Единоверие и единоверцы. Вопросы и ответы

Автор Иванова, апреля 12, 2005, 10:14:44

« назад - далее »

Neclud

Иванова пишет:"а текст "Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова" - правильный? и почему староообрядцы не приемлют наш вариант???"

   Да, правильный. А не используем новообрядный, т.к. в дораскольных книгах по-иному (справедливости ради скажу, что в некоторых наших песнопениях есть и вариант одинаковый с вашим, но только в определенных случаях).


Иванова пишет:"Старообрядческая Паслестина" что это???"

"Старообрядческой Паслестиной" называют Гуслицы. Гуслицы же-это неофициальное название района в  Подмосковье, густо заселенного староверами (к юго-востоку от столицы).
Православный старообрядец.

Иванова

ЦитироватьNeclud :
   Да, правильный. А не используем новообрядный, т.к. в дораскольных книгах по-иному

в таком случае, будте добры объяснить следующее:
в старообрядческом храме, на рогожке кажется, есть подкупольное изображение троицы, где Бог Отец изобрАжен в виде старичка седобородого. но насеолько я знаю старообрядцы выступали против такого рода изобржений. как ЭТО могло появиться в старообрядческом храме
хочешь, я научу тебя летать?

Neclud

Иванова пишет:"в таком случае, будте добры объяснить следующее:
в старообрядческом храме, на рогожке кажется, есть подкупольное изображение троицы, где Бог Отец изобрАжен в виде старичка седобородого. но насеолько я знаю старообрядцы выступали против такого рода изобржений. как ЭТО могло появиться в старообрядческом храме"

  Не понял почему "в таком случае", изображение Бога Отца- это, отнюдь, не никоновское нововведение.  Это достаточно распространенный сюжет в старообрядческих храмах (у нас в Слободе тоже имеется), пишут, кстати, его и сейчас. Еще митр. Макарий доказывал право на его существование имеющейся практикой. Ну, а почему рогодане захотели иметь у себя такое изображение- это, сами понимаете вопрс не ко мне.


    Прощаюсь со всеми на несколько дней, т.к. завтра отбываю в Киев.
Православный старообрядец.

Neclud

Рад всех приветствовать! Вернулся я из слвавного города Киева, впечатлений масса (от сугубо личных до посещения "богослужения" возглавляемого анафематом "Патриархом" Филаретом). Кстати, собственными глазами убедился, что провозглошавшееся в 19 веке "троеперстие" Илии Муромца-вымысел синодальных миссионеров. У св.Илии сложены ДВА перста, причем это видно очень четко ( и не только в самих пещерах, но и на фотографии в выпущенной Киево-Печерской Лаврой брошюре).
Православный старообрядец.

Анютик

ЦитироватьNeclud :
Со старообрядцем вопрос очень личный...для священника...Врядли кто-то просто так побежит к нам причащаться, и в РПСЦ, и в РДЦ исповедаются обычно у своего духовного отца, он и причащает...здесь я ответить не берусь, очень личный момент.
Как же так? Разве могут быть какие-то вопросы или личные решения священника по этому поводу? Ведь все, кто не подчинаются патр. Алексию, не могут не только причащаться у нас, но и молиться? И нам тоже нельзя с ними молиться. Или я не права? А когда бывают различные старообрядческие съезды, конференции и т.п., молятся вместе старообрядцы единоверцы и неединоверцы? Это можно или нельзя? Есть какие-то канонические правила насчет того с кем можно молиться и причащаться?
И ещё. Если старообрядец-единоверец положительно относится к никонианам и заходит иногда в никонианский храм, то как будет он креститься? Принципиально ли это, или все-таки обряд - только внешняя форма, которую можно изменить?
ЦитироватьNeclud :
 В общем же отмечу, что причащаются староверы обычно постами (т.е. причастие не особенно частое), перед тем серьезно подготовившись (неделя строгого поста, чтение канонов правильных и т.д.).
Так, получается, что вы держитесь за практику редкого причастия 17 века. А все ли старообрядцы считают, что это хорошо? Не лучше ли уменьшить строгость подготовки и причащаться чаще? Или вам уже так и нельзя что-то менять в своей практике?
А может никонианин перейти к единоверцам, чтобы поучиться практике, а потом вернуться назад? Такие случаи бывают?

Neclud

Анютик пишет:"Так, получается, что вы держитесь за практику редкого причастия 17 века. А все ли старообрядцы считают, что это хорошо? Не лучше ли уменьшить строгость подготовки и причащаться чаще? Или вам уже так и нельзя что-то менять в своей практике?"

   Да, придерживаемся практики редкого Причастия, установившейся в Русской Церкви примерно с 15 века. Скажу честно, я не совсем с этим согласен. Но вопрос этот обсуждался на собрании общины несколько лет назад и было решено оставить практику причащения Постами и в День Ангела (хотя, конечно, бывают исключения), соответственно пока решили оставить старую практику.


Анютик пишет:"А может никонианин перейти к единоверцам, чтобы поучиться практике, а потом вернуться назад? Такие случаи бывают?"

    А зачем "переходить" (собственно и перехода то нет), приходите - молитесь!

Анютик пишет:"Если старообрядец-единоверец положительно относится к никонианам и заходит иногда в никонианский храм, то как будет он креститься?"

    Двумя перстами, я чаще всего еще и с лестовкой стою.



Анютик пишет:"Как же так? Разве могут быть какие-то вопросы или личные решения священника по этому поводу? Ведь все, кто не подчинаются патр. Алексию, не могут не только причащаться у нас, но и молиться? И нам тоже нельзя с ними молиться. Или я не права?"

     Формально да, но на практике белокриницкие даже на клиросе бывают. После Собора 1971 года проблем по этому поводу не возникает...
В отношении же причастия я имею ввиду, не то, что пастыри решат "просто так", им виднее...Все не так просто...Были прицеденты причащения еще не присоединенных поморцев ( поверте, архиереи, мягко говоря не были против...) . Подобные ситуации не есть самоуправство, архиереи в курсе... Не хочу здесь разбирать такие тонкие вопросы, но в Слободе Вам на них ответят подробно.

Анютик пишет:"А когда бывают различные старообрядческие съезды, конференции и т.п., молятся вместе старообрядцы единоверцы и неединоверцы? Это можно или нельзя? "

   Формально нет, но за едой некоторые молятся. Скажем так, это вопрос личной совести.
Православный старообрядец.

Анютик

Neclud пишет:
...соответственно пока решили оставить старую практику
Так все-таки главное - практика, уже сложившаяся. Это, наверное, чтобы других старообрядцев не искушать. Но хорошо, что все-таки вопрос обсуждался.

Neclud пишет:
А зачем "переходить" (собственно и перехода то нет), приходите - молитесь!
Уж больно к вам далеко... Говорят, для нашего дела (пения) необходимо изучать старообрядцескую традицию, вот это и интересует. Но меня лично пугает длинная служба, ну и её непривычность...

Neclud пишет:
Двумя перстами, я чаще всего еще и с лестовкой стою.
А у нас тоже иногда некоторые с лестовками стоят, только четки другого вида народ не смущают, а вызывают интерес, а вот крестное знамение почему-то смущает... Так Вы и в институте 2-мя креститесь? А как другие относятся?

Neclud пишет:
Были прицеденты причащения еще не присоединенных поморцев
А сейчас они уже присоединились? Я слышала, что Рижская община собиралась присоединятся. Как-то странно это. Вот у нас на Украине, когда Филарет ушел в раскол, многие (на Зап. Украине) даже не поняли, что произошло и, может, до сих пор ходят в ту же "Церкву", а в Крыму (не знаю про весь восток) очень ревностно относятся к тому, какой париарх у приезжих... Так есть каноны или нет? Хотя, действительно, архиереям виднее... все так сложно.

А что такое Собор 1971 года? А ссылки есть у Вас? Пункты митр. Платона можно почитать в сети? Материалы Поместного собора 1971 года? Там просто сказано, про равноспасительность, да? А где кто-нибудь говорит про 2 перста, есть такие материалы? Вот хорошо бы как раз преподавателей Духовных школ, а то знаю людей, которых именно двоеперстие почему-то смущает...

Neclud

Анютик пишет:"а вот крестное знамение почему-то смущает... Так Вы и в институте 2-мя креститесь? А как другие относятся?"
   Я не студент ПСТГУ, но, когда прихожу, то крещусь двумя...Да, собственно, многие знают, что я единоверец...Короче говоря, никто ничего плохого не никогда не говорил.




Анютик пишет:"А что такое Собор 1971 года? А ссылки есть у Вас? Пункты митр. Платона можно почитать в сети? Материалы Поместного собора 1971 года? Там просто сказано, про равноспасительность, да? А где кто-нибудь говорит про 2 перста, есть такие материалы? Вот хорошо бы как раз преподавателей Духовных школ, а то знаю людей, которых именно двоеперстие почему-то смущает..."
 Да, это Материалы Поместного собора 1971 года. По поводу наличия в сети не знаю, но во всех больших библиотеках должны быть. А выдержки можно, например, у прот.Владислава Цыпина прочесть в "Истории РПЦ 20 века" ( изданного как продолжение истории митр.Макария"). Там не только о равноспасительности, не еще  клятвы на старообрядцев признаны "яко не бывшие". А про древность 2 перстов надо читать проф.Каптерева, у него с Субботиным ( конорый, кстати, вместо научной полемики и христианской любви, натравливал на проф.Каптерева Победоносцева) целый диспут был (например, статья "Оправдание на несправедливые обвинения", содержащаяся в пкреиздании кн. "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов").


Анютик пишет:"Так есть каноны или нет? "

  Четких канонов нет, есть прециденты в церковной истории.


Анютик пишет:"А сейчас они уже присоединились? Я слышала, что Рижская община собиралась присоединятся. "

   Рижкая Гребенщиковская Старообрядческая община (в изгнании) полностью не присоединилась, многие еще раздумывают от кого получить иерархию. Их духовный наставник - о.Иоанн Миролюбов, ныне консультант ОВЦС по вопросам староверия. Так что одни присоединились, другие думают. Недавно присоединилась Минская община (предс. В.Климентьев).
Православный старообрядец.

Анютик

Спаси Христос! Книжки нашли - почитаем.

Rusalka

Здорово! Такой интерес к единоверию!
Есть и у меня несколько вопросов к ув. пользователю Neclud:

1. Выше в Вашем сообщении упоминался Иоанн Миролюбов как отец. Восстановили ли рижские беспоповцы иерархию, или это просто по традиции?
2. На конференции, посвященной 300-летию единоверия, были конфликты, связанные с нежеланием единоверческих клириков служить с теми, кто придерживается пореформенного обряда. Как вы относитесь к такому явлению? Мне. например, больно, когда единоверие вырождается просто в "одно из согласий", хоть и внутри РПЦ.
3. Как Вы оцениваете деятельность храма св. Николы на Берсеневке?
На вечность времени не хватает...(с) С.Беккет

Neclud

Rusalka пишет:"Выше в Вашем сообщении упоминался Иоанн Миролюбов как отец. Восстановили ли рижские беспоповцы иерархию, или это просто по традиции?"

   Нет, как я и писал выше община еще не определилась с конечным выбором. Поморские наставники из уважения по традиции называются "отцами", но священства не имеют. Отнасительно же о.Иоанна (Ивана Ивановича), то он уже единоверец, но еще не рукоположен.

 Rusalka пишет:"На конференции, посвященной 300-летию единоверия, были конфликты, связанные с нежеланием единоверческих клириков служить с теми, кто придерживается пореформенного обряда. Как вы относитесь к такому явлению?"

   200-летию, только.
  Сразу оговорюсь, что единоверцы (это законодательно закреплено) имеют право не участвовать в массовых крестных ходах и т.д., но это устоновлено лишь для того, чтобы избежать размывания чина. В тоже время, Собор 1917-18гг. регулирует правила проведения совместных богослужений, проводимых по обоюдному согласию.
  Но у Вас вопрос я так понимаю о другом... Питерские события (я так понимаю Вы о них)- ЛИЧНАЯ инициатива о.Петра (Васильева), они возмутили не только меня, но и еще очень многих единоверцев. Деятельность о.Петра - вопрос особенный (у него и прихожан -то человек 20-30), у нашей общины с ним очень напряженные отношения. Один мой знакомый единоверческий священник более полу года служил в Москве в новообрядном храме (благословлял и крестился 2 перстами, а все остальное в храме служил по чину прихода), гнушения нет...Пусть Вас не смущают такие выпады, большая часть единоверцев их не разделяет.

Rusalka пишет:"Как Вы оцениваете деятельность храма св. Николы на Берсеневке?"

  Если говорить об их увлечении древним чином, то это очень отрадно. Если же Вы имеете в иду их антиИНН-скую деятельность, то отрицательно.
Православный старообрядец.

Милаша

ЦитироватьNeclud :
Конкретно по поводу Царской семьи: в нашей общине (самая известная единоверческая община России в подмосковной Михайловской слободе) она почитается и даже очень сильно. Кстати, среди новомучеников, прославленных в 2000 году  есть и единоверцы. Например, священномученники Симон (Шлеев)-первый единоверческий еписком (Охтенский, затем Уфимский ) и Иоанн (Бороздин). О Владыке Симоне в Издательстве ПСТГУ должна выдти большая книга, но, увы, ее издание откладывается уже несколько лет.  

Уважаемый Неклюд,
 1)а есть чисто старообрядческие новомученики и где о них можно почитать?
2)Как единоверчество общается со старообрядчеством, признают ли вас старообрядцы и в каких вы отношениях?
3) Что говорят, когда старообрядцы и наши помирятся, наконец? Лично я старообрядцев уважаю и мне жаль, что мы в ссоре так долго.

Neclud

#72
Милаша пишет:"а есть чисто старообрядческие новомученики и где о них можно почитать"

  Да, конечно. Например, священномученик Афанасий (Федотов), епископ Иркутско-Амурский в РПСЦ, или прославленный в прошлом году на Соборе РДЦ,священномученик Пансофий (Ивлев), епископ Ростовский-на-Дону и Курский. Жития святых РПСЦ переодически появявляются в старообрядческой переодике (в РДЦ с этим сложнее), есть брошюры-жития. Может в лавке старообрядческого храма свт.Николы ( у м."Белорусская") еще есть житие еп. Афанасия.

Милаша пишет:"Как единоверчество общается со старообрядчеством, признают ли вас старообрядцы и в каких вы отношениях"

  Это сложный вопрос. Миссионерские выходки 19 века (насильное обращение в единоверие и т.д.) сделали свое дело, у части староверов к нам отношение как к "униатам". Формально мы такие же "еретики 2 чина" как и погружательно крещеные новообрядцы (т.к. находимся с ними в общении), но если брать личный уровень, то отношения, как правило, дружеские. Для меня они свои (кое-что об этом было выше). Между многими отцами дружба, я уж не говорю, о мирянах.

Милаша пишет:"Что говорят, когда старообрядцы и наши помирятся, наконец? Лично я старообрядцев уважаю и мне жаль, что мы в ссоре так долго."

    Я готов объединиться хоть сейчас БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, но, увы, все не так просто... К счастью, сейчас начался конструктивный диалог...Вчера был на одном закрытом мироприятии (V.I.P. вечере посвященном 100-летию распечатания алтарей Рогожки), где митр. Андриан, встречался с митр.Кириллом. Дай Бог,  диалог идет...Общаясь с телевизионщиками после банкета, митр.Кирилл отметил, что мы говорим сейчас не об объединении (т.к. за 350 лет накопилось очень много противоречий), сейчас главное диалог... Владыка прав, сегодня нужно подготовить площадку. Сам я готовлю материал для нашей единоверческой газеты, а пока можете посмотреть маленький материал о вчерашнем мироприятии одного моего знакомого :http://www.pravaya.ru/news/3271
Будем молить Бога о восстановлении единства Русского Православия.
Православный старообрядец.

Иванова

уважаемый Неклюд

от мужа

 вопрос. а как старообрядцы относятся к грядущей проблеме тотального контроля?  и присутствуют ли среди старообрядцев апокалиптические настроения? я помню, что первые старообрядцы воспринимали долгое время весь мир, как мир накануне второго пришествия. а тогдашнюю власть церковную как власть воцарившегося антихриста. но сейчас всетаки времена иные, и наверное восприятие жизни должно несколько отличаться
хочешь, я научу тебя летать?

Neclud

Иванова пишет:"а как старообрядцы относятся к грядущей проблеме тотального контроля? и присутствуют ли среди старообрядцев апокалиптические настроения? "

   Апокалиптические настроения (разной степени) можно встретить у беспоповцев, а у поповцев причин для них нет. Относительно "проблемы тотального контроля", то смотря, что под этим понимать. Если негативные стороны процесса глаболизации, то (как и в РПЦ) отношение внимательное, а если Вы об ИНН-ах, новых паспортах и проч., то и РПСЦ, и РПЦ соборно признали, что это не печать антихриста и их можно принимать. Из крупных отцов РПСЦ единственным противником ИНН-ов был протопоп Леонид Гусев (инов Леверий), скончавшийся несколько дней назад. Это человек, который фактически управлял Митрополией в последние годы правления своего брата митр.Алимпия, но даже это не дало ему возможности продвинуть свои идеи. Старообрядцы, к счастью, лишены экзольтации, поэтому у них не "мироточит" все и вся, они не капают могилки, чтобы подержать кого-нибудь за пяточку, к ИНН-м они подошли тоже здраво.
Православный старообрядец.