееся об «общем благе», должно прибегать для достижения «эволюции» к революциям: «Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи» (43). Как происходят революции и каковы их результаты, успешно показал в России «махатма» Ленин (44). Оккультная теория «эволюции» не предполагает постепенного возрастания от одной религии к другой с сохранением того лучшего, что было в предыдущей, она подразумевает уничтожение традиционных религий и замену их собой: «Сожигание старых мостов не дает поступательной отметки, но оно дает возможность наступления. Ценно не только стремиться, но и уничтожить сор позади. Сейчас видите, как большинство могло бы двинуться, но им жаль векового сора» (45); «Самое практичное было бы уничтожить все комментарии, сделанные после трех веков от ухода Учителя» (46). Итак, в действительности учение о «духовной эволюции» представляет собой доктрину о смене традиционных религий оккультизмом, осуществленную революционными методами. Во главе всего этого процесса стоят приближенные к «махатмам» люди, которые, опираясь на свои чувства и голоса «тонких учителей», решают в каком направлении человечество должно «эволюционно» двигаться, но главное - никакой естественной эволюционной смены одних религий другими, согласно оккультной теории «эволюции», не существует. Так что само слово «эволюция» здесь используется некорректно, правильнее было бы говорить о призыве и стремлению оккультистов к революционному уничтожению традиционных религий.

Продолжение...

http://apologet.narod.ru/sekto/text/sektoved/evol_relig/e_relig.htm
Виталий